Порядок и методические приемы отбора детей для занятий хореографией. Оценка внешних сценических данных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для занятий хореографией будущий танцовщик должен быть физически здоров (в том числе иметь хорошее зрение, слух, нормально работающий вестибулярный аппарат, развитые двигательные функции). Однако к тому же, должен обладать хорошими внешними сценическими данными. Поэтому профессиональному просмотру в балетной школе должно предшествовать знакомство с детьми в общеобразовательных школах, кружках, студиях, гимнастических секциях и т.п. На этом этапе изучаются так называемые внешние сценические данные ребенка – пропорции и формы тела (форма торса, ног, рук, шеи, головы), выразительность мимики. Большое значение для танца, особенности классического, имеет рост. Рост и развитие организма человека – сложный процесс, обусловленный биологическими, природно-климатическими, социальными факторами. С точки зрения обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе их развития. Как указывает доктор Н.Дембо (1941), основное значение для учащихся балетной школы имеет телосложение, необходимые пропорции тела, правильное строение как всего огранизма, так и различных его частей. Принято различать три основных типа или формы пропорций тела: первая форма- долихоморфная, характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными руками и ногами, причем само туловище сравнительно короткое; вторая форма - брахиморфная, характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками; третья форма – мезоморфная, представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими. В хореографии отдается предпочтение долихоморфному и мехоморфному типу телосложения, хотя и считают, что крайние формы обоих типов также нежелательны. Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. В осанке детей бывают заметны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначителный сколиоз), седлообразная спина (лордоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены. Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. Некоторые формы Х-образных и О-образных ног поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений. Серьезным недостатком осанки считают плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.

2.2. Анализ основных понятий, терминов, относящихся к критериям отбора детей.

При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе и подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Кроме проверки профессиональных физических данных, поступающие проходят проверку психомоторных способностей. Психомоторика включает в себя: координацию, апломб, музыкальность, чувство ритма. Физические (функциональные) данные:

ВЫВОРОТНОСТЬ - способность танцовщика к свободному развертыванию ног (бедер, голеней и стоп) наружу от бедра до кончика пальцев (стопа параллельно линии плеч). Выворотность может быть врожденной, что зависит главным образом от строения тазобедренных суставов, или приобретённой путём длительных упражнений. Выворотность – необходимое условие исполнения классического танца, одна из основ и существенная его особенность, дающая широкую свободу и красоту движениям классического танца – вызвана в балете эстетическими требованиями. Особенности чисто функционального характера заключаются в том, что только при выворотном положении ног есть возможность выполнения движений такой амплитуды, какая невозможна в невыворотном их положении. При наличии хорошей выворотности в бедрах, отсутствуют непреодолимые препятствия для движений, требующих большого размаха ног в сторону.

 

ПОДЪЕМ. В хореографии этим термином обозначают не только внешнюю выраженность продольного свода стопы (изгиб стопы), но и всю ее верхнюю линию, включая сюда и пальцы ног. Т.е. подъем стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы, от подвижности ее в голеностопном и других суставах, эластичности ее связок, от степени развития продольных и поперечных сводов, а также от строения нижнего конца большой берцовой кости. В хореографии стопа движется на «полупальцах» и «пальцах», положениях, при которых изменяется осуществление опорной и рессорной функции стопы. При этом она должна быть выворотна, носок сильно оттянут.

ГИБКОСТЬ КОРПУСА – это неотъемлемое качество артистов балета, и является свойством опорно-двигательного аппарата. Она определяет способность человека свободно прогнуться назад. Артисту балета для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, ведь именно они участвуют в движениях с большой амплитудой. Гибкость, эластичность тела способствуют выразительности движений тела в танце, которые слагаются из гибкости позвоночного столба и подвижности суставов, прежде всего тазобедренного. Прогиб назад совершается за счет верхних поясничных и нижних грудных позвонков, что является особенностью данного перегиба так необходимого в искусстве танца.

ПРЫЖОК. Прыжки – это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, выразительное актерское средство. Однако прыжки являются наиболее сложными и технически трудными движениями в танце. Известно, что величина прыжка зависит от степени подвижности суставов ноги (тазобедренного, коленного, голеностопного), а также и суставов стопы. Функциональные особенности мышц, производящие движение этих суставов, согласованность в их работе влияют на высоту прыжка. Поэтому перед тем, как вынести окончательное суждение, необходимо внимательным образом изучить все возможности для развития прыжка у новичка.

