ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 

Дипломная работа

Студента ____________

 

Научный руководитель

Зав. кафедрой

 

Саратов 2008



СОДЕРЖЕНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения

1.1. История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике

1.2. Модели личностно-ориентированной педагогики

1.3. Понятие личностно-ориентированного обучения

2. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

2.1. Особенности личностно-ориентированных технологий

2.2. Личностно-ориентированный урок: технология проведения.

3. Опытно-экспериментальная работа по применению личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

3.1.Условия формирования опыта

3.2. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы)

3.3.Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения (формирующий этап)

3.4. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А. Оценка уровня школьной мотивации

Приложение Б. Диагностика умственного развития

Приложение В. Диагностика познавательных процессов

Приложение Г. Диагностическое исследование личности ученика

Приложение Д. Презентация урока «Полезные ископаемые. Нефть»

Приложение Е. Конспект урока «Второстепенный член предложения -  определение»

ВВЕДЕНИЕ

 

Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих целей, чтобы содержание образования давало адекватную мировоззренческую картину, вооружало необходимой информацией для построения жизненных и профессиональных планов. Эти положения соответствуют гуманистическому подходу, ставящему в центр образования человека. Одной из ведущих целей образования является формирование компетентности личности – готовности к самореализации и выполнению социально-востребованной деятельности и общения.

Личностный и индивидуальный подходы конкретизируют гуманистический, отвечая на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. В этом случае задача школы – создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, с одной стороны, а с другой – согласно возрастному и деятельностному подходам, наибольший вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода.

В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит личностно-ориентированное образование и, в частности, профилизация старшего звена школы, как способ конкретизации данного подхода.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393) подчеркивается, что должна отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Подчеркивается необходимость отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Выдвигается требование гибкости программ и их адаптированности к склонностям и способностям учащихся.

Потребность современного общества в гармонически развитых, активных, самостоятельных, творческих людях определяет современный переход к новой, личностно-ориентированной образовательной пагадигме.

Личностно-ориентированное образование являются тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

Вместе с тем говорить об ориентации на личность учащегося в современной практике массовой школы можно лишь в редких случаях. Сущность личностно-ориентированного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков. Противоречие между необходимостью применения личностно-ориентированного обучения в начальной школе и недостаточной разработкой её теоретических основ в школе, обусловили актуальность нашего исследования и определили выбор темы.

Объектом исследования данной дипломной работы является личностно-ориентированное обучение.

Предметом исследования выступает теория и практика организации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников.

Гипотеза – личностно-ориентированный подход в процессе обучения будет эффективен, если:

- будет выявлен и использован субъектный опыт учащихся;

- будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения;

- будет осуществлён педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований;

- общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;

- в процесс обучения будут включены все субъекты образования;

- будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.

Цель исследования – выявить особенности личностно-ориентированного подхода в теории и реализация его в практике.

В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:

- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;

- дать определение понятиям «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;

-познакомиться с современными личностно-ориентированными технологиями;

- выявить особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения;

- опытным путём, т.е. преднамеренно внося изменения в педагогический процесс, проверить эффективность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; наблюдение; анкетирование; социометрия; беседа; изучение результатов деятельности; эксперимент.

Базой опытно-экспериментальной работы послужило: МОУ «СОШ №5 города Ершова». В реализации экспериментальной программы принимала участие учитель начальных классов – Бутенко Елена Эдуардовна.

Исследование проводилась в течение двух лет, начиная с 2006-2007 учебного года в несколько этапов.

На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика личностных особенностей учащихся.

На втором этапе (формирующем) осуществлена апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения.

На третьем этапе были обработаны результаты экспериментальной работы, произведён анализ, обобщение и систематизация.

Дипломная работа состоит из введения, трёх основных разделов, заключения, списка используемых источников, приложения.

В первом разделе «Теоретические основы личностно-ориентированного обучения» мы рассказываем об истории возникновения и развития «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике. С методологической точки зрения останавливаемся на подходе И.С. Якиманской к классификации моделей личностно-ориентированной педагогики, раскрываем сущность личностно-ориентированного обучения.

Во втором разделе «Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников» рассматриваем особенности современных личностно-ориентированных технологий, общие подходы к организации личностно-ориентированного обучения и останавливаемся на технологии проведения личностно-ориентированного урока, сравниваем его с уроком в традиционной системе обучения.

