Психологическая диагностика эмоциональной сферы детей (часть1)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  1.Нейропсихологическая диагностика детей

Л.С. Цветковой

Детский тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки и  В. Амен

Нейропсихологическая диагностика детей

Л.С. Цветковой

Предлагаемая методика нейропсихологического обсле­дования представляет собой модифицированный вариант нейропсихологической методики, разработанной А.Р. Лурией и его сотрудниками, адаптированной к обследованию детей старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста. Эта методика позволяет решить ряд задач:  

1. Описать и дать анализ клинической картины нарушения психической деятельности ребенка.

2. Выделить фактор (или механизм) нарушения тех или других ВПФ.

3. На его основе провести синдромный анализ дефекта, т.е. найти все ВПФ, которые нарушены по тому же механизму (фактору).

4. Вычленить и провести анализ сохранных ВПФ и форм
деятельности ребенка.

5. Наметить пути и методы восстановительной работы. [20, с.9-10]

Для некоторых целей – получить общую картину состояния психической сферы ребенка, как бы составить «психологический портрет» ребенка, или получить ответ на конкретные вопросы – эта методика является необходимой и достаточной [20, с.20]. В нашем исследовании мы использовали ту часть методики, которая позволяет нам ответить на вопрос: есть ли нарушения эмоциональной сферы у исследуемых.

В приведенной далее таблице мы описываем конкретные методы нейропсихологического обследования эмоционально-волевой сферы детей. Мы описываем тесты, конкретный вербальный и невербальный материал к тестам, инструкцию и даем краткое описание тех психи­ческих функций, на исследование которых направлен тест, а также качественный анализ возможных ошибок выполнения теста с указанием их связи с топикой пора­жения мозга. Следует обратить внимание на последнюю графу в таблицах (в которых указывается, на исследова­ние каких ВПФ направлен тест, и поражение каких мозго­вых зон может привести к этим дефектам). В связи с тем, что там дается обобщенная оценка, она направляет наше вни­мание на зоны мозга, которые могут быть поражены. Но это еще не топический диагноз, а только указание, в каком месте надо искать патологию. Точная постановка топического и нейропсихологического диаг­ноза потребует более развернутого анализа дефекта. Нашим исследованием мы обнаруживаем слабые зоны, зоны дефицита в развитии (недоразвития), т.е. нарушения эмоциональной сферы обследуемого ребенка, что в последующем для специалиста может явиться причиной дальнейшего углубленного нейропсихологического обследования.

Эмоции начинают исследовать с самого начала обследо­вания ребенка: нужно внимательно следить за мимикой ре­бенка, его взором, направлением взора, за его статикой, по­зой, руками, т.е. всем двигательным поведением ребенка. Следует отмечать знак общего настроения, контактность ре­бенка, отношение к успеху (неуспеху) и т.д. - это все дает ма­териал для анализа эмоций ребенка.

Выдвигается ряд требований и к процедуре проведе­ния обследования:

Создание интереса у ребенка к обследованию и
материалу. (Отсутствие интереса может привести к не­
правильным выводам о возможностях ребенка). Создание атмосферы сотрудничества, нормальной речевой среды: исключается излишняя речь исследующего, исследование должно ид­ти на фоне "немногословия" педагога.[20, с.17].

В состав методики входят специальные тесты на исследование эмоций - их восприятия, воспроизведения и системы отношений в структуре его лично­сти и эмоционально-волевого поведения. Результаты фиксируем в протоколе.

Приводим описание тестового материала .

1. Восприятие и оценка эмоционального содержания:

 а) картин (Исследуется состояние эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, неадекватность, уплощенность, негативизм, айфория, вязкость, страхи.)

Сюжетные картинки разного эмоционального содержания.

1) «В последний путь»

2) «Тройка»

Инструкция: Скажи, это веселая или грустная картинка? Почему? Эти картинки похожи или это одна и та же картинка?

б) ситуаций (Исследуется состояние глубинных структур мозга, лобных и височных областей левого и правого полушария.)

Инструкция: Ты идешь по улице и вдруг видишь как автобус раздавил собаку.

Как ты к этому относишься? Тебе весело, грустно или все равно?

2. Исследование сопереживания (чувства эмпатии).

Картинки, вызывающие сострадание:

1) «Опять двойка»,

2) «Последняя весна»

Инструкция: Скажи, что здесь нарисовано? Веселое или грустное событие? Как ты к этому относишься? Тебе весело, грустно или все равно?

3. Отношение к родным и близким людям.

Картинки женщины, мужчины, девочки, мальчика, собаки, кошки.

Исследуется сформированность системы отношений.

Инструкция: представь себе, что это портрет твоей мамы, папы, сестры, брата и т.д.

1) Разложи картинки так, чтобы на первом месте была картинка того, кого ты больше всех любишь, а затем – следующую, кого ты тоже любишь, но уже немножко меньше.и тд.

2) Теперь положи все картинки в ряд под цифрами.

1 – это тот, кого ты больше всех любишь, а 10 – кого ты меньше любишь. Под каждой цифрой положи соответ. картинки и помни – под цифрой 10 – менее любимая.

3) А теперь под цифрой 0 положи картинку того, кого ты совсем не любишь.

4) А куда положишь свою фотографию?

4. Связь эмоциональных состояний с мимикой.

Исследуется восприятие и эмоциональное состояние других людей – невербальное общение: соотнесение эмоции с мимикой лица.

Картинки – схемы. Лица без рта.

Инструкция: Дорисуй рот в каждой картинке:

1 – чтобы человек был веселый,

2 – грустный,

3 – плачет,

4 – не веселый и не грустный.

5. Воспроизведение эмоций.

Исследуется воспроизведение эмоций, связь мимики с эмоциями, в целом – невербальное поведение.

Инструкция:

1) Нарисуй что-нибудь веселое, радостное. А теперь – печальное.

2) Покажи на лице радость, печаль, горе.

Нейропсихологическое обследование заканчивается заключением, в котором описываются результаты качественного анализа выполнения тестов. Структура заключения повторяет структуру обследования. В результате анализа всего материала получается картина нарушений в эмоциональной сфере ребенка.

 




Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.