Основные этапы соц. исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды вопросов в анкете

1. Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

Подразделяются:

1) По форме: открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1+2), прямые, косвенные (согласен, несогласен).

2) По конструкции ответов: дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов), шкалированные (предоставляется шкала, возможность поствить бал).

3) Психологические: вопросы-фильтры (используются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женаты ли вы?»), контрольные (2 случая – уточнение уже полученной информации, проверки искренности).

4) По содержанию: вопросы о фактах (сколько лет?); вопросы о мнениях, мотивах, оценках, суждениях; вопросы о знаниях.

При составлении опросного листа для социологического исследования используются стандартные схемы.

 

2.1 Программа социологического исследования.

Среди основных этапов социологического исследования первым является создание программы социологического исследования – основного документа, позволяющего рационально использовать имеющиеся ресурсы и целенаправленно осуществлять социологической исследование.

Программа состоит из:

1. Обоснование актуальности социологического исследования. Обоснование осуществляется в письменной форме путем доказательства, аргументированности и использовании фактов и статистических цифровых материалов.

2. Формулировка проблемы – практичной или теоретической в сфере культуры и досуга.

Проблема – противоречия между реальным состоянием изучаемого объекта или явелния и возможным состоянием, значительно отличающимся в лучшую сторону (противоречия между реальным уровнем физического развития и состоянием здоровья современной молодежи с одной стороны, и необходимостью укрепления здоровья людей как национального генофонда с другой стороны).

3. Формулирование цели социологического исследования.

Цель – конечный результат социального исследования, который требуется получить в итоге.

4. Определение задач социологического исследования.

Задача – последовательно выстроенные, лаконично и с научной точки зрения сформулированные этапы проведения социологического исследования

5. Определение объекта исследования

Объект – та область знаний, в которой будут осуществляться социологические исследования.

6. Определения предмета исследования

Предмет – одна из сторон объекта, которая подлежит дальнейшему углубленному изучению.

7. Характеристика методов социологического исследования

В процессе исследования будут использованы следующие методы:

· Анализ литературы по теме исследования

· Опрос с помощью специально разработанной анкеты «Название». Предполагается опросить 200 человек такого-то круга, с использованием случайной выборки.

· Наблюдение и фиксация результатов проведения в культ. Досуге программ.

· Экспериментальный метод, основанный на личном участии в подготовке и проведении СКД на «Там-то».

8. База социологического исследования

- Место и масштабы проведения социологического исследования.

9. Аннотация основных понятий, которые будут использоваться в социологическом исследовании.

- своеобразный краткий словарь терминов и понятий.

10. Основные теоретические источники изучения темы.

- в ходе обучения использовал идеи следующих авторов… и т.п.

2.2 Опрос как метод сбора социологических данных.

В эмпирическом социальном исследовании применяются следующие виды опросов:

1. Интервьюирование

- в социальном исследовании используется на начальных этапах для общего знакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано из журналистики и предполагает непосредственной общение исследующего с респондентом.

Бывает:

· Свободное интервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы.

· Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросу или событию.

· Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельно сформулированной форме.

· Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.

Интервью – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого опрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов.

2. Анкетирование.

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3. Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1) 1.Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2) 2.Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3) 3.При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4) 4.Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5) 5.Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6) 6.В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4. Заключительная часть (сведения о респонденте).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

3. Экспертные оценки.

Составляется анкета и опрашиваются лишь специалисты (теоретики и практики) по изучаемой теме.

Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получает надежную информацию.

Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовых опросов.

4. Тестирование

Широкое распространение тестирование получило в общественной и социальной психологии, педагогике, в деятельности по профессиональному отбору.

В социологии тестирование применяется для изучения алых и средних социальных групп.

Специфика состоит в том, что респондент письменно отвечает на вопросы, преимущественно личностно-значимого характера. Обработка материалов тестирования осуществляется с помощью ключа, т.е. заранее разработанное схемы.

5. Социометрия.

Социометрия применяется для исследования структуры малых и средних социальных групп:

· Изучается положение человека в социальной группе и его место среди других членов группы.

· Изучаются взаимоотношения участниками в группе.

· Определяются лидеры и аутсайдеры в группе.

· Определяются микро группы внутри изучаемой группы.

