СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Імені Володимира Даля

Кафедра

КУРСОВА РОБОТА

З дисципліни

Студент ........................................................... ...........................

                                (прізвище,ініціали)                                                 (підпис)

Група ......................                Варіант ....................

Керівник роботи ...................................................................

                                                         (посада, прізвище, ініціали)

==================================================================================

 

Дата подання на кафедру на рецензію ..........................

Реєстраційний номер ............................... Реєстратор ....................................

                                                                                                     (підпис)

==================================================================================

Захищена з оцінкою ...................................

 

Викладач .....................................................               ................................

                                  (посада, прізвище, ініціали)                                                    (підпис)

Дата ....................................



Введение

Современный индустриальный профиль большинства стран мира, даже при условии их высокотехнологичного развития, в значительной степени формируется под влиянием фундаментальных секторов экономики, кото­рые в ее отраслевой структуре являются наиболее энергоемкими. Собствен­но, это и обусловливает сохранение устойчивой макроэкономической за­висимости между объемами производства и потребления теплоэнергоресурсов, а устойчивость, ценовую приемлемость и полноту теплоэнергообеспечения, и глав­ное - эффективность теплоэнергопотребления, превращает в определяющие факторы национальной конкурентоспособности. При констатации этого факта очевидной становится необходимость обеспечения сильной теплоэнерге­тической составляющей в ходе формирования конкурентной позиции го­сударства в международном финансово-экономическом пространстве, а следовательно, необходимость становления и развития конкурентных на­циональных рынков теплоэнергоресурсов.

Для нашего государства этот вопрос остается на повестке дня уже свы­ше десяти лет (фактически с самого начала его социально-экономической трансформации), и, несомненно, нерешенность этого вопроса тормозит завершение рыночных преобразований в отечественном топливно-энер­гетическом комплексе (ТЭК) и отдаляет перспективы его полноценной интеграции в энергетический сектор ЕС. Именно с созданием в Украине теплоэнергорынков, ориентированных на конкуренцию, непосредственно свя­зано решение таких важных проблем, как ликвидация перекрестного суб­сидирования и совершенствование механизмов тарифен и ценообразова­ния в ТЭК; погашение многомиллиардных долговых сумм, накопленных субъектами хозяйствования каждого из трех звеньев рыночной электроэнер­гетической цепочки; привлечение масштабных капиталовложений, необ­ходимых для модернизации изношенных производственных мощностей и сооружения новых, а также внедрения новых  теплоэнерго- и экологосберегающих технологий в отечественной топливно-энергетической сфере.

Что касается проблем отечественного теплоэнергетического рынка, то прежде всего стоит отметить очевидную неадекватность действующей модели Оптового рынка теплоэнергии (ОРТ) Украины, энергетического пула, потребностям экономической конъюнктуры. Существующие конст­рукционные недостатки этой модели, предусмотренный ею нерыночный характер ценообразования и объективная необходимость дальнейшей ли­берализации взаимоотношений участников рынка, а также увеличение его открытости (в 2005 г. только около 20% общего объема поставок электро­энергии отечественными энергоснабжающими компаниями осуществля­лось по нерегулируемому тарифу) актуализируют переход к более прогрес­сивной модели на основе двусторонних договоров, которая в обязательном порядке предусматривает создание Балансирующего рынка теплоэнер­гии и Рынка вспомогательных услуг в теплоэнергетике Украины. Соб­ственно, необходимость таких изменений была признана на государствен­ном уровне еще 5 лет тому назад — с одобрением Концепции функциони­рования и развития оптового рынка тепловой энергии Украины (по­становление Кабинета Министров Украины № 1789 от 16 ноября 2002 г.) [1], которая до сих пор не реализована.

Развитие конкурентной среды на украинском рынке теплоэнергии тормозят проблемы системного характера, которые, на наш взгляд, могут быть решены только в контексте новой волны реформирования националь­ного энергетического сектора:

- сохранение экономически неэффективной монополии государства в отдельных сегментах теплорынка (речь идет о теплогенерации и услугах по поддержке и развитию теплоэнергетической инфраструктуры);

- сверхвысокая степень износа основных фондов теплоэнергетики (мощностей и объектов теплоэнергетической инфраструктуры) и соответствую­щая потребность в их технической и технологической модернизации, со­гласно современным критериям производственной производительности, энергозатратности и экологической безопасности;

- масштабная непогашенная дебиторско-кредиторская задолженность генерирующих компаний, оператора ОРЭ и теплоэнергоснабжающих предприя­тий, которая продолжает аккумулироваться;

- нереализованность экспортного потенциала в этой сфере, обуслов­ленная достаточно слабой интеграцией с объединенной энергосистемой Евросоюза.

В данной курсовой работе считаем целесообразным ос­тановиться отдельно на рассмотрении проблем рынка теплоэнергетикии в силу его исключительно значимой роли в процессах энергообеспечения страны; и в силу незавершенности начатых ранее структурных реформ, на­правленных на создание в украинской теплоэнергетике общепринятых рыноч­ных структур, ориентированных на конкуренцию; и в силу необходимости регуляторно исправить регрессивные шаги по монополизации этого рынка (государственная монополия НАК "ЭКУ" функционирует, несмотря на ка­сающийся ее ликвидации Указ Президента Украины № 863/2006 от 10 ок­тября 2006 г.) [2].



Дата: 2019-05-28, просмотров: 159.