Принятие новой Конституции СССР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Г.

4) 1991 г.

 

2.Начало экономических реформ А. Н. Косыгина относится к

1) началу 1950-х гг.

Середине 1960-х гг.

3) концу 1970-х гг.

4) середине 1980-х гг.

 

3.Съезд КПСС, на котором был зачитан доклад «О культе личности и его последствиях», состоялся в

1) 1949 г.

Г.

3) 1964 г.

4) 1977 г.

 

4.В каком году был произведён запуск первого искусственного спутника Земли?

1) 1945 г.

2) 1949 г.

Г.

4) 1961 г.

 

5.Какое из перечисленных событий относится к 1977 г.?

1) введение должности Полномочного представителя Президента СССР в федеральном округе

Принятие новой Конституции СССР

3) распад Союза Советских Социалистических Республик

4) начало кампании по освоению целинных и залежных земель

 

6.Какой из указанных периодов получил название «оттепели» в СССР?

1) 1941−1945 гг.

2) 1953−1964 гг.

3) 1964−1985 гг.

4) 1985−1991 гг.

 

7.Какое из указанных событий произошло раньше остальных?

1) Карибский кризис

2) ввод советских войск в Афганистан

Создание СЭВ

4) подписание договора ОСВ-1

 

8.Что из перечисленного произошло в конце 1970-х гг.?

Ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан

2) советско-китайский пограничный конфликт вблизи острова Даманский

3) роспуск Организации Варшавского договора

4) первый визит руководителя СССР в США

 

9.Начало «холодной войны» относится

Ко второй половине 1940-х гг.

2) к первой половине 1950-х гг.

3) ко второй половине 1950-х гг.

4) к первой половине 1960-х гг.

 

10.Укажите десятилетие, когда была принята новая Программа КПСС, провозгласившая курс на построение коммунизма в СССР.

1) 1940-е гг.

2) 1950-е гг.

Е гг.

4) 1970-е гг.

 

11.Укажите десятилетие, когда была принята Конституция СССР, провозгласившая построение развитого социалистического общества.

1) 1950-е гг.

2) 1960-е гг.

Е гг.

4) 1980-е гг.

 

12.К какому десятилетию относится начало десталинизации советского общества?

1) 1940-е гг.

Е гг.

3) 1960-е гг.

4) 1970-е гг

 

13.В каком году состоялся XX съезд КПСС?

1) 1939 г.

Г.

3) 1966 г.

4) 1971 г.

 

14.Что из перечисленного произошло в начале 1960-х гг.?

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) вывод советских войск из Афганистана

3) создание Организации Варшавского договора

Размещение советских ракет на Кубе

 

15.В каком году советские войска были введены в Афганистан?

1) 1956 г.

2) 1968 г.

Г.

4) 1989 г.

 

16.Фабрикация «дела врачей» от­но­сит­ся к

1) 1930-м гг.

2) 1940-м гг.

М гг.

4) 1960-м гг.

 

17.Полет Ю.А. Гагарина — первый полет человека в космос — состоялся

1) в 1955 г.

2) в 1957 г.

В 1961 г.

4) в 1964 г.

 

18.Проведение XX съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, относится к

1) 1952 г.

Г.

3) 1964 г.

4) 1968 г.

 

19.Какое из со­бы­тий произошло рань­ше остальных?

1) подавление «Пражской весны»

2) арест и казнь Л. П. Берии

Ленинградское дело»

4) расстрел ра­бо­чих в г. Новочеркасске

 

20.Какое событие произошло в 1950-х гг.?

1) отставка Н.С. Хрущёва

2) принятие Конституции СССР

3) I Съезд народных депутатов СССР

XX съезд КПСС

 

21.Подписание За­клю­чи­тель­но­го акта Со­ве­ща­ния по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ству в Ев­ро­пе от­но­сит­ся к

1) 1950-м гг.

2) 1960-м гг.

М гг.

4) 1980-м гг.

 

22.Какая из меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций была со­зда­на по ини­ци­а­ти­ве СССР в 1950-х гг.?

1) Организация Объединённых Наций (ООН)

2) Организация Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го до­го­во­ра (НАТО)

3) Организация Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (ОВД)

4) Содружество Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств (СНГ

 

23.В каком де­ся­ти­ле­тии Ю.В. Ан­дро­пов за­ни­мал пост Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ЦК КПСС?

1) 1950-е гг.

2) 1960-е гг.

3) 1970-е гг.

Е гг.

 

24.Укажите десятилетие, когда в СССР на­ча­лось мас­со­вое осво­е­ние це­лин­ных земель.

1) 1940-е гг.

Е гг.

3) 1960-е гг.

4) 1970-е гг.

 

25.Укажите десятилетие, когда в СССР на­ча­лись ре­гу­ляр­ные за­куп­ки зерна за границей.

1) 1940-е гг.

2) 1950-е гг.

Е гг.

4) 1970-е гг.

 

26.Укажите период, когда на­ча­лось осу­ществ­ле­ние эко­но­ми­че­ской ре­фор­мы А.Н. Косыгина.

1) начало 1960-х гг.

Середина 1960-х гг.

3) начало 1970-х гг.

4) середина 1970-х гг.

 

27.Укажите год, когда произошёл Ка­риб­ский кризис?

1) в 1949 г.

2) в 1956 г.

В 1962 г.

4) в 1979 г.

 

28.Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сит­ся к на­ча­лу 1950-х гг.?

1) су­деб­ный про­цесс над М.Н. Тухачевским

2) при­ня­тие Кон­сти­ту­ции «развитого социализма»

Дело врачей»

4) вы­сыл­ка А.И. Солженицына

 

29.Какая из пе­ре­чис­лен­ных эко­но­ми­че­ских ре­форм от­но­сит­ся к 1960-м гг.?

1) со­зда­ние машинно-тракторных станций

2) ре­фор­ма А.Н. Косыгина

3) при­ня­тие за­ко­на об ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой деятельности

4) ли­бе­ра­ли­за­ция цен

 

30.Укажите пе­ри­од времени, когда в СССР на­ча­лась кам­па­ния по борь­бе с космополитизмом.

Конец 1940-х гг.

2) вто­рая по­ло­ви­на 1950-х гг.

3) се­ре­ди­на 1960-х гг.

4) на­ча­ло 1970-х гг.

 

31.Достижения научно-технической революции в СССР во второй половине 1950-х гг. внедрялись прежде всего в

КамАЗ и БАМ

4) Харьковский и Челябинский тракторные заводы

 

34.Что из названного произошло в течение первого десятилетия после смерти И. В. Сталина?

Состояние «холодной войны»

2) осуществление «плана Маршалла»

3) оказание поддержки Южной Корее в борьбе против Северной Кореи

4) организация экономической помощи странам Западной Европы

 

36.Экономическая реформа А. Н. Косыгина, начатая в 1965 г., включала

1) введение уравнительной заработной платы на предприятиях

2) приватизацию государственной собственности

3) снижение количества плановых показателей для предприятий

4) переход к рыночной экономике

 

37.Что из перечисленного произошло в период «разрядки» международной напряжённости конца 1960-х — 1970-х гг.?

1) «бархатные революции» в странах Восточной Европы

2) объединение ГДР и ФРГ

3) создание СЭВ

Н. С. Хрущева

3) Л. И. Брежнева

4) М. С. Горбачева

 

42.Что из перечисленного было характерно для периода «застоя»?

1) периодическое проведение чисток партии

2) массовое забастовочное движение

3) отказ от соединения партийных и государственных постов в одних руках

Гг.