Это необходимо:

· Для эффективного управления группой.

· В педагогике для влияния на группу в целом и на отдельных участников группы.

· Для формирования коллектива, как субъекта деятельности, способного решать как внешние по отношение к группе так и внутренние задачи.

 

3.1 Социологическое исследование бюджетов времени.

- направлено на изучение затрат времени людей различных социальных групп на различные виды деятельности.

Разные социальные группы расходуют время по-разному.

Т делится на свободное и несвободное.

Методы:

1. Дневниковый метод.

Его особенность – каждый респондент по заданию социолога самостоятельно записывает в дневник (тетрадь) все виды своей деятельности на протяжении недели. После заполнения дневников социолог подсчитывает бюджет времени каждого, а затем средне-арифметичекий показатель по всей выборочной совокупности.

2. Анкетирование.

Респонденту задают вопрос – сколько времени уходит у вас на различные виды деятельности в среднем в течение дня.

Задание – написать цифрой количество времени затраченного в течение дня в средних показателях.

Куда заполнять – таблица

Затем подчитывается средне-арифметический показатели по генеральной совокупности и делаются соответствующие выводы.

 

3.2 Составление опросного листа (анкеты)

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3 .Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1. Количество вопросов не должно переутомить респондента.

3. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

4. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

5. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

6. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

7. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4. Заключительная часть (сведения о респонденте).

Основные виды анкетирования:

1. По объему (сплошное, выборочное).

2. По способу заполнения (прямое (заполняет сам респондент), косвенное (заполняет социолог)).

3. По способу общения: очное (индивидуальное (один на один), коллективное), заочное (почтовое, раздаточное, электронное, прессовое).

 

Виды вопросов в анкете

1. Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

Подразделяются:

1) По форме: открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1+2), прямые, косвенные (согласен, несогласен).

2) По конструкции ответов: дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов), шкалированные (предоставляется шкала, возможность поствить бал).

3) Психологические: вопросы-фильтры (используются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женаты ли вы?»), контрольные (2 случая – уточнение уже полученной информации, проверки искренности).

4) По содержанию: вопросы о фактах (сколько лет?); вопросы о мнениях, мотивах, оценках, суждениях; вопросы о знаниях.

При составлении опросного листа для социологического исследования используются стандартные схемы.

 

2.1 Программа социологического исследования.

Среди основных этапов социологического исследования первым является создание программы социологического исследования – основного документа, позволяющего рационально использовать имеющиеся ресурсы и целенаправленно осуществлять социологической исследование.

Программа состоит из:

1. Обоснование актуальности социологического исследования. Обоснование осуществляется в письменной форме путем доказательства, аргументированности и использовании фактов и статистических цифровых материалов.

2. Формулировка проблемы – практичной или теоретической в сфере культуры и досуга.

Проблема – противоречия между реальным состоянием изучаемого объекта или явелния и возможным состоянием, значительно отличающимся в лучшую сторону (противоречия между реальным уровнем физического развития и состоянием здоровья современной молодежи с одной стороны, и необходимостью укрепления здоровья людей как национального генофонда с другой стороны).

3. Формулирование цели социологического исследования.

Цель – конечный результат социального исследования, который требуется получить в итоге.

4. Определение задач социологического исследования.

Задача – последовательно выстроенные, лаконично и с научной точки зрения сформулированные этапы проведения социологического исследования

5. Определение объекта исследования

Объект – та область знаний, в которой будут осуществляться социологические исследования.

6. Определения предмета исследования

Предмет – одна из сторон объекта, которая подлежит дальнейшему углубленному изучению.

7. Характеристика методов социологического исследования

В процессе исследования будут использованы следующие методы:

· Анализ литературы по теме исследования

· Опрос с помощью специально разработанной анкеты «Название». Предполагается опросить 200 человек такого-то круга, с использованием случайной выборки.

· Наблюдение и фиксация результатов проведения в культ. Досуге программ.

· Экспериментальный метод, основанный на личном участии в подготовке и проведении СКД на «Там-то».

8. База социологического исследования

- Место и масштабы проведения социологического исследования.

9. Аннотация основных понятий, которые будут использоваться в социологическом исследовании.

