Процессы, обеспечивающие поведенческий акт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процессы, обеспечивающие поведенческий акт.

Поведением называют все виды деятельности организма в окружающей среде. Поведение направлено на удовлетворение потребностей. Потребности формируются вследствие изменения внутренней среды или связаны с условиями обитания, в том числе и с социальными условиями жизни.

В зависимости от причин вызывающих потребности, их можно разделить на 3 группы.

Классификация потребностей.

1) Биологические или витальные. Связаны с необходимостью обеспечения существования организма (это пищевые, половые, оборонительные потребности и т. д.).

2) Познавательные или психо – исследовательские.

Появляются в виде любознательности, любопытства. У взрослых эти причины являются движущей силой исследовательской деятельности.

3) Социальные потребности. Связаны с жизнью в обществе, с ценностями данного общества. Проявляются в виде потребности иметь определенные бытовые условия, занимать определенное положение в обществе, играть определенную роль, получать услуги определенного уровня и т. д. Видом социальной потребности является жажда власти, денег т. к. это зачастую является условием достижения других социальных потребностей.

Различные потребности удовлетворяются с помощью врожденных или приобретенных программ поведения.

Одна и та же, по сути, поведенческая реакция носит индивидуальный характер, связанный с индивидуально – типологическими особенностями субъекта.

Характеристика реакций обеспечивающих поведение.

Они                 делятся                   на                                          2 группы.

    ↓                                                                                                           ↓

          врожденные                                                                                            приобретенные

            ↓             ↓                                                                                                   ↓

   безусловный реакции, программируемые нервными центрами:    условный рефлекс

    рефлекс      а) инстинкт

                             б) импринтинг

                             в) ориентировочный рефлекс

                             г) мотивации

Безусловный рефлекс. Это закономерная реакция организма с участием ЦНС на действие раздражителя, является врожденным, видовым, постоянным, имеет определенное рецептивное поле, возникает на непосредственно действующий раздражитель. Осуществляется по врожденной рефлекторной дуге с участием соматической, автономной нервных систем или их интеграции.

Классификация безусловных рефлексов.

1) По биологическому значению: пищевые, половые, оборонительные, родительские, статокинетические, локомоторные, гомеостатические.

2) По локализации рецептивного поля: интероцептивные, экстероцептивные, проприоцептивные.

3) По характеру ответной реакции: моторные, секреторные, метаболические.

4) По отделу ЦНС, обязательно принимающему участие в рефлексе:

- спинальные;

- бульбарными;

- мезэнцефальными;

- диэнцефальными.

Безусловный рефлекс предсказуем и лежит в основе более сложных поведенческих реакций.

Характеристика реакций, программируемых нервным центром.

1) Инстинкт – цепь безусловных рефлексов: конец одного обеспечивает начало другого. Стимулами для запуска инстинктивных реакций являются:

а) внутренние факторы – изменение гуморального фона;

б) внешние – изменение внешней среды. Часто внешние факторы вызывают активизацию внутренних.

Инстинкты делятся на пищевые, половые, родительские, оборонительные и т. д. Инстинкту присущи свойства доминанты, они передаются по наследству. Инстинкты осуществляются с участием структур промежуточного и конечного мозга.

2)Импринтинг – от английского – (imprint) – оставлять след, запечатывать, фиксировать. Это фиксирование в памяти новорожденного особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Так, взаимоотношения матери и ребенка формируются в возрасте от 6 недель до 6 месяцев, у цыплят – в течение первых 5 – 15 часов жизни, у щенят – в возрасте 4 – 8 месяцев.

Роль эмоций.

Положительные эмоции:

1) помогают выбору оптимальной программы достижения цели, т. к. возникают в результате удовлетворения потребности, т. е. при достижении цели;

2) закрепляют программу, приведшую к достижению цели;

3) снимают напряжение, возникающее в процессе достижения цели;

4) побуждают к дальнейшим действиям.

Отрицательные эмоции:

1) стимулируют анализ поведения и перестройку программы поведения в случае недостижения цели;

2) мобилизуют ресурсы, т. к. связаны с активацией симпато – адреналовой системы;

3) помогают отказаться от недостижимых целей и прекратить деятельность сознательно.

4) чрезмерные отрицательные эмоции могут дезорганизовать деятельность, вызвать панику, (отказ от действий из – за сильного страха).

5) чрезмерные и длительные отрицательные эмоции опасны для здоровья и могут привести к неврозам.

Классификация эмоций.

Различают следующие фундаментальные эмоции, характерные для человека (Годфруа, 1992 г.):

1) интерес – волнение – эмоция; 2) радость; 3)удивление; 4) горе; 5) гнев; 6) отвращение;

7) презрение; 8) страх; 9) стыд; 10) вина.

Условный рефлекс это опережающая реакция на возможное действие раздражителя, т. е. это реакция на кодовые сигналы.

Условное торможение.