2) 1956—1964 гг.

3) 1964—1982 гг.

4) 1985—1991 гг.

 

54.Прочтите отрывок из заявления ТАСС и укажите период времени, когда было сделано это заявление.

 «Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никогда и никому не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических стран».

1) последние годы руководства страной И. В. Сталина

2) «оттепель»

Застой»

4) «перестройка»

 

55.Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и укажите страну, в которой происходили описанные события.

 «Утром 26 декабря 1979 г. полковник Б. Я. Рогонцев, который двигался со штабом дивизии, доложил, что два полка вышли в указанные районы с опережением расчётного времени на 1,5—2 часа. Марш проходил нормально. Многие жители вышли навстречу проходившим колоннам. При их остановке мужчины и мальчики подходили к машинам, проявляя определённый интерес и доброжелательность к нашим войскам. Так было. Другое дело, что в дальнейшем ситуация изменилась. Но об этом позже. А при вводе наших войск были доброжелательность и радушие определённой части народа… На следующий день обстановка резко изменилась. Начался так называемый второй этап Апрельской революции, который ознаменовался тем, что бывший глава государства X. Амин был убит. Главой государства и Верховным главнокомандующим стал Б. Кармаль».

1) Польша

2) Чехословакия

Афганистан

4) Китай

 

56.Ниже приведён фрагмент из выступления государственного деятеля. Укажите название периода, начало которому положило данное выступление.

 «От Штетина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. …Эти города и население находятся в советской сфере, и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы».

1) «перезагрузка»

2) полоса признания СССР

3) «разрядка»

Холодная война»

 

57.Прочтите текст и укажите руководителя страны, о котором идёт речь.

 «5 октября открылся очередной съезд Коммунистической партии. Участники приветствовали руководителя страны единодушной овацией, однако он, поручив сделать основные доклады своим ближайшим сподвижникам, ограничился заключительным словом. Отчётный доклад ЦК был сделан Маленковым, который сообщил о создании Советским Союзом атомной бомбы и оптимистически оценил внутреннюю обстановку в стране».

И. В. Сталин

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. И. Брежнев

4) Ю. В. Андропов

 

58.Прочтите отрывок из работы историка и укажите пропущенную в тексте фамилию руководителя страны.

 «Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Только они и остались, как нам кажется, в памяти людей от короткого пребывания <…> у власти. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся, проверка удостоверений личности в магазинах (в целях обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время), налёты милиции в кинотеатры (в тех же целях), изменение часов работы магазинов для того, чтобы дать возможность населению сделать покупки не в рабочее время. В первые месяцы эти меры дали незначительное повышение производительности труда. А потом всё вернулось на свои места».

1) Н. С. Хрущёв

2) Л. И. Брежнев

Ю. В. Андропов

4) М. С. Горбачёв

 

59.Прочтите отрывок из решения Ялтинской конференции руководителей СССР, Великобритании и США и укажите организацию, о создании которой идёт речь.

 «Мы считаем необходимым создать международную организацию, имеющую целью сохранение мира. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путём тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов».

1) Лига Наций

2) НАТО

ООН

4) Европейский Союз

 

60.Прочтите отрывок из статьи и укажите страну, о которой идёт речь.

 «Советские войска были введены в эту страну в декабре 1979 года. Первыми в 50 км к северу от столицы высадились части 105-й гвардейской воздушно- десантной дивизии. В 1988 году после подписания Женевских соглашений начался вывод советских войск из Республики. 15 февраля 1989 года территорию страны покинули последние колонны частей 40-й армии и все специальные подразделения пограничных войск».

1) Болгария

2) Румыния

3) Чехословакия

Афганистан

 

61.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь.

 «Как решился [он] выступить с докладом о Сталине, зная, что подавляющее большинство делегатов будет против разоблачения? Откуда он почерпнул такое мужество и такую уверенность в конечном успехе? То был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную власть и даже жизнь во имя высших общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с подобным докладом о культе личности. Надо было обладать [его] натурой...»

1) А. Н. Косыгин

2) М. С. Горбачёв

Н. С. Хрущёв

4) Ю. В. Андропов

 

62.Прочтите отрывок из воспоминаний советского государственного деятеля и укажите название явления, непосредственно связанного с упоминаемым в отрывке выступлением.

 «Меня часто спрашивают, как это я решился сделать доклад на съезде. Столько лет мы верили этому человеку! Поднимали его. Создавали культ. И вдруг такой риск... Уж поскольку меня избрали Первым, я должен, обязан был сказать правду. Сказать правду о прошлом, чего бы мне это ни стоило и как бы я ни рисковал...»

1) «военный коммунизм»

Оттепель»

3) «застой»

4) новая экономическая политика

 

63.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите государственного деятеля, о котором идёт речь.

 «Вернувшись в свою квартиру на Староконюшенном переулке Арбата, он сказал домашним: «Ну вот, теперь я в отставке. Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как Сталин велел бы их всех арестовать»».

1) Ю. В. Андропов

2) Л. Д. Троцкий

3) Г. М. Маленков

Н. С. Хрущёв

 

64.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год, когда произошли описанные события.

 «Военные ждали условленного сигнала. Этим звонком обычно вызывал меня Маленков в свой кабинет. Ждали больше часа. И вот раздались два звонка. А в кабинете Маленкова произошло следующее. Неожиданно Маленков предложил изменить повестку заседания и рассмотреть вопрос о Берия, который хотел совершить государственный переворот.

Маленков поставил на голосование:

— Кто за арест Берия?

Голосовали «за» Первухин и Сабуров. Против — Молотов, Ворошилов, Каганович. Воздержались Хрущёв, Булганин, Микоян. Молотов обрушился на Маленкова с обвинениями в произволе. Вот в этот момент Маленков нажал кнопку вызова. И вошли военные во главе с Жуковым… Маленков приказал Жукову арестовать Берия, что маршал и выполнил».

Г.

2) 1956 г.

3) 1961 г.

4) 1974 г.

 

65.Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те десятилетие, когда про­изо­шли опи­сан­ные в тек­сте события.

 «Несмотря на все ошиб­ки руководства, эти годы стали вре­ме­нем пе­ре­хо­да СССР к научно-технической ре­во­лю­ции <...> Этот пе­ре­ход был не­об­хо­дим в усло­ви­ях про­ти­во­сто­я­ния СССР и Запада. Были со­зда­ны оте­че­ствен­ные электронно-вычислительные ма­ши­ны для ре­ше­ния ста­ти­сти­че­ских задач, меж­кон­ти­нен­таль­ные бал­ли­сти­че­ские ракеты, вы­ве­ден в кос­мос пер­вый ис­кус­ствен­ный спут­ник Земли, тогда же раз­вер­ну­лось стро­и­тель­ство ракетно-космического ком­плек­са Бай­ко­нур и ис­пы­та­тель­но­го по­ли­го­на в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти (ныне кос­мо­дром Плесецк). В этот же пе­ри­од в СССР дала ток пер­вая в мире атом­ная элек­тро­стан­ция в Об­нин­ске <...>».

1) 1940-е гг.

Е гг.

3) 1960-е гг.

4) 1970-е гг.

 

66.Прочтите от­ры­вок из по­сла­ния ру­ко­во­ди­те­ля СССР пре­зи­ден­ту США и ука­жи­те десятилетие, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся опи­сан­ные события.

 «Уважаемый гос­по­дин президент.