АПЛОМБ (французское: aplomb – равновесие, самоуверенность), 1) Уверенная, свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все части тела. В балете термин «устойчивость» понимается шире – как умение (или способность) сохранять без колебаний позы классического танца на всей стопе, на двух или одной ноге, на полупальцах или пальцах (при уменьшении площади опоры), а также сохранять равновесие в сложных двигательных ситуациях: в полете и после прыжков и стремительных вращений. Апломб приобретается в процессе обучения. Однако достичь устойчивости в том понимании, которое существует в балете, могут лишь те, кто обладает хорошим зрением, нормальной работой вестибулярного аппарата, координацией, общим хорошим физическим развитием и здоровой нервной системой. От вестибулярного аппарата зависит ориентирование относительно положения и перемещения тела в пространстве, а также устойчивость равновесия тела, играющая важную роль в овладении сложной профессией танцовщика.

КООРДИНАЦИЯ – это врожденное природное качество состоит в умении свободно согласовывать все свои движения. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное), соответствующий решению конкретной задачи в конкретных условиях. Это согласование движений есть следствие и мышечной, и нервной координации. Музыкально-ритмическая координация – умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку. Каждое танцевальное «па» требует управления движениями частей тела. Для того чтобы это делать профессионально, нужно научиться ощущать свои движения в пространстве и времени, что и происходит в период обучения. такового, необходимого для танцовщика.

"БАЛЕТНЫЙ ШАГ", или "ШАГ". Под этим термином в балете понимается способность будущего артиста свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, вперед и назад при выворотном положении опорной и работающей ноги. Высокий и легкий шаг создает красоту пластической линии всего тела, а также придает большую выразительность позам и движениям классического танца. Величина шага зависит от подвижности, как в тазобедренном суставе поднимаемой ноги, так и тазобедренном суставе опорной ноги, можно сказать, что выворотность, т. е. ее наличие, в определенной степени, влияет на величину шага. Кроме того, величина шага зависит и от степени подвижности позвоночного столба, без которой не может быть хорошего, полноценного шага.

  Его высота определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Рекомендуется проверять высоту шага как правой, так и левой ноги, потому что предельная высота шага может быть различна. Например, шаг в сторону с правой ноги может быть выше, а с левой – назад и наоборот. Для проверки балетного шага кандидат становится боком к станку, держась за него одной рукой или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают приемом «relevelent» сначала в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки шага в сторону, нога переводится по воздуху вперед и поднимается также до предельной высоты. Опорная нога должна быть обязательно вытянута в колене, корпус и бедра сохраняют правильное (прямое) положение, а «работающая» нога выпрямлена в выворотном положении. Проверка шага в сторону осуществляется enface. Шаг вперед и назад определяется в профиль. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием тут служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек — выше 90°. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога. Преимуществом при приеме пользуются дети, обладающие так называемым «легким шагом», когда при проверке шага педагогу не приходится затрачивать значительных усилий, чтобы поднять ногу абитуриента на предельную высоту.

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ. ЧУВСТВО РИТМА.

Музыка не только метро-ритмическая основа танца, а его художественная сущность, органически связанная с содержанием танцевального произведения. Без чувства ритма и музыкальности не мыслим ни единый шаг, ни малейшее движение будущего танцовщика. Движение и ритм нераздельны: музыку нельзя отделить от танца, от трудовых движений, сопровождающих песню, например. Таким образом, можно весьма определенно сказать, что чувство ритма теснейше связано с телесной моторикой индивида, оно как бы протягивает руку телесно-моторному интеллекту и питается от него, в силу чего ритм нельзя вычислить или просчитать – его можно только пережить всем телом, моторно откликаясь на него. Однако признано, что чувство ритма присуще не всем людям. Это в первую очередь зависит от того, какова музыкальная культура народа. Так, представители южных регионов повышенно ритмичны, северные народности обладают скромным чувством ритма. Вполне резонно, что эту особенность необходимо, с определенной долей осторожности, иметь в виду при отборе детей для обучения хореографии.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.