Творческий стиль деятельности учителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности.

Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек,

которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).

В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата.

И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя.

А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный

динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).

 

 Профессиональные и личностные качества педагога.

Для определения основных качеств профессии учителя используется профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.

Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели:

I. Свойства и характеристики личности:

а) Направленность личности:

- мировоззрения, убеждения, идеалы;

- система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;

- отношение личности и общества – жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность;

б) Познавательная деятельность (когнитивная):

- уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);

- интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);

- стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция и т.д.

в) Эмоционально-волевая деятельность:

- оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.

г) Психические свойства:

- темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);

- характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;

- способности – дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей).

II. Требования к психолого-педагогической подготовке:

а) знания:

- психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;

- знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах;

- знания методики изучения личности учащихся.

б) умения:

- дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.

III. Требования к специальной подготовке:

- знание содержания предмета;

- его наиболее актуальных проблем;

- владение категориальным аппаратом предмета и т.п.

IV. Требования к методической подготовке по специальности:

а) знание основных компонентов процесса обучения:

- целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы;

б) знания о самом себе как учителе:

- особенности личности, профессионализм и его уровень, недостатки и т.п.

 

Педагогические способности.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках. Вырастают способности из задатков.

Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип – преобладает первая сигнальная система.

2. Мыслительный тип – преобладает вторая сигнальная система.

3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное

обучение и воспитание.

Способности бывают:

1. Общие – развитие познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения – они необходимы для выполнения многих видов деятельности.

2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).

Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства.

Для педагогических способностей ведущими являются:

1. Педагогический такт.

2. Наблюдательность.

3. Любовь к детям.

4. Потребность к передаче знаний и др.

Компоненты педагогических способностей:

1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Организаторские способности – проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка.

3. Коммуникативные способности – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.

Классификация общих педагогических способностей (по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)__

Структура каждого вида педагогических способностей учителя – многосоставное явление, поэтому представлена группой входящих в нее знаний и умений. Например:

Дата: 2019-05-28, просмотров: 292.