Основные социологические категории:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личность

Личность – конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность за свои поступки, известная автономность в отношении к обществу и другие. Не всякий человек – личности. Человеком рождаются, а личность становятся в процессе социализации. Понятие «личность» необходимо отличать от понятие «человек», которое отражает лишь то, что данное лицо принадлежит к человеческому роду (хомо сапиенс), обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль. Взаимодействие общества с личностью – центральная проблема социологии. Все социально формируемые качества человека (знания, умения, убеждения, интересы, методы, способы, память, воля, воображение, мышление и т.д.) базируются на двух родовых сущностных силах человека: способностях и потребностях.

Способность – это деятельная сила человека, «двигатель», сила, которая действует. В ходе социализации способность дифференцируется в соответствии с духовно-информационными и операционально-деятельными качествами человека на систему знаний и систему умений человека.

Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепция, суждения, гипотезы. Теории, законы) представляет собой информационную культуру личности и является результатом образования. Система умений все видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует операциональную культуру личности и является результатом обучения.

Таким образом, в структуре культуры личности можно выделить три слагаемых:

Мотивационная культура («хочу»),

Информационная культура («знаю»),

Операциональная культура («умею»).

Все они представляют собой ступени готовности к практической деятельности, ибо именно в ней и реализует себя личность со всеми своими слагаемых. На основе трех слагаемых культуры личности методом комбинаторики можно построить первичную типологию личностей.

Типология личностей:

Знает, умеет и хочет – образован, обучен и воспитан.

Знает, умеет, не хочет – образован, обучен, не воспитан.

Знает, не умеет, не хочет – образован, не обучен и не воспитан.

Не знает, умеет, хочет – не образован, обучен, воспитан.

Не знает, не умеет, хочет – не образован, не обучен, воспитан.

Не знает, умеет, не хочет – не образован, обучен, не воспитан.

Знает, не умеет, хочет – образован, не обучен, воспитан.

Не знает, не умеет. Не хочет – не образован. Не обучен, не воспитан.

Общество

Общество – это группа людей, которые объединились на определенной степени исторического развития. Также общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д.: «светское общество», «образованное общество», «дворянское общество». Также обществом может называться и организация, объединяющая людей по разным признакам: «Студенческое Научное Общество», «Общество любителей кошек» и т.д.

Признаки общества Э. Шилза

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

оно не является частью более крупной системы;

браки заключаются между представителями данного объединения;

оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

у общества есть собственное название и собственная история;

оно обладает собственной системой управления;

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 155.