Расчет характеристик ряда распределения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строим вспомогательную таблицу 6 ( – середина интервала).


Таблица 6. Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения

Группы предприятий по товарообороту, тыс.руб. Середина интервала, Число предприятий, fj
1 2 3 4 5 6 7
375-459 417 4 1668 -168 28224 112896
459-543 501 5 2505 -84 7056 35280
543-627 585 11 6435 0 0 0
627-711 669 7 4683 84 7056 49392
711-795 753 3 2259 168 28224 84672
ИТОГО   30 17550     282240

 

Рассчитаем среднюю арифметическую взвешенную:

 

 

Рассчитаем среднее квадратическое отклонение:

 

 

Рассчитаем дисперсию:

 

σ2 = 972 = 9409

 

Рассчитаем коэффициент вариации:


Вывод. Анализ полученных значений показателей  и σ говорит о том, что средняя величина товарооборота составляет 585 тыс.руб., отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 97 тыс. руб. (или 16,5%), наиболее характерный товарооборот находится в пределах от 488 до 628 тыс. руб. (диапазон ).

Значение Vσ = 16,5% не превышает 33%, следовательно, вариация товарооборота в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =585 тыс. руб., Мо=593,4 тыс. руб., Ме=588,3 чел.), что подтверждает вывод об однородности совокупности фирм. Таким образом, найденное среднее значение среднесписочной численности менеджеров (585тыс.руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.



Вычисление средней арифметической по исходным данным о среднесписочной численности менеджеров фирм

Для расчета применяется формула средней арифметической простой:

 

,

 

Причина расхождения средних величин, рассчитанных по исходным данным (17550 тыс. руб.) и по интервальному ряду распределения (17670 тыс. руб.), заключается в том, что в первом случае средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти фирм, а во втором случае в качестве значений признака берутся середины интервалов  и, следовательно, значение средней будет менее точным. Вместе с тем, при округлении обеих рассматриваемых величин их значения совпадают, что говорит о достаточно равномерном распределении товарооборота внутри каждой группы интервального ряда.

Задание 2

 

По исходным данным (табл. 1) с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками товарооборот и средние товарные запасы, образовав шесть групп с равными интервалами по каждому из признаков, используя методы:

а) аналитической группировки;

б) корреляционной таблицы.

2. Измерить тесноту корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

Сделать выводы по результатам выполнения задания 2.

Выполнение задания 2

Целью выполнения данного задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, а также установление направления связи и оценка ее тесноты.

По условию Задания 2 факторным является признак товарооборот, результативным – признак средние товарные запасы.

1. Установление наличия и характера корреляционной связи между признаками товарооборотом и средними товарными запасами методами аналитической группировки и корреляционных таблиц

1а. Применение метода аналитической группировки

Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение  результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения  систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х- товарооборот и результативным признаком Yсредние товарные запасы. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):

 

Таблица 7. Зависимость объема продаж от среднесписочной численности менеджеров

Номер группы

Группы предприятий по

товарообороту, тыс. руб.

x

Число предприятий,

fj

Средние товарные запасы, тыс. руб.

всего

в среднем на одно предприятие,

1

2

3

4

5=4:3

1

2

3

4

5

6

 

ИТОГО

 

Групповые средние значения  получаем из таблицы 3, основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8:

 

Таблица 8. Зависимость объема продаж от среднесписочной численности менеджеров

Номер группы

Группы предприятий по

товарообороту, тыс. руб.

x

Число предприятий,

fj

Средние товарные запасы, тыс. руб.

всего

в среднем на одно предприятие,

1

2

3

4

5=4:3

1

375-459

4

684

171

2

459-543

5

995

199

3

543-627

11

1508

228

4

627-711

7

1771

253

1

2

3

4

5

5

711-795

3

882

294

ИТОГО

30

6840

1145

Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением товарооборота от группы к группе систематически возрастает и средний товарный запас по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

1б. Применение метода корреляционных таблиц

Корреляционная таблица строится как комбинация двух рядов распределения по факторному признаку Х и результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы таблицы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по признаку X и в k-ый интервал по признаку Y. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками - прямой или обратной. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему, обратная - по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Для факторного признака ХТоварооборот эти величины известны из табл. 4 Определяем величину интервала для результативного признака Yсредние товарные запасы при k = 5, у max = 301 тыс. руб., у min = 150 тыс. руб.:

 

Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют вид:


Таблица 9

Номер группы Нижняя граница, Тыс. руб. Верхняя граница, Тыс. руб.
1 150 180,2
2 180,2 210,4
3 210,4 240,6
4 240,6 270,8
5 270,8 301

 

Подсчитывая для каждой группы число входящих в нее фирм с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10).