1)Дифференцированное торможение обеспечивает условнорефлекторный ответ на одни раздражители, которые подкрепляли безусловным раздражителем в ходе выработки условного рефлекса. На другие сходные раздражители ответа не будет, т. к. они не подкреплялись безусловным раздражителем. Например, если сигнал с частотой 1000гц. подкреплять мясом, а 800гц. не подкреплять, то через некоторое время слюноотделение будет только при звуке с частотой 1000гц., а на 800гц. слюноотделения не будет.

2) Угасание условного рефлекса возникает, если условный раздражитель после выработки стойкого рефлекса перестать подкреплять безусловным. При этом растормаживание может вызвать новый раздражитель, сочетавшийся с условным. Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс и облегчает «воспоминание» условнорефлекторного ответа.

3) Условный тормоз. Если стук метронома постоянно подкреплять, например мясом, а комбинацию «метроном + звонок» не подкреплять, то через некоторое время слюноотделение будет появляться на звук метронома и не будет на комбинацию «метроном + звонок». Звонок является условным тормозом. Причем он приобрел самостоятельное значение тормозного сигнала. Т. е. затормаживает условные рефлексы на другие условные сигналы, с которыми ранее не сочетался.

4) Запаздывательное торможение. Если постоянно удлинять до 2 – 3 минут время от начала действия условного сигнала до начала действия безусловного, то рефлекторная реакция начнет запаздывать и появится только к концу действия условного раздражителя.

Значение условного торможения. Обеспечивает соответствие реакций организма изменяющимся внешним условиям.

Фазовые явления в коре.

Мы уже говорили, что сила условного рефлекса зависит от силы раздражителей (в определенных пределах). При некоторых состояниях организма, даже при нормальной силе раздражителей, наблюдается нарушение закона «силовых отношений». Различают несколько фаз таких нарушений.

1) Уравнительная – и на сильный и на слабый условный раздражитель величина условного рефлекса одинакова.

2) Парадоксальная – на слабый условный раздражитель величина условного рефлекса больше, чем на сильный.

3) Ультрапарадоксальная – на возбуждающие условные раздражители возникает торможение, а на тормозные возбуждение.

4) Тормозная фаза – ответа нет ни на какие раздражители.

Такие фазы кратковременно наблюдаются при  развитии  гипноза, наркоза, при переходе от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну. Более длительно они протекают при неврозах.

Программы поведения.

Различают врожденные и приобретенные программы поведения.

И те и другие направлены на сохранение индивидуума и вида.

Классификация биоритмов.

1) Физиологические биоритмы – непрерывная циклическая деятельность всех органов, систем, отдельных клеток организма, обеспечивающих выполнение их функций.

Физиологические биоритмы быстро меняются под влиянием изменений внешней или внутренней среды организма по типу: стимул – ответ или условнорефлекторно. Являются базисными, первичными.

2) Геофизические биоритмы - циклические изменения деятельности организма, обусловленные геофизическими факторами.

Они обеспечивают приспособление организма к циклическим изменениям в периоде (околомесячные, окологодовые).

3) Геосоциальные биоритмы формируются под влиянием геофизических и социальных факторов. Это околосуточные биоритмы. Например, биоритм сон – бодрствование может быть продолжительностью 21 – 25 – 28 часов. Это циркадианные ритмы.

Околонедельные (циркасептанные) – около 7 – 8 дней.

Геофизические и геосоциальные биоритмы являются вторичными.

Геосоциальные биоритмы проявляются в изменениях:

1) уровня внимания;

2) уровня эмоционального состояния и самочувствия;

3) уровня мышечной активности;

4) уровня вегетативной активности;

5) характере электроэнцефалограммы;

6) уровня психической, физической, психоэмоциональной активности.

Характеристика сна.

Сон – естественная потребность, без удовлетворения которой невозможна жизнь и качественная деятельность.

Характеризуется:

- угнетением сознания;

- прекращением контакта с окружающим миром;

- снижением моторной и вегетативной активности.

Сон наступает внезапно. Наступлению сна способствуют обстановочные факторы, вызывающие снижение потока сенсорной информации: световой, звуковой, соматической, вестибулярной.

Во время сна сохраняются активными центры, обеспечивающие восприятие важных сигналов (голоса ребенка, будильника и т. д.).

Продолжительность сна зависит от возраста. Новорожденный спит 21 час, взрослый – 7 – 8 часов, пожилые люди – 5 – 6 часов. Глубокий сон в первые 2 – 3 часа и на 6 – 7 час сна.

Фазы сна.

Разделение на фазы сделано на основе изменений в ЭЭГ (медленный сон, быстрый сон).

1) Фаза глубокого сна. Ее еще называют фазой ортодоксального или медленного сна.

В ЭЭГ регистрируются α, θ, δ – ритмы (альфа, тета и дельта – ритмы).

Двигательные реакции:

а) тонус мышц снижен;

б) может быть снохождение.

Психическая активность:

а) разговор во сне;

б) ночные страхи, кошмары;

в) возможна гипнопедия.

