Отрасли, дополняющие территориальный комплекс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Легкая промышленность

Легкая промышленность Республики Татарстан входит в комплекс отраслей, производящих товары народного потребления. Ее доля в объеме промышленной продукции Республики Татарстан составляет 0,4 %. В отрасли занято 9,3 тыс. человек, в основном женщин, это 2,5 % от общего числа персонала, занятого в промышленности республики.

Всего в отрасли за 2007 год отгружено продукции на сумму 3224,8 млн рублей, в том числе в текстильном и швейном производстве — на 2177,6 млн рублей, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 1047,2 млн рублей.

Многие татарстанские предприятия занимают передовые позиции среди предприятий легкой промышленности Российской Федерации. ОАО «Мелита» — лидер среди меховщиков по выделке овчины, ОАО «Сафьян», ОАО «Обувная фабрика «Спартак», ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат», ЗАО «Кожгалантерейная фирма» — в кожевенно-обувном производстве.

Стабильно работают и наращивают объемы — ОАО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу» (144,0 %), что является результатом реализации инвестиционной программы, ОАО «Казанский текстиль» (121,2 %), ОАО «ПП «Швейник» (113,7 %), ОАО «Адонис» (100,8 %), ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» (107,2 %).

Направляемые средства на развитие производства недостаточны для конкурентоспособности отрасли, что является одной из главных причин, сдерживающих экономический рост.

С целью создания условий для привлечения инвестиций в отрасль и формирования конкурентоспособного, высокотехнологичного производства легкой промышленности в республике Поволжским центром добровольной сертификации персонала легкой промышленности разработаны программы обучения персонала легкой промышленности по всем видам деятельности. Здесь можно получить квалифицированный материал по переподготовке и сертификации мастеров, технологов, рабочих профессий.

Уже пятый год проводятся республиканские конкурсы рабочего мастерства по основным профессиям легкой промышленности.

Проведение конкурсов благоприятно повлияло на кадровый вопрос в легкой промышленности, так как позволило остановить в 2006 году снижение численности персонала предприятий, которое наблюдалось с 1991 г., и увеличить в 2007 году численность персонала на 12 % по сравнению с 2006 годом. Результативность конкурсов также позволила повысить престижность рабочих профессий среди выпускников школ и учреждений НПО и СПО.

Результаты сотрудничества предприятий легкой промышленности республики с фирмами JUKI (Япония) и Macpi (Италия) доказали эффективность и значимость проведения мастер-классов по внедрению и освоению новых видов технологического оборудования. Так, за период с ноября 2006 года по декабрь 2007 года предприятиями легкой промышленности республики закуплено современного высокотехнологичного оборудования на сумму 32 млн руб. В стадии рассмотрения, в том числе и в рамках разработанных бизнес-проектов, находятся контракты на сумму около 21 млн руб.

Стратегия развития легкой промышленности на основе кластерного подхода предполагает тесную кооперацию предприятий данных производств РТ с предприятиями других отраслей, тесную интеграцию с научно-образовательными учреждениями РТ.

Одной из точек роста к 2010 г. предприятий легкой промышленности можно рассматривать кооперационные связи швейных и обувных производств с другими отраслями РТ по их обеспечению средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Объем заказов хозяйствующих субъектов республики на пошив специальной одежды и обуви у республиканских предприятий легкой промышленности в 2007 году составил 265,9 млн руб., что на 10,7 % больше объема, размещенного в 2006 году.

 

Пищевая промышленность

По итогам 2007 года предприятиями, производящими продукты питания, отгружено продукции на сумму 44,3 млрд руб., индекс промышленного производства составил 106,7 % (рис. 2.6).

Рис. 2.6 Объем отгруженной продукции в 2000-2007 годах

и прогноз до 2010 года [4]

 

По сравнению с 2006 годом возросло производство цельномолочной продукции на 3 %, мяса, включая субпродукты первой категории, — на 4 %, макаронных изделий — на 6,3 %, хлебобулочных изделий — на 2,7 % и пива — на 51,8 %, алкогольной продукции — на 1 %.

Рост объемов производства в отрасли достигнут благодаря развитию производительных сил, прежде всего вложением инвестиций в современные технологии и оборудование, позволяющие увеличить выработку на одного рабочего и в то же время повысить конкурентоспособность продукции. По итогам 2007 года инвестиции в основной капитал промышленных предприятий оцениваются на уровне 3 млрд руб. Внедрение инвестиций в модернизацию и обновление основных фондов пищевой промышленности позволило повысить эффективность их использования. Так, если в 2004 году износ основных фондов предприятий пищевой промышленности составлял 28,3 %, то по итогам 2007 года эта величина составила 27 %.

