Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РАСШИРЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

1. Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве

2. Особенности использования информации в расширенном воспроизводстве

3. Информационное производство: определение, классификация, характеристика основных элементов

4. Основные этапы развития информационного производства

5. Организация информационной деятельности

6. Развитие информационного производства в эпоху информационного общества

7. Библиотека как участник информационного производства

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы «Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве».

Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.

Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.

Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.

По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).

В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется информационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.

Возрастающая роль информации в обществе вызвала необходимость изучения информационной деятельности, представляющей собой «часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей».

Производство, распределение и потребление информации характеризуются целым рядом специфических особенностей. Наиболее отчетливо они проявляются в условиях рыночной организации процесса воспроизводства.

Что следует понимать под информационным продуктом и услугами? Единого подхода к трактованию этого термина до сих пор нет, поскольку специалисты по-разному толкуют даже такие понятия, как «информация», «документ», «информационные ресурсы», «информационные массивы». Нет и четкого определения терминов «информационная отрасль», «информационный бизнес». Нередко вспомогательные службы, предназначенные для обеспечения эффективности процесса сбора, обработки и распространения информации (разработка программного обеспечения, техническая реализация, телекоммуникационные услуги и т. п.), рассматриваются в качестве главных структур информационной сферы, выполняющих задачи собственно информационных служб. Все это не позволяет четко разграничить функции участников рынка информационных продуктов.

Основная цель учебной дисциплины «Организация информационного производства» состоит в том, чтобы дать знания и умения, необходимые им для организации в библиотеке, информационном центре работы по накоплению информационных ресурсов и обеспечению доступа к ним пользователей.

Информация есть знания для других, отчужденные от их первоначального носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными). К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях (по телефону, радио, телевидению), в управленческих документах (отчетах, планах, предписаниях и т. п.), проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т. д. Книги, патенты, программы можно понимать как знания, ставшие сообщениями. Все это и представляет собой информационный ресурс человечества (разного значения, разной степени доступности и готовности к использованию).

Информационный ресурс, представление о котором требует нового понимания информационного процесса, выступает краеугольным понятием информатики как новой фундаментальной науки, по-своему синтезирующей выводы теории познания и выводы теории информации. Только понятие информационного ресурса позволяет правильно определить предмет информатики и соотнести эту науку с теорией познания, семиотикой, теорией информации и, конечно, с кибернетикой (поскольку теория информации есть раздел кибернетики).

Теория информатики базируется на трех взаимосвязанных компонентах: человек — общество — информация.



ВЫВОДЫ

В процессе выполнения курсовой работы мы ознакомились и проработали следующие вопросы по теме «Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве»:

- политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве;

- особенностями использования информации в расширенном воспроизводстве;

- классификацией информационного производства: определением, классификацией, характеристикой основных элементов;

- основными этапами развития информационного производства;

- организацией информационной деятельности;

- развитием информационного производства в эпоху информационного

общества;

- библиотекой как участником информационного производства.



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Артамонов Г.Т. Информатика: теория и практика (заголовки к книге) // НТИ. Сер. 1. - 1998. - № 1. - С. 29-34.

2. Бубекина Н.В. Экономические аспекты деятельности библиотек на современном этапе : метод, пособие. — М. : Либерея, 1999. — 87 с.

3. Бурый-Шмарьян О.Е. Наука — производство — информация. — Саратов, 1975. - 144 с.

4. Закутана Г.П., Иванкин В.И. Теоретические основы научно-информационной деятельности : учеб. пособие. — М., 1990. — 103 с.

5. Информационное пространство новых независимых государств / Ю.М. Арский и др. — Всероссийск. ин-т науч. и техн. информации РАН. — М. : ВИНИТИ, 2000. - 200 с.

6. Инфосфера : Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, И.С. Туров, А.И. Черный. — М.: ВИНИТИ, 1996. -489 с.

