Расстройство речевой артикуляции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Это расстройство, связанное с развитием, проявляется в том, что употребление ребенком речевых звуков находится на более низком уровне, чем это ожидается по его возрасту, но уровень языковых навыков ребенка нормален. Это довольно частое явление у детей младшего возраста. Его называют картавостью, шепелявостью, младенческой речью, лепетанием, дислалией, ленивой речью, неаккуратной речью. В большинстве случаев интеллект бывает не нарушен.

В тяжелых случаях расстройство артикуляции обнаруживается в возрасте 3 лет. В более легких случаях нарушение может быть не явным до 6 лет.

Артикуляция у таких детей значительно отличается от артикуляции их ровесников. Особенно трудно даются детям такие звуки, как «в», «л», «р», «ч», «ш», «ф», «ц», «б», «т», все или некоторые из них, иногда может нарушаться произношение только одного звука.

Искажение - наиболее легкий вариант нарушения артикуляции. При искажении ребенок произносит примерно правильные звуки, но в целом произнесение неправильное, чтобы облегчить произнесение трудных звуков, между согласными ребенок может добавлять гласные, например «палыка» вместо «палка», «вязал» вместо «взял». При замещении трудные звуки заменяются на неправильные, например «лобота» вместо «работа», «холосый»    вместо «хороший».

Наиболее серьезным нарушением артикуляции являются пропуски трудных звуков и слогов, например «боно» вместо «больно», «гаовка» вместо «головка», «какотик» вместо «колокольчик». Пропуски чаще всего свойственны детям младшего возраста.

Частота этого расстройства у детей до 8 лет составляет 10%, а у детей старше 8 лет – 5%. В большинстве легких случаев у детей до 8 лет происходит выздоровление без лечения. Но у детей старше 8 лет само по себе это расстройство обычно не проходит, и требуется квалифицированное лечение.

Хотя это нарушение артикуляции имеет отношение к логопедии, но психиатрам нередко приходится встречаться с последствиями не леченного расстройства, особенно в подростковом возрасте, когда из-за сохранения дефекта речи возникают нарушения поведения и социальная дезадаптация.

У взрослых дефект речи ограничивает их возможности в профессиональной деятельности. Поэтому расстройство артикуляции надо лечить с малых лет, когда лечение более успешно, чем у взрослых.

Расстройство развития учебных навыков.

Это группа расстройств, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены начиная с ранних стадий развития ребенка. Нарушения не являются просто следствием утраты возможности обучатся или результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга. К ним относятся: расстройства чтения, расстройства развития экспрессивного письма, расстройство арифметических навыков и смешанное расстройство учебных навыков.

Расстройство чтения.

 Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами связанными с дефектом зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической запущенностью. Расстройство чтения еще называют «отсталым чтением», «отсталостью в чтении», дислексией развития, специфическим отставанием в чтении, развитием «слепоты» на слова.

Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до 8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.

Причинами нарушения обучения чтению считается осложнения во время беременности матери, а также различные вредные воздействия и заболевания во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела при рождении. Предполагается связь нарушений питания с расстройством обучения чтению.

Нарушение чтение может быть при органическом поражении левого полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего блокируется передача зрительной информации в левое полушарие.

Выработка навыков чтения – комплексный процесс, который включает в себя процесс познавания и узнавания читаемых слов и который требует неповрежденной и сбалансированной деятельности всей нервной системы.

Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых, неврологическую основу, которая должна быть зрелой и неповрежденной для интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при чтении. Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучению чтению. В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания. И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно которым чтение является одной из важных функций современного человека.

Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным к 7-8 годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но, обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь, что в школе его научат. В первом классе школы, когда требования к чтению еще не высоки, расстройство обучения чтению еще не столь явно. Но во втором и третьем классе, когда детям дают большие заданию по внеклассному чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем норма прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается, неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.

Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном чтении. При это читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью букв и слов. Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы.

Расстройству чтения могут предшествовать или существовать с ним расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Сопутствующим расстройством может быть нарушение распознавания звуков.

При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-за своего недостатка. У них могут быть эмоциольные срывы, депрессия, чувство собственной неполноценности. Более старшие дети могут стать злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.