В третьем разделе «Опытно-педагогическая работа экспериментального характера по применению личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников» рассматриваем диагностические методики, которыми пользовался учитель в ходе экспериментальной работы для выявления исходного уровня развития познавательной сферы, школьной мотивации, обученности школьников, констатируем результаты. Нами раскрывается содержание опытной работы, проводится констатация результатов педагогического исследования.

Список используемых источников включает в себя 58 наименований книг и статей по проблеме исследования.



Условия формирования опыта

 

Базой опытно-экспериментальной работы послужила средняя общеобразовательная школа №5 города Ершова. В реализации опытно-экспериментальной программы принимала участие Бутенко Елена Эдуардовна. В школе работает с 1986 года. Окончила Ташкентский педагогический институт имени Низами. Имеет высшую квалификационную категорию. В 2007 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Методика, технология современного урока (теория и практика)». В 2005 году стала победителем районного конкурса «Учитель года», а в 2007 году финалисткой областного фестиваля «Полёт идей и вдохновенья», один из её уроков опубликован в сборнике «Лучшие уроки учителей Саратовской области» (2005г.). Разработала и апробировала программу «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики с использованием рейтинговой системы». С 2006 года является руководителем МО учителей начальных классов.

В 2004 году набрала 1 класс. Разный уровень развития первоклассников влиял на низкую способность детей к усвоению знаний. В связи с этим целью деятельности учителя стало формирование познавательных способностей у младших школьников как основных психических новообразований в структуре личности. Это же стало основанием для участия в опытно-экспериментальной работе по внедрению личностно-ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы с 2006-2007гг.

Позиция педагога

В основу обучения и воспитания младших школьников был положен личностно-ориентированный подход (ЛОП), который предполагал не просто учёт индивидуальных особенностей учащихся, а принципиально иную стратегию организации учебно-воспитательного процесса. Суть которой – в создании условий для «запуска» внутриличностных механизмов развития личности: рефлексия (развитость, произвольность), стереотипизация (ролевая позиция, ценностные ориентации) и персонализация (мотивация, «Я – концепция»).

Данный подход к ученику потребовал от учителя пересмотра своих педагогических позиций.

Для реализации ключевых идей педагог поставил перед собой следующие задачи:

§ провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы на предмет современного состояния проблемы;

§ организовать констатирующий эксперимент для диагностики личностных особенностей учащихся;

§ апробировать экспериментальную модель влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения.

Образовательный процесс строился на основе программы «Школа 2100».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Неудовлетворённость многих стран результатами школьного обучения привела к необходимости его реформирования. Сравнительный анализ подготовки учащихся 50 стран мира показал, что самые высокие результаты имеют школьники Сингапура, Южной Кореи, Японии. Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. Причём, нетрадиционная постановка вопросов значительно снижает уровень их ответов.

По результатам проведённого исследования были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы образования:

- усиление практической направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов, окружающих учащихся в их повседневной жизни;

-изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.

Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированное обучение, ибо обучение, ориентированное на некоего среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям жизни. Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования. Такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме учитель – ученик. Чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник – ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник – учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, иную функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, мудрости народного и религиозного воспитания, трудах философов, психологов, педагогов.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Руссо, Песталоцци, Монтессори, Ушинского. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский, П.Я. Гальперин и др. Однако в условиях классно-урочной системы, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно.

Современное общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца IX – середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Именно поэтому главное стратегическое направление развития школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения.

Теоретические разработки по данному вопросу нашли отражение в трудах Н.А. Алексеева, А.С. Белкина, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др. Однако мы заметили, что в отечественной литературе недостаточное внимание уделяется проблемам создания и управления педагогическими системами, обеспечивающими личностно-ориентированный подход в начальной школе. Хотя именно особенности воспитания и обучения в 7-10 летнем возрасте определяют траекторию развития личности ребенка в среднем и старшем звене школы и его дальнейшее профессиональное становление.