Я с боль­шим удо­вле­тво­ре­ни­ем озна­ко­мил­ся с Вашим от­ве­том г-ну Рану о том, чтобы

принять меры, ис­клю­чить со­при­кос­но­ве­ние наших судов и тем самым из­бе­жать не­по­пра­ви­мых ро­ко­вых последствий. Этот ра­зум­ный шаг с Вашей сто­ро­ны укреп­ля­ет меня в том, что Вы про­яв­ля­е­те за­бо­ту о со­хра­не­нии мира, что я от­ме­чаю с удовлетворением. <…> По­это­му я вношу предложение: мы со­глас­ны вы­вез­ти те сред­ства с Кубы, ко­то­рые Вы счи­та­е­те на­сту­па­тель­ны­ми средствами. Со­глас­ны это осу­ще­ствить и за­явить в ООН об этом обязательстве. Ваши пред­ста­ви­те­ли сде­ла­ют за­яв­ле­ние о том, что США, со своей стороны, учи­ты­вая бес­по­кой­ство и оза­бо­чен­ность Со­вет­ско­го государства, вы­ве­зут свои ана­ло­гич­ные сред­ства из Турции. Да­вай­те договоримся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить. И после этого до­ве­рен­ные лица Со­ве­та Без­опас­но­сти ООН могли бы про­кон­тро­ли­ро­вать на месте вы­пол­не­ние взя­тых обязательств».

1) 1940-е гг.

2) 1950-е гг.

Е гг.

4) 1970-е гг.

 

67.Инициатором передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР являлся

1) В. И. Ленин

Н. С. Хрущёв

3) Ю. В. Андропов

4) М. С. Горбачёв

 

68.С докладом «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС выступил

1) К. Е. Ворошилов

2) Г. М. Маленков

3) В. М. Молотов

Н. С. Хрущёв

 

69.В 1953—1964 гг. пост первого секретаря ЦК КПСС занимал

1) В. М. Молотов

2) А. И. Микоян

3) Л. И. Брежнев

Н. С. Хрущёв

 

70.Известным правозащитником, одним из создателей советской водородной бомбы был

1) С. П. Королёв

2) И. В. Курчатов

А. Д. Сахаров

4) А. И. Солженицын

 

71.В борьбе за власть после смерти И. В. Сталина участвовали

1) Н. И. Бухарин и А. И. Рыков

2) С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе

Н. С. Хрущёв и Л. П. Берия

4) Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин

 

72.Одним из членов «антипартийной группы», осуществившей попытку смещения Н. С. Хрущёва на Пленуме ЦК КПСС в 1957 г., являлся

Г. М. Маленков

2) Л. П. Берия

3) Л. И. Брежнев

4) Ю. В. Андропов

 

73.В годы, когда руководителем СССР был Л. И. Брежнев,

1) началось массовое освоение целинных земель

Л. И. Брежнев

3) Ю. В. Андропов

4) М. С. Горбачёв

 

75.Кто возглавлял Правительство СССР в 1964−1980 гг.?

1) А. А. Громыко

2) Н. И. Рыжков

А. Н. Косыгин

4) Д. Ф. Устинов

 

76.Председателем Совета министров СССР, во второй половине 1960-х гг. проводившим экономические реформы, направленные на внедрение хозрасчета, был

1) В. М. Молотов

2) Н. И. Рыжков

3) А. А. Громыко

А. Н. Косыгин

 

77.Одним из разработчиков атомного оружия в СССР был

И. В. Курчатов

2) С. П. Королев

3) Н. И. Вавилов

4) Д. С. Лихачев

 

78.Первым ру­ко­во­ди­те­лем СССР, по­се­тив­шим США, был

1) И.В. Ста­лин

Н.С. Хрущёв

3) Л.И. Бреж­нев

4) М.С. Горбачёв

 

79.Кто из пе­ре­чис­лен­ных лиц после смер­ти И.В. Ста­ли­на занял пост Пред­се­да­те­ля Со­ве­та Ми­ни­стров СССР?

1) Г. М. Ма­лен­ков

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. П. Берия

4) Г. К. Жуков

 

80.Кто из пе­ре­чис­лен­ных ру­ко­во­ди­те­лей Со­вет­ско­го го­су­дар­ства при­ни­мал уча­стие в под­пи­са­нии За­клю­чи­тель­но­го акта Со­ве­ща­ния по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ству в Ев­ро­пе в 1975 г.?

1) Н. С. Хрущёв

2) Л. И. Бреж­нев

3) М. С. Горбачёв

4) Ю. В. Андропов

 

81.Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.

В какую международную организацию входили в первой половине 1960-х гг. страны, территория которых заштрихована на данной схеме?

1) Лига Наций

2) Организация Варшавского договора (ОВД)

НАТО

4) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

 

82.Что из перечисленного можно отнести к чертам, характеризующим культуру СССР в период «застоя»?

И. Г. Эренбургом

2) А. И. Солженицыным

3) А. А. Фадеевым

4) А. Т. Твардовским

 

86.Укажите характерную черту развития культуры СССР в период «оттепели».

1) отсутствие кинофильмов, получивших международное признание

А.И. Солженицын

2) М.А. Шолохов

3) М.М. Зощенко

4) М.А. Булгаков

 

93.Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите десятилетие, когда произошло событие, которому посвящена данная

марка.

1) 1960-е гг.

Е гг.

3) 1980-е гг.

4) 1990-е гг.

 

94.Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.

Е гг.

2) 1960-е гг.

3) 1970-е гг.

4) 1980-е гг.

 

95.Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.

Е гг.

2) 1960-е гг.

3) 1970-е гг.

4) 1980-е гг.

 

96.Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите десятилетие, когда была выпущена данная марка.

1) 1950-е гг.

Е гг.

3) 1970-е гг.

4) 1980-е гг.

 

97.Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание.

Укажите год, когда от­ме­чал­ся юбилей, ко­то­ро­му по­свя­ще­на эта марка.

1) 1960 г.

2) 1964 г.

Г.

4) 1976 г.

 

98.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) доклад «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС

2) подписание Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) фабрикация «дела врачей»

4) выдвижение руководством СССР концепции «нового политического мышления»

Ответ: 3124.

 

99.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) возведение Берлинской стены

2) начало Корейской войны

3) ввод советских войск в Афганистан

4) Нюрнбергский процесс

Ответ: 4213.

 

100.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

1) создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

2) Карибский кризис

3) подписание договора об уничтожении ракет средней и малой дальности между СССР и США

4) ввод войск стран-участниц Организации Варшавского договора в Чехословакию

Ответ: 1243.

 

101.Расположите в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке сле­ду­ю­щие события. Ука­жи­те ответ в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр вы­бран­ных элементов.

1) на­ча­ло кам­па­нии по осво­е­нию це­лин­ных земель

2) при­ня­тие За­ко­на СССР «Об ин­ди­ви­ду­аль­ной тру­до­вой деятельности»

3) лик­ви­да­ция совнархозов, вос­ста­нов­ле­ние от­рас­ле­вых министерств

4) при­ня­тие четвёртого пя­ти­лет­не­го плана вос­ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия на­род­но­го хо­зяй­ства СССР

Ответ: 4132.

 

102.Установите соответствие между событиями политической истории СССР второй половины XX в. и их датами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ   ДАТЫ
А) XX съезд КПСС Б) принятие Конституции СССР, получившей название «конституция развитого социализма» В) смерть И. В. Сталина   1) 1953 г. 2) 1956 г. 3) 1977 г. 4) 1985 г.

