ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Выполнил:

студент 4 курса ОЮФ

3532 уч. группы

Сапегин И.Ю.

Проверил:

 

БАРНАУЛ 2008



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Понятие и классификация организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Глава II. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

§1. Основные виды некоммерческих организаций, предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях»

§2. Некоммерческие организации, предусмотренные иными федеральными законами

Заключение

Список использованных источников



Введение

 

В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. В постсоветской России развитие некоммерческих организаций сначала несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие весьма уважаемые некоммерческие организации, как ММВБ и МЦФБ, возникли и развились очень быстро. После завершения создания в России системы товарных, а затем и фондовых бирж темп роста количества некоммерческих организаций в стране снизился. Сейчас наблюдается новый скачок.

Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций - координации действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах - все эти функции должны выполняться, и выполняются некоммерческими организациями.

При написании работы были применены формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:

1. изучить литературу по проблеме исследования;

2. выяснить критерии, на основании которых классифицируются организационно-правовые формы некоммерческих организаций в существующем российском законодательстве;

3. охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды некоммерческих организаций, основываясь на присущие им свойства.

Степень разработанности проблемы места и роли организационно-правовых форм в механизме управления коммерческими и некоммерческими организациями может быть представлена рядом научных работ отечественных и зарубежных авторов. Наиболее полно и фундаментально теоретические и практические проблемы управления при помощи организационно-правовых форм исследованы такими отечественными учеными как В. Богачев, Н. Гибало, А. Калайчев, А. Кошкин, Ю. Кузнецов.

Предметом работы являются организационно-правовые формы предприятий, их понятие, классификация.

Цель и задачи исследования предопределили логику и структуру исследования, которое состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты категорий "некоммерческая организация" и "организационно-правовая форма", выделяются основные критерии исследования различных организационно-правовых форм.

Глава вторая, включающая в себя 2 параграфа, посвящена анализу конкретных организационно-правовых форм.



Глава II . Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Основные виды некоммерческих организаций, предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях»

Общественные объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.[13]

Учредителями общественного объединения могут являться физические лица и другие общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Объединения могут быть созданы по инициативе, как минимум, трех граждан, достигших 18 лет.

Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности. Они обладают более узкими правами, нежели полные члены, в частности, они не могут быть избраны в руководящие органы.

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях" и законодательством Российской Федерации о выборах.[14]

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "Об общественных объединениях" специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Федеральной налоговой службой на основании принимаемого Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.[15]

Особенности управления общественного объединения устанавливаются федеральными законами. Высшим органом управления общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание участников. Исключительная компетенция высшего органа управления устанавливается законом уставом организации. Общественное объединение обязано иметь исполнительные органы. Для общественного объединения законом установлено наличие коллегиального исполнительного органа (президиума, правления, совета и т.п.). Руководитель коллегиального исполнительного органа (президент, председатель правления, председатель совета и т.п.) одновременно считается единоличным исполнительным органом.

Особенностью общественных объединений является необходимость указания территориальной сферы деятельности.[16] Соответственно, создаются и действуют следующие виды общественных объединений:

1. международные – если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство;

2. общероссийские – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

3. межрегиональные – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

4. региональные – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

5. местные общественные объединения – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общественное объединение — это родовое понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. При этом независимо от организационно-правовой формы все общественные объединения равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. общественная организация;

2. общественное движение;

3. общественный фонд;

4. общественное учреждение;

5. орган общественной самодеятельности;

6. политическая партия.

Представляется не совсем верным отнесение к общественным объединениям таких организационно-правовых форм, как общественный фонд и общественное учреждение, поскольку они представляют собой разновидности некоммерческих организаций - фонда и учреждения соответственно.

