Глава 1 История становления и развития экономики Японии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 История становления и развития экономики Японии

1.1 Общая характеристика экономики

1.2 Основные этапы развития экономики

Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

2.1 Ранние сигналы тревоги

2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям

Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Истоки японской модели государственного регулирования

3.2 Элементы модели японского регулирования экономики

3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии

3.4 Японская модель менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как все знают, что Япония в последние десятилетия Япония выступает одной из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает существенное воздействие на развитие экономики и политики в Азии и других стра­нах, косвенно влияя, таким образом, на взаимоотношения США и с другими странами.

В 1970-х и 1980-х Япония была признана самой конкурентоспо­собной страной мира. Первое связывало его с особой формой бю­рократического капитализма, для которого характерна активная роль правительства в регулировании экономики. Второе объяснение под­черкивало особый подход к менеджменту, пионерами которого были японские компании. В число этих подходов входили такие известные концепции, как всеобщее качество, постоянное совер­шенствование, система «точно вовремя». Эта модель оказала существенное влияние и на представления американцев об экономической политике. Некоторые ее элементы применялись даже во время правления республиканских админист­раций, для которых обычно характерна как раз поддержка либераль­ной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще силь­нее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности. Первым председателем Совета экономических экспертов в администрации Клинтона был специалист по Японии, сторонник промышленной политики — концепции, ясно показывающей намерение следовать японской моде­ли. Эта концепция промышленной политики стала пользоваться ува­жением и в академических кругах. Во время первого президентского срока Клинтона Закон о кооперации в исследовательской деятельнос­ти был расширен, чтобы ряд совместных предприятий не подпадал под санкции антитрестовского законодательства. Были разработаны новые финансируемые правительством проекты совместных исследо­ваний и разработок. Японский бюрократический капитализм гораздо убедительнее объясняет неуда­чи Японии в конкуренции с другими странами, чем ее успехи. Широкий спектр отраслей японского бизнеса показывает, что правительство сыграло удивительно скромную роль в развитии наиболее конкурентоспособных, согласно международным стандар­там, отраслей японской экономики, производящих автомобили, видео­магнитофоны, роботов, видеокамеры и видеоигры. В этих секторах правительство практически не вмешивалось в конкуренцию, почти отсутствовали субсидии и картели, практически не было совместных исследований. И, напротив, в неконкурентоспособных отраслях, таких как химическая, самолетостроение, производство программного обес­печения и финансовые услуги, вмешательство правительства было широким и активным, проводилась политика сотрудничества и ока­зывалась серьезная протекционистская поддержка.

Можно сделать вывод, Японский стиль конкуренции на основе всеобщего качества и непре­рывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность. Западные компании усвоили эти японские новшест­ва и пошли дальше, использовав слабость японцев в производитель­ности труда «белых воротничков» и информационных технологиях. События 1990-х годов продемонстрировали внутренние слабости конкуренции на основе лучших моделей, которая часто приводила к тому, что, копируя достижения друг друга, все компании в отрасли оказывались втянуты в конкурентную борьбу, причем успехи одних нивелировались проигрышем других, что приводило к снижению цен и прибыльности. Стратегия — слабое звено японского менедж­мента. Стратегия основана на выборе уникальной позиции, которая подразумевает предложение набора ценностей, отличного от конку­рентов. Хотим повторить снова, что, хотя сегодня ряд уроков японского и американского опыта уже усвоен, существует опасность их чрезмерно простой трактовки. Наблюдая за сегодняшними трудностями Японии, многие американские политики и бизнесмены уже начали праздно­вать победу. Японию воспринимают сегодня как страну, не поспеваю­щую за новыми тенденциями в экономике, пораженную финансовым кризисом, обремененную стареющим населением и страдающую от неэффективного руководства. Японские трудности интерпретируются как доказательство преимуществ американской системы. К японским компаниям уже больше не относятся со страхом и уважением, полагая, что они не способны к инновациям, страдают от практики косного, негибкого менеджмента и системы пожизненного найма, которые пре­пятствуют переменам.

Япония остается мощным меж­дународным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те иници­ативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отрас­лях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения биз­неса станут меняться.

Чему мы должны учиться у Японии? Во-первых, Япония не изоб­рела «высшей формы капитализма». В Японии работали те же самые механизмы, что и в Соединенных Штатах и в любых других странах. Во-вторых, другие страны должны прекратить копировать японскую модель участия правительства в экономике, несмотря на то, что это желание прочно укоренилось в наших мышлении и практике. В-третьих, япон­ское правительство реально сыграло определенную позитивную роль в экономике, которая, правда, в основном осталась незамеченной (на­пример, стимулирование спроса на высокотехнологичную продукцию и установление высоких стандартов в ряде областей, включая энерго­потребление). В бли­жайшее время сложившаяся в Японии ситуация открывает перед ними очевидные возможности: при помощи увеличения иностранных ин­вестиций, поглощений и других мер у американских компаний по­является беспрецедентная возможность добиться процветания в на­чинающей меняться Японии. И все же не стоит недооценивать силу японских компаний. Их текущие слабости в основном связаны с неправильным подходом к конкуренции, а не с недостатком капитала, плохими технологиями или плохо подготовленными сотрудниками. В будущем японские компании смогут успешно конкурировать в новых областях. Кейрецу сейчас сменяются новым поколением компаний, таких как Rohm и Kyoden, которые уже научились мыслить стратегически. Основная часть «традиционных» японских компаний также поняла необходи­мость нового подхода к конкуренции. Идеи, представленные в этой книге, изначально опубликованной на японском языке, уже распро­страняются среди руководителей бизнеса и политиков Японии. Когда корпорации их воспримут, правительство под их влиянием также из­менит свою политику.

 

Ранние сигналы тревоги

 

В ретроспективе можно выделить ряд противоречий, которые должны были поднять ряд фундаментальных вопросов относительно успехов Японии в конкурентной борьбе и устойчивости этих успехов. В конеч­ном итоге конкурентоспособность страны зависит от ее производи­тельности или стоимости товаров и услуг, которые она производит на единицу труда или инвестированного капитала. Еще задолго до того как «пузырь» лопнул, имелись явные свидетельства, что производи­тельность труда в Японии далеко не так высока, как должна быть, и что в процессах технологического обновления и роста производитель­ности появились сбои.


 

Рисунок 1-1. Рентабельность активов (ROA) японских производственных компаний в сравнении с американскими компаниями

Источник: G.N.Hatsopoulos and IM.Poterba, America's Investment Shortfall: Probable Causes and Possible Fixes, рукопись, январь 1993

 

Первым признаком того, что дела шли не так хорошо, как это пред­ставлялось, стало относительно небольшое число отраслей, в которых Япония была конкурентоспособной на мировых рынках. Для такой большой по размеру экономики современная Япония успешно кон­курирует в удивительно узком диапазоне экспортных отраслей. На са­мом деле по этому признаку она больше напоминает гораздо меньшие по размеру экономики таких стран, как Канада или Корея, а не круп­нейшие индустриальные страны типа Германии или США. Что-то уже давно тормозило конкурентоспособность и производительность мно­гих отраслей японской экономики.