Как уже отмечалось выше, личностно-ориентированное обучение во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. При подготовке и проведении таких уроков значительно возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах (в зависимости от региональных, национальных условий и т.п.) Но, тем не менее, урок должен обязательно включать в себя:

- набор методик, позволяющих провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности и составить характеристику класса;

- материал, позволяющий выявить субъектный опыт ученика, связанный с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребенка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;

- материал, позволяющий поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; провести подачу нового материала как совместного открытия в ходе квазиисследовательской деятельности, а также с учетом развития сенсорных каналов каждого ученика; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением выбора вида и формы работы и уровня ее сложности; привить детям навыки совместной работы; использовать на уроке игровые форме деятельности; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную творческую деятельность;

- материал, позволяющий ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; научить выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и свои собственные; научить оценивать и корректировать свое эмоциональное состояние;

- материал, позволяющий учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать ее.

Проверка эффективности подобных уроков, по мнению психологов и педагогов, осуществляется путем длительных (в течение 8 лет) психолого-педагогических исследований развития личности по многим параметрам. Уже полученные данные позволяют утверждать, что подобное построение уроков активизирует развитие психических процессов (по сравнению с традиционной системой обучения на 10-15%); повышает уровень сформированности орфографических и вычислительных навыков на 8-26%; улучшает психический климат в классе на15-29% и существенно повышает мотивацию обучения.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

2. Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 1994. № 17-18.

3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 107 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1989. - 192 с.

5. Дереклеева Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003. - 240 с.

6. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

7. Загвязинский В.И. Основы дидактики: современная интерпретация.

8. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие/Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина, И.В. Ястер. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96 с.

9. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.С. Замиловой, В.А. Ширяевой. – Саратов, 2005. – 100 с.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

11. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.

12. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.

13. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.

14. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

15. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Изд-во Факел, 1996. 512 с.

16. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. –М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.

17. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

18. Рассадкин Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели// Директор школы. №5. 2003.

19. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

20. Сборник нормативных документов. Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

21. Эверт Н. Критерии мастерства учителя // Директор школы. Спецвыпуск. – М., 1996. С. 42-48.

22. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

 

Урок русского языка.

4-й класс

Тема. Второстепенный член предложения – определение

Тип урока. Закрепление пройденного материала

Форма – зачёт

Цели:

1. Совершенствование умения определять главные и второстепенные члены предложения.

2.Развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащихся.

3. Воспитание интереса к русскому языку, при работе в группах – умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать на уроке.

Оборудование: лист успеха, магнитофон, картина весны, схемы предложений, учебник, индивидуальные карточки с заданием по уровням, слова карточки: определение, дополнение, имя существительное.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Девиз сегодняшнего урока – “Каковы труды – таковы и плоды”.

Совет – “Прежде чем ответить, хорошо подумай”

II. Целевая установка.

Над какой темой мы работаем несколько уроков подряд?

Чем мы будем заниматься на уроке?

Д…

Да, сегодня на уроке мы будем выполнять разную работу:

Ø Проведём аукцион знаний.

Ø Продолжим совершенствовать умения определять главные и второстепенные члены предложения.

Оценим и увидим свой результат в листе успеха (Приложение 1).

III. Разминка-аукцион

Наш урок начнём с разминки.

Что видите?

на доске карт

определение

дополнение

имя существительное

- Что здесь лишнее?

Вспомним всё, что знаем об имени существительном.

Кто последним назовёт то, что он знает об имени существительном, тот получит – приз

Начинаем… (дети называют правила по теме “Имя существительное”)

Победитель получает книжку-раскраску.

( 2 ученика в это время работают у доски, выполняют задание по индивидуальным карточкам)

1 карточка

– Вставить орфограмму, поставить ударение, подобрать и записать прилагательные к этим словам.

п_м_дор

_д_яло

сах_р

мес_ц

Ответить на вопросы:

1.Что объединяет эти слова?

2.Каким членом предложения являются прилагательные в предложении?

2 карточка

Составить из данных слов предложение, вставить пропущенную орфограмму.

На какие вопросы отвечает второстепенный член предложения – определение?

Что обозначает определение?

IV. Минутка чистописания

На минутке чистописания мы будем писать окончания этих вопросов, чтобы повторить соединения: нижнее (ая.яя), среднее (ое, ее, ые), верхнее (ий,ой, ый) Образуйте и запишите имена прилагательные от существительного – лес с данными окончаниями.

Составить и записать предложение, в котором данное прилагательное было бы определением.

