ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРЕДМЕТ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

К ИХ РЕШЕНИЮ

 

Автор работы: ДЬЯКОВА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

А» класс

Место выполнения работы: Гимназия № 12

Научный руководитель: Слукина О.Н.

Учитель 11-го разряда

Рецензент: Аимбетов И.И.

Учитель 13 -го разряда

Категории

Г.Каменск-Шахтинский

Г

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

I. ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................... 3

II. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ....................................................... 5

II. 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ......... 5

1.1. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн, борьба с терроризмом 5

1.2 Преодоление отсталости слаборазвитых стран........................................................ 7

II. 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА...................... 10

2.1. Экологические проблемы........................................................................................ 10

2.2. Проблемы мирового океана и освоения космоса.................................................. 14

II. 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА...................................................... 17

3.1. Демографическая проблема..................................................................................... 17

3.2. Предотвращение распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма............ 19

3.3. Кризис культуры и нравственности....................................................................... 23

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:............................................................ 26

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия ХХ века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Одно из определений относит к глобальным «проблемы, возникающие в результате  объективного развития общества, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества».[1]

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где их число варьируется от 8-10 до 40-45. На наш взгляд, можно выделить три основные группы глобальных проблем:

1. Проблемы политического и социально-экономического характера:

(a) Предотвращение термоядерной катастрофы, новых мировых войн, борьба с международным терроризмом;

(b) Нормальное функционирование мирового хозяйства;

(c) Преодоление отсталости слаборазвитых стран;

2. Проблемы природно-экономического характера:

(a) Экологическая проблема;

(b) Энергетическая проблема;

(c) Продовольственная проблема;

(d) Сырьевая проблема;

(e) Проблемы Мирового океана.

3. Проблемы социального характера:

(a) Демографическая проблема;

(b) Проблема межнациональных отношений;

(c) Кризис культуры и нравственности;

(d) Дефицит демократии;

(e) Проблемы урбанизации;

(f) Охрана здоровья.

Осознание глобальных проблем, неотложности пересмотра многих привычных стереотипов пришло к нам поздно, гораздо позже опубликования на Западе первых глобальных моделей, призывов остановить рост экономики. Между тем все глобальные проблемы теснейшим образом связаны между собой.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармоничной связи с природой, но и разрушительным воздействием на неё.

Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология не первоначально не имела никакого отношения к охране природы. Резкая перемена произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины прошлого века: роста населения Земли и научно-технической революции.

Быстрый рост населения Земли получил название демографического взрыва. Он сопровождался изъятием у природы огромных территорий под жилые дома и общественные учреждения, дороги, аэропорты и пристани, посевы и пастбища. Сотнями квадратных километров вырубались леса. Под копытами многочисленных стад степи и прерии превращались в пустыни.

Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику, вышел в космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов.

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. При высоких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали все больше загрязнять окружающую среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические лёгочные и сердечно-сосудистые заболевания.

Первыми забили тревогу ученые. Начиная с 1968г, итальянский экономист Аурелио Печчен стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. В июне 1972г ООН провела в Стокгольме Первую международную конференцию по окружающей среде и развитию, которая обобщила материалы о загрязнении и его вредном влиянии на здоровье населения многих стран. Участники конференции пришли к выводу, что человек из субъекта, изучавшего экологию животных и растений, в новых условиях сам должен превратиться в объект многосторонних экологических исследований. Они обратились к правительствам всех стран мира с призывом создать для этих целей специальные государственные учреждения.

Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале ХХ века никто не мог даже подозревать. Научные исследования нужны не только для решения или смягчения этих проблем, но и для выяснения причин их возникновения, ведь без этого решить их невозможно.

Остановимся на наиболее значимых проблемах современности и рассмотрим причины их возникновения более подробно.

 

Экологические проблемы

 

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные, они требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок.

Пример локальной экологической проблемы – завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей и окружающей среды. Это – нарушение закона, и органы охраны природы должны под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. Особой науки при этом не требуется.

Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс – почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымом металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве завода никто не думал; или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии; или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю. Для решения таких проблем уже нужны научные исследования.