Во-вторых, уровень прибыли японских корпораций уже давно был хронически низким по международным стандартам, даже если учи­тывать только конкурентоспособные отрасли японской промышлен­ности и не забывать про различия в практике бухгалтерского учета. Как показывает рисунок 1-1, рентабельность активов (ROA) в Японии для всех производственных компаний составляла примерно половину от аналогичной величины американских компаний. Еще один пока­зательный индикатор: прибыли филиалов американских компаний в Японии были выше, чем прибыли собственно японских компаний. Та­ким образом, если судить по эффективности использования капитала, японские компании были значительно менее конкурентоспособны, чем западные.

Данные об общей капиталоотдаче приводят к такому же выводу. В то время как производительность труда в Японии быстро росла, на­чиная с 1960-х и по 1980-е годы, показатели фондоотдачи были зна­чительно менее привлекательными. Будучи весьма близкой к уровню США в начале 1970-х годов, в конце 1970-х, 1980-х и 1990-х фондоотда­ча в Японии быстро снижалась (см. рисунок 1-2). Низкая фондоотдача сводила на нет эффект от роста производительности труда в Японии, так что общая производительность японской экономики в сравнении с Соединенными Штатами мало изменилась с начала 1970-х.

Низкие прибыли на капитал были характерны для Японии по­тому, что эта страна почти не пользовалась международными рын­ками капитала. Иностранных инвесторов годами не допускали на японский рынок. Японское правительство не позволяло иностран­ным компаниям приобретать акции японских корпораций, строить предприятия в Японии или скупать акции японских компаний на открытом рынке.

Относительный индекс США принят за 100%

 

Рисунок 1-2. Капиталоотдача в реальном секторе экономики, 1970-1993 годы

Основными владельцами японских компаний были японские банки, страховые компании и другие отечественные фирмы, которые стремились устанавливать друг с другом стабиль­ные деловые связи и участвовать в акционерном капитале друг дру­га. В свою очередь, банкам и страховым компаниям не нужно было стремиться получать высокую прибыль на свой капитал, так как их рынки находились под защитой правительства в лице Министер­ства финансов. Иностранным финансовым фирмам не разреша­лось эффективно конкурировать с японскими банками и другими финансовыми институтами за фонды, а японских инвесторов так­же ограничивали в том, куда они могли вкладывать свои средства. Даже несмотря на то, что японцы накапливали большие сбереже­ния, эта сложившаяся система приводила к тому, что доход на эти сбережения был очень низким.

Таким образом, доходы японских граждан от инвестиций сущес­твенно ограничивались для того, чтобы обеспечить много дешевого капитала. Начиная со второй половины 1970-х годов, в результате усилий правительства процентные ставки в Японии стали более низки­ми, чем в Соединенных Штатах, и Банк Японии предоставлял капитал японским коммерческим банкам на льготных условиях.

Третьим, и во многих случаях наиболее очевидным, признаком того, что конкурентоспособность японской экономики была ниже, чем пред­полагалось, служит сравнение показателей различных отраслей япон­ской экономики. Если рассмотреть и сравнить эти результаты за пос­ледние три десятилетия, то не будет преувеличением сделать вывод о том, что существовало «две Японии». Япония, которую знали на Западе, «непобедимая Япония», была очень конкурентоспособной. Такие отрас­ли, как бытовая электроника и автомобилестроение, тянули за собой всю японскую экономику, обеспечивая рост экспорта и производитель­ности. Но проблема заключалась в том, что подобных отраслей было немного, и рядом с ними существовала совсем другая, неэффективная, Япония.

Эта «неконкурентоспособная Япония» объединяла многие отрас­ли, которые хронически отставали по производительности. В этой Японии было два сегмента. Один из них — это группа отраслей, в ко­торых Япония никогда не была сильным экспортером. Сюда входили сельское хозяйство, химическая промышленность, потребительские товары в упаковке, медицинская продукция, программное обеспе­чение и практически вся отрасль обслуживания. Японские фирмы в этих отраслях часто были защищены торговыми барьерами и други­ми мерами, ограничивающими конкуренцию, что объяснилось необ­ходимостью помочь им, пока они станут достаточно сильны, чтобы начать работать на экспорт. В реальности эти отрасли так и остались неконкурентоспособными. Многие из них все еще находятся под за­щитой.

Во второй неконкурентоспособный сегмент японской экономики входят внутренние отрасли, такие как розничная и оптовая торгов­ая, транспорт и логистика, строительство, энергетика, медицинское обслуживание и пищевая индустрия. Практически все эти отрасли неэффективны, но в них создано большое число рабочих мест, и они фактически оказались аналогом системы социального обеспечения, консолидации и реструктуризации этих отраслей препятствовал целый комплекс мер японского правительства.

Одно из следствий существования «двух Японии» — очень высокая стоимость жизни в стране. Высокая заработная плата японских рабочих нивелируется высокой стоимостью товаров и услуг первой необходимости, включая еду, жилье, бензин, одежду, упакованные потребительские товары и услуги в целом. В таблице 1-1 приводит­ся сравнение цен на ряд товаров и услуг в Японии, Великобритании и США в 1993 году, которые рассчитаны по отношению к средним ценам стран — участниц OECD (Организации экономического сотрудничес­тва и развития). Цены на все товары и услуги в Японии значительно выше, чем в Великобритании и США, за исключением медицинских услуг: в Японии правительство ограничивает рост цен на медицинские услуги, что, правда, снижает их качество, затрудняет разработку и при­менение новых методов лечения и лекарств.

Японцы должны слишком много платить практически за все. На еду им приходится тратить 20% семейного дохода — в сравнении с 12%, которые тратят на эти цели домохозяйства в Соединенных Шта­тах. Типичная японская семья может себе позволить купить дом толь­ко один раз, и большинству японцев удается сделать это только после выхода на пенсию.