Подчеркнуть основу предложения и определение.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга. Выставите оценку в листок успеха.

V. Конкурс теоретиков

- На какие две группы делятся все члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

Взаимозачёт правил

1 вариант

Что называется подлежащим?

2 вариант

Что называется сказуемым?

Что называется определением? (Взаимопроверка)

Оцените ответы - правила в листе успеха

Кто покажет образец ответа на “5” (3 ученика у доски отвечают правило)

Физминутка (музыкальная с движениями)

VI. Работа со схемами предложений.

Что это? (Схемы предложений)

Составьте и запишите предложения по данным схемам по картине о весне.

(Звучит музыка Чайковского “Времена года”)

Зачитать составленные предложения. Назвать основу предложения.

Кто использовал образные сравнения? Зачитать.

Как в русском языке и литературе называются такие образные сравнения?

(Эпитеты)

Самооценка. Оцените себя в листе успеха.

Физминутка. (Игра в антонимы)

(Учитель, называя прилагательные, бросает мяч ученику, а ученик, называя антоним, возвращает мяч)

Например:

Большой

Горячий

Тяжёлый

Высокий

Солнечный

трудолюбивый

мирный

VII. Самостоятельная работа по учебнику.

Откройте учебник стр.85 упр.445

Проверите свои знания по учебнику.

Задания на доске к упражнению выбираете любого уровня сложности.

А) Дополнить предложение определениями

Б) Разобрать по членам предложения и частям речи.

В) Выписать словосочетания с вопросами.

На оценку “3”выполняете задание под А)

На оценку “4” выполняете под А) и Б)

На оценку “5”выполняете под А), Б), В)

Проверка:

Кто успел выполнить задание только под А), ставит себе оценку “3” в листе успеха (ученик зачитывает свои предложения).

Кто успел выполнить задание только под А) и Б), ставит себе оценку “4” в листе успеха (ученик рассказывает, как разобрал).

Кто успел выполнить задание под А), Б), В), ставит себе оценку “5” в листе успеха.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Как вы себя чувствовали на уроке, отметьте на листке успеха + или –

Всё было понятно

Было трудно

Было интересно

Могу рассказать другим

Вернёмся к девизу нашего урока.

По листу успеха посмотрите, над чем вам каждому надо ещё поработать, где было трудно.

Надо ли ещё поработать над этой темой.

Подведение итогов по листу успеха.

Кто получил

от 18 до 20 баллов, сегодня получает за урок “5”

от 14 до 17 – оценку “4”

от 11 до 13 – “3”

ниже 10 – “ещё работать над темой”.

И в заключение составим пожелания друг другу.

Учитель: Будем людьми, которые любят труд. Значит какими?

Дети: Трудолюбивыми

Учитель: Стремящимися всё знать

Дети: Любознательными

Учитель: Никогда не обманывать

Дети: Честными

Учитель: Никогда не болеть.

Дети: Здоровыми

Учитель. Никогда не обижать, а помогать друг другу

ЛИСТ УСПЕХА

Фамилия имя ученика

Номер задания

1задание – минутка чистописания 2 задание – конкурс “теоретиков” 3 задание – работа со схемами 4 задание – самостоятельная работа итог
         

Рефлексия

Всё было понятно Было трудно Было интересно Могу рассказать другим  
         

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 

Дипломная работа

Студента ____________

 

Научный руководитель

Зав. кафедрой

 

Саратов 2008



СОДЕРЖЕНИЕ

 

Введение

1. Теоретические основы личностно-ориентированного обучения

1.1. История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике

1.2. Модели личностно-ориентированной педагогики

1.3. Понятие личностно-ориентированного обучения

2. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

2.1. Особенности личностно-ориентированных технологий

2.2. Личностно-ориентированный урок: технология проведения.

3. Опытно-экспериментальная работа по применению личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

3.1.Условия формирования опыта

3.2. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы)

3.3.Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения (формирующий этап)

3.4. Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А. Оценка уровня школьной мотивации

Приложение Б. Диагностика умственного развития

Приложение В. Диагностика познавательных процессов

Приложение Г. Диагностическое исследование личности ученика

Приложение Д. Презентация урока «Полезные ископаемые. Нефть»

Приложение Е. Конспект урока «Второстепенный член предложения -  определение»

ВВЕДЕНИЕ

 

Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих целей, чтобы содержание образования давало адекватную мировоззренческую картину, вооружало необходимой информацией для построения жизненных и профессиональных планов. Эти положения соответствуют гуманистическому подходу, ставящему в центр образования человека. Одной из ведущих целей образования является формирование компетентности личности – готовности к самореализации и выполнению социально-востребованной деятельности и общения.

