Определение понятий «этика общения» и «культура общения»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деловое общение является необходимой частью челове­ческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих от­ношений выступают этические нормы, в которых выраже­ны наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности по­ступков людей.

В зависимости от того, как чело­век понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в об­щении, он может как облегчить себе деловое общение, сде­лать его более эффективным, помочь в решении поставлен­ных задач и достижении целей, так и затруднить это обще­ние или даже сделать его невозможным.

Этика (от греч. — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Ари­стотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравствен­ные поступки.

Мораль (от лат. — нравственный) — это система этиче­ских ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различ­ных сферах общественной жизни — в семье, быту, полити­ке, науке, труде и т. д.

Важнейшими категориями этики являются : «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д.

Этику делового общения можно определить как сово­купность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основ­ные характеристики.

В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем обще­ства, структурой его социальной организации и господству­ющим типом общественного сознания. В традиционном обществе основным механизмом делового общения являют­ся ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

 

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различ­ного рода действия компаний, не предпринимающих над­лежащих мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для на­селения. Поэтому в понятие «этики делового общения» вхо­дит и забота руководителей предприятий о качестве сво­ей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самим собой, но и необходимым для эффективности про­изводства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рен­табельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Думается, что этот под­ход является более цивилизованным и более эффективным.

Этику делового общения следует учитывать в различ­ных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри од­ного предприятиямежду руководителем и подчиненны­ми, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Задача и состоит в том, чтобы сформу­лировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового обще­ния, но й не противоречили общим нравственным принци­пам поведения людей.

В основе этики делового общения должна быть коорди­нация, а по возможности и гармонизация интересов. Есте­ственно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хоте­ли бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожела­ешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению.

В деловом общении в отношении руководителя к под» чиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненно­му так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руково­дитель».

Этикет (от франц. etiquette) означает установленный по­рядок поведения где-либо. Это наиболее общее определение этикета.

Культура поведения — поступки и формы общения лю­дей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная куль­тура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экс­тремальной ситуации.

Деловой этикет — важнейшая сторона морали профес­сионального поведения делового человека, предпринима­теля. Знание его — необходимое профессиональное каче­ство, которое надо приобретать и постоянно совершенство­вать. Почти 70% выгодных для деловых людей сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не зна­ют правил делового общения и не владеют культурой пове­дения. Эта цифра подтверждается и мировым опытом. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 —- от его умения общаться с людьми». Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения или невос­питанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от спо­собности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели.

Важно также соблюдать определенные правила в отно­шении одежды и внешнего вида. Сверхмодный костюм со­всем не обязателен.

Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомы­ми людьми — признак вашей респектабельности, воспитан­ности, уверенности в себе. Существует целый ряд правил поведения в различных видах транспорта — в самолете, поезде, автомобиле. Долгое путешествие располагает к не­торопливой беседе. Надо уметь вести ее. Прежде всего, не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стре­миться как можно быстрее завладеть всеми сторонами бе­седы, не быть излишне говорливым: болтливость — при­знак дурного тона, другая крайность — замкнутость.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.