Среднемесячная выработка на 1 работника в 2007 году по предприятиям пищевой промышленности составила 87,6 тыс. руб. Выше среднего данный показатель на ОАО «ПО «Красный Восток — Соло-довпиво» — 609,4 тыс. руб., ОАО «Казанский жировой комбинат» — 152,7 тыс. руб., ОАО «Заинский сахар» — 151,3 тыс. руб., ОАО «Вамин — Татарстан» — 106,8 тыс. руб., ОАО «Буинский сахарный за­вод» — 94,6 тыс. руб., ОАО «Татспиртпром» — 96,3 тыс. руб.

Основной стратегией развития производства пищевых продуктов Республики Татарстан является раз­работка программ по продвижению продукции в регионы России и страны дальнего зарубежья. Решение этой задачи прежде всего требует значительных финансовых затрат как на создание конкурентоспособного продукта, так и на его продвижение, что могут себе позволить только крупные холдинги или финансовые структуры, предприятия по производству молочной продукции и продукции птицеводства.

В республике развиты переработка мяса (объем производства мяса и мясопродуктов составляет около 51,8 тыс. тонн в год, объем производства колбасных изделий — 20 тыс.тонн), переработка молока (годовой объем производства цельномолочной продукции составляет в настоящее время 228,4 тыс. тонн, сыров жирных — около 35 тыс. тонн, масла животного — 22 тыс. тонн, производство сахара (170 тыс. тонн в год), производство ликероводочных изделий (в настоящее время в республике производится 4400 тыс. дал. пищевого спирта в год и более 5000 тыс. дал. алкогольной продукции), производство хлебобулочных и кондитерских изделий (объем производства хлебобулочных изделий в настоящее время составляет 219,2 тыс. тонн, объем производства кондитерских изделий — 33 тыс. тонн в год), производство пива (объем производства пива в настоящее время составляет 28000 тыс. дал.).

Объем производства хлебобулочных изделий в настоящее время почти в 2 раза ниже уровня 1990 года, что связано с изменением за последние десятилетия структуры рационов потребления населением продуктов питания в сторону увеличения доли овощей, фруктов, мясных изделий. В последние несколько лет объем производства хлебобулочных изделий стабилизировался и даже несколько вырос.

Дополнительной возможностью увеличения объемов производства для предприятий Республики Татарстан является выпуск продукции под брендами сетевых операторов розничной торговли. В данном направлении работают ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и ОАО «Казанский хлебозавод № 2», поставляющие кондитерскую продукцию в торговые сети под наименованиями данных торговых орга­низаций, что позволяет республиканским предприятиям получить выход на российский рынок.

Развитие хлебопекарной отрасли в 2008 году будет осуществляться в соответствии с Концепцией развития хлебной и кондитерской промышленности, утвержденной на заседании межведомственной комиссии по стратегии развития хлебной отрасли в июне 2007 года.

Российской пивной рынок стремительно растет в последнее десятилетие. Потребление пива россиянами, по оценкам исследователей, в период с 1996-го по настоящее время выросло вдвое.

Приобретение ОАО «ПО «Красный Восток — Солодовпиво» турецкой компанией «Эфес» позволило предприятию значительно увеличить свои возможности в продвижении продукции, вложены значительные финансовые средства в маркетинговую поддержку продукта и бренда. Домашние марки «Красный Восток», «Солодов» и «Жигулевское» выведены на федеральный уровень. Компания в ближайший период планирует вдвое увеличить свою долю на российском рынке.

Алкогольную продукцию в Республике Татарстан производят 9 филиалов ОАО «Татспиртпром». В 2007 г. произведено 5012,2 тыс. дал. алкогольной продукции, или 100,2 % к уровню 2006 г. Водки в 2007 г. произведено 4272,6 тыс. дал., или 101 % по сравнению с 2006 г (таблица 2.2).

 


Таблица 2.2 [4]

Производство спирта, алкогольной продукции, пива в республике Татарстан  в 2000-2007 годах и прогноз до 2010 года (тыс. дал.)

 

 


Г .

Г .

Г .

Г .

Г .

Г .

Г .

Алкогольная продукция

8734

4845

5003

4813

4974

4991

5003

Спирт

3366

3029

4000

4000

4000

4000

4000

Водка

26134

23945

18458

28030

20200

22500

22900

Дата: 2019-05-29, просмотров: 198.