Судебная система по Декрету о суде № 1
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 

 

 


Согласно Декрету о суде № 1 от 22 ноября 1917, были упразднены все действующие общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, коммерческие суды. Декрет упразднял все. Упразднялись также институты судебных следователей, прокурорского надзора и присяжной и частной адвокатуры.

Декретом были установлены две формы судебной организации: 1) Местные суды, которые «решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы... Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей». 2) Революционные трибуналы – особые суды, которые должны были рассматривать контрреволюционные и особо опасные общеуголовные преступления.

Местные суды Декретом предписывалось комплектовать составом в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местных судей предполагалось избирать впредь путем прямых выборов, а до проведения таковых временно назначать районными и волостными, «а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Рабочие и крестьянские революционные трибуналы создавались в составе председателя и 6 очередных заседателей (позднее в состав ревтребуналов были добавлены два заместителя председателя и два запасных заседателя), избиравшихся губернскими или городскими Советами. В 1918 на них было возложено также рассмотрение дел о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве.

Первоначально приговоры ревтрибуналов не подлежали обжалованию, однако в случае нарушения установленных форм судопроизводства или обнаружения признаков явной несправедливости приговора Наркомат юстиции мог обратиться во ВЦИК с предложением назначить вторичное рассмотрение дела. Кассационное обжалование и принесение протестов на приговоры ревтрибуналов были установлены Декретом ВЦИК от 11 июня 1918, на основании которого при ВЦИК был создан кассационный отдел. Кассационный трибунал при ВЦИК был учрежден в составе председателя, 2 членов и члена-докладчика, назначавшихся ВЦИК.

4 мая 1918 г. СНК принимает «Декрет о революционных трибуналах». Одним из главных новшеств, которого стало постановление о ликвидации уездных ревтрибуналов (за исключением уездных ревтрибуналов в крупных губернских городах, на узловых железнодорожных станциях).

Положением ВЦИК 12 апреля 1919. ревтребуналы учреждались во всех губернских городах (по 1 на каждую губернию), а также в других крупных городах; они состояли из председателя и 2 членов, которые избирались местными Советами или исполкомами из числа ответственных политических работников.




Планируемая судебная система по Декрету о суде № 2

 

 

 

 

Декрет о суде №2 принятый ВЦИК 18 февраля 1918, в дополнение к уже существовавшим (введенных Декретом о суде № 1) местным народным судам и их кассационных инстанциям - съездам народных судей, а также системе революционных требуналов, предусматривал: создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда. Также предполагалось учреждение областных народных судов в качестве кассационной инстанции для окружных судов и Верховного судебного контроля в Москве. Верховный судебный контроль должен был рассматривать противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями и урегулировать их. В состав его должны были избираться представители от областных народных судов на срок не свыше 1 года (Ст. 6.).

Состав окружных судов при рассмотрении дел в гражданских отделениях должен был включать трех постоянных членов окружного народного суда и 4-х народных заседателей. Принятие решения по уголовным делам требовало состава из двенадцати очередных заседателей и двух запасных, под председательством одного из постоянных членов суда.

Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного народного суда, Декретом № 2 предписывалось производить следственными комиссиями, состоящим из трех лиц, избираемых Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов (Ст. 21.).

При Советах Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов Декретом № 2 предписывалось создавать коллегия лиц, «посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты» (Ст. 24.). В эти коллегии вступают лица, избираемые и отзываемые Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. Только эти лица имели право выступать в судах за плату (Ст. 25.). Однако, если обвиняемый не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, должен был назначить ему защитника из коллегии правозаступников (Ст. 27.).

Декретом №3 о суде от 20 июля 1918 года было проведено разграничение подсудности дел между местными и окружными народными судами. На местные народные суды было возложено рассмотрение большинства дел о преступлениях.

Дела о посягательствах на человеческую жизнь, об изнасиловании, разбое, бандитизме, подделка денежных знаков, взяточничестве и спекуляции подлежали рассмотрению окружными народными судами. Местным народным судам было предоставлено право рассматривать гражданские дела ценою иска до 10000 рублей, по уголовным делам – назначать наказание до пяти лет лишения свободы.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 787.