7. Казанцева К.В. Научная организация информационной деятельности. — М.: Наука, 1985. - 156 с.

8. Короткевич Л.С. Государственная система научной и технической информации в СССР : итоги и уроки. — М.: ВИНИТИ, 1999. — 273 с.

9. Моргенштерн И.Г. Информационное общество : учеб. пособие. — Челябинск, 1996. — 97 с.

10. Положение о государственной системе научно-технической информации // Науч. и техн. б-ки. — 1997. — № 12. — С. 5-10.

11. Румянцева Н.Л. Информационные центры России, обрабатывающие и распространяющие научно-техническую информацию / ВНИИПИ. — М., 1997. - 26 с.

12. Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р.С. Гиляревский, Г.3. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова ; под ред. Ю.М. Арского. - М. : ВИНИТИ, 1998. - 220 с.

13. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. — М. : Изд-во МГУ, 1993. — 127 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РАСШИРЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

1. Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве

2. Особенности использования информации в расширенном воспроизводстве

3. Информационное производство: определение, классификация, характеристика основных элементов

4. Основные этапы развития информационного производства

5. Организация информационной деятельности

6. Развитие информационного производства в эпоху информационного общества

7. Библиотека как участник информационного производства

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы «Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве».

Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.

Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.

Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.

По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).

В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется информационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.

Возрастающая роль информации в обществе вызвала необходимость изучения информационной деятельности, представляющей собой «часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей».

Производство, распределение и потребление информации характеризуются целым рядом специфических особенностей. Наиболее отчетливо они проявляются в условиях рыночной организации процесса воспроизводства.

Что следует понимать под информационным продуктом и услугами? Единого подхода к трактованию этого термина до сих пор нет, поскольку специалисты по-разному толкуют даже такие понятия, как «информация», «документ», «информационные ресурсы», «информационные массивы». Нет и четкого определения терминов «информационная отрасль», «информационный бизнес». Нередко вспомогательные службы, предназначенные для обеспечения эффективности процесса сбора, обработки и распространения информации (разработка программного обеспечения, техническая реализация, телекоммуникационные услуги и т. п.), рассматриваются в качестве главных структур информационной сферы, выполняющих задачи собственно информационных служб. Все это не позволяет четко разграничить функции участников рынка информационных продуктов.

Основная цель учебной дисциплины «Организация информационного производства» состоит в том, чтобы дать знания и умения, необходимые им для организации в библиотеке, информационном центре работы по накоплению информационных ресурсов и обеспечению доступа к ним пользователей.

Информация есть знания для других, отчужденные от их первоначального носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными). К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях (по телефону, радио, телевидению), в управленческих документах (отчетах, планах, предписаниях и т. п.), проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т. д. Книги, патенты, программы можно понимать как знания, ставшие сообщениями. Все это и представляет собой информационный ресурс человечества (разного значения, разной степени доступности и готовности к использованию).

Информационный ресурс, представление о котором требует нового понимания информационного процесса, выступает краеугольным понятием информатики как новой фундаментальной науки, по-своему синтезирующей выводы теории познания и выводы теории информации. Только понятие информационного ресурса позволяет правильно определить предмет информатики и соотнести эту науку с теорией познания, семиотикой, теорией информации и, конечно, с кибернетикой (поскольку теория информации есть раздел кибернетики).

Теория информатики базируется на трех взаимосвязанных компонентах: человек — общество — информация.



Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве

Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве очень долгое время исследовала однокомпонентную модель этого процесса. В качестве единственного компонента такой модели выступало производство материальных благ — материальное производство. Остальные виды человеческой деятельности (наука, культура, образование и др.) рассматривались как подчиненные материальному производству виды общественной деятельности. Следуя этой модели, политическая экономия исправно служила экономической практике, выявляя закономерности движения материальных ценностей и вырабатывая рекомендации для специалистов и организаций, управляющих экономикой как на макро-, так и на микроуровне.

