О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки



Введение

 

Ключевым условием достижения стратегических целей, включая усиление политической и экономической роли России в мировом сообществе, является обеспечение неуклонного роста ее конкурентоспособности.

Для построения современной экономики, основанной на знаниях, государство создает необходимые условия и стимулы для быстрой реализации научно-технических достижений в реальном секторе экономики.

За последние годы усилиями органов государственной власти, академий наук, имеющих государственный статус, научных фондов и организаций, научной общественности удалось добиться улучшения ресурсной и организационной поддержки государственного сектора науки.

Однако современное состояние российской науки не в полной мере отвечает условиям повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста, которые обусловлены темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких отраслей экономики.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28 июля 2004 г. № 3944п-П13) для подготовки вопроса на заседании Правительства Российской Федерации 26 мая 2005 г. подготовлен проект доклада Правительству Российской Федерации “О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки” и проект Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005-2006 годы.



Современное состояние государственного сектора науки и основные проблемы в его развитии

 

Структура и состав государственного сектора науки

 

Функционально в государственном секторе науки можно выделить три основных компонента:

1. Академический компонент, преимущественно ориентированный на проведение фундаментальных исследований, включает в себя около  850 организаций, подведомственных академиям наук, имеющим государственный статус (в подавляющей части – государственные учреждения).

2. Прикладной компонент, ориентированный в основном на прикладные исследования и разработки, включает в себя более  1200 организаций (в большей части – государственные унитарные предприятия). Более 100 организаций госсектора прикладной науки наделены различными статусами по получению государственной поддержки (58 государственных научных центров Российской Федерации, 46 федеральных научно-производственных центров, 1 федеральный центр науки и высоких технологий).

3. Вузовский компонент включает более 500 высших учебных заведений (и организаций в их подчинении), ведущих исследования и разработки.

 

Перспективная модель государственного сектора науки

 

Показатели

Ед. изм.

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Внутренние затраты на исследования и разработки, к ВВП % 1,29 1,36 1,47 1,57 1,67 1,78 Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки % 41,6 41,7 42,1 42,4 42,8 43,2 Удельный вес расходов на гражданскую науку в общем объеме расходов федерального бюджета %             вариант 1   1,71 1,74 1,84 2,12 2,55 3 вариант 2   2,18 2,21 2,35 2,62 2,92 3,3 Удельный вес финансирования фундаментальных исследований в расходах федерального бюджета на гражданскую науку % 49 51 53 55 57 58 Удельный вес персонала, занятого исследованиями и разработками, государственного сектора науки в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками % 77,3 77,2 72,9 69,5 66,3 64,3 Удельный вес организаций государственного сектора науки в общем числе организаций, выполняющих исследования и разработки % 72,7 72,7 70 65,6 61,2 56 Удельный вес в общем числе организаций государственного сектора науки %             академического сектора   30,8 29,5 29,2 29,5 29,8 31 сектора высшего образования   19,1 19 19,2 20,8 22,5 25 прикладного сектора   50,1 51,6 48,1 49,7 47,7 44 Внутренние затраты на исследования и разработки, приходящиеся на 1 занятого Тыс. руб. / чел.             в академическом секторе   154,4 209,8 289,2 398,8 549,8 758 в секторе высшего образования   238,8 369,6 462,8 562,2 678,8 791,7 в системе ГНЦ   254,8 336,8 445,2 588,5 777,9 1028,2 Удельный вес во внутренних затратах на исследования и разработки %             академического сектора   13,5 13,3 14 15,4 17,2 19,4 сектора высшего образования   6,1 6,8 7,8 9 10,5 12 системы ГНЦ   7,7 8 8,4 9 9,7 10,5

Академический сектор науки

Модернизация академического сектора науки основана на том, что в настоящем и в среднесрочной перспективе академический сектор науки – основа проведения фундаментальных исследований в стране.

Главной целью академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы.

Сектор прикладной науки

Сектор прикладной науки образуют отраслевые научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные базы и опытные производства, конструкторские бюро отдельных промышленных предприятий.

 

Сектор вузовской науки

С позиций обеспечения целостности и единства отечественной научной системы и неразрывности процессов ее модификации представляется целесообразным меры по модернизации государственного сектора исследований и разработок осуществлять в тесной связи с мерами по развитию вузовской науки.

Заключение

 

В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году государственный сектор науки будет представлять собой целостную сеть технически оснащенных, укомплектованных квалифицированными кадрами, достаточно крупных и устойчивых в финансовом отношении, объединенных интеграционными процессами научных, научно-исследовательских и научно-образовательных организаций различных организационно-правовых форм, проводящих фундаментальные исследования мирового уровня и создающих прикладные разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники с высоким уровнем коммерциализации в рамках национальной инновационной системы.

О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки



Введение

 

Ключевым условием достижения стратегических целей, включая усиление политической и экономической роли России в мировом сообществе, является обеспечение неуклонного роста ее конкурентоспособности.

Для построения современной экономики, основанной на знаниях, государство создает необходимые условия и стимулы для быстрой реализации научно-технических достижений в реальном секторе экономики.

За последние годы усилиями органов государственной власти, академий наук, имеющих государственный статус, научных фондов и организаций, научной общественности удалось добиться улучшения ресурсной и организационной поддержки государственного сектора науки.

Однако современное состояние российской науки не в полной мере отвечает условиям повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста, которые обусловлены темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких отраслей экономики.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 28 июля 2004 г. № 3944п-П13) для подготовки вопроса на заседании Правительства Российской Федерации 26 мая 2005 г. подготовлен проект доклада Правительству Российской Федерации “О повышении эффективности деятельности государственного сектора науки” и проект Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности государственного сектора науки на 2005-2006 годы.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.