ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 4

1. Определение малого предприятия как рыночного образования. 6

2. Виды малого бизнеса. 8

2.1. Классификация малых предприятий по организационно-правовым формам. 9

2.1.1. Полное товарищество. 9

2.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество). 10

2.1.3. Общество с ограниченной ответственностью. 10

2.1.4. Общество с дополнительной ответственностью. 11

2.2.5. Акционерное общество. 11

2.2.6. Дочернее общество. 12

2.2.7. Зависимое общество. 13

2.2.8. Производственный кооператив (артель). 13

2.2.9. Унитарное предприятие. 13

3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий. 14

4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП.. 15

5. Статистика по малым предприятиям России и Самарской губернии. 17

5.1. Статистика по малым предприятиям России. 17

5.1.1. Основные факторы конкурентоспособности малого бизнеса. 18

5.2 Статистика по малым предприятиям Самарской губернии. 20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Сельский лад». 22

1. Технико-экономическая характеристика ООО «Сельский лад». 22

1.1. Характеристика внутренней среды. 24

1.2. Характеристика внешней среды. 25

1.3. Анализ основных средств, их динамики и структуры. 28

2. Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов работы ООО «Сельский лад». 30

2.1 Анализ структуры показателей результатов деятельности ООО «Сельский лад» 31

2.2 Анализ показателей рентабельности ООО «Сельский лад». 32

2.3 Оценка платеже способности и ликвидности ООО «Сельский лад». 34

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ООО ''ОЛЬГА'', ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 38

1. Внешне организационно-правовые проблемы.. 39

2. Проблемы внутриорганизационного характера. 40

3. Возможные пути решения проблем. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ. 47

ВВЕДЕНИЕ

 

Важной составляющей рыночной экономики любой страны является малый бизнес. В развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции, поскольку малые предприятия не требуют больших средств на своё создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной социально – экономической политики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.[1]

Говоря о роли малого бизнеса в современных условиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и так далее создаются малые предприятия.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Он способствует возрождению художественных и народных промыслов; освобождению государства от нерентабельных и убыточных предприятий; приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных услуг; широкому использованию небольших местных источников сырья и отходов крупного производства; включению в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.

Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Тенденции развития малых предприятий», которую я посчитала наиболее актуальной на сегодняшний день.

Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Итак, целью работы является анализ малого предприятия и разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть сущность, виды, формы малого предприятия;

· приобрести практические навыки, проводя поэтапный анализ технико-экономической характеристики малого предприятия;

· раскрыть проблемы малого предприятия на конкретных примерах;

· разработка по совершенствованию деятельности малого предприятия.

Объект исследования – малое предприятие ООО «Сельский лад».

Предметом исследования является процесс и проблемы функционирования малого предприятия.

Субъект исследования – ООО «Сельский лад».

Временной период исследуемой работы 2004 -2006 г.г.

Работа состоит из введения, теоретической части (1 глава), технико-экономической характеристики и финансового анализа (2 глава), выводов и предложений по второй главе (3 глава), заключения, списка литературы.

Теоретической и методологической базой послужили Кодексы и Законы РФ, нормативные акты, отечественная литература, периодическая печать, бухгалтерская отчетность, Интернет-ресурсы.

В данной работе были использованы методы: анализ, синтез, табличный, нормативный, а также программные продукты Microsoft Word, Microsoft Excel.



Виды малого бизнеса

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.

По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. (табл. 2.1)

 

Табл. 2.1.

 Виды предпринимательской деятельности.

Виды предпринимательской деятельности

Производственная Коммерческая Финансовая Консалтинговая
*Инновационная *Научно-техническая *Производство товаров и оказание производственных услуг *Производственное потребление товаров и услуг *Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ *Выполнение транспортных операций и операций связи *Информационная *Торговая *Торгово-закупочная *Торгово-посредническая *На товарных биржах *Банковская *Страховая *Лизинговая *На фондовых биржах *Общее управление *Администрирование *Финансовое управление *Управление кадрами *Маркетинг *Информационные технологии

 

Полное товарищество.

 

Это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном (уставном) капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках.