Когда проблема достигает планетарных масштабов, она становиться глобальной, и для её разрешения необходим уже целый комплекс научных исследований.

Начавшееся во второй половине ХХ века резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957гг, когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7 С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2 С. На Северном полюсе подледная вода потеплела на 1 С и ледяной покров начал подтаивать снизу.

В чем причина этого явления? Одни ученые считают, что это – результат сжигания огромной массы органического топлива и выделение в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, то есть затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли. Как в парнике стеклянная крыша и стены пропускают солнечную радиацию, но не дают уходить теплу, так и углекислый газ и другие «парниковые газы» практически прозрачны для солнечных лучей, но задерживают длинноволновое тепловое излучение Земли, не дают ему уходить в космос.

Другие ученые, ссылаясь на изменение климата в историческое время, считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это явление с усилением солнечной активности.

Прогноз на будущее (2030-2050 годы) предполагает возможное повышение температуры на 1,5 – 4,5 С. К таким выводам пришла Международная конференция климатологов в Австрии в 1988 году.

В связи с потеплением климата возникает ряд сопутствующих вопросов. Каковы перспективы его дальнейшего развития? Как потепление повлияет на увеличение испарения с поверхности Мирового океана и как это отразится на количестве осадков? Как будут распределяться эти осадки по площади? На все эти вопросы можно дать точный ответ, но для этого должны быть проведены различные научные исследования.

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблемаозонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший её от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя.

Проблема озонового слоя возникла в 1982 году, когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25-30 километров обнаружил резкое снижение содержания озона. С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая «дыра» меняющихся форм и размеров. По данным на 1992г она равна 23 миллионам квадратных километров, то есть площади, равной всей Северной Америке. Позднее такая же «дыра» была обнаружена над Канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-либо сверхкрупного метеорита, ведь озон не допускает опасное излучение до поверхности Земли. В случае уменьшения озона человечеству грозит, как минимум, вспышка рака кожи и глазных заболеваний. Вообще увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может ослабить иммунную систему человека, а заодно уменьшить урожай полей, сократить и без того узкую базу продовольственного снабжения Земли. «Вполне допустимо, что к 2100 году защитное озоновое покрывало исчезнет, ультрафиолетовые лучи иссушат Землю, животные и растения погибнут. Человек будет искать спасения под гигантскими куполами искусственного стекла, и кормиться пищей космонавтов».[2] Картинка, нарисованная корреспондентом одного из западных журналов, может показаться слишком мрачной. Но и по мнению специалистов изменившаяся обстановка скажется на растительном и животном мире. Урожайность некоторых сельхозкультур может снизиться на 30%.

Истощение озонового слоя взволновало не только ученых, но и правительства многих стран. Начались поиски причин. Сначала подозрение пало на хлор - и фторуглеводороды, употребляемые в холодильных установках, так называемые фреоны. Они действительно легко окисляются озоном, тем самым уничтожая его. Были выделены крупные суммы на поиски заменителей. Однако холодильные установки применяются преимущественно в странах с теплым и жарким климатом, а озоновые дыры почему-то наиболее ярко проявляются в полярных областях. Потом было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а также при запусках космических кораблей

Для решения вопроса о причинах истощения озонового слоя, выработки способов искусственного восстановления прежнего содержания озона в стратосфере, необходимы детальные исследования. Работы в этом направлении уже начаты.

Ещё один грозный, глобальный и быстротечный процесс современности – расширение опустынивания: падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни.

Под воздействием живых организмов, воды и воздуха на поверхностных слоях литосферы постепенно образуется важнейшая экосистема – почва, которую называют «кожей Земли». Это хранительница плодородия и жизни. Чтобы образовался слой почвы толщиной 1 см, требуется столетие, а потерян он может быть за один полевой сезон. По оценкам геологов, до того как люди начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, реки ежегодно уносили в Мировой океан около 9 млрд тн почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 млрд. тн.[3]

Почвенная эрозия – сугубо местное явление – ныне приобрела всеобщий характер. В США, например, около 44% обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса (органического вещества, определяющего плодородие почвы) в 14-16%, которые называли цитаделью русского земледелия.

Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда наступает порог необратимого разрушения, возникает антропогенная, то есть созданная человеком, пустыня.

Естественные пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной поверхности. В результате деятельности человека к концу ХХ века появилось ещё свыше 9 млн.кв. км пустынь, и всего они охватили уже 43% общей площади суши. Около 1/6 части населения мира страдает от этого процесса.

Как считают эксперты ООН, современные потери продуктивных земель приведут к тому, что мир может лишиться почти 1/3 своих пахотных земель. Такая потеря в период беспрецедентного роста населения и увеличения потребности в продовольствии может стать поистине гибельной.

За многие тысячелетия все свыклись с загрязнением воды, но все же есть что-то кощунственное и противоестественное в том, что человек сбрасывает все нечистоты и грязь в те источники, откуда он берет воду для питья. Наверное, одним из первых крупных загрязнителей водоемов стал легендарный греческий герой Геракл, который с помощью отведенной в новое русло реки очистил Авгиевы конюшни.

Как это ни парадоксально, но и вредные выбросы в атмосферу, в конце концов, оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов после каждого дождя и снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение поверхностных и подземных вод. Итак, чистая вода становится дефицитом, причем водный дефицит может сказаться быстрее, чем последствия «парникового эффекта».

Вода может стать и предметом междоусобных конфликтов, так как 200 крупнейших рек мира протекают через территорию двух или более стран. Водой Нигера, например, пользуются 10 стран, Нила – 9, Амазонки – 7.

Нашу цивилизацию уже называют «цивилизацией отходов» или Эрой одноразовых вещей. Расточительность индустриальных стран проявляется в огромном и растущем количестве сырьевых отходов; горы мусора – характерная черта всех промышленных стран мира. Мусороперерабатывающие заводы не являются радикальным решением проблемы отходов – в атмосферу выбрасываются окислы серы и азота, окись углерода, а в золе содержатся токсичные вещества.

Такая обычная субстанция, как вода, не часто привлекает наше внимание, хотя сталкиваемся мы с ней повседневно, и даже ежечасно: во время утреннего туалета, за завтраком, когда пьем чай или кофе, при выходе из дома в дождь или снег, во время приготовления обеда и мытья посуды, во время стирки и купания. А давайте представим на минуту, что воды вдруг не стало, со всей очевидностью становится ясно, что «без воды и ни туды, и ни сюды».

 

Демографическая проблема.

 

Людям всегда было тесно на планете. Перенаселенностью Земли были обеспокоены ещё Аристотель и другие философы античности. Но эта теснота служила и стимулом для того, чтобы люди стремились к освоению новых земных пространств. Это было стимулом Великих географических открытий, технических изобретений, научного прогресса. Если бы это было не так, люди не осваивали бы новых земель, не стремились бы переселиться на новые континенты, не совершали бы географических открытий.

Растущее население планеты требует все большего наращивания темпов экономического развития, чтобы сохранить равновесие. Однако если принять во внимание нынешнее состояние технологий, то такой рост будет вызывать все большее загрязнение окружающей среды и даже может привести к безвозвратной гибели природы, которая всем нам дает пищу и поддерживает любую жизнь.

О явлении демографического взрыва трудно судить по России, где население, начиная с 1993г, начало убывать, и даже по Западной Европе, где оно растет очень медленно, но его хорошо иллюстрируют данные демографической статистики Китая, стран Африки, Латинской Америки, юга Азии, где население растет гигантскими темпами. В начале ХХ века на Земле жили 1,5 миллиарда человек. В 1950 г, несмотря на потери в двух мировых войнах, численность населения возросла до 2,5 миллиардов, а затем стала ежегодно увеличиваться на 70-100 миллионов человек. В 1993г численность населения Земли достигла 5,5 миллиарда человек, то есть удвоилась по сравнению с 1950г, а в 2000г превысила 6 миллиардов.

В конечном пространстве рост не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире – одно из важнейших условий перехода к устойчивому экологическому развитию. По всей вероятности современная численность людей на Земле удвоится. Возможно, она стабилизируется на уровне 10-12, может быть 14 миллиардов человек к концу ХХI столетия. Отсюда следует вывод: надо спешить сегодня, чтобы остановить сползание к необратимым ситуациям в будущем.

Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90% прироста населения приходится на развивающиеся страны. Чтобы представлять реальную картину мира, надо знать, как живет большинство человечества.

Прямая связь между нищетой и демографическим взрывом видна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка – континент, находящийся в самом тяжелом, кризисном эколого-экономическом состоянии, - имеет наибольшие в мире темпы роста населения, и в отличие от других континентов они там пока не снижаются. Так замыкается порочный круг: нищета – быстрый рост населения – деградация природных систем жизнеобеспечения.

Разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами развития промышленности еще более усиливается повсеместным спадом производства, что затрудняет решение громадной проблемы безработицы в развивающихся странах. Почти треть их трудоспособного населения относится к числу полностью или частично безработных. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше детей. Дети – важная часть семейной рабочей силы. Они с малолетства заготавливают топливо для приготовления пищи, пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы.

Мнение, что быстро растущее население развивающихся стран есть главная причина возрастающих глобальных сырьевых и экологических дефицитов, также просто, как и неверно. Шведский ученый-эколог Рольф Эдберг писал: «Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющем 5-10% от уровня в наиболее богатых странах. Швед, швейцарец, американец потребляют в 40 раз больше ресурсов Земли, чем сомалиец, едят в 75 раз больше мясных продуктов, чем индиец. Один английский журналист высчитал, что английская кошка съедает в 2 раза больше белков мяса, чем средний африканец, еда этой кошки стоит больше среднего дохода 1 миллиарда людей в бедных странах. Более справедливое распределение земных ресурсов могло бы, прежде всего, выразиться в том, что обеспеченная четвертая часть населения планеты – хотя бы из инстинкта самосохранения – отказалась бы от прямых излишеств, чтобы бедные страны могли получить то, без чего жить нельзя». [5]

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Причем преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в жестком сотрудничестве ради великой цели сохранения возможности жить на Земле.

История эволюции жизни на Земле – это история гибели огромного количества видов животных и растений, которая происходит в результате того, что возникает несоответствие между выработанными организмами формами приспособления к окружающей среде и самой этой средой. Именно специфика развертывания истории, её закономерности приводят к тем или иным результатам воздействия человека на природу. Можно с достаточным основанием утверждать, что человеческая деятельность, а также её продукты, сегодня, как никогда, с одной стороны стали позитивной силой, меняющей лик Земли, с другой – повлекли возникновение глобальных проблем, угрожающих существованию человечества. Все эти проблемы взаимосвязаны, одна проблема порождает другую, и необходим комплексный подход к их решению на основе международного сотрудничества. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических; экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них; не менее очевидно и то, что на обострение экономических и экологических проблем повлияла гонка вооружений. Очевидно, что любую глобальную проблему должна решать не одна страна, а весь мир в целом и во взаимосвязи с другими проблемами.

Земля подобна библиотеке. Она должна оставаться в том же состоянии и после того, как мы напитали свой разум, прочитав все её книги и обогатившись идеями новых авторов. Жизнь – самая ценная книга. Мы должны относиться к ней с любовью, но стараться не вырывать из неё ни одной страницы, чтобы передать её – с новыми замечаниями – в руки тех, кто сумеет расшифровать язык праотцов, надеясь оказать честь тому миру, который они оставят своим сыновьям и дочерям.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия, - М, 1993г

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник для вузов, - М, 1999г

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник, - М, 1996г

4. Кохановский С.Н. Философия. Учебное пособие для вузов. М, 2001г

5. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1, -СПб, 1993г

6. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2, -СПб, 1995г

7. Лосев К.С. Вода, - Л, 1989г

8. Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов. Под ред. Сербиновского Б.Ю., Ростов н/Д, 2000г

9.Энциклопедия для детей: т.3 (География), - М, Аванта +, 1994г

10. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии, - ж. Экология и жизнь. 1999г, № 3

 


[1] Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть1, СПб., СПбГУМП, 1993г, стр.72

[2] Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. /Экология и жизнь. 1999г, № 3

[3] Энциклопедия для детей. Т.3(География).Сост. С.И. Исмаилова./ М.: Аванта+, 1994, с.640

[4] Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. М. Юриспруденция. 1999, с.448

[5] Энциклопедия для детей. Т.3(География). - Сост.С.И.Исмаилова. М. Аванта +, 1994, с.640


ПРЕДМЕТ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

К ИХ РЕШЕНИЮ

 

Автор работы: ДЬЯКОВА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

А» класс

Место выполнения работы: Гимназия № 12

Научный руководитель: Слукина О.Н.