 

Таблица 1-1. Сравнительные цены ряда товаров и услуг в долларах, 1993 (среднее по OECD = 100)

  Япония США ^ Великобритания
Продукты питания 205 78 74
Рестораны, кафе, отели 178 68 121
Бытовая техника 171 81 101
Одежда и обувь 165 77 73
Рента, топливо и электроэнергия 156 91 78
Строительство 155 84 74
Транспорт и коммуникации 141 81 110
Медицина и здравоохранение 87 136 70

 

В результате уровень жизни японцев был и остается более низким, чем можно было бы предположить, рассматривая только доход на душу населения в этой стране. В таблице 1-2 представлены данные об уровне ВНП на душу населения (рассчитанном в долларах) в сравнении с ВНП на душу населения, скорректированным с учетом паритета покупа­тельной способности. Паритет покупательной способности учитывает различия в стоимости жизни и ведения бизнеса в данной стране. Если говорить о реальных доходах на душу населения (с учетом паритета по­купательной способности), то Соединенные Штаты оказываются на первом месте, а вот место Японии существенно ниже.

Таблица 1-2. Валовой национальный продукт на душу населения по странам в 1998 году, не скорректированный и скорректи­рованный с учетом паритета покупательной способности

Место Страна Не скорректи­рованный (в долларах) Место Страна Скорректированный с учетом паритета покупательной способности (в долларах)
1 Швейцария 40080 1 Соединен­ные Штаты 29340
2 Норвегия 34330  2 Сингапур 28620
3 Дания 33 260 3 Швейцария 26620
 4 Япония 32380 4 Норвегия 24290
5 Сингапур 30060Д 5 Канада 24050
6 Соединенные Штаты 29340 6 Дания 23 830
7 Австрия 26850  7 Бельгия 23480
8 Германия 25 850 8 Япония 23180
9 Швеция 25620 9 Австрия 22740
10 Бельгия 25 380 10 Франция 22 320
11 Франция 24940 11 Гонконг, Китай 22000
12 Нидерланды 24760 12 Нидерланды 21 620
13 Финляндия 24110 13 Германия 20810
14 Гонконг, Китай 23 670 14 Велико­британия 20640
15 Велико­британия 21400 15 Финляндия 20270
16 Австралия 20300 16 Италия 20200
17 Италия 20250 17 Австрия 20130
18 Канада 20020 18 Швеция 19480
19 Ирландия 18340 19 Ирландия 18340
20 Израиль 15 940 20 Израиль 17310
21 Новая Зеландия 14700 21 Испания 16060
22 Испания 14080 22 Новая Зеландия 15 840 I

 

Означает ли это, что японские потребители несут на своих плечах непомерно тяжелый груз? Влияет ли это на производительность и кон­курентоспособность страны? Люди, определявшие экономическую политику Японии, предполагали, что нет. Они думали, что «две Япо­нии» могут сосуществовать бок о бок, почти не влияя друг на друга. Считалось, что отрасли, неконкурентоспособные на международном рынке, нужно поддерживать и растить — и они добьются успеха. Что внутренние отрасли, которые, как предполагалась, мало влияют на международные отрасли, будут обеспечивать занятость. Что высокая стоимость жизни японцев оправдывается получаемыми ими экономи­ческими и социальными льготами. К несчастью, все эти предположе­ния оказались неверны, и последствия этих ошибочных теорий полу­чились очень серьезными.

По указанным выше причинам внутренняя конкурентоспособность японских компаний и японской экономики в целом долгое время была ниже, чем предполагало большинство наблюдателей. Экспорт расши­рялся во многом благодаря низким прибылям на капитал. Неконку­рентоспособные отрасли поддерживались ценой повышения стоимос­ти жизни. Истинная производительность японской промышленности была ниже, чем могла быть.

Все эти долговременные признаки слабости японской модели эко­номики — дополнительное свидетельство того, что она уже практи­чески исчерпала свои ресурсы. Задолго до того как лопнул «мыльный пузырь», рост японской экономики начал замедляться. Как показано на рисунке 1-3, реальный рост ВВП (скользящие средние за пять лет, обозначенные на рисунке жирной линией) до начала 1970-х годов был устойчивым. Потом в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов он снизился до 3-5%. После того как «мыльный пузырь» лопнул в 1991 году, рост ВВП резко пошел на спад, хотя признаки замедления роста наблюдались и раньше.

Источник: World Development Indicators database, Word Bank, 1/7/99


Рисунок 1-3. Рост реального валового национального продукта Японии, 1956-1998 гг.

Примечание: реальный ВНП в ценах 1990-го года. Данные для 1996 года — прогнозируемые Источник: Economic Statistics Annual, 1995, Research and Statistics Department, Bank of Japan

 

Доля Японии в мировом экспорте в послевоенный период устой­чиво росла и достигла своего пика в 1986 году. (См. рисунок 1-4.) Но даже в отраслях, в которых Япония была конкурентоспособной исто­рически, таких как производство телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники, фотоаппаратов и полупроводников, ее доля в мировом экспорте начала снижаться еще в конце 1970-х годов. Хотя сама по себе доля в мировом экспорте не может служить исчерпывающей характеристикой степени конкурентоспособности национальной экономики, ее динамика дает важную информацию об устойчивости конкурентоспособности и производительности экономики данной страны.

В таблице 1-3 представлены данные об изменениях доли мирово­го экспорта всех товаропроизводящих отраслей японской экономики (согласно стандартной международной классификации отраслей), на­чиная с пика в конце 1980-х и до 1996 года. Производство текстиля и готовой одежды достигло своего пика в 1978 году или даже раньше, а большинство отраслей показало наилучшие результаты в середине или конце 1980-х годов.

Эти данные впечатляют: из 1618 японских отраслей, работающих на международном рынке, доля экспорта Японии снизилась в 1250 от­раслях и выросла только в 166. Отрасли, в которых Япония утратила свои позиции, включают даже такие флагманы японской экономики, как производство копировальной техники (падение с 70,6% до 40,7%), фотоаппаратов (снижение с 72,2% до 34,8%), видеомагнитофонов (снижение с 89,5% до 25,8%) и оборудования для телефонных линий (снижение с 52,6% до 11,2%).

Отчасти это объясняется тем фактом, что японские компании пе­ренесли производство за границу, увеличив свои прямые инвестиции в экономику других стран. Это решение до некоторой степени объяс­нялось желанием преодолеть торговые барьеры и коммерческими со­ображениями (например, приблизить производство к потребителям), однако в не меньшей степени оно отразило недостаточную произво­дительность и конкурентоспособность производств, расположенных собственно в Японии. Многие компании, например, приняли решение перевести свои производства из Японии за границу, просто потому, что их неэффективность была слишком высока.

Отрасль за отраслью Япония теряла свои конкурентные преиму­щества. Например, японские производители телевизоров, видеомагни­тофонов, аудиотехники ориентировались на аналоговые технологии. Они действительно научились выпускать отличные образцы бытовой аудио- и видеотехники, которая преобразовывала аналоговые волны в звуки и образы. А вот компании США стали пионерами цифровых технологий, которые преобразуют аудио- и видеосигналы в последо­вательность нулей и единиц, понятных компьютеру. Поскольку японские компании все еще отстают в области цифровых технологий, их американские конкуренты стали опережать их не только в области бы­товой электроники, но и в производстве фото- и видеокамер.