Вегетативные реакции:

- кровоток в мозге снижен;

- снижена ЧСС;

- снижена ЧД (частота дыхания). Эта фаза сна составляет 75% продолжительности.

2) Фаза парадоксального сна или фаза быстрого сна – занимает 25% времени сна.

а) В ЭЭГ появляется β – ритм (ритм возбуждения).

б) Двигательная активность – понижен тонус скелетных мышц.

- наблюдаются быстрые движения глазных яблок;

- усиление двигательной активности в виде вздрагиваний, подергивания конечностей.

в) Психическая активность.

- сновидения у 80% людей, но помнят сны 7%.

г) Вегетативные реакции.

- кровоток в мозге увеличен на 30 – 40%;

- колебания АД;

- прерывистое дыхание.

Роль парадоксального сна:

а) происходит переработка информации, полученной за день, отсеивание ненужной;

б) реализуются творческие способности, решаются проблемы, задачи.

Виды сна:

1) естественный сон;

2) искусственный:

- наркотический;

- гипнотический

3) патологический сон.

Теории сна.

Существуют 2 группы высказываний: нервная природа сна и гуморальная.

I Сон – это следствие работы нервной системы.

В 1933г. швейцарский ученый Гесс выдвинул гипотезу о существовании в гипоталямусе центра сна.

Павлов предложил кортикальную гипотезу сна. Сон – это распространение по коре состояния аналогичного торможению.

                               Различают.

                                ↓          ↓

              активный сон  пассивный сон

Активный сон связан.

1) Со снижением активности отделов коры, которые по нисходящим путям перестают активировать ретикулярную формацию, а она перестает по восходящим путям активировать кору. Таким образом, торможение, возникающее первоначально в ограниченном участке коры, может вызвать торможение нейронов всей коры.

2) Сон связан с возбуждением гипногенных зон гипоталамуса и талямуса.

3) Сон это следствие работы биологических часов.

Пассивный сон.

1) Сон развивается вследствие утомление нервных центров.

2) Сон возникает вследствие снижения потока афферентных сигналов к коре через ретикулярную формацию. Т. е. бодрствование обеспечивается афферентными сигналами, активирующими РФ, а она оказывает восходящее влияние на кору. Выключение афферентной информации приводит к сну.

Гуморальная гипотеза сна.

1) Медленноволновый сон регулируется серотонинэргической системой ядер шва в продолговатом мозге.

2) Катехоламины, выделяемые нейронами голубого пятна и РФ среднего мозга ответственны за быстрый сон и состояние бодрствования.

3) Сон наступает в результате накопления токсических продуктов обмена при утомлении (гипнотоксины).

Гипноз – сноподобное состояние с сохранением информационной связи с помощью речи

Формы нарушения сна:

1) расстройство засыпания;

2) поверхностный сон;

3) беспокойный сон;

4) прерывистый сон;

5) раннее пробуждение.

Последствия нарушения биоритма «сон – бодрствования» - вызывает нарушение деятельности систем организма, называется десинхроноз.

Проявление десинхронозов:

1) снижение эмоционального реагирования, отрицательный эмоциональный статус;

2) снижение умственной и физической работоспособности;

3) вегетативные расстройства;

4) нарушение поведения;

5) соматические заболевания.

Причины десинхронозов:

1) работа ночью;

2) смена часовых поясов;

3) переутомление;

4) хроническое перевозбуждение;

5) отрицательные эмоции.

При вынужденном изменении биоритма «сон – бодрствование» нужно:

1) увеличить поток раздражителей (яркий свет, музыка, воздействие холодом); 

2) активация ЦНС чаем, кофе.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

           

 

 

  

  

   

 

   

 

 

  

Процессы, обеспечивающие поведенческий акт.

Поведением называют все виды деятельности организма в окружающей среде. Поведение направлено на удовлетворение потребностей. Потребности формируются вследствие изменения внутренней среды или связаны с условиями обитания, в том числе и с социальными условиями жизни.

В зависимости от причин вызывающих потребности, их можно разделить на 3 группы.

Классификация потребностей.

1) Биологические или витальные. Связаны с необходимостью обеспечения существования организма (это пищевые, половые, оборонительные потребности и т. д.).

2) Познавательные или психо – исследовательские.

Появляются в виде любознательности, любопытства. У взрослых эти причины являются движущей силой исследовательской деятельности.

3) Социальные потребности. Связаны с жизнью в обществе, с ценностями данного общества. Проявляются в виде потребности иметь определенные бытовые условия, занимать определенное положение в обществе, играть определенную роль, получать услуги определенного уровня и т. д. Видом социальной потребности является жажда власти, денег т. к. это зачастую является условием достижения других социальных потребностей.

Различные потребности удовлетворяются с помощью врожденных или приобретенных программ поведения.

Одна и та же, по сути, поведенческая реакция носит индивидуальный характер, связанный с индивидуально – типологическими особенностями субъекта.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 155.