Ответ: 231

 

103.Установите соответствие между реформами и фамилиями советских государственных деятелей, с чьим именем эти реформы связаны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

РЕФОРМЫ   ФАМИЛИИ
А) принятие закона об индивидуальном предпринимательстве Б) передача МТС колхозам В) преобразование народных комиссариатов в министерства   1) И. В. Сталин 2) Н. С. Хрущев 3) Л. И. Брежнев 4) М. С. Горбачев

Ответ: 421.

 

104.Установите соответствие между событиями, связанными с «холодной войной», и руководителями СССР, при которых они происходили: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОБЫТИЯ   РУКОВОДИТЕЛИ СССР
А) Карибский кризис Б) Договор о ликвидации ракет малой и средней дальности В) речь У. Черчилля в Фултоне   1) И. В. Сталин 2) Н. С. Хрущев 3) Л. И. Брежнев 4) М. С. Горбачев

Ответ: 241.

 

105.Какие из данных терминов появились в период 1953−1964 гг.? Найдите в приведённом ниже списке два термина и запишите цифры, под которыми они указаны.

Берлинская стена

2) «план Маршалла»

3) «железный занавес»

4) «ленинградское дело»

Антипартийная группа

 

106.Какие из данных событий произошли в период 1945−1953 гг.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) начало осуществления «плана Маршалла»

2) образование Организации Североатлантического пакта (НАТО)

3) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах

4) ввод советских войск в Афганистан

5) возведение Берлинской стены

 

107.Какие из данных событий произошли в период 1945−1953 гг.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

Карибский кризис

2) «доктрина Трумэна»

3) «Пражская весна»

4) Корейская война

Берлинская стена

 

110.Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

 

Хельсинский процесс

5) антипартийная группа

 

127.Ниже приведён перечень терминов (сокращений). Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода 1945−1953 гг.

1) Коминформ

2) ООН

3) СЭВ

4) НАТО

ГКЧП

 

128.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории СССР периода 1964−1985 гг.

1) диссиденты

2) теневая экономика

Референдум

4) развитое социалистическое общество

5) самиздат

 

129.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории СССР периода 1945−1953 гг.

1) «холодная война»

Берлинская стена

3) восстановительная пятилетка

4) «план Маршалла»

5) железный занавес

 

130.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям истории СССР периода 1964−1985 гг.

1) «Пражская весна»

2) политика «разрядки» международной напряжённости

3) Хельсинкский процесс

4) военно-стратегический паритет

Парад суверенитетов

 

131.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к событиям, яв­ле­ни­ям ис­то­рии нашей стра­ны пе­ри­о­да 1945–1953 гг.

1) «железный занавес»

2) демобилизация

3) фер­мер­ское хозяйство

4) со­ци­а­ли­сти­че­ский лагерь

5) «восстановительная пятилетка»

 

132.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к событиям, яв­ле­ни­ям ис­то­рии СССР в пе­ри­од 1964–1985 гг.

1) диссиденты

2) те­не­вая экономика

3) фе­де­раль­ный округ

4) раз­ви­тое со­ци­а­ли­сти­че­ское общество

5) самиздат

 

133.Укажите десятилетие, когда был сделан доклад, о котором идёт речь в отрывке. Назовите политического деятеля, выступившего на съезде с этим докладом.

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положения, которые подтверждаются фактами в последующем тексте отрывка. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение любого из положений, содержащихся в выписанном предложении.

 

Из сочинения историка

«На съезде были подведены итоги 5-й пятилетки, приняты директивы по 6-й пятилетке, поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны «в краткие исторические сроки». Однако съезд вошёл в историю в первую очередь благодаря докладу «О культе личности и его последствиях» на последнем, закрытом заседании 25 февраля, когда повестка дня, известная делегатам, была исчерпана и прошли выборы нового состава ЦК КПСС.

Доклад содержал информацию, поразившую делегатов, и выводы, которые должны были показать отсутствие связи отрицательных явлений, существовавших в жизни советского общества, с существующим политическим строем. Впервые было официально заявлено, что большинство репрессированных «врагов народа» — честные граждане. Приводились шокирующие сведения о массовых расстрелах невинных людей, о депортации народов в 30—40-е гг. Основная позиция доклада заключалась в том, что репрессии и «культ личности» Сталина являлись в первую очередь следствием отрицательных черт его характера, отступлений от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории; доклад не ставил под сомнение сложившийся при Сталине политический режим, он был призван создать впечатление, что достаточно лишь осудить и искоренить «извращения» социализма — и путь к коммунизму будет открыт. Прения по докладу не открывались.

На заседании съезда было решено ознакомить с содержанием доклада партийные организации. 5 марта Президиум ЦК принял постановление об ознакомлении с ним «всех коммунистов и комсомольцев, а также беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников» и рассылке брошюры с отредактированным текстом доклада».

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) 1950-е гг.;

2) Н. С. Хрущев.

Пояснение.

В ответе должно быть указано предложение: «Однако съезд вошёл в историю в первую очередь благодаря докладу «О культе личности и его последствиях» на последнем, закрытом заседании 25 февраля, когда повестка дня, известная делегатам, была исчерпана и прошли выборы нового состава ЦК КПСС».

Могут быть указаны следующие факты:

1) в стране начался процесс реабилитации, тысячи людей были отпущены на свободу;

2) была проведена реорганизация лагерей. многие были упразднены;

3) начались процессы демократизации в области духовной жизни.

 

134.Укажите фамилию одного любого члена «тройки», о которой сказано в тексте. Назовите два десятилетия, когда произошли описанные в тексте события.

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее вывод, сделанный на основе событий, описанных в тексте. Укажите не менее двух событий, на основе которых был сделан данный вывод

Из сочинения историка

«29 июня Пленум вынес окончательный приговор. Деятельность «тройки» и «примкнувшего» к ней Шепилова была признана фракционной. Шепилов оказался принципиальным противником Хрущёва не как сталинист, а как противник «культа личности», в том числе в его новом виде, поэтому и был назван «примкнувшим». Противников Хрущёва лишили руководящих постов и вывели из ЦК. Состав Президиума ЦК был расширен до 15 членов. В него введены сторонники Хрущёва…

Воодушевленный победой, Хрущёв решил окончательно закрепить её отставкой министра обороны. Жуков представлялся опасным своим авторитетом, независимостью суждений и решений, способностью стать реальной альтернативой первому лицу в государстве. В октябре на заседании Президиума ЦК в отсутствие Жукова было решено вывести его из Президиума и членов ЦК за недостатки партийно-политической работы в армии, преувеличение своей роли в истории Отечественной войны и бонапартизм. Армия с новым министром обороны маршалом Р. Я. Малиновским стала вновь полностью подконтрольной партийному аппарату. В конце десятилетия от власти были отстранены и другие активные участники демарша против Хрущёва (Булганин, Ворошилов)…

Таким образом, лидеры сопротивления курсу XX съезда были разгромлены. На XXII съезде партии Сталин и его защитники были в очередной раз резко осуждены за их преступления. Тело Сталина по решению съезда было вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлёвской стены».

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) один из членов «тройки» — Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, В. М. Молотов;

2) десятилетия — 1950-е и 1960-е гг.

Пояснение.

В ответе должно быть указано предложение: «Таким образом, лидеры сопротивления курсуXX съезда были

разгромлены».

Могут быть указаны следующие события:

1) деятельность «тройки» и «примкнувшего» к ней Шепилова была признана фракционной Пленумом ЦК КПСС;

2) противников Хрущёва лишили руководящих постов и вывели из ЦК;

3) в состав Президиума ЦК включены сторонники Н. С. Хрущёва;

4) были отстранены другие активные участники демарша против Хрущёва (Булганин, Ворошилов).