 

Рисунок 1-4. Доля Японии в мировом экспорте, 1960-1997 гг.

Примечание: доля в мировом экспорте рассчитана на основе пересчета в доллары США по ценам 1995 года для всех стран за все годы

Источник: World Bank National Accounts, расчеты авторов


Таблица 1-3. Изменения доли различных стран в мировом экспорте после пика конца 1980-х (число отраслей, входящих в стандартную международную торговую классификацию)

Секторы отраслей Отрасли, доля которых возрастает (>.1 пункта) Отрасли, доля которых снижается (<-.1 пункта) Доля не изменяется (<.1 пункта >-.1 пункта) Без учета Японии Всего
Офисное оборудование 4 | 33 | 1 | 1 39
Полупроводники/ компьютеры 0 1 12 I 0 I 0 12
Развлечения/досуг 5 1 59 I 3 0 67 I
Транспорт 9 88 | 2 | 2 101 I
Энергетика 2 37 0 0 39 |
Телекоммуникации 0 6 0 0 6 I
Широкопрофильные компании 10 130 1 0 141 I
Сырье/металлургия 40 149 27 10 226 |
Здравоохранение 4 24 2 0 30
Нефтехимия 40 134 5 8 187 I
|Текстиль/одежда 26 200 17 3 246 |
Бытовые услуги 2 55 9 0 66 |
Оборона 2 5 4 0 11 |
Жилищное строительство/ |домашнее хозяйство 4 126 6 0 136 I
Лесная промышленность 4 55 11 0 I 70
Пищевая промышленность/ производство напитков 14 137 114 21 I 286
Всего | 166 | 1250 202 45 ]_ 1663

В конце концов, японская экономика утратила способность конку­рировать в глобальном масштабе в новых экспортных отраслях. В пе­риод 1950-х, 1960-х, 1970-х и в начале 1980-х годов японские компании последовательно проникали в новые высокотехнологичные отрасли, где создается больше добавленной стоимости, переходя от производс­тва текстиля к стали, а затем — к автомобилям и полупроводникам. Это было одним из фундаментальных механизмов, с помощью кото­рого росла производительность экономики, повышался уровень жиз­ни, двигавший вперед японскую экономику. Однако в конце 1980-х и в 1990-х темпы этого движения снизились, а затем оно и вовсе прекра­тилось, что было явным признаком серьезных проблем.

Среди 166 отраслей японской экономики, которые увеличили свою долю в мировом экспорте после пика перед 1990-ми, большинство от­носятся к двум категориям: отрасли, успешно завоевавшие экспорт­ные рубежи к 1980-м и рост которых с тех пор был умеренным, или отрасли, объем которых настолько невелик, что рост их экспортной доли был весьма незначительным. Мы выделили 47 развивающихся экспортных отраслей, которые практически ничего не экспортировали в конце 1970-х или 1980-х годов, но затем, в конце 1980-х или в 1990-х, существенно увеличили объем экспорта, как показано в таблице 1-4.

Обратите внимание на этот перечень отраслей. Двенадцать относятся к переработке металлолома или отходов и вряд ли могут служить оли­цетворением конкурентного потенциала. Две связаны с производством запасных частей для других отраслей. Оставшиеся отрасли достаточ­но разнообразны, но, опять-таки, вряд ли станут «новым двигателем» японского экспорта. Производство печатного оборудования и печатной краски — это единственный пример значимой отрасли, в которой япон­ские фирмы в последнее время расширили свою долю экспорта. Другие отрасли или малы, или, если это большие отрасли, доля Японии в них так мала, что может быть незначимой статистической аномалией.

Сумев добиться роста экспорта в очень немногих отраслях, Япо­ния отстала от Соединенных Штатов в беспроводных коммуникаци­ях, мультимедийных приложениях, программном обеспечении, мик­ропроцессорах и сетевом оборудовании, — а именно здесь появилось много новых компаний и открылись новые возможности для экспор­та. Япония также не добилась существенного прогресса в биотехно­логиях, технологиях защиты окружающей среды и широком спектре сектора услуг. Что-то существенное препятствовало инновациям и об­новлению японской экономики.

 

Таблица 1-4. Новые экспортные отрасли Японии в 1990-х годах

Секторы

Отрасль

Стоимость экспорта (в тыс. долларов) в 1996 году |

Доля в общемировом экспорте в 1996 году

Офисное оборудование

Печатное оборудование, не вошедшее в другие разделы

Печатная краска

Переплетное оборудование

323 556

310136 124495

20,96 I

13,99 13,86

Транспорт

Не указанные в других разделах детали реактивных двигателей, турбовинтовые двигатели

388114

3,74 I

Широкопрофильные компании

Не учтенные в других рубриках детали машин для обработки камня, керамики, бетона, асбеста и т.д.

61 089

5,99 I

Сырье/металлургия

Катаное серебро

Необработанные отходы тантала

Необработанные отходы вольфрама

Никелевый штейн, агломерат и т.д.

Слюда и отходы слюды

Никелевый лом и отходы

Другие необработанные металлы платиновой группы

Природный кварц и кварциты

Отходы и лом чугуна и стали

Лом и отходы олова

Необработанный молибден и лом

Лом, опилки золота и т.п.

Лом и отходы драгоценных металлов

Промышленные алмазы

Отходы необработанного бериллия

Лом и отходы алюминия

Медикаменты, содержащие гормоны

14899 41191

7526 34399

3928 10283 24700

4097

7959

733

1233

22697

13 568

1691

12

9337

| 224666

32,59 I 20,1 9,88 8,27 8,24 5,5 5,17

3,94 3,17 2,63 2,35 2,19 1,78 1,03 0,94 0,44 3,72

Нефтехимия/химия

Хлористый винил

Другие азотистые соединения, неупомянутые в других местах

I 144781 384799

I 20,22 17,25

Нефтехимия/химия Галогенные соединения, неметаллы Стирол Соли неорганических кислот, не указанные в других разделах Отработанные химикаты и отходы Тетрахлорэтилен Нефтяной битум и т.п. Газойль Другие виды жидкого топлива, не указанные ранее Хлор Авиационный бензин

1 26808

411850

16771

7317

4535

25289

425830

497668

2276 196867

1 15^93 ~~ 14,3 11,22

10,03 7,63 3,03 2,46 2,34

1,68

1,65 |

 
Производство текстиля и одежды Искусственное волокно, моноволокно и т.д. Пряденая чесаная шерсть, тонкорунная шерсть Пряжа из дисперсного синтетического волокна Ткани с ворсом и т.п., шерстяные ткани Другие растительные волокна и отходы Необработанные коровьи и лошадиные кожи

3424

63826

2260

1901

111

11835

26^21

7,29

7,1

2,43 0,72 0,36

 
Оборонная Метательные заряды

883

0,95

 
Жилищное строительство/ 1 домашнее хозяйство Изделия из стекла, не указанные в других рубриках

148551 1

2U9

 
Пищевая промышленность/ производство напитков Дрожжи и разные виды муки Филе рыбы, свежее и замороженное Натуральные животные и растительные удобрения Крупы, хлопья и т.д.  