Фирменное наименование полного товарищества (согласно Кодексу) должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, и слов «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество».

Акционерное общество.

 

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество (АО) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы для всеобщего сведения.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленном Законом об АО.

Высшим органом управления ОА является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным.

Дочернее общество.

 

Дочернее общество - это хозяйственное общество, когда другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнение таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещение основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.



Зависимое общество.

 

Признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций АО или двадцати процентов уставного капитала ООО.

Унитарное предприятие.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником.

 



Уплотненный баланс

Актив На начало года На конец года Изменение Пассив На начало года На конец года Изменение
Раздел 1 Внеоборотные активы 1861 2734 +873 Раздел 3 Капитал и резервы 11762 11951 +189
То же, % к итогу 6,24 8,24 +2 То же, % к итогу 39,42 35,44 -3,98
Раздел 2 Оборотные активы 27975 30452 +2477 Раздел 4 Долгосроч. обязательс. 0 0 0
То же, % к итогу 93,76 91,76 +2 То же, % к итогу 0 0 0
        Раздел 5 Краткоср. Обазат. 18074 21235 +3161
        То же, % к итогу 60,57 63,98 +3861
Валюта баланса-всего 29836 33,186 +3350 Валюта баланса-всего 29836 33186 +3350
То же, % к итогу 100,00 100,00 - То же, % к итогу 100,00 100,00 -

 

Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств, т. е. активов против начала года увеличился на 3350 тыс. руб., что является положительным фактором. Но за этот же период увеличились и обязательства организации. Следует обратить внимание на увеличение краткосрочных обязательств на 3161 тыс. руб.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время вопрос развития малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации народного хозяйства страны.

Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий – это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

В заключении работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщено характеризовали бы основные моменты.

В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы существования малого предприятия, его образование, реорганизация, основные организационно-правовые формы МП.

Во второй главе был проведен поэтапный анализ технико-экономической характеристики предприятия ООО «Сельский лад».

Анализ показал, что по основным показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, наблюдается улучшение. Так, например, заметно снизилась доля себестоимости в выручке, что является положительным моментом в деятельности предприятия.

Рост рентабельности основной деятельности составил 21.04%.

На основании произведенных расчетов, можно сделать вывод, что предприятие стабильно получает прибыль, причем данный показатель постоянно растет.

В 2005 году выручка снизилась по сравнению с предыдущим на 841 тыс. руб., но так как в этом году произошло снижение уровня себестоимости, то на прибыли это не отразилось.

Выявлены проблемы: увеличение краткосрочных обязательств, снижение коэффициента текущей ликвидности.

На основании проведенного анализа в третьей главе предложены следующие пути совершенствования деятельности ООО «Сельский лад»:

1. улучшение использования основных средств;

2. внедрение стратегии роста;

3. улучшение мотивированности и заинтересованности кадров;

4. использование своих преимуществ для дальнейшего развития и расширения деятельности.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

2. Теория организации / Под ред. В. Г. Алиева. - М.: «Экономика»,2003.-431 с.

3. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник,2007.

4. Малый бизнес: организация, экономика, управление. / Под ред. Г. Я. Горфинкеля.- М.: Вузовский учебник, 2007.

5. Егорова Н. С., Майн. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование.- М.: Москва,1997.144 с.

6.  Попов В. М. Практика малого бизнеса: Практическое пособие. - М.: «Торговый Дом «Кно Рус»,2001.-424.

7. Алтайская правда №56,77,104,-2007.

8. Свет Октября № 86, - 2007.

9. Российский статистический ежегодник 2007.