 

135.Укажите фамилию руководителя страны, о котором упоминается в тексте. Назовите два десятилетия, когда произошли описанные в тексте события.

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.

 

Из сочинения историка

«Популярность руководителя страны резко упала с повышением цен на продукты питания. Начавшийся импорт зерна означал крах той самой политики, в которой руководитель страны считал себя самым большим специалистом…

Но несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали временем перехода СССР к научно-технической революции… Этот переход был необходим в условиях противостояния СССР и Запада. Были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач. Через четыре года принято постановление Совмина о создании межконтинентальной баллистической ракеты и выводе в космос искусственного спутника Земли. Вскоре развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур и испытательного полигона в Архангельской области (ныне космодром Плесецк). В этот же период в СССР дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске…

Объём промышленного производства за годы семилетки увеличился на 84% вместо намечавшихся 80% (при этом предприятия группы «Б» план не выполнили); введено в действие около 5,47 тыс. новых крупных предприятий… Выполнению плановых заданий способствовали: рост численности рабочих, занятых механизированным трудом; повышение их общеобразовательного уровня и квалификации; поддержка рационализаторства и изобретательства, различных форм соревнования; распространение передового опыта, шефства комсомола над строительством предприятий».

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) руководитель страны — Н.С. Хрущёв;

2) десятилетия — 1950-е и 1960-е гг.

Пояснение.

В ответе должно быть указано предложение: «Но несмотря на все ошибки руководства, эти годы стали временем перехода СССР к научно-технической революции».

Могут быть указаны следующие факты:

1) были созданы отечественные электронно-вычислительные машины для решения статистических задач;

2) принято постановление Совмина о создании межконтиненталь-ной баллистической ракеты и выводе в космос искусственного спутника Земли;

3) развернулось строительство ракетно-космического комплекса Байконур и испытательного полигона в Архангельской области;

4) введена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция в Обнинске.

 

136.Назовите десятилетие, когда произошли события, о которых упоминается в отрывке. Назовите руководителя СССР в этот период.

Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее описание ситуации, причины которой указаны в последующих предложениях. Укажите не менее двух причин этой ситуации, приведённых в отрывке

Из сочинения историка

«Аграрный сектор экономики вышел из войны крайне ослабленным. В отличие от 20-х гг. решено было начать восстановление хозяйства не с деревни, а с тяжёлой промышленности. Это означало, что помощь города сельскому хозяйству была минимальной…

За годы войны в деревне почти на треть уменьшилось трудоспособное население. На протяжении нескольких лет сюда не поставлялась новая техника. На оккупированных территориях была уничтожена почти четверть довоенного тракторного и комбайнового парка. Недостаток техники не мог быть восполнен живой тягловой силой: поголовье лошадей в колхозах сократилось в период войны более чем наполовину.

Положение осложнилось тем, что в первый послевоенный год сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центрально-чернозёмные области. На востоке урон урожаю нанесли затяжные дожди. Валовой сбор зерновых был в 2,2 раза меньше, чем в последний предвоенный год. Начавшийся голод привел к гибели сотен тысяч человек и вызвал массовый отток сельского населения в города. Летом 87,8 млн человек были переведены на централизованное государственное снабжение».

Пояснение.

В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) десятилетие — 1940-е гг.;

2) руководитель СССР — И. В. Сталин.

Пояснение.

В ответе должно быть указано предложение: «Аграрный сектор экономики вышел из войны крайне ослабленным».

Могут быть указаны следующие причины:

1) за годы войны в деревне почти на треть уменьшилось трудоспособное население;

2) на протяжении нескольких лет в деревню не поставлялась новая техника;

3) на оккупированных территориях уничтожена почти четверть довоенного тракторного и комбайнового парка;

4) поголовье лошадей в колхозах сократилось в период войны более чем наполовину.

 

137.Укажите на­зва­ние эпохи, о ко­то­рой идёт речь в отрывке. Ука­жи­те фа­ми­лию ру­ко­во­ди­те­ля СССР в период, о ко­то­ром идёт речь в отрывке.

Найдите в пер­вом аб­за­це и вы­пи­ши­те предложение, со­дер­жа­щее положение, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фактами, приведёнными в отрывке. На­пи­ши­те не менее двух фактов, приведённых в под­твер­жде­ние этого положения

 

Из сочинения историка.

«В целом в материальном и бытовом плане в течение двух десятилетий жизнь советских людей улучшилась. Граждане начали забывать бедствия военных лет. В условиях, когда в стране практически отсутствовала безработица, жизнь приобрела черты

стабильности и предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. Увеличилась доля домохозяйств, обеспеченных электробытовой техникой: к концу описываемого периода телевизоры, холодильники, стиральные машины появились почти в каждом доме.

Наращивание объёмов жилищного строительства позволило увеличить темпы обеспечения граждан бесплатным жильём. Со второго десятилетия этого периода в СССР началось массовое производство автомобилей для личного пользования, считавшихся в СССР основным предметом роскоши.

Тем не менее, качество жизни и динамика потребления отставали и от западных стандартов, и от растущих потребностей граждан. Дефицит продуктов и товаров особенно ощущался в провинции, снабжавшейся хуже крупных городов. Разница между городом и деревней, центром и провинцией не только не сокращалась, как обещали идеологи партии, но даже увеличивалась».

Пояснение.

В от­ве­те должны быть указаны:

1) на­зва­ние эпохи — «застой»;

2) фа­ми­лия руководителя СССР — Брежнев.

Пояснение.

В от­ве­те должна быть ука­за­но предложение: «В целом в ма­те­ри­аль­ном и бы­то­вом плане в те­че­ние двух де­ся­ти­ле­тий жизнь со­вет­ских людей улучшилась».

Могут быть ука­за­ны следующие факты:

1) граж­да­не начали за­бы­вать бедствия во­ен­ных лет;

2) жизнь при­об­ре­ла черты ста­биль­но­сти и предсказуемости, уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне;

3) уве­ли­чи­лась доля домохозяйств, обес­пе­чен­ных электробытовой техникой;

4) на­ра­щи­ва­ние объёмов жи­лищ­но­го строительства поз­во­ли­ло увеличить темпы обес­пе­че­ния граждан бес­плат­ным жильём;

5) на­ча­лось массовое про­из­вод­ство автомобилей для лич­но­го пользования.

 

138.Укажите десятилетие, когда про­изо­шли события, опи­сан­ные в тре­тьем аб­за­це дан­но­го отрывка. На­зо­ви­те ру­ко­во­ди­те­ля СССР в период, когда про­изо­шли эти события.

Найдите в от­рыв­ке и вы­пи­ши­те предложение, со­дер­жа­щее положение, ко­то­рое под­твер­жда­ет­ся фактами, приведёнными в даль­ней­шем тексте. Ука­жи­те не менее двух фактов, приведённых в под­твер­жде­ние ука­зан­но­го положения.

 

Из сочинения историка

«…Продолжалась фабрикация дел ”врагов народа“. Руководители Ленинградской партийной организации были обвинены в создании антипартийной группы и проведении вредительской работы (“ленинградское дело”). Обвиняемыми являлись партийные деятели, советские и государственные работники. Среди них находились А.А. Кузнецов — секретарь ЦК ВКП(б), М.Н. Родионов – председатель Совета Министров РСФСР и др. В рамках того же ”дела“ было сфабриковано обвинение против Н. А. Вознесенского – председателя Госплана СССР, крупного ученого-экономиста. Он обвинялся в неудовлетворительном руководстве Госпланом, в антигосударственных и антипартийных поступках. Организаторы несуществовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, несколько человек к длительным срокам лишения свободы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в республике (”мингрельское дело“).

Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны (”дело врачей“).

Тяжелое состояние послевоенной экономики, чрезмерная централизация хозяйственного руководства вызывали глубокое беспокойство у многих советских людей...».

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) де­ся­ти­ле­тие — 1950-е гг.;

2) ру­ко­во­ди­тель СССР — И. В. Сталин.

Ояснение.

В от­ве­те долж­но быть ука­за­но предложение: «Продолжалась фаб­ри­ка­ция дел ”врагов народа“».

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие факты:

1) ру­ко­во­ди­те­ли Ле­нин­град­ской пар­тий­ной ор­га­ни­за­ции были об­ви­не­ны в со­зда­нии ан­ти­пар­тий­ной груп­пы и про­ве­де­нии вре­ди­тель­ской ра­бо­ты (”ленинградское дело“);

2) было воз­буж­де­но су­деб­ное дело о якобы дей­ству­ю­щей в Гру­зии мин­грель­ской на­ци­о­на­ли­сти­че­ской организации, ста­вив­шей целью лик­ви­да­цию со­вет­ской вла­сти в рес­пуб­ли­ке (”мингрельское дело“);

3) груп­па круп­ных специалистов-медиков, об­слу­жи­вав­ших вид­ных го­су­дар­ствен­ных деятелей, была об­ви­не­на в при­част­но­сти к шпи­он­ской ор­га­ни­за­ции и на­ме­ре­нии со­вер­шить тер­ро­ри­сти­че­ские акты про­тив ру­ко­во­ди­те­лей стра­ны (”дело врачей“).

 

139.Укажите год, когда было при­ня­то данное Постановление. На­зо­ви­те фамилию по­ли­ти­че­ско­го деятеля, сме­нив­ше­го Н.С. Хрущёва на посту Пред­се­да­те­ля Совета Ми­ни­стров СССР.

Выпишите из тек­ста предложение, со­дер­жа­щее ре­ше­ние Пре­зи­ди­у­ма ЦК КПСС. Ис­поль­зуя отрывок, ука­жи­те не менее двух фактов, ко­то­рые при­зва­ны обос­но­вать мысль о том, что при­ня­тое ре­ше­ние по­лез­но для страны.

 

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) год — 1964;

2) по­ли­ти­че­ский деятель — А.Н. Косыгин.

Пояснение.

В от­ве­те долж­но быть ука­за­но предложение: «Удовлетворить прось­бу тов. Хрущёва об осво­бож­де­нии его от обя­зан­но­стей Пер­во­го секретаря, члена Пре­зи­ди­у­ма ЦК и Пред­се­да­те­ля Со­ве­та Ми­ни­стров СССР».

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие факты:

1) ошиб­ки и не­пра­виль­ные дей­ствия тов. Хрущёва со­зда­ли со­вер­шен­но не­нор­маль­ную об­ста­нов­ку в Пре­зи­ди­у­ме ЦК;

2) Хрущёв, со­сре­до­то­чив в своих руках боль­шую власть, в ряде слу­ча­ев стал вы­хо­дить из-под кон­тро­ля ЦК КПСС;

3) Хрущёв пе­ре­стал счи­тать­ся с мне­ни­ем чле­нов Пре­зи­ди­у­ма ЦК и чле­нов ЦК КПСС;

4) Хрущёв не спо­со­бен ис­пра­вить до­пу­щен­ные им ошиб­ки и не­пар­тий­ные ме­то­ды в ра­бо­те по при­чи­не лич­ных качеств, пре­клон­но­го воз­рас­та и ухуд­ше­ния здоровья.

 

140.Находясь в отставке, Г. К. Жуков работал над книгой «Воспоминания и размышления». Главное политуправление Советской Армии и ВМФ потребовало, чтобы он обязательно упомянул имя Генерального секретаря ЦК КПСС, участвовавшего в Великой Отечественной войне в звании полковника, а затем генерала майора. На это предложение Жуков ответил, что в годы войны он не знал будущего Генерального секретаря. Однако затем Жуков согласился с предложением: он написал, что, находясь под Новороссийском, хотел посоветоваться с простым полковником, но в тот момент будущий Генеральный секретарь как раз был на Малой Земле. Книга Жукова переиздавалась много раз, но в издании 1984 г. эпизод с несостоявшейся встречей из книги исчез.

1) Укажите фамилию Генерального секретаря, о котором идёт речь.

2) Почему Г. К. Жуков всё же согласился с предложением?

3) Почему в издании 1984 г. описанный эпизод был исключён из книги?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) фамилия Генерального секретаря — Л. И. Брежнев;

2) причина согласия, например: без упоминания Л. И. Брежнева книгу могли не издать (может быть названа другая причина);

3) причина исключения эпизода в издании 1984 г., например: в 1982 г. Л. И. Брежнев умер, начинался пересмотр итогов периода его руководства страной.

 

141.Первый секретарь ЦК КПСС в своём докладе на торжественном собрании, посвящённом 20-летию победы в Великой Отечественной войне, в положительном контексте упомянул имя И. В. Сталина. Среди граждан страны это событие вызвало удивление и значительный отклик.

 

1) Укажите год, когда был сделан данный доклад.

2) Назовите Первого секретаря ЦК КПСС, выступившего с докладом.

3) Назовите причину названной реакции граждан страны.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год — 1965 г.;

2) Первый секретарь — Л. И. Брежнев;

3) причина, например: после осуждения культа личности Н.С. Хрущёвым имя И. В. Сталина практически не упоминалось в официальных сообщениях и докладах в положительном контексте (может быть названа другая причина).

 

142.Будущий известный писатель, освободившись из сталинских лагерей, написал одно из первых своих произведений, где рассказывалось об одном дне из жизни советского заключённого из русских крестьян. Произведение было опубликовано в журнале «Новый мир», а затем и отдельной книгой, и пользовалось огромной популярностью. Однако после изменений, произошедших в руководстве страны, писатель подвергся критике. Все издания его произведения негласно изымались из публичных библиотек и уничтожались. Из журнала страницы с текстом рассказа вырывали, фамилию автора и название рассказа в оглавлении замазывали.

1) Назовите писателя, о котором идёт речь.

2) Назовите руководителя СССР в период, когда было впервые опубликовано произведение писателя, о котором идёт речь.

3) Почему изменилось отношение власти к этому произведению после смены руководства страны?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) писатель — А. И. Солженицын;

2) руководитель СССР — Н. С. Хрущёв;

3) причины изменений — новое руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на смягчение критики культа личности И. В. Сталина и негативных явлений, связанных с периодом его руководства страной. Произведение А. И. Солженицына было посвящено одному из таких негативных явлений.

 

143.Перед космическим полётом советским космонавтам пришлось выучить английский язык, так как в полёте должна была состояться стыковка с иностранным космическим кораблём. Иностранным участникам космического полёта, которых было трое, в свою очередь пришлось учить русский язык. Первоначально планировалось, что после стыковки советские и иностранные участники полёта откроют люки кораблей и совершат первое рукопожатие над Москвой, но по каким-то причинам это произошло над рекой Эльбой. Этот факт показался всем символичным.

1) Укажите название страны, с представителями которой советские космонавты осуществляли совместный полёт.

2) Укажите десятилетие, когда проходил данный полёт.