9784 [

8724

1077

2956

2,18 2,18 0,89

0,59

 
             

Примечание: развивающимися считались такие отрасли, в которых доля Японии выросла после пика в конце 1980-х, и такие, в которых Япония существенно не экспор­тировала до конца 1980-х

Источник: UN trade statistics (Rev 2), анализ, проведенный авторами

 

Таким образом, уже в течение нескольких десятилетий конкурен­тоспособность Японии в разных секторах была неодинаковой. Даже в успешных отраслях рост контролируемой доли рынка продолжался за счет низких прибылей на капитал, а не реальных конкурентных пре­имуществ. Широкий спектр неэффективных, неконкурентоспособных отраслей и отсутствие новых значимых экспортных отраслей указыва­ют на существенные проблемы японской экономики. «Мыльный пу­зырь», безусловно, оказал сильное негативное влияние на экономику, но, с другой стороны, он отвлек внимание от других, более глубоких проблем. В традиционной японской модели конкурентоспособности есть фундаментальные ошибки, которые не позволяют ей объяснять прошлые успехи и давать полезные рекомендации для будущего.







Японская модель менеджмента

 

Японская модель менеджмента включает ряд особых методов произ­водства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Хотя различные варианты этой моде­ли несколько отличаются друг от друга, практически все они включают элементы, представленные на рисунке 3-4. Эта модель объясняет осо­бенности производства, дистрибуции, сбыта и другие нюансы японской модели менеджмента. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений,

• Высокое качество и низкие затраты

• Разнообразие моделей продукции и их характеристик

• Система бережливого производства

• Отношения к сотрудникам как к важному активу компании

• Пожизненный наем

• Лидерство на основе консенсуса

• Прочные связи между компаниями

• Долгосрочные цели

• Внутренняя диверсификация в быстроразвивающиеся отрасли

• Тесные взаимоотношения с правительством (обсуждались в главе 2)

• Высокое качество и низкие затраты

Японская модель менеджмента основана на убеждении, что для получе­ния конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высо­кое качество продукции и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода — совершенствование производственного процесса, при котором сокращаются затраты, но одновременно, благодаря умень­шению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и задержек времени, повышается качество. Японские компании поня­ли, что стандартизация, массовое производство и устранение лишних операций не только сокращают затраты, но и служат лучшим методом достижения устойчиво высокого качества и соблюдения сроков. Например, использование сборочных автоматов для производства электрон­ной продукции японскими компаниями в начале 1980-х годов привело к беспрецедентно низкому уровню дефектности.

• Широкое разнообразие моделей и их характеристик

Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапа­зон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обыч­ная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач. Стоит отметить, что японские компании постоянно выводили на рынок все новые и новые модели, существенно сократив при этом жизненный цикл.

• Система бережливого производства

Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновре­менно добилась высокого качества продукции, высокой производи­тельности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени основания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее ос­нователь Кийтиро Тоёда обратил особое внимание на систему достав­ки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota мастером, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и ремесленная система, что поз­волило работникам овладевать разнообразными навыками. Компания Toyota постоянно совершенствовала эту гибридную систему, и скоро ее приняли многие другие японские компании.

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЯПОНИИ?

ПРОЦВЕТАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

В конечном итоге богатство страны зависит от производительности, которая позволяет фирмам успешно конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный на едини­цу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике этой страны, а также уровень прибыли на инвестированный капитал и прибыль (после вычета за­трат), созданную физическими ресурсами. Мы перечислили основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу на­селения.

Таким образом, конкурентоспособность страны определяется про­изводительностью. Параметр производительности, если его верно по­нимать, уже включает и стоимость (цены) продукции данной страны на рынке, и эффективность ее производства. Одно лишь повышение эффективности или способности производить больше продукции на единицу труда и капитала не обязательно приведет к росту заработ­ной платы и прибыли — кроме случая, когда цены на продукцию или услуги стабильны или растут. Поскольку глобальная конкуренция оказывает сильное давление на цены стандартных товаров, одной эф­фективности производства оказывается недостаточно. Экономически развитые страны в большей степени повышают уровень жизни насе­ления, увеличивая ценность своей продукции и услуг (например, бла­годаря лучшей технологии, маркетингу, сервису), а также входя в но­вые отрасли при помощи инноваций, чем путем снижения затрат на производство стандартной продукции.

Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия для быстрого и устойчивого роста произ­водительности. Производительность страны — это сумма производи­тельности всех работающих в ней компаний. Производительность и процветание региона зависят не от того, в каких отраслях конкурируют компании, а от того, как они конкурируют. Фирмы могут продуктив­но работать в любой отрасли — обувной, полупроводниковой, в сель­ском хозяйстве — при условии, что они используют тонкие методы ра­боты, современные технологии и предлагают уникальную продукцию и услуги. Все отрасли могут использовать высокие технологии, и все отрасли могут требовать глубоких знаний. Выделение приоритетных, целевых отраслей основано на неправильном понимании конкурен­ции, основанном на том, что успех определяется экономией масштаба, а внутренняя конкуренция — напрасная трата ресурсов. Как обсужда­лось во второй главе, выделение японским правительством целевых отраслей не привело к успеху. Вместо этого целью политики прави­тельства должно стать устранение препятствий для повышения про­изводительности.

Повышать производительность нужно также во внутренних отрас­лях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на меж­дународный рынок. Сегодняшняя ситуация в Японии показывает, на­сколько опасно считать, что конкурентоспособность важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошиб­ки — одна из важнейших задач.

Императив производительности сегодня означает, что богатство страны, прежде всего, определяется коллективным выбором ее граж­дан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже воен­ная мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит от того, как ее граждане управляют экономикой, какие они создают институты и какие делают инвестиции — вместе или по отдельности.

Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политичес­кие и правовые институты создают потенциал для процветания стра­ны, но в реальности богатство создается на микроэкономическом уров­не и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким об­разом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэко­номическом уровне. В этом можно разобраться, только исследуя дейс­твия по повышению производительности на уровне фирмы, отрасли и кластера отраслей. (Определение понятию «кластер» мы дадим ниже в этой главе.) Именно на этом уровне политика правительства затра­гивает интересы частного бизнеса.