Общественная организация – основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию;

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.[17]

Для создания политической партии необходимо провести учредительный съезд. В целях его подготовки формируется организационный комитет в составе не менее 10 граждан России, имеющих политические права. Оргкомитет уведомляет Федеральную регистрационную службу о намерении создать политическую партию, сообщает ее предполагаемое название, сведения о членах организационного комитета и протокол заседания организационного комитета. Затем организационный комитет осуществляет действия по созданию отделений партии в субъектах Российской Федерации и лишь после создания таких отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации проводит учредительный съезд партии. Съезд вправе принимать какие-либо решения только при условии, что в нем участвуют делегаты от региональных отделений более половины субъектов Российской Федерации. После проведения съезда политическая партия может быть зарегистрирована в качестве юридического лица Федеральной регистрационной службой при наличии ряда условий:

1. партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

2. она должна насчитывать в своих рядах не менее 50 тысяч членов;

3. более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;

4. руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Высшим органом управления партии является съезд. На съезде партии избирается ее постоянно действующий руководящий орган (центральный комитет, президиум, центральный совет). В работе региональных конференций вправе принимать участие делегаты, избранные первичными организациями, а в работе общего собрания партии принимают участие все члены партии данного регионального отделения.

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.

 

Религиозные организации

Деятельность религиозных объединений, помимо ГК, Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях", регламентируется Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

1. вероисповедание;

2. совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

3. обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.[18]

Религиозные объединения могут создаваться в формах:

1. религиозной группы - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;

2. религиозной организаций – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на:

местные - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;

централизованные - религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Анализ п. 6 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" позволяет сделать вывод о том, что существует еще один вид религиозных организаций. Речь идет об организациях, созданных централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом и имеющих цель и признаки религиозной организации. К подобным религиозным организациям можно отнести руководящие либо координирующие органы, а также учреждения религиозного профессионального образования. Однако, анализируя перечисленные выше признаки данной разновидности "религиозной организации", можно прийти к выводу, что они не соответствуют признакам религиозного объединения, поскольку создаются не гражданами, а централизованными религиозными организациями.[19]

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются, соответственно, при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.[20]

Порядок формирования имущества религиозных объединений идентичен порядку формирования имущества иных общественных объединений. Вместе с тем религиозные объединения, помимо указанных источников, имеют возможность формировать свое имущество за счет передачи им из федеральной собственности культовых зданий и имущества религиозного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения".

Также необходимо отметить, что учредители утрачивают все имущественные права в отношении переданного имущества.[21]

Решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимает Федеральная регистрационная служба. Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальными органами Федеральной регистрационной службы.[22]

 

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.[26]

Деятельность фондов регламентируется Гражданским Кодексом, Федеральными законами "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", а также подзаконными актами.[27]

Учредителями фонда могут быть любые лица. Однако учредителями благотворительного фонда не вправе выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.[28]

В отличие от иных видов некоммерческих организаций для фондов законодатель не устанавливает какой-либо определенной структуры органов управления. Перечень и структура органов управления фонда закрепляются в его уставе. При этом какую бы систему органов ни установил устав фонда, в этой системе обязательно должен присутствовать специальный орган - попечительский совет. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, за использованием средств фонда, соблюдением им законодательства. Попечительский совет действует на общественных началах.[29]

Образовав фонд и передав ему в собственность определенное имущество, учредители утрачивают все имущественные права в отношении него.[30] Отсутствие каких-либо имущественных прав участников в отношении созданных ими фондов приводит к тому, что учредителе и фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Установлено также целевое назначение имущества фонда, то есть обязанность использовать имущество для целей, определенных уставом. Отсюда следует, что любая сделка, совершенная фондом с использованием своего имущества на цели, не соответствующие его уставу, может быть признана судом недействительной по иску самого фонда, его учредителей и иного заинтересованного лица.

Для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими формами юридических лиц, основания ликвидации:

1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.