3) Почему факт первого рукопожатия советских и иностранных участников полёта именно над рекой Эльбой показался всем символичным?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название страны — США;

2) десятилетие — 1970-е гг.;

3) ответ на вопрос: 25 апреля 1945 г. на р. Эльбе состоялась встреча советских и американских войск (1-го Украинского фронта и 1-й армии США.

 

144.Существует точка зрения, что, несмотря на некоторые изменения, произошедшие в управлении страной после окончания Великой Отечественной войны, многие черты политической системы СССР, существовавшие в период 1930-х гг., сохранились и в период 1945—1953 гг. Приведите не менее двух фактов (положений), подтверждающих это сходство.

Пояснение.

Могут быть приведены факты:

1) руководитель партии Сталин являлся руководителем государства;

2) отсутствие у населения де-факто политических прав и свобод;

3) применение государством репрессивных методов управления;

4) отсутствие у колхозников паспортов, что фактически прикрепляло их к земле;

5) ведущая роль партийных органов по отношению к органам Советской власти (могут быть приведены и другие факты).

 

145.Существует точка зрения, что, несмотря на определённое сходство, положение колхозников в СССР в период 1953—1964 гг. значительно изменилось по сравнению с периодом 1945—1953 гг. Приведите не менее двух

фактов, положений, подтверждающих, что это изменение действительно произошло.

Пояснение.

Могут быть приведены факты, положения:

1) реальные доходы колхозников к концу 1950-х гг. выросли более чем в 2 раза по сравнению с 1953 г.;

2) государство вводило пенсии для колхозников;

3) после смерти И. В. Сталина был отменён налог на личное подсобное хозяйство;

4) было разрешено увеличить размер личного подсобного хозяйства(однако вскоре снова началось его свёртывание);

5) прекратилось судебное преследование колхозников за нарушение ими постановления об обязательном минимуме трудодней;

6) был смягчён паспортный режим для колхозников (могут быть приведены другие факты, положения).

 

146.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика СССР в период 1953−1964 гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внешней политикой СССР в период 1953−1964 гг.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Изменения во внешней политике СССР после смерти И. В. Сталина

После смерти И. В. Сталина произошёл поворот в советской внешней политике, выразившийся в признании возможности мирного сосуществования двух систем, предоставлении большей самостоятельности социалистическим странам, установлении широких контактов с государствами третьего мира.

2. Отношения с Западом:

а) провозглашение тезиса о мирном сосуществовании социалистических и капиталистических государств;

б) визит Н. С. Хрущёва в США;

в) продолжение гонки вооружений (в 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты; начало крупномасштабного оснащения ракетным вооружением сухопутных сил, войск ПВО и ВВС; строительство мощного ракетно-ядерного подводного флота);

г) провал встречи Хрущёва с президентом США Джоном Кеннеди в Вене;

д) возведение Берлинской стены;

е) Карибский кризис 1962 г.;

ж) подписание соглашения 1963 г. в Москве о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

3. Отношения с социалистическими странами

Создание военно-политического блока соцстран во главе с СССР — Организации Варшавского договора; введение советских войск в Венгрию для подавления восстания; нормализация отношений с Югославией; ухудшение отношений с КНР.

4. Отношения со странами«третьего мира»

Одним из итогов Второй мировой войны стало крушение колониальных империй. В странах «третьего мира» нарастало национально-освободительное движение. XX съезд КПСС назвал его одной из ведущих сил революционного процесса в мире. Советское руководство предпринимало энергичные меры по

вовлечению освободившихся стран в свою орбиту.

 

147.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Десталинизация в СССР в 1950−1960-х гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с процессом десталинизации в СССР в 1950−1960-х гг.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Что такое«десталинизация»?

Десталинизация — процесс преодоления культа личности и ликвидации сталинской политической системы, созданной в период руководства страной И. В. Сталиным. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».

2. Начало десталинизации

Первый этап десталинизации начинается в 1953 г. и продолжается до 1956 г. В это время Сталин реже стал упоминаться в печати, прекратился выпуск его собрания сочинений, Л. П. Берия и Г. М . Маленков высказывались за перераспределение властных полномочий от ЦК партии к соответствующим государственным

структурам; началась первая волна реабилитации; по инициативе Берии начались меры по корректировке национальной политики; началась реорганизация МВД (все принадлежащие ему строительные главки были переданы отраслевым министерствам, а ГУЛАГ — в Минюст СССР, были ограничены права Особого совещания при МВД СССР).

3. ХХ съезд КПСС:

а) доклад Н. С. Хрущёва на заключительном заседании съезда, его причины;

б) содержание доклада:

1) массовые репрессии в период руководства страной И. В. Сталина;

2) ответственность И. В. Сталина за тяжёлое положение в сельском хозяйстве, за поражения Красной армии в начале Великой Отечественной войны, за неправильную националь-ную политику; доклад не ставил вопрос об ответственности соратников И. В. Сталина за происходившее в годы его руководства страной.

4. Десталинизация послеXX съезда

Восстановление национальных автономий, переименование городов и других объектов, вынос тела И. В. Сталина из мавзолея, публикация произведений, правдиво повествующих о периоде руководства страной И. В. Сталина.

5. Свёртывание десталинизации:

а) попытка смещения Н. С. Хрущёва в 1957 г. консервативной частью верхушки партии;

б) смещение Н. С. Хрущёва в 1964 г., свёртывание процесса десталинизации.

 

148.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономическая реформа 1965 г.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с экономической реформой 1965 г.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

Экономическая реформа 1965 г.

1. Начало реформы.

Осуществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н. С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.

2. Цели реформы.

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

3. Основные направления.

Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были: попытка перевода предприятий на хозрасчет; оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли; создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства); внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.

Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966−1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50% в целом по стране. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.

4. Причины неудач.

Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:

а) непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

б) некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

в) слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

г) противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л. И. Брежнева, Н. В. Подгорного, Ю. В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставить под сомнение сущность социалистического строя;

д) чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

5. Результат.

Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.

 

 

149.Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «"Разрядка" меж­ду­на­род­ной напряжённости в конце 1960-х — 1970-е гг.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те крат­кое по­яс­не­ние со­дер­жа­ния любых двух пунктов.

План с по­яс­не­ни­я­ми дол­жен от­ра­зить ос­нов­ные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с про­цес­сом "разрядки" меж­ду­на­род­ной напряжённости в конце 1960-х — 1970-е гг.

 

Если Вы за­труд­ня­е­тесь в со­став­ле­нии плана, ко­то­рый бы пол­но­стью рас­кры­вал дан­ную тему, то мо­же­те вы­брать один из су­ще­ствен­ных во­про­сов (разделов, направлений, проблем) темы. На­пи­ши­те за­го­ло­вок плана по вы­бран­но­му Вами во­про­су (разделу, направлению, проблеме) и со­ставь­те план, рас­кры­ва­ю­щий его содержание,

соблюдая все тре­бо­ва­ния к ко­ли­че­ству пунк­тов плана и пояснений.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

– ко­ли­че­ство пунк­тов плана и по­яс­не­ний к ним;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме;

– кор­рект­ность по­яс­не­ний к пунк­там плана (полнота представлен-ной ин­фор­ма­ции и от­сут­ствие фак­ти­че­ских ошибок).

 

План по от­дель­но­му во­про­су (разделу, направлению, проблеме) дан­ной в за­да­нии темы оце­ни­ва­ет­ся по тем же критериям, что и план от­ве­та по всей теме. Ори­ен­ти­ром для экс­пер­та яв­ля­ет­ся на­зва­ние плана (вопрос, раздел, направление, проблема), ука­зан­ное экзаменуемым. В слу­чае если вы­пуск­ник не оза­гла­вил свой план (не ука­зал вопрос, раздел, направление, проблему), то экс­перт про­ве­ря­ет ра­бо­ту как план по теме, дан­ной в задании.