До недавнего времени Япония проводила разумную макроэконо­мическую политику и добивалась макроэкономической стабильности. Реальные проблемы Японии связаны с проблемами конкуренции на микроуровне, и для решения этих проблем недостаточно даже само­го масштабного макроэкономического стимулирования. Микроэко­номические основы производительности определяются двумя взаи­мосвязанными факторами: оригинальностью, зрелостью стратегии и действий компаний и качеством микроэкономической деловой среды. Производительность определяется качеством и уровнем конкуренции компаний внутри страны.

Нефтяной кризис послужил катализатором для выхода Японии на ведущие позиции в мире в области энергосберегающих технологий, что пошло на пользу многим отраслям. Нефтяной кризис дал толчок инновациям, которые упрочили позиции страны в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника.

Кризис иены, в результате которого стоимость японской валю­ты всего через два года после подписания соглашения Plaza Accord в 1985 году взлетела на 100%, также привел к быстрой перестройке. Почти мгновенно во всех странах мира японские товары сильно по­дорожали, зарплаты японцев стали одними из самых высоких в мире. В результате таких перемен исчезло одно из важнейших преимуществ японской экономики — низкие по сравнению с западными странами зарплаты квалифицированных рабочих. Снова оказавшись в тяжелой ситуации, японские фирмы резко подняли производительность, пере­несли производство простых и недорогих товаров в зарубежные стра­ны, а сами перешли к выпуску сложной продукции, которая в мень­шей степени подвержена ценовой конкуренции.

Хотя способ, которым Япония справилась с этими двумя кризисами, и дает некоторый повод для оптимизма, сегодня ситуация радикально из­менилась. Прошлые и нынешний кризисы создают ощущение остроты ситуации, но в наши дни эта острота чувствуется слабее. Причины пре­дыдущих кризисов были ясными и очевидными. Сегодняшние же труд­ности более запутанны, в них труднее разобраться. Многие винят во всех бедах известный всем «финансовый пузырь» и думают, что для оздоров­ления экономики достаточно лишь мер финансового характера.

В периоды прошлых кризисов направления развития страны были очевидны: Японии нужно было существенно снизить затраты, на­учиться экономить энергию и повысить качество продукции. В ны­нешнее время цель уже не так очевидна.

Весьма примечательно, что действия, направленные на преодоление предыдущих кризисов, гармонично сочетались с японским стремлени­ем повышать эффективность производства. Сегодня Японии нужны шаги, кардинально отличающиеся от привычного образа мышления и работы компаний, — не говоря уже о драматических переменах в политике правительства. А политические механизмы Японии по-пре­жнему весьма тяжелы на подъем.

КАТАЛИЗАТОРЫ ПЕРЕМЕН

Что может стать катализатором реальных перемен? Во-первых, по мере того как постепенно изживает себя старая традиция «перекрестного владения» собственностью других компаний, мешавшая перепродаже акций. Уже заметны признаки изменения ролей, кото­рые играют эти новые акционеры. Возможно, самой важной из них бу­дет обучение и стимулирование японских акционеров принимать более активное участие в управлении. Вероятным результатом станет боль­шее внимание к прибыльности, более высокая готовность отказываться от неприбыльной продукции и бизнеса, повышенное внимание к пока­зателям результативности, более прозрачная финансовая отчетность, а также более оптимальное управление.

Во-вторых, все больше иностранных компаний выходят на японс­кий рынок путем приобретения японских компаний. Низкие цены на акции и потребность в новых источниках финансирования улучши­ли возможности для контроля корпораций. В 1998 году иностранные компании купили (полностью или частично) или объединились с 85-ю японскими фирмами — рекордный показатель. В июне 1999 года, после ожесточенной двухме­сячной битвы с Nippon Telegraph and Telecommunications, британская компания Cable & Wireless приобрела 53% акций японской компании International Digital Communications (IDC). Это было первым в исто­рии Японии успешным враждебным поглощением. В начале 2000 года впервые в истории японская компания попыталась выкупить другую японскую компанию, Shoei.

По мере того как в разные отрасли будут проникать акционе­ры с новыми взглядами на бизнес, компании будут ставить новые цели и применять новые подходы к конкуренции

Например после того как в мае 1999 года Renault приобрела 37% акций Nissan и стала ее самым крупным акционером, она назна­чила директором по операциям Nissan Карлоса Госна. Nissan, которая семь из предшествующих восьми лет теряла деньги, продала свои доли в компаниях — поставщиках комплектующих и неприбыльных дочерних телекоммуникационных компаниях и занялась оптимиза­цией своей дилерской сети. Для топ-менеджеров Nissan была весьма необычной просьба Госна самостоятельно ездить на автомобилях кон­курентов, чтобы сравнивать их с собственной продукцией.

В-третьих, система кейрецу также меняется. В октябре 1999 года банк Sumitomo объявил о своем слиянии с банком Sakura по плану консоли­дации, в котором участвуют также International Bank of Japan, банк Fuji и банк Daiichi Kangyo. Похоже, что система кейрецу, в которой каждый из перечисленных выше банков был в кейрецу главным, ослабевает. То же происходит и с системой перекрестного владения акциями других компаний. Такие акции стали продавать. Надеемся, что это запустит цепную реакцию по созданию новых возможностей, включая новые способы финансирования и более четкие стратегии.

Четвертый катализатор перемен — организационная реформа, осу­ществляемая правительством. Согласно Закону о реформе министерств центрального правительства, принятому в июле 1999 года, из 22 минис­терств и агентств центрального правительства останется 13, а к январю 2001 года число министров в кабинете должно сократиться с 20 до 17. Закон предус­матривает создание нового экономического совета, в который войдет премьер-министр, а также внешние эксперты, не работающие в пра­вительстве. Влияние премьер-министра на бюджет, который сейчас в основном разрабатывается Министерством финансов, будет усилено. Министерство финансов будет государственным казначейством, а боль­шинство функций по контролю над финансовыми институтами будут переданы новому агентству.

Данная организационная реформа еще не гарантирует перемен в экономической стратегии страны. Тем не менее, процессы реструктури­зации правительства должны дать импульс новым идеям. Например, новый совет по экономической политике может определить новые приоритеты и соответствующим образом перераспределить бюджет. Если Министерство образования и Агентство по науке и технологии будут, как и планировалось, объединены, это поможет усилить фунда­ментальные научные исследования и улучшить техническое образова­ние на всех уровнях.

