МОДЕЛЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На рис. 8 представлена простая модель ценовой дискриминации , осуществляемой фирмой - монополистом. Фирма продаёт свою продукцию на двух разных рынках. Это могут быть две разные местности , две возрастные группы , обычные потребители и клиенты - коммерсанты и т. д. Предполагается , что перепродажа продукции невозможна.

    У обоих графиков одна общая вертикальная ось , на которой нанесена рублёвая цена за единицу продукции. Объём продаж на первом рынке отражается на горизонтальной оси как обычно , слева направо. Продажа на втором рынке отражается справа налево.

    Кривые спроса на обоих рынках обозначены D1 и D2 , кривые предельного дохода - соответственно MR1 и MR2.

    Для простоты сделано предположение , что предельные издержки фирмы - монополиста постоянны. Поэтому кривая придельных издержек представляет собой горизонтальную прямую, пересекающую графики обоих рынков. На каждом из рынков монополист добывается прибыли, устанавливая предельные издержки на уровне, равном придельному доходу. В соответствии с этим правилом ежедневная продажа на первом рынке составит 500 единиц продукции, на втором - 373 единицы. Цена назначаемая на каждом из рынков, задаётся высотой соответствующей кривой спроса в точке, где выпуск продукции обеспечивает максимум прибыли. На первом рынке, где спрос более эластичен в окрестности равновесного уровня выпуска, ценой, обеспечивающей получение максимума прибыли, будет цена в 1,5 рубля за единицу. На втором рынке, где кривая спроса указывает на значительно меньшую эластичность в окрестности точки равновесия, цена, обеспечивающая получение максимума прибыли, будет выше. Она составляет 2,5 рубля за единицу. Представленная на рис. 8 модель - лишь одна из возможных моделей ценовой дискриминации. Более сложные модели рассматривают большее количество рынков, падающие или растущие предельные издержки и т. и д. Однако представленная здесь модель имеет важную общую черту со всеми более сложными.                                  В ситуации равновесия фирма-монополист, максимизирует прибыль и проводя стратегию ценовой дискриминацией, устанавливает более высокую цену в тех условиях, когда спрос на её продукцию менее эластичен.                                                                                                                  СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЦЕНОВАЯ                  ДИСКРИМИНАЦИЯ

Ценовую дискриминация часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение , узнав , например , что человек , сидящий впереди впереди них в самолёте , заплатил за билет меньше ,чем они.

    Законы , запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации , были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Наиболее известны из них закон Робинсона - Патмэна.

    На примере университетских студенческих стипендий можно тем не менее убедится , что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред , но и пользу. Так , многие студенты из числа тех , кто не может платить за обучение , всё - таки посещают колледж. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билеты на самолёт , если эти билеты не были приобретены бизнесменами , не желающими ехать по делам в субботу или воскресенье.

    Все эти примеры показывают , что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны , что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо , нежели остальная публика , для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

 

ВЫВОД

1. Чистая монополия предполагает , что одна фирма является единственным производителем данной продукции , не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.

2.  Причиной монополии является : (а) эффект масштаба ; (б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль , патенты и лицензии ; (в) нечестное поведение и др.

3. Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями , которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль , он определяет цену и объём производства , исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса , он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.

4. Фактором , ограничивающим монопольную власть на рынке является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность , тем меньше монопольная власть , и наоборот. На степень монопольной власти влияет также количество фирм на рынке , концентрация , конкурентная стратегия.

5. Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению власти монополий. Предметом государственного регулирования является естественные монополии. В отраслях естественные монополии многие предприятия являются государственной собственностью.

6. В реальной жизни чистая монополия , также как и совершенная конкуренция , встречается достаточно редко. Реальные рынки очень разнообразны и характеризуются условиями монополистической конкуренции , постепенно переходящей в олигополию

7. При монополистической конкуренции множество мелких фирм производит разнообразную дифференцированную продукцию , вступление новых фирм в отрасль не сложно. В краткосрочном периоде фирмы выбирают цену и объём выпуска , максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки. Лёгкое вхождение новых фирм приводит к тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном периоде , когда экономическая прибыль стремится к нулю.

8. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм , каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено , а эффект масштаба делает неэффективным существования большого количества производителей.

 

 

Таблица 1 . Динамика издержек и доходов

фирмы Х в условиях монополии (руб.)

 

Выпуск издер жки цена до ход прибыль
 продукции шт.   Валовые   предель - ные      валовый   предель ный  
0 1000 - - - - -1000
1 1470 470 500 500 500 -970
2 1890 420 498 996 496 -894
3 2265 375 496 1488 492 -777
4 2600 335 494 1976 498 -624
5 2920 320 492 2460 484 -460
6 3230 310 490 2940 480 -290
7 3535 305 488 3416 476 -119
8 3850 315 486 3888 472 38
9 4180 330 484 4356 468 176
10 4535 355 482 4820 464 285
11 4900 365 480 5280 460 380
12 5280 380 478 5736 456 456
13 5680 400 476 6188 452 508
14 6105 425 474 6636 448 531
15 6560 455 472 7080 444 520
16 7040 480 470 7520 440 480
17 7550 510 468 7956 436 406
18 8090 540 466 8388 432 298
19 8665 575 464 8816 428 151
20 9275 610 462 9240 424 -35

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 163.