- своеобразный краткий словарь терминов и понятий.

10. Основные теоретические источники изучения темы.

- в ходе обучения использовал идеи следующих авторов… и т.п.

2.2 Опрос как метод сбора социологических данных.

В эмпирическом социальном исследовании применяются следующие виды опросов:

1. Интервьюирование

- в социальном исследовании используется на начальных этапах для общего знакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано из журналистики и предполагает непосредственной общение исследующего с респондентом.

Бывает:

· Свободное интервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы.

· Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросу или событию.

· Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельно сформулированной форме.

· Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.

Интервью – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого опрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов.

2. Анкетирование.

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3. Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1) 1.Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2) 2.Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3) 3.При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4) 4.Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5) 5.Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6) 6.В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4. Заключительная часть (сведения о респонденте).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

3. Экспертные оценки.

Составляется анкета и опрашиваются лишь специалисты (теоретики и практики) по изучаемой теме.

Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получает надежную информацию.

Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовых опросов.

4. Тестирование

Широкое распространение тестирование получило в общественной и социальной психологии, педагогике, в деятельности по профессиональному отбору.

В социологии тестирование применяется для изучения алых и средних социальных групп.

Специфика состоит в том, что респондент письменно отвечает на вопросы, преимущественно личностно-значимого характера. Обработка материалов тестирования осуществляется с помощью ключа, т.е. заранее разработанное схемы.

5. Социометрия.

Социометрия применяется для исследования структуры малых и средних социальных групп:

· Изучается положение человека в социальной группе и его место среди других членов группы.

· Изучаются взаимоотношения участниками в группе.

· Определяются лидеры и аутсайдеры в группе.

· Определяются микро группы внутри изучаемой группы.

Это необходимо:

· Для эффективного управления группой.

· В педагогике для влияния на группу в целом и на отдельных участников группы.

· Для формирования коллектива, как субъекта деятельности, способного решать как внешние по отношение к группе так и внутренние задачи.

 

3.1 Социологическое исследование бюджетов времени.

- направлено на изучение затрат времени людей различных социальных групп на различные виды деятельности.

Разные социальные группы расходуют время по-разному.

Т делится на свободное и несвободное.

Методы:

1. Дневниковый метод.

Его особенность – каждый респондент по заданию социолога самостоятельно записывает в дневник (тетрадь) все виды своей деятельности на протяжении недели. После заполнения дневников социолог подсчитывает бюджет времени каждого, а затем средне-арифметичекий показатель по всей выборочной совокупности.

2. Анкетирование.

Респонденту задают вопрос – сколько времени уходит у вас на различные виды деятельности в среднем в течение дня.

Задание – написать цифрой количество времени затраченного в течение дня в средних показателях.

Куда заполнять – таблица

Затем подчитывается средне-арифметический показатели по генеральной совокупности и делаются соответствующие выводы.

 

3.2 Составление опросного листа (анкеты)

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1. Название (соотв. Теме социологического исследования).

2. Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3 .Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1. Количество вопросов не должно переутомить респондента.

3. Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

4. При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

5. Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

6. Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

7. В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4. Заключительная часть (сведения о респонденте).

Основные виды анкетирования:

1. По объему (сплошное, выборочное).

2. По способу заполнения (прямое (заполняет сам респондент), косвенное (заполняет социолог)).

3. По способу общения: очное (индивидуальное (один на один), коллективное), заочное (почтовое, раздаточное, электронное, прессовое).

 

Основные этапы соц. исследования.

1. Разработка программы социологического исследования (см. п. 2.1).

2. Разработка методик сбора эмпирического, социологического материала (составление опросных листов, вопросов, интервью, анкет).

3. Проведение пилотажного (пробного) опроса, цель которого – состоит в проверке разработанных методик социологического исследования на надежность

4. Полевая стадия социологического исследования. Проведение социологического опроса непосредственно с респондентами, в соответствии с научно обоснованной выборкой социологического исследования.

5. Техническая обработка собранного материала, заключающаяся в подсчете показателей по различным вопросам и т.д.

6. Анализ обработанного материала, составление таблиц, графиков и диаграмм, написание текстового отчета о полученных результатах.

7. Формулирование практических рекомендаций, направленных на улучшение работы в сфере досуга.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.