В-пятых, во многих японских компаниях к руководству приходит новое поколение топ-менеджеров. Это поколение меньше опасается смены давних традиций, чем его предшественники. Нынешние ли­деры таких компаний, как Honda (президент Хироюки Ёсино), Toyota (председатель правления Хироси Окуда), Sony (президент Нобуюки Идеи), Orix (президент Ёсихико Мияути) и Softbank (президент Масаё-си Сон), имеют существенный опыт работы за рубежом. Поскольку новые топ-менеджеры лучше знакомы с международным бизнесом и пришли к руководству в нелегкий пери­од финансовых трудностей и непростой конкурентной ситуации, есть большая вероятность, что они будут делать многие вещи иначе. У этих руководителей есть много общего, что отличает их от руководителей прошлого поколения.

В-шестых, предпринимательские компании нового поколения ста­новится крупнее, и некоторые уже пополняют ряды больших корпора­ций. Многие из них стремятся к высоким прибылям и обладают ясными конкурентными стратегиями. Они пользуются организационными моделями, которые никак нельзя назвать японскими.

Главным катализатором перемен станет сам японский народ. Взгляды молодых рабочих отличаются от взглядов их отцов. Многие из них начинали свою трудовую карьеру во время длительной рецес­сии 1990-х годов и уже не ожидают, что система пожизненного найма защитит их. Они согласны связывать свою зарплату с результатами работы, лучше владеют информационными технологиями, более гиб­ко справляются с переменами. Они смогут стимулировать перемены в своих компаниях и в правительстве.

Все больше японцев вкладывает свои деньги в акции. При сни­жении доходности почтово-сберегательных депозитов и других тра­диционных способов сбережений японцы стали вкладывать свои деньги во взаимные фонды и акции. Превращение из вкладчиков в инвесторов в любом случае должно поменять точку зрения японцев на работу компаний.

Многие полагают, что культурные традиции изменить очень слож­но и что это помешает перестройке Японии. Они утверждают, что об­щество с такими сильными групповыми устоями, когда «торчащий гвоздь забивают первым», не сможет найти места в новой экономике. Тем не менее, многие аспекты экономической культуры поддаются изменениям. Множество привычных нам практик было создано законо­дательным путем. Японцы хорошо информированы о переменах, происходящих на Западе, а глобализация существенно ускоряет процессы гармонизации экономических систем.

Все больше японских подростков подключается к Интернету. Япон­цы стали инвестировать часть своих сбережений в акции. Растет попу­лярность Интернета и сотовых телефонов. Выпускники университетов устраиваются на работу в иностранные фирмы. Работающие женщины получают больше независимости. Все это может показаться скромными шагами, но это признаки совершенно новой модели конкуренции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Япония движется к переменам постепенно, подстегиваемая в основ­ном страхом и необходимостью. Предпринимаются индивидуальные усилия по имитации международной практики, отдельно разбираются случаи, когда определенные методы не работают. Все делается нерав­номерно, урывками. Новые инициативы, например реформа налого­обложения и страхование депозитов, сначала декларируются, а потом откладываются в долгий ящик. Японии все еще не хватает целостного понимания причин ее теку­щих проблем и максимально подходящего для нее решения. Тщательный анализ причин успехов и неудач Японии, новая теория ведения конкурентной борьбы и повышения производительности в глобальной экономике. Для того чтобы найти комплексное решение, Японии нужно, как и в прошлом, использовать ряд элементов западного подхода. Япония обязательно создаст что-то уникальное, свое.

В чем будет заключаться ее уникальность? Вот некоторые потенци­альные возможности. Западный индивидуализм может быть как сильной, так и слабой стороной. Японцы обладают экстраординарной способностью ломать границы между дисциплина­ми, функциями и даже компаниями. Если эта способность к коллек­тивной работе будет усилена специализированным обучением, интер­нет-технологиями и новым конкурентным мышлением, это приведет к прорывам в производительности и стратегии.

Существование кластеров во многих отраслях положительно ска­залось на положении Японии. Если специализация регионов будет расти, а местным органам власти будет дано больше прав и ответственности, в Японии может начаться новая эра развития кластеров и бизнеса. Эра Интернета должна это­му помочь.

Говоря об условиях спроса, можно сказать, что особенности жизни в Японии, ее культура и демографические характеристики по-прежнему дают ей преимущества, которые в будущем могут только укрепиться.

Японцы уже давно зарекомендовали себя как наиболее требователь­ные потребители компактной, многофункциональной и бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япо­ния — безусловный лидер. Значимость вышеназванных аспектов, в которых Япония уже преуспела, растет во всем мире.

Япония может стать самым современным рын­ком для удовлетворения потребностей своего стареющего населения. Реформа правительственного регулирования может повысить вли­яние хорошо образованных и требовательных потребителей в таких ранее жестко контролировавшихся сферах, как коммуникации, сервис и медицинское обслуживание.

В то время как западные страны пытаются повысить вовлеченность и лояльность своих сотрудников, японские компании, используя но­вую систему стимулирования, могут также добиться позитивных ре­зультатов благодаря умению своих людей работать в командах.

Западные компании и западные финансовые рынки ориентируются на более короткую временную перспективу, чем японские, долгосроч­ное видение которых представляет собой весьма сильную сторону. Хотя влияние акционеров и акцент на получение прибылей в Японии будут только расти, эти цели не следует считать несовместимыми с практикой длительного владения акциями. Вместо того чтобы прос­то имитировать практику западного рынка капитала, Япония может предложить долговременным держателям акций налоговые льготы и гарантировать, что при слияниях и в других ситуациях корпоративное законодательство будет отдавать приоритет долгосрочным интересам акционеров.

Наконец, важным преимуществом может оказаться способность японских институтов к кооперации — в противовес всеобщей конку­ренции, характерной для США. Для Японии пришло время принять новую экономическую страте­гию, основанную на более глубоком анализе сильных и слабых сторон прежнего подхода к конкуренции в сочетании с новым и более тонким пониманием роли правительства и бизнеса в глобальной экономике. Однажды, после окончания Второй мировой войны, Японии уже пришлось принципиально менять свою экономическую стратегию. В конце 1940-х и 1950-х годов Япония в основном конкурировала бла­годаря низким ценам и зарплатам, поставляя на рынок деше­вые имитации западных товаров. Понимая ограниченность такого подхода, страна пошла на поразительную трансформацию и перешла к новому способу конкуренции. Восприняв идеи Деминга и Джурана, Япония начала конкурировать не только по цене, но и по качеству. Эти новые подходы, которые впервые внедрила именно Япония, на­всегда изменили характер конкуренции во всем мире.

Сегодня Япония должна пре­кратить конкурировать только по параметру качества продукции и начать конкурировать на основе стратегии и инновации. Японским компаниям нужно разработать особые индивидуальные стратегии, которые позволят им добиться реальных прибылей. Для того чтобы сделать это, постепенного повышения эффективности недостаточ­но. Подлинные инновации нужны не только в производстве про­дукции, но и в подходе к конкуренции.