Среди фондов законодатель выделил определенные виды, которым придал особое значение, введя регулирование их деятельности специальными федеральными законами, например, в Федеральном законе "Об общественных объединениях" предусмотрена возможность создания общественного фонда, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в целях предоставления кредитов на возведение и ремонт жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, благоустройство садовых, огородных и дачных земельных участков создаются фонды взаимного кредитования. Кредиты выдаются только учредителям фонда взаимного кредитования;

В соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" допускается возможность создания благотворительного фонда, статус которого имеет целый ряд особенностей. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" определены особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов. Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

1. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

2. деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

3. деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.[31]

Согласно ст. 28 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" состав и структура органов управления фонда определяются уставом фонда.

Высшим органом управления фонда является совет фонда. Для осуществления оперативного управления деятельностью фонда уставом фонда может предусматриваться создание единоличного исполнительного органа фонда (исполнительный директор, президент) или единоличного исполнительного органа фонда и коллегиального исполнительного органа фонда (исполнительная дирекция). В целях надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет.

 

Государственные корпорации

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.[32]

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

С появлением этого вида юридических лиц возникает множество правовых проблем. Почему эта организация именуется корпорацией? Ведь членство в ней невозможно в силу прямого указания закона, а учредитель только один — Российская Федерация. Видимо, здесь законодатель использовал термин «корпорация» не в традиционном смысле (когда корпорация противопоставляется учреждению), а просто как синоним понятия «организация», к тому же звучащий весьма солидно. Сложен и другой вопрос: является ли некоммерческая корпорация единой организационно-правовой формой юридического лица или это родовое понятие (аналогичное общественному объединению), охватывающее несколько различных видов организаций? Ответ на него можно будет дать, когда сформируется устойчивая практика создания и деятельности государственных корпораций. Остается лишь надеяться, что в дальнейшем законодатель попытается не смешивать государственные корпорации, с одной стороны, и фонды, а также автономные некоммерческие организации, с другой. Создание государственной корпорации путем издания специального закона позволяет усомниться в необходимости ее государственной регистрации. Быть может, законодатель решил возродить существовавший ранее распорядительный порядок образования юридических лиц? Однако ст. 51 ГК, устанавливающая обязательность государственной регистрации всех юридических лиц, не знает исключений. Следовательно, государственные корпорации подлежат регистрации в органах юстиции на общих основаниях с другими юридическими лицами. При этом положение регистрирующих органов незавидно: в их задачу входит проверка соответствия учредительных документов юридического лица закону. А в случае с государственной корпорацией учредительные документы вообще отсутствуют, их место заступает сам закон.

Федеральный закон "О некоммерческих организациях" применяется при регулировании деятельности государственных корпораций, если иное не предусмотрено конкретными законами об их создании.

На сегодняшний день существуют несколько ФЗ о создании государственных корпораций, среди которых можно отметить:
"О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом",
"О Государственной корпорации "Ростехнологии", "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

 



Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей, посредством осуществления предпринимательской деятельности.[33]

Можно полагать, что содействие в ведении членами некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться в выполнении тех или иных хозяйственных функций, не ориентированных на извлечение прибыли.

Создать некоммерческое партнерство могут не менее двух учредителей. В качестве учредителей некоммерческого партнерства могут выступать физические и юридические лица.

Учредительным документом некоммерческого партнерства является устав, по желанию учредителям разрешено заключать учредительный договор.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию, что говорит об известной близости этих правовых форм.

В форме некоммерческого партнерства создаются:

1. фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"),

2. адвокатские коллегии (ст. 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"),

3. нотариальные палаты (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате),

4. садоводческие, дачные и огороднические некоммерческие партнерства (ст. 4 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"),

5. администраторы торговой системы оптового рынка (ст. 33 Федерального закона "Об электроэнергетике"),

6. саморегулируемые организации арбитражных управляющих (ст. 21-22 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве")),

7. саморегулируемые организации оценщиков (ст. 22 Федерального закона "Об оценочной деятельности"),

8. саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 48-50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Порядок управления в некоммерческом партнерстве подчиняется правилам управления, установленным Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Высшим органом управления является общее собрание членов, компетенция которого определена п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Уставом партнерства может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.

Текущее руководство деятельностью некоммерческого партнерства осуществляет исполнительный орган, который может быть единоличным или коллегиальным.