Личностный и индивидуальный подходы конкретизируют гуманистический, отвечая на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. В этом случае задача школы – создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям, с одной стороны, а с другой – согласно возрастному и деятельностному подходам, наибольший вклад в развитие человека в каждом возрасте вносит его включение в ведущий вид деятельности, свой для каждого возрастного периода.

В нормативных и концептуальных федеральных документах закреплены указанные выше научные основания и заложены организационные принципы их реализации. Реализацией этих идей служит личностно-ориентированное образование и, в частности, профилизация старшего звена школы, как способ конкретизации данного подхода.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393) подчеркивается, что должна отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Подчеркивается необходимость отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Выдвигается требование гибкости программ и их адаптированности к склонностям и способностям учащихся.

Потребность современного общества в гармонически развитых, активных, самостоятельных, творческих людях определяет современный переход к новой, личностно-ориентированной образовательной пагадигме.

Личностно-ориентированное образование являются тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

Вместе с тем говорить об ориентации на личность учащегося в современной практике массовой школы можно лишь в редких случаях. Сущность личностно-ориентированного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков. Противоречие между необходимостью применения личностно-ориентированного обучения в начальной школе и недостаточной разработкой её теоретических основ в школе, обусловили актуальность нашего исследования и определили выбор темы.

Объектом исследования данной дипломной работы является личностно-ориентированное обучение.

Предметом исследования выступает теория и практика организации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников.

Гипотеза – личностно-ориентированный подход в процессе обучения будет эффективен, если:

- будет выявлен и использован субъектный опыт учащихся;

- будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения;

- будет осуществлён педагогический анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика наряду с результативной через выявление индивидуальных способностей учебной работы как устойчивых личностных образований;

- общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся;

- в процесс обучения будут включены все субъекты образования;

- будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.

Цель исследования – выявить особенности личностно-ориентированного подхода в теории и реализация его в практике.

В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:

- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;

- дать определение понятиям «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;

-познакомиться с современными личностно-ориентированными технологиями;

- выявить особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения;

- опытным путём, т.е. преднамеренно внося изменения в педагогический процесс, проверить эффективность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; наблюдение; анкетирование; социометрия; беседа; изучение результатов деятельности; эксперимент.

Базой опытно-экспериментальной работы послужило: МОУ «СОШ №5 города Ершова». В реализации экспериментальной программы принимала участие учитель начальных классов – Бутенко Елена Эдуардовна.

Исследование проводилась в течение двух лет, начиная с 2006-2007 учебного года в несколько этапов.

На первом этапе (констатирующем) была проведена диагностика личностных особенностей учащихся.

На втором этапе (формирующем) осуществлена апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения.

На третьем этапе были обработаны результаты экспериментальной работы, произведён анализ, обобщение и систематизация.

Дипломная работа состоит из введения, трёх основных разделов, заключения, списка используемых источников, приложения.

В первом разделе «Теоретические основы личностно-ориентированного обучения» мы рассказываем об истории возникновения и развития «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике. С методологической точки зрения останавливаемся на подходе И.С. Якиманской к классификации моделей личностно-ориентированной педагогики, раскрываем сущность личностно-ориентированного обучения.

Во втором разделе «Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников» рассматриваем особенности современных личностно-ориентированных технологий, общие подходы к организации личностно-ориентированного обучения и останавливаемся на технологии проведения личностно-ориентированного урока, сравниваем его с уроком в традиционной системе обучения.

В третьем разделе «Опытно-педагогическая работа экспериментального характера по применению личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников» рассматриваем диагностические методики, которыми пользовался учитель в ходе экспериментальной работы для выявления исходного уровня развития познавательной сферы, школьной мотивации, обученности школьников, констатируем результаты. Нами раскрывается содержание опытной работы, проводится констатация результатов педагогического исследования.

Список используемых источников включает в себя 58 наименований книг и статей по проблеме исследования.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 194.