Проявления культа огня у казахов в XIV – XV века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди казахов было очень развито поклонение культу огня. Огню приписывалось сверхъестественное свойство и магическая сила, которые использовались в обряде очищения от «нечистой силы», оказании покровительства или защиты и т. д. Так, обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. У казахов сохранилось такое поверье, что на зимних стойбищах водятся «нечистые силы» , и чтобы очиститься от них они разводят два больших костра, между которыми пропускают людей и скот.

Считалось, что огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у казахов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Мать жениха приносила жертву огню, налив в него масло. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. Огнем очищали дома и колыбели младенцев, тем самым изгоняя злых духов и болезни. Все эти обряды сохранились и по сей день, и в некоторых семьях в обязательном порядке исполняются. Такие обряды сохранились и в моей семье, когда брат привел невесту в нашу семью, бабушка одела на голову невестки белый платок, разожгла костер и дала в руки невестки чашку с маслом, чтобы она поклонилась костру и налила масло в костер. Также и брачное ложе брата и невестки она очищала огнем, чтобы у них все было хорошо, чтобы «нечистые силы» обходили стороной и сберечь от сглаза.

3. Заполните таблицу:

Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы

театр кино искусство Драматические произведения М. Ауэзова “Айман— Шолпан” и “Ночные раскаты”, Б. Майлина “Жалбыр”, Г. Мус-репова “Кыз-Жибек” и “Козы-Корпеш — Баян-Сулу”, Ж. Ай-мауытова “Карьеристы” и “Защитник народа” завоевали любовь зрителей и вошли в репертуар театров. В 30-х годах была заложена основа киноискусства Казахстана. Алма-Атинским отделением “Востоккино” были сняты фильмы “На джайляу”, “Турксиб”, “Песни степей”, “Джут”. В 1938 г. при участии студии “Ленфильм” была снята кинокартина “Амангельды”.   Были заложены и основы живописи. Большую роль сыграл в этом П. Г. Хлудов. Его ученик, впоследствии народный художник Казахстана А. Кастеев, внес большой вклад в становление и развитие этого вида искусства в республике.

Билет № 28

1.Историческое значение образования Казахского ханства.

Во-первых, прекратилось разделение власти в стране между раз­ными ханствами, племена, роды вошли в состав казахского народа.

Во-вторых, создание централизованной национальной полити­ко-административной системы управления способствовало сплоче­нию казахского народа, организации совместной защиты этничес­кой территории Казахского государства.

В-третьих, созданное Казахское государство не только укре­пилось, но и расширило границы своей территории.

В-четвертых, были установлены прочные связи с соседними государствами.

В-пятых, бурное социально-экономическое и культурное разви­тие ханства способствовало широкому расцвету традиций и обычаев, распространению исламской религии среди казахского народа.

Образование Казахского ханства и его укрепление способствова­ли прекращению феодальных междоусобиц и распрей внутри стра­ны. Был наложен запрет на межплеменные раздоры, восстановлены традиции пользования пастбищами и земельными угодьями. В хан­стве воцарились мир и спокойствие, начался процесс единения наро­да. Усиление ханской власти создало необходимые условия для ис­пользования кочевыми скотоводами пастбищ по традиционно сло­жившимся сезонным маршрутам кочевок. Кочевники получили возмож­ность беспрепятственно кочевать на жайляу и зимовки. Мирная жизнь способствовала и хозяйственно-экономическому подъему. Таким обра­зом Казахское ханство окончательно сформировалось, выросла его эко­номическая и военная мощь, повысился его международный авторитет.

2.В чем проявилось, непоследовательность действий хана Нуралы во время Крестьянской войны под руководством Е.Пугачева.

Хан Нуралы, видя возрастающее участие сво­их подданных в восстании, остерегался потерять распо­ложение Петербурга и поэтому придерживался двой­ственной позиции. Он стремился использовать восстание для возвращения отобранных Россией земель. Одновре­менно хан старался держать в повиновении те казах­ские роды, которые активно участвовали в нем, чтобы в случае проявления гнева правительства оправдать свои действия. Постепенное ослабление восстания, приближе­ние карательных отрядов к районам постоянных коче­вок казахов ускорили отход большей части местных феодалов от первоначальных позиций. Остерегаясь ответных действий Пугачева, хан Нуралы и его брат Айшуак перекочевали ближе к военным линиям. Впоследствии хан Нуралы, оправдываясь перед царским пра­вительством за свои непоследовательные действия, объяс­нял причины участия своих подданных в войне массо­вым выходом их из его подчинения.

Заполните таблицу:

Развитие системы образования Казахстана в 1920-1930-ые годы

2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Совнарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодичную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931 г. - и в районах с кочевым населением.

В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.

Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. За счет значительного увеличения правительством Казахстана ассигнований на дело народного образования стали открываться интернаты и общежития, выдаваться стипендии, школьники бесплатно снабжались учебниками, учебными пособиями, обувью, одеждой, обеспечивались транспортом и т. д. Открываемые школы отвечали многонациональному составу населения. В республике открывались школы не только казахские, но и русские, татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские и т. д. В некоторых школах обучение велось на двух языках - русском и узбекском, казахском и татарском, казахском и русском, русском и немецком. В годы войны республика приняла 149 детских домов и 19 тыс. детей, эвакуированных из западных регионов СССР, увеличилось количество детских учреждений.

 

 

Билет № 29

Дата: 2019-05-28, просмотров: 1390.