 

Учреждения

Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.[34]

Учреждение действует на основании единственного учредительного документа - устава, утвержденного собственником. В случаях, когда создаются учреждения, выполняющие однородные функции, возможно утверждение примерного устава. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 утверждено Положение о театре в Российской Федерации, которое для государственных театров является обязательным, а для негосударственных - примерным. Особенно много типовых положений действует в сфере образования.

Гражданский кодекс и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" указывают, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. К таким актам относятся: Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "О библиотечном деле", "О науке и государственной научно-технической политике", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и т.д. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности.

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Меньший, нежели у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество.[35]

Управление учреждением может осуществляться несколькими способами:

1. собственник (учредитель) непосредственно осуществляет управление учреждением, выполняя функции как высшего органа управления, так и исполнительного органа;

2. собственник (учредитель) является высшим органом управления, а текущее руководство осуществляется созданным им исполнительным органом;

3. собственник (учредитель) не принимает непосредственно участия в управлении учреждением, а формирует для этого соответствующие органы управления.

Учреждения некоторых видов имеют особенности управления. Например, в соответствии со ст. 36 Закона "Об образовании" негосударственным образовательным учреждением может управлять непосредственно сам учредитель либо созданный им попечительский совет.

Некоторые особенности создания и прекращения высших учебных заведений предусмотрены п. 2 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Законодательство Российской Федерации допускает создание государственных (федеральных или находящихся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальных, негосударственных учреждений.

 

Объединения работодателей

Объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц)[39]

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

1. общероссийское объединение работодателей - это объединение, созданное на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющее свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Уставами общероссийских объединений может предусматриваться в них также и членство работодателей;

2. межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации;

3. региональное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации;

4. территориальное объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями и осуществляющее свою деятельность на территории одного муниципального образования.

Объединение работодателей создается на основании решения его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.

Структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.

Объединение работодателей может иметь на праве собственности и ином праве земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Объединение работодателей не отвечает своим имуществом по обязательствам членов объединения работодателей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время некоммерческие организации получили широкое распространение в России, и по этому возникла необходимость в регулирование их деятельности в соответствии с нормами права. К сожалению, еще не все вопросы по поводу организационно-правовой формы деятельности некоммерческих организаций полностью и всеобъемлюще рассмотрены гражданским законодательством и законом «О некоммерческих организациях». Каждый год появляются все новые, и новые организации целю, которых не является получение прибыли.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Учредительными документами некоммерческой организации являются Устав и Учредительный договор.



Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая, вторая/ Федеральный закон РФ от 29 июня 2004г. // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №32.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана.

3. Федеральный закон РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №3.

4. Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 г «О сельскохозяйственной кооперации»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №50.

5. Федеральный закон РФ от 11 августа 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №33.

6. Федеральный закон РФ от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №21.

7. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 29.

8. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. – 1995. - №35.

9. Федеральный закон РФ от 7 августа 2001г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан»// Собрание законодательства РФ. – 2001. - №33.

10. Федеральный закон РФ от15 апреля 1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»// Собрание законодательства РФ. – 1998. – №16.

11. Федеральный закон РФ от 20 июля 2000г. «Об Общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»// Собрание законодательства РФ. – 2000. - №30.

12. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2002г. «Об Объединениях работодателей»// Собрание законодательства РФ. – 2002. - №48.

13. Андреев В.И. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001.

14. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц". 2-е издание, переработанное и дополненное/ответственные редакторы Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников. М., 2003.

15. Овчинникова Ю.С. Религиозные организации как юридические лица // Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств / ответственный редактор Т.Е. Абова. М., 2004.

16. Гражданское право России. Общая часть: курс лекций/отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2001.

17. Суханов Е.А. Система юридических лиц//Государство и право, 1991, N 11.

18. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях//Хозяйство и право, 2002. N 5.

19. Тотьев К.Ю. Предприятие и его организационно-правовая форма // Государство и право. 1994. N 10.


