Социологическая теория М. Вебера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Понимающая социология» Вебера
С именем Макса Вебера (1864–1920) связывается создание методологии социального познания. Одним из основных положений теории Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует систему взаимоотношений между людьми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.

Социальная философия, лежащая в основе исторической социологии Вебера, наиболее отчетливо воплотилась в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Здесь высказывается идея экономической рациональности современного капиталистического общества с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».

 6. Социология марксизма.

Марксизм
Многие идеи Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими в социологии. Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности. Причиной социальной дифференциации, социального противостояния в обществе, согласно Марксу, является частная собственность. Основное достижение Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Гегеля для анализа исторического развития, охарактеризовав общество как динамично развивающуюся в историческом времени структуру. Он показал причины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов в общественном развитии.

 7. Развитие зарубежной социологии в ХХ веке.

В XX в. на фоне разрушительных кризисов, мировых войн, глобальных катастроф интерес к социальной теории в Европе несколько ослабевает, но в США социология получает как бы второе дыхание, предложив обществу практическое применение своих идей. Изучение того, что происходит в обществе на самом деле, анализ социальных фактов в конкретной ситуации — эта практическая ориентация способствовала интенсивному развитию эмпирической социологии.

В 1930-х гг. в Советском Союзе социология была объявлена «вредной» буржуазной наукой, социологические службы и кафедры были закрыты вплоть до 1960-х гг., тогда как американский институт Гэллапа начал проведение общенациональных опросов с целью изучения общественного мнения. Социологические исследования в основном носили прикладной характер и ставили своей целью анализ конкретных ситуаций и разработку практических рекомендаций для сферы социального управления. Полезность социологических исследований стала понятной не только организаторам науки, но и государственным служащим и бизнесменам. Отныне консультации социологов становятся нормой при принятии многих управленческих решений.

В частности, мировой экономический кризис 1930-х гг. заставил искать новые механизмы регуляции социальной жизни и социология оказалась весьма востребованной. Спонтанное саморегулирование рыночных механизмов американской экономики было дополнено государственным регулированием, планированием, инвестированием, масштабными социальным программами, мерами социальной защиты населения.

Диапазон прикладных исследований постепенно расширялся. Правительственные органы, деловые круги, политические партии стали постоянным социальным заказчиком прикладных исследований, а социологи соответственно начали изучать общественное мнение, рекламу, средства массовой информации, выборы, социальную напряженность, культуру, досуг и т.д.

Многие исследователи пришли к выводу, что необходимо изучить самого человека; это позволит точно оценить, чего хотят люди при определенных условиях; просчитать и описать альтернативы их деятельности, указать последствия каждой из них и разработать такую административную или инженерную технику, которая сможет обеспечить изменение социальных установок наиболее рациональным (эффективным и экономичным) способом. Социальный контроль, диагноз и регулирование процессов, происходящих в обществе, — таковы направления исследований социологов в тот период, надолго определившие служебно-управленческий характер эмпирической социологии в целом.

 8. Развитие социологии в России.

В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., третий- с начала 60-х гг. до наших дней.

Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 — 1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870).Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение.Это движение осуществляется прежде всего критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они,главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. H. К. Михайловский определял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”.

Третий этап:В 1960-х гг.социология вновь восстанавливает статус социального институтаВ 1962 г.была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

Социологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития.

 9. Теоретико-методологические основы социологического исследования.

Для того чтобы понять конкретное общество, его генезис, нужно, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять порожденную им форму социальных отношений (то есть гражданское общество как основу развития), затем изобразить деятельность гражданского общества в сфере политической и государственной жизни, объяснить из этого различные теоретические порождения и формы общественного сознания и проследить процесс их возникновения. Благодаря этому можно будет представить весь процесс в целом, а так же взаимосвязи и взаимодействия между различными его сторонами.

Социальная сфера жизни общества осуществляется в диалектическом единстве существования личности и общества. Она основывается на конкретном способе производства, который определяется уровнем развития конкретных производительных сил в конкретных производственных отношениях. Основой производительных сил выступают конкретно существующие люди, которые, используя созданные до них средства производства и создавая новые, ежесекундно, ежечасно производят, организуют, институализируют отношения между собой, социальными общностями и группами.

Социальная сфера общественной жизни это сфера деятельности людей, в которой они воспроизводят связи, отношения между собой, социальными общностями и группами. Эта деятельность осуществляется в неразрывном, диалектическом единстве следующих областей:

социально-экономической - производства отношений с целью воспроизводства благ как материальных, так и идеальных;

социальной - воспроизводство отношений существования и развития личности и общества;

социально-политической - регулирование, управление, согласование (синхронизация) и закрепление отношений между людьми, социальными общностями и группами;

духовной - отбор, хранение и передача ценностей (благ, имеющих положительное значение, и социокультурных образцов) существования и развития личности и общества.

Основной функцией социальной сферы жизни общества выступает воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека. Существенную роль в ее выполнении выполняют гражданские формы общественного сознания как совокупность идей, взглядов, теорий, настроений и чувств людей на человека в обществе и общество в целом. (Более подробно о понятии социального воспроизводства см. п.8.3 главы 8 настоящего пособия)

Таким образом, теоретико-методологические основы предлагаемого подхода к пониманию социологии как науки заключаются в материалистическом понимание истории, сформулированном в научном творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса, и социокультурном понимание истории, сформулированном в научном творчестве П. Сорокина, социологизме и теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 160.