Типы и степени выраженности взаимодействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По результатам направленности обычно выделяют несколько типов вза­имодействия.

Наиболее распространенным явля­ется дихотомическое деление: коопе­рация и конкуренция (согласие и кон­фликт, приспособление и оппозиция).

Кооперация — это такое взаимо­действие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о пре­следуемых целях и стремятся не нару­шать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция — это взаимодей­ствие, характеризующееся достижени­ем индивидуальных или групповых це­лей и интересов в условиях противо­борства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимо­действия (сотрудничество или сопер­ничество), так и степень выраженнос­ти этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличност­ных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих ти­пов взаимодействия, как правило, про­являются следующие ведущие страте­гии поведения:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо мотив конкуренции).

2. Противодействие, предполагаю­щее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для до­стижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тог­да выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.

Дополнительным называется та­кое взаимодействие, при котором парт­неры адекватно воспринимают пози­цию друг друга.

Пересекающееся - это такое вза­имодействие, в процессе которого парт­нер, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодей­ствия, а с другой, ярко проявляет свои собственные намерения и дей­ствия.

Скрытое взаимодействие включа­ет в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скры­тый, подразумеваемый. Оно предпола­гает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к не­вербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жес­там, поскольку именно они передают скрытое содержание.

 

 

Заключение.

Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).
Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет "транслирует", репрезентирует себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях и даже в себе как в "другом".

Произведенный предмет (построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение, как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

В.А. Сухомлинский писал: "Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни… Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы … сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь".

Общение как продолжение себя в другом, есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1990.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1988г.

3. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М. 1986

4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М. 1982

5. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.

6. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. 1994

7. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999. – 365 с.

8. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.1973

 

Интернет ресурсы.

1. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie.html

2. https://helpiks.org/5-34808.html

3. https://studfiles.net/preview/2277097/page:9/

4. https://works.doklad.ru/view/jz7rvGsSo04/4.html

 

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.