[1] См: Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п.1 ст. 50

[2] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п.2 ст. 24

[3] См.: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п.4 ст. 12

[4] См.: Тотьев К.Ю. Предприятие и его организационно-правовая форма // Государство и право. 1994. N 10. С. 62.

[5] См.: Суханов Е.А. Система юридических лиц//Государство и право, 1991, N 11, с. 45-47.

[6] Гражданское право России. Общая часть: курс лекций/отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2001. С. 148.

[7] См.: Андреев В.И. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С.72.

[8] См.: Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях//Хозяйство и право, 2002. N 5. С. 53.

[9] См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц". 2-е издание, переработанное и дополненное/ответственные редакторы Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников. М., 2003. С. 19.

[10] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п.3 ст.1

[11] См.: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан"; Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".

[12] См.: Например, Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий"

[13] См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 5

[14] См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 31

[15] См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 68 - [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана.

[16] См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст.ст. 14, 47

[17] См.: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п. 1 ст. 3

[18] См.: Федеральный закон Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п. 1 ст. 6

[19] См.: Овчинникова Ю.С. Религиозные организации как юридические лица // Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств / ответственный редактор Т.Е. Абова. М., 2004. С. 49, 50.

[20] См.: Федеральный закон Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 9

[21] См.: Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ч.1 ст. 48

[22] См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 68 - [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана.

[23] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п. 1 ст. 6.1.

[24] См.: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 1

[25] См.: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 17

[26] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 7

[27] См.: Например, Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 242 "О национальном фонде молодежи" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана.

[28] См.: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 8

[29] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п.3 ст. 7

[30] См.: Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ч.1 ст. 48

[31] См.: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 16

[32] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п.1 ст. 7.1.

[33] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 8

[34] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 9

[35] См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1999 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» // Налоговый вестник. 1999. № 11.

[36] См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 10

[37] См.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 135

[38] См.: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" – [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – ст. 1

[39] См.: Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"– [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». - Режим доступа: персональный компьютер. - Загл. с экрана. – п.1 ст. 3


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Выполнил:

студент 4 курса ОЮФ

3532 уч. группы

Сапегин И.Ю.

Проверил:

 

БАРНАУЛ 2008



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Понятие и классификация организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Глава II. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

§1. Основные виды некоммерческих организаций, предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях»

§2. Некоммерческие организации, предусмотренные иными федеральными законами

Заключение

Список использованных источников



Введение

 

В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. В постсоветской России развитие некоммерческих организаций сначала несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие весьма уважаемые некоммерческие организации, как ММВБ и МЦФБ, возникли и развились очень быстро. После завершения создания в России системы товарных, а затем и фондовых бирж темп роста количества некоммерческих организаций в стране снизился. Сейчас наблюдается новый скачок.

Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций - координации действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах - все эти функции должны выполняться, и выполняются некоммерческими организациями.

При написании работы были применены формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования.

В ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:

1. изучить литературу по проблеме исследования;

2. выяснить критерии, на основании которых классифицируются организационно-правовые формы некоммерческих организаций в существующем российском законодательстве;

3. охарактеризовать основные, предусмотренные законодательством, виды некоммерческих организаций, основываясь на присущие им свойства.

Степень разработанности проблемы места и роли организационно-правовых форм в механизме управления коммерческими и некоммерческими организациями может быть представлена рядом научных работ отечественных и зарубежных авторов. Наиболее полно и фундаментально теоретические и практические проблемы управления при помощи организационно-правовых форм исследованы такими отечественными учеными как В. Богачев, Н. Гибало, А. Калайчев, А. Кошкин, Ю. Кузнецов.

Предметом работы являются организационно-правовые формы предприятий, их понятие, классификация.

Цель и задачи исследования предопределили логику и структуру исследования, которое состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты категорий "некоммерческая организация" и "организационно-правовая форма", выделяются основные критерии исследования различных организационно-правовых форм.

Глава вторая, включающая в себя 2 параграфа, посвящена анализу конкретных организационно-правовых форм.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.