 

Таблица 10. Интервальный ряд распределения фирм по объёму продаж

Группы предприятий по среднему товарному запасу, тыс. руб. у Число предприятий,  fj
150-180,2 4
180,2-210,4 4
210,4-240,6 12
240,6-270,8 6
270,8-301 4
ИТОГО 30

 

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).

 

Таблица 11. Корреляционная таблица зависимости объема продаж от среднесписочной численности менеджеров

Группы предприятий по товарообороту, тыс. руб.

 

Группы предприятий по среднему товарному запасу, тыс. руб.

 

ИТОГО
150-180,2 180,2-210,4 210,4-240,6 240,6-270,8 270,8-301  
375-459 2 1       3
459-543 1 2 2     5
543-627 1 1 9 1   12
627-711     1 5 1 7
711-795         3 3
ИТОГО 4 4 12 6 4 30

Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между среднесписочной численностью менеджеров и объемом продаж фирмами.

2. Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации  и эмпирического корреляционного отношения

Коэффициент детерминации  характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии  признака Y в его общей дисперсии :

 

 

где  – общая дисперсия признака Y,

 – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Общая дисперсия  характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

 

,


где y i – индивидуальные значения результативного признака;

– общая средняя значений результативного признака;

n – число единиц совокупности.

Межгрупповая дисперсия  измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

 

,

 

где  –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для расчета показателей  и  необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

 

 

Значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8. Используя эти данные, получаем общую среднюю :


= =228 тыс. руб.

 

Для расчета общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 12.

 

Таблица 12. Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии

Номер предприятия Средние товарные запасы, тыс.руб.
1 2 3 4
1 256 28 784
2 168 -60 3600
3 252 24 576
4 221 7 49
5 210 -18 324
6 278 50 2500
7 214 -14 196
8 169 -59 3481
9 288 60 3600
10 213 -15 225
11 150 -78 6084
12 208 -20 400
13 218 -10 100
14 227 -1 1
15 238 10 100
16 254 26 676
17 251 23 529
18 293 65 4225
19 158 -70 4900
20 188 -40 1600
21 237 9 81
22 239 11 121
23 191 -37 1369
24 236 2 64
25 215 -13 169
26 301 73 5329
27 228 0 0
28 230 2 4
29 263 35 1225
30 246 18 324
Итого 6840 14 42636

 

Рассчитаем общую дисперсию:

 

=

 

Для расчета межгрупповой дисперсии  строится вспомогательная таблица 13, При этом используются групповые средние значения  из табл.

Таблица 13ю Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы предприятий

по товарообороту,

тыс. руб. x

Число предприятий,

f j

Среднее значение в группе,

тыс. руб.  

1

2

3

4

5

375-459

4

171

-57

12996

459-543

5

199

-29

4205

543-627

11

228

0

0

627-711

7

253

25

4375

1

2

3

4

5

711-795

3

294

66

13068

ИТОГО

30

 

 

34644

 

Рассчитаем межгрупповую дисперсию:

 


Определяем коэффициент детерминации:

 

 или 81%

Вывод. 81% вариации объёма продаж товаров фирмами обусловлено вариацией среднесписочной численности менеджеров по продажам, а 19% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение  оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

 

 

Рассчитаем показатель :

 

= 90,1%

Вывод: согласно шкале Чэддока связь между товарооборотом и средними товарными запасами предприятий является весьма тесной.






Задание 3

 

По результатам выполнения Задания 1 с вероятностью 0,954 необходимо определить:

1) ошибку выборки для средней величины товарооборота торгового предприятия, а также границы, в которых будет находиться генеральная средняя.

2) ошибку выборки доли торговых предприятий с объемом товарооборота 627 и более тыс. руб., а также границы, в которых будет находиться генеральная доля фирм.

Выполнение Задания 3

Целью выполнения данного Задания является определение для генеральной совокупности предприятий района границ, в которых будут находиться средняя величина товарооборота, и доля предприятий с товарооборотом не менее 627 тыс. руб.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.