 

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

 

1. При­чи­ны и пред­по­сыл­ки «разрядки».

Во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х годов был уста­нов­лен военно-стратегический па­ри­тет между СССР и США. В ре­зуль­та­те ост­рых кри­зи­сов и опас­ных ре­ги­о­наль­ных кон­флик­тов ру­ко­вод­ство обеих сверх­дер­жав убе­ди­лось в па­губ­но­сти «балансирования» на грани войны. Гонка во­ору­же­ний от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­лась на эко­но­ми­ке США и, особенно, СССР.

2. «Разрядка».

Договоры между СССР и ФРГ, ГДР и ФРГ, Поль­шей и ФРГ, Че­хо­сло­ва­ки­ей и ФРГ об от­ка­зе от пре­тен­зий на пе­ре­смотр гра­ниц в Европе; четырёхстороннее со­гла­ше­ние между США, СССР, Ан­гли­ей и Фран­ци­ей по За­пад­но­му Берлину; визит Р. Ник­со­на в СССР и под­пи­са­ние до­го­во­ра ПРО (об огра­ни­че­нии си­стем про­ти­во­ра­кет­ной обороны) и ОСВ-1 (об огра­ни­че­нии стра­те­ги­че­ских на­сту­па­тель­ных во­ору­же­ний сро­ком на 5 лет); визит Л. И. Брежнева в США, под­пи­са­ние со­гла­ше­ния о предот­вра­ще­нии ядер­ной войны; до­го­вор между СССР и США об огра­ни­че­нии под­зем­ных ядер­ных испытаний; сов­мест­ный полёт со­вет­ско­го и

американского кос­ми­че­ских ко­раб­лей «Союз» и «Аполлон»; под­пи­са­ние За­клю­чи­тель­но­го акта Со­ве­ща­ния по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ству в Европе; до­го­вор ОСВ-2 (не был ра­ти­фи­ци­ро­ван се­на­том США).

3. Окон­ча­ние «разрядки».

а) раз­ме­ще­ние со­вет­ских ракет сред­ней даль­но­сти (РСД) на тер­ри­то­ри­ях ГДР и ЧССР;

б) ввод со­вет­ских войск в Афганистан;

в) меры США (решение аме­ри­кан­ской ад­ми­ни­стра­ции от­ло­жить рас­смот­ре­ние и ра­ти­фи­ка­цию До­го­во­ра ОСВ-2; со­кра­ще­ние экс­пор­та в СССР ряда товаров, бой­кот Олим­пий­ских игр в Москве, при­ня­тие ад­ми­ни­стра­ци­ей Дж. Кар­те­ра «новой ядер­ной стратегии» и др.

 

150.Вам по­ру­че­но подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественно-политическая жизнь СССР в 1945–1953 гг.». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те освещать эту тему. План дол­жен содержать не менее трёх пунктов. На­пи­ши­те краткое по­яс­не­ние содержания любых двух пунктов. План с по­яс­не­ни­я­ми должен от­ра­зить основные со­бы­тия (явления), свя­зан­ные с общественно-политической жиз­нью СССР в 1945–1953 гг.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается: ко­ли­че­ство пунк­тов плана и по­яс­не­ний к ним; кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия за­дан­ной теме; кор­рект­ность по­яс­не­ний к пунк­там плана (полнота представленной ин­фор­ма­ции и от­сут­ствие фак­ти­че­ских ошибок).

План по от­дель­но­му во­про­су (разделу, направлению, проблеме) дан­ной в за­да­нии темы оце­ни­ва­ет­ся по тем же критериям, что и план от­ве­та по всей теме. Ори­ен­ти­ром для экс­пер­та яв­ля­ет­ся на­зва­ние плана (вопрос, раздел, направление, проблема), ука­зан­ное экзаменуемым. В слу­чае если вы­пуск­ник не оза­гла­вил свой план (не ука­зал вопрос, раздел, направление, проблему), то экс­перт про­ве­ря­ет ра­бо­ту как план по теме, дан­ной в задании.

 

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. На­деж­ды граждан СССР на ли­бе­ра­ли­за­цию общественной жизни, ослаб­ле­ние жёсткого партийно-государственного контроля.

2. «Декоративная демократизация» вто­рой половины 1940-х гг.

Сразу после за­вер­ше­ния второй ми­ро­вой войны, в сен­тяб­ре 1945 г., было от­ме­не­но чрезвычайное по­ло­же­ние и упразднён Го­су­дар­ствен­ный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совет На­род­ных Комиссаров СССР был пре­об­ра­зо­ван в Совет Министров. В это же время про­шли выборы в мест­ные советы, Вер­хов­ные Советы рес­пуб­лик и Вер­хов­ный Совет СССР, в ре­зуль­та­те чего об­но­вил­ся депутатский корпус, не ме­няв­ший­ся в годы войны. К на­ча­лу 50-х гг. уси­ли­лась коллегиальность в де­я­тель­но­сти Советов в ре­зуль­та­те более ча­сто­го созыва их сессий, уве­ли­че­ния числа по­сто­ян­ных комиссий. В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей были впер­вые проведены пря­мые и тай­ные выборы на­род­ных судей и заседателей. После три­на­дца­ти­лет­не­го перерыва в ок­тяб­ре 1952 г. со­сто­ял­ся XIX съезд ВКП(б), при­няв­ший решение о пе­ре­име­но­ва­нии партии в КПСС. В 1949 г. про­шли съезды проф­со­ю­зов и ком­со­мо­ла (также не со­зы­вав­ши­е­ся 17 и 13 лет). Им пред­ше­ство­ва­ли отчётно-выборные партийные, проф­со­юз­ные и ком­со­моль­ские собрания, на ко­то­рых обновилось ру­ко­вод­ство этих организаций.

3. Новый виток репрессий:

а) раз­рас­та­ние ГУЛаг;

б) аре­сты видных военачальников;

в) «ленинградское дело»;

г) «дело врачей».

4. На­ци­о­наль­ная политика.

Г.

4) 1991 г.

 

2.Начало экономических реформ А. Н. Косыгина относится к

1) началу 1950-х гг.

Середине 1960-х гг.

3) концу 1970-х гг.

4) середине 1980-х гг.

 

3.Съезд КПСС, на котором был зачитан доклад «О культе личности и его последствиях», состоялся в

1) 1949 г.

Г.

3) 1964 г.

4) 1977 г.

 

4.В каком году был произведён запуск первого искусственного спутника Земли?

1) 1945 г.

2) 1949 г.

Г.

4) 1961 г.

 

5.Какое из перечисленных событий относится к 1977 г.?

1) введение должности Полномочного представителя Президента СССР в федеральном округе

принятие новой Конституции СССР

3) распад Союза Советских Социалистических Республик

4) начало кампании по освоению целинных и залежных земель

 

6.Какой из указанных периодов получил название «оттепели» в СССР?

1) 1941−1945 гг.

2) 1953−1964 гг.

3) 1964−1985 гг.

4) 1985−1991 гг.

 

7.Какое из указанных событий произошло раньше остальных?

1) Карибский кризис

2) ввод советских войск в Афганистан

Создание СЭВ

4) подписание договора ОСВ-1

 

8.Что из перечисленного произошло в конце 1970-х гг.?

Дата: 2019-05-28, просмотров: 402.