10. Консультант Плюс

11. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2003

12. Перов В. И. Тенденции развития и новые формы функционирования малого бизнеса на юге российской федерации сборник научных трудов СевКавГТУ. серия «экономика», 2006, №3

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТАБЕЛЬ (ПЕРЕЧЕНЬ)

На 2008 год

№ п\п Наименование формы государственной статистической отчетности, номер постановления Минстата об её утверждении Индекс формы Периодич-ность формы Кто представляет форму Кому представляется форма Срок представления формы
1 2 3 4 5 6 7

 

СТАТИСТИКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СТРУКТУРНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

1. Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства (№ 185 от 15.09.08) 1-мп Годовая Юридические лица (коммерческие организации) – субъекты малого предпринимательства (кроме перечисленных в Указаниях по заполнению настоящей формы)   Отделу статистики в районе, городе (районе города Минска) 12 февраля
2. Квартальный отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства (№ 225 от 27.09.07 г.) (№ 29 от 24.03.08 г.) 1-МП Квартальная(за январь-март, январь-июнь, январь-сентябрь) Юридические лица (коммерческие организации) – субъекты малого предпринимательства в соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы 1-МП по перечню, определяемому Министерством статистики и анализа Республики Беларусь Отделу статистики в районе, городе (районе города Минска) 20 числа после отчетного периода
3. Основные сведения о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности (№ 328 от 19.10.07 г.) (№ 29 от 24.03.08 г.) 1-У Квартальная (за январь-март, январь-июнь, январь-сентябрь) 1. Коммерческие организации: юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс (кроме банков и организаций, представляющих государственную статистическую отчетность по форме 1-МП) 2. Некоммерческие организации: юридические лица, их обособленные подразделения, производящие промышленную продукцию (работы, услуги промышленного характера) Органу государственной статистики (по указанию областного, Минского городского управления статистики) 23 числа после отчетного периода
4. Отчет по основным показателям отдельных организаций, осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях (№ 444 от 12.12.07 г.), (№ 11 от 18.02.08 г.), (№ 29 от 24.03.08 г.) 1-МГ Квартальная Юридические лица, их обособленные подразделения в соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению данной формы Отделу статистики по району 8 числа после отчетного периода

 


[1] Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика, 2003.

[2] Деловая пресса № 23 (420) от 09.06.2007

[3] Деловая пресса №42(132) от 19.10.2001


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 4

1. Определение малого предприятия как рыночного образования. 6

2. Виды малого бизнеса. 8

2.1. Классификация малых предприятий по организационно-правовым формам. 9

2.1.1. Полное товарищество. 9

2.1.2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество). 10

2.1.3. Общество с ограниченной ответственностью. 10

2.1.4. Общество с дополнительной ответственностью. 11

2.2.5. Акционерное общество. 11

2.2.6. Дочернее общество. 12

2.2.7. Зависимое общество. 13

2.2.8. Производственный кооператив (артель). 13

2.2.9. Унитарное предприятие. 13

3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий. 14

4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП.. 15

5. Статистика по малым предприятиям России и Самарской губернии. 17

5.1. Статистика по малым предприятиям России. 17

5.1.1. Основные факторы конкурентоспособности малого бизнеса. 18

5.2 Статистика по малым предприятиям Самарской губернии. 20

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Сельский лад». 22

1. Технико-экономическая характеристика ООО «Сельский лад». 22

1.1. Характеристика внутренней среды. 24

1.2. Характеристика внешней среды. 25

1.3. Анализ основных средств, их динамики и структуры. 28

2. Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов работы ООО «Сельский лад». 30

2.1 Анализ структуры показателей результатов деятельности ООО «Сельский лад» 31

2.2 Анализ показателей рентабельности ООО «Сельский лад». 32

2.3 Оценка платеже способности и ликвидности ООО «Сельский лад». 34

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ООО ''ОЛЬГА'', ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. 38

1. Внешне организационно-правовые проблемы.. 39

2. Проблемы внутриорганизационного характера. 40

3. Возможные пути решения проблем. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ. 47

ВВЕДЕНИЕ

 

Важной составляющей рыночной экономики любой страны является малый бизнес. В развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции, поскольку малые предприятия не требуют больших средств на своё создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной социально – экономической политики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.[1]

Говоря о роли малого бизнеса в современных условиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и так далее создаются малые предприятия.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Он способствует возрождению художественных и народных промыслов; освобождению государства от нерентабельных и убыточных предприятий; приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных услуг; широкому использованию небольших местных источников сырья и отходов крупного производства; включению в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.

Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Тенденции развития малых предприятий», которую я посчитала наиболее актуальной на сегодняшний день.

Изучение этой темы также значительно для развития малого предпринимательства в России, так как оно возродилось в нашей стране сравнительно недавно – в конце 1987 года, когда государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство. Именно в 1987 году в СССР появились и стали активно развиваться кооперативы. Россия сделала выбор в пользу демократического общества, основанного на рыночных отношениях и власти закона и призванного обеспечить личную свободу граждан, существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя. Однако новые экономические структуры и по сей день переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря.

Итак, целью работы является анализ малого предприятия и разработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть сущность, виды, формы малого предприятия;

· приобрести практические навыки, проводя поэтапный анализ технико-экономической характеристики малого предприятия;

· раскрыть проблемы малого предприятия на конкретных примерах;

· разработка по совершенствованию деятельности малого предприятия.

Объект исследования – малое предприятие ООО «Сельский лад».

Предметом исследования является процесс и проблемы функционирования малого предприятия.

Субъект исследования – ООО «Сельский лад».

Временной период исследуемой работы 2004 -2006 г.г.

Работа состоит из введения, теоретической части (1 глава), технико-экономической характеристики и финансового анализа (2 глава), выводов и предложений по второй главе (3 глава), заключения, списка литературы.

Теоретической и методологической базой послужили Кодексы и Законы РФ, нормативные акты, отечественная литература, периодическая печать, бухгалтерская отчетность, Интернет-ресурсы.

В данной работе были использованы методы: анализ, синтез, табличный, нормативный, а также программные продукты Microsoft Word, Microsoft Excel.



ГЛАВА 1. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Для улучшения современной социально-экономической ситуации в России невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного в разных зарубежных странах одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы.

Тем более, что специфика внедренческой деятельности подразумевает множество трудоемких ручных операций, приостановку производственных мощностей, неполную занятость персонала, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, т.е. то, к чему более приспособлены мелкие фирмы. Значение небольших фирм в инновационной сфере подтверждается результатами различных экономических исследований. Так, английский экономист Г. Бенкок отмечает, что из 70 важнейших изобретений 20-го века более половины сделаны самостоятельными изобретателями или мелкими фирмами. По 2 данным Национального научного фонда США, мелкие и средние фирмы за последние два десятилетия выдали больше нововведений, чем крупные корпорации в расчете на одного занятого (в 2,5 раза), и в расчёте на один доллар затрат (в 2,4 раза).

Взращивание среднего класса является стратегической необходимостью для нашего общества. В странах Европейского союза 70% валового регионального продукта даёт малый и средний бизнес, по России же – этот показатель составляет около 17%. Это говорит как о недоработках, так и о серьёзных резервах. В настоящее время в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.

Можно выделить следующие причины, которые тормозят развитие малого бизнеса:

– избыточные административные барьеры;

– значительное количество разрешительных документов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

– достаточно сложная процедура и высокая плата за технологическое присоединение к электросетям, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям;

– отсутствие рынка коммерческой недвижимости эконом-класса;

– отсутствие уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности;

– слабое развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон.

 

1. Определение малого предприятия как рыночного образования

 

В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство – есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного.

В специальных исследованиях используется его трактовка – это деятельность тем или иным способом связанная с получением прибыли, дохода.

 В Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предпринимательство (фр. entreprise) — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Понятие малого предпринимательства неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов – малых предприятий.

В соответствии с законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007года) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Виды малого бизнеса

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.

По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. (табл. 2.1)

 

Табл. 2.1.

 Виды предпринимательской деятельности.

Виды предпринимательской деятельности

Производственная Коммерческая Финансовая Консалтинговая
*Инновационная *Научно-техническая *Производство товаров и оказание производственных услуг *Производственное потребление товаров и услуг *Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ *Выполнение транспортных операций и операций связи *Информационная *Торговая *Торгово-закупочная *Торгово-посредническая *На товарных биржах *Банковская *Страховая *Лизинговая *На фондовых биржах *Общее управление *Администрирование *Финансовое управление *Управление кадрами *Маркетинг *Информационные технологии

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.