В период становления информационного производства под лозунгом политической экономии подавляющее большинство населения занималось производством материальных благ в интересах материального обеспечения жизни всех людей. Первый научный труд под названием «Теория благосостояния» был посвящен исследованию процессов движения материальных благ. Под благосостоянием в нем понималось материальное благополучие человека. Безусловно, основоположники политической экономии не могли не осознавать значимости науки, изобретательства, творчества вообще для развития материального производства, однако в своей однокомпонентной модели расширенного воспроизводства они отводили ученым и изобретателям (которых тогда было очень мало) роль хороших машин. Такой подход был оправдан. Он подчинялся действию закона информационного тяготения. Тогда преобладал интерес к сведениям о производстве, распределении, транспортировке, хранении и потреблении материальных благ.

В XX в. с ростом объемов информационного производства одно-компонентная модель общественного воспроизводства перестала удовлетворять теоретиков и тем более практиков. Западные экономисты отказались эксплуатировать догматы марксистской политической экономии, нацеленные на обоснование теории классовой борьбы и неотвратимость движения общества к коммунизму. Они занялись изучением макропроцессов в экономике демократического общества.

В свою очередь, в авторитарных странах социалистического лагеря экономисты пытались сохранить постулаты марксистской политэкономии и подвергали критике буржуазные экономические «лжетеории». Если западные экономисты, анализируя рост объемов продаж продуктов информационного производства в обществе, смогли разработать макромодели развития экономик своих государств, то экономисты социалистических стран не пошли дальше маловразумительных толкований теории о базисе и надстройке.

В последние годы своего существования политическая экономия социализма все-таки была вынуждена включить информационное производство в модель расширенного общественного воспроизводства в качестве самостоятельного компонента. Российским экономистам было нелегко сделать шаг к признанию важности информационного производства для всех сфер государственной, экономической и общественной жизни страны, а позднее и острой необходимости его совершенствования.

Итак, в расширенном общественном воспроизводстве участвуют и тесно взаимодействуют две компоненты — материальное производство, или производство материальных продуктов, и информационное производство, или производство нематериальных продуктов, а точнее — производство информации.

Продукты обоих производств участвуют в расширенном общественном воспроизводстве либо как средства потребления, либо как средства производства.

Следует заметить, что при анализе совокупного национального продукта развитых стран принято выделять три вида товаров: материальные продукты, информационные продукты и услуги. Под услугами понимается такой товар, при продаже которого не происходит передачи материальной ответственности. Подавляющая часть услуг в развитых странах фактически представляет собой продажу некоторого информационного продукта или продукта информационного производства фирмы, оказывающей услугу.

Развитие информатики, информационного производства приводит к качественному изменению компонентов всей системы общественного воспроизводства. Эти качественные изменения проявляются в так называемой информационной составляющей всех традиционных компонентов системы общественного производства.

Общественное воспроизводство включает следующие компоненты: «простые моменты процесса труда» (труд, средства труда и предметы труда) и его фазы, ресурсы, подразделения. Информационными составляющими «простых моментов процесса труда», или производительных сил, являются: информационный труд, информационные предметы труда и информационные средства труда (информационные средства производства).

К информационным составляющим фаз общественного воспроизводства относятся: само информационное производство, то есть процесс производства информационного продукта, а также его обмен, обращение, распределение и потребление.

Информационное производство можно рассматривать как процесс воздействия человека с помощью орудий информационного труда на информацию (предмет труда) в целях получения новой информации (продукта труда), необходимой для создания материальных, духовных и других благ, обеспечивающих существование и развитие человека и общества.

Информационные ресурсы, в том числе информация как ресурс, служат информационной составляющей ресурсов общественного производства.

К информационным составляющим подразделений общественного производства относятся информационное производство (производство средств информационного производства и производство информации как предмета потребления) и информационные услуги (материальные и нематериальные, товарные и нетоварные). Эти элементы системы общественного производства и составляют систему информационного общественного производства.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 155.