[1] Канбан (kanban) (япон. «бирка») — используется в системе «точно вовремя» для оперативного управления производством. В чистом виде канбан не является отдель­ным методом менеджмента, а служит лишь инструментом реализации концепции «точно вовремя». Более подробно см.: Д. Вумек, Д. Джонс, Бережливое производс­тво. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — Прим. ред.

 


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 История становления и развития экономики Японии

1.1 Общая характеристика экономики

1.2 Основные этапы развития экономики

Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

2.1 Ранние сигналы тревоги

2.2 Бросая вызов общепринятым представлениям

Глава 3 ВЫЗОВ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Истоки японской модели государственного регулирования

3.2 Элементы модели японского регулирования экономики

3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии

3.4 Японская модель менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как все знают, что Япония в последние десятилетия Япония выступает одной из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает существенное воздействие на развитие экономики и политики в Азии и других стра­нах, косвенно влияя, таким образом, на взаимоотношения США и с другими странами.

В 1970-х и 1980-х Япония была признана самой конкурентоспо­собной страной мира. Первое связывало его с особой формой бю­рократического капитализма, для которого характерна активная роль правительства в регулировании экономики. Второе объяснение под­черкивало особый подход к менеджменту, пионерами которого были японские компании. В число этих подходов входили такие известные концепции, как всеобщее качество, постоянное совер­шенствование, система «точно вовремя». Эта модель оказала существенное влияние и на представления американцев об экономической политике. Некоторые ее элементы применялись даже во время правления республиканских админист­раций, для которых обычно характерна как раз поддержка либераль­ной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще силь­нее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности. Первым председателем Совета экономических экспертов в администрации Клинтона был специалист по Японии, сторонник промышленной политики — концепции, ясно показывающей намерение следовать японской моде­ли. Эта концепция промышленной политики стала пользоваться ува­жением и в академических кругах. Во время первого президентского срока Клинтона Закон о кооперации в исследовательской деятельнос­ти был расширен, чтобы ряд совместных предприятий не подпадал под санкции антитрестовского законодательства. Были разработаны новые финансируемые правительством проекты совместных исследо­ваний и разработок. Японский бюрократический капитализм гораздо убедительнее объясняет неуда­чи Японии в конкуренции с другими странами, чем ее успехи. Широкий спектр отраслей японского бизнеса показывает, что правительство сыграло удивительно скромную роль в развитии наиболее конкурентоспособных, согласно международным стандар­там, отраслей японской экономики, производящих автомобили, видео­магнитофоны, роботов, видеокамеры и видеоигры. В этих секторах правительство практически не вмешивалось в конкуренцию, почти отсутствовали субсидии и картели, практически не было совместных исследований. И, напротив, в неконкурентоспособных отраслях, таких как химическая, самолетостроение, производство программного обес­печения и финансовые услуги, вмешательство правительства было широким и активным, проводилась политика сотрудничества и ока­зывалась серьезная протекционистская поддержка.

Можно сделать вывод, Японский стиль конкуренции на основе всеобщего качества и непре­рывного совершенствования, проявляющийся в стремлении делать то же, что делают конкуренты, но лучше, привел в 1970-х и в начале 1980-х к успехам, однако ценой этих успехов была хронически низкая прибыльность. Западные компании усвоили эти японские новшест­ва и пошли дальше, использовав слабость японцев в производитель­ности труда «белых воротничков» и информационных технологиях. События 1990-х годов продемонстрировали внутренние слабости конкуренции на основе лучших моделей, которая часто приводила к тому, что, копируя достижения друг друга, все компании в отрасли оказывались втянуты в конкурентную борьбу, причем успехи одних нивелировались проигрышем других, что приводило к снижению цен и прибыльности. Стратегия — слабое звено японского менедж­мента. Стратегия основана на выборе уникальной позиции, которая подразумевает предложение набора ценностей, отличного от конку­рентов. Хотим повторить снова, что, хотя сегодня ряд уроков японского и американского опыта уже усвоен, существует опасность их чрезмерно простой трактовки. Наблюдая за сегодняшними трудностями Японии, многие американские политики и бизнесмены уже начали праздно­вать победу. Японию воспринимают сегодня как страну, не поспеваю­щую за новыми тенденциями в экономике, пораженную финансовым кризисом, обремененную стареющим населением и страдающую от неэффективного руководства. Японские трудности интерпретируются как доказательство преимуществ американской системы. К японским компаниям уже больше не относятся со страхом и уважением, полагая, что они не способны к инновациям, страдают от практики косного, негибкого менеджмента и системы пожизненного найма, которые пре­пятствуют переменам.

Япония остается мощным меж­дународным конкурентом, у которого много сильных сторон. Некоторые политические инициативы японского правительства более прогрессивны, чем в Соединенных Штатах, — хотя это и не те иници­ативы, которые были в фокусе внимания в прежние годы. Японские компании остаются высококонкурентоспособными во многих отрас­лях. Хотя сейчас им мешает ряд ошибок, допущенных правительством, и пробелы в стратегическом мышлении, японские компании быстро вернут утерянные позиции, если концепция и практика ведения биз­неса станут меняться.

Чему мы должны учиться у Японии? Во-первых, Япония не изоб­рела «высшей формы капитализма». В Японии работали те же самые механизмы, что и в Соединенных Штатах и в любых других странах. Во-вторых, другие страны должны прекратить копировать японскую модель участия правительства в экономике, несмотря на то, что это желание прочно укоренилось в наших мышлении и практике. В-третьих, япон­ское правительство реально сыграло определенную позитивную роль в экономике, которая, правда, в основном осталась незамеченной (на­пример, стимулирование спроса на высокотехнологичную продукцию и установление высоких стандартов в ряде областей, включая энерго­потребление). В бли­жайшее время сложившаяся в Японии ситуация открывает перед ними очевидные возможности: при помощи увеличения иностранных ин­вестиций, поглощений и других мер у американских компаний по­является беспрецедентная возможность добиться процветания в на­чинающей меняться Японии. И все же не стоит недооценивать силу японских компаний. Их текущие слабости в основном связаны с неправильным подходом к конкуренции, а не с недостатком капитала, плохими технологиями или плохо подготовленными сотрудниками. В будущем японские компании смогут успешно конкурировать в новых областях. Кейрецу сейчас сменяются новым поколением компаний, таких как Rohm и Kyoden, которые уже научились мыслить стратегически. Основная часть «традиционных» японских компаний также поняла необходи­мость нового подхода к конкуренции. Идеи, представленные в этой книге, изначально опубликованной на японском языке, уже распро­страняются среди руководителей бизнеса и политиков Японии. Когда корпорации их воспримут, правительство под их влиянием также из­менит свою политику.

 

Глава 1 История становления и развития экономики Японии

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.