Учитель 11-го разряда

Рецензент: Аимбетов И.И.

Учитель 13 -го разряда

Категории

Г.Каменск-Шахтинский

Г

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

I. ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................... 3

II. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ....................................................... 5

II. 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ......... 5

1.1. Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн, борьба с терроризмом 5

1.2 Преодоление отсталости слаборазвитых стран........................................................ 7

II. 2. ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА...................... 10

2.1. Экологические проблемы........................................................................................ 10

2.2. Проблемы мирового океана и освоения космоса.................................................. 14

II. 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА...................................................... 17

3.1. Демографическая проблема..................................................................................... 17

3.2. Предотвращение распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма............ 19

3.3. Кризис культуры и нравственности....................................................................... 23

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:............................................................ 26

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия ХХ века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Одно из определений относит к глобальным «проблемы, возникающие в результате  объективного развития общества, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества».[1]

В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где их число варьируется от 8-10 до 40-45. На наш взгляд, можно выделить три основные группы глобальных проблем:

1. Проблемы политического и социально-экономического характера:

(a) Предотвращение термоядерной катастрофы, новых мировых войн, борьба с международным терроризмом;

(b) Нормальное функционирование мирового хозяйства;

(c) Преодоление отсталости слаборазвитых стран;

2. Проблемы природно-экономического характера:

(a) Экологическая проблема;

(b) Энергетическая проблема;

(c) Продовольственная проблема;

(d) Сырьевая проблема;

(e) Проблемы Мирового океана.

3. Проблемы социального характера:

(a) Демографическая проблема;

(b) Проблема межнациональных отношений;

(c) Кризис культуры и нравственности;

(d) Дефицит демократии;

(e) Проблемы урбанизации;

(f) Охрана здоровья.

Осознание глобальных проблем, неотложности пересмотра многих привычных стереотипов пришло к нам поздно, гораздо позже опубликования на Западе первых глобальных моделей, призывов остановить рост экономики. Между тем все глобальные проблемы теснейшим образом связаны между собой.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармоничной связи с природой, но и разрушительным воздействием на неё.

Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология не первоначально не имела никакого отношения к охране природы. Резкая перемена произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины прошлого века: роста населения Земли и научно-технической революции.

Быстрый рост населения Земли получил название демографического взрыва. Он сопровождался изъятием у природы огромных территорий под жилые дома и общественные учреждения, дороги, аэропорты и пристани, посевы и пастбища. Сотнями квадратных километров вырубались леса. Под копытами многочисленных стад степи и прерии превращались в пустыни.

Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику, вышел в космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов.

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. При высоких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали все больше загрязнять окружающую среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические лёгочные и сердечно-сосудистые заболевания.

Первыми забили тревогу ученые. Начиная с 1968г, итальянский экономист Аурелио Печчен стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. В июне 1972г ООН провела в Стокгольме Первую международную конференцию по окружающей среде и развитию, которая обобщила материалы о загрязнении и его вредном влиянии на здоровье населения многих стран. Участники конференции пришли к выводу, что человек из субъекта, изучавшего экологию животных и растений, в новых условиях сам должен превратиться в объект многосторонних экологических исследований. Они обратились к правительствам всех стран мира с призывом создать для этих целей специальные государственные учреждения.

Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале ХХ века никто не мог даже подозревать. Научные исследования нужны не только для решения или смягчения этих проблем, но и для выяснения причин их возникновения, ведь без этого решить их невозможно.

Остановимся на наиболее значимых проблемах современности и рассмотрим причины их возникновения более подробно.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.