Является ли акт об изменении категории земельного участка нормативным правовым актом? В каком порядке следует обжаловать акт об изменении категории земельного участка?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процессуальная реализация права на обжалование акта об изменении категории земельного участка в настоящее время для юридических лиц затруднительна (инициатором перевода, как правило, выступает юридическое лицо) вследствие отсутствия в судебной практике единообразного подхода к квалификации правовой природы акта о переводе.

В зависимости от ответа на данный вопрос будут определяться подведомственность спора, порядок и сроки обжалования акта о переводе.

Некоторые суды квалифицируют акты о переводе земельного участка в другую категорию (акт о переводе) как нормативные правовые акты, оспаривание которых в силу ст. 245 Гражданско-процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции.

Так, арбитражные суды Центрального округа квалифицируют акт о переводе как нормативный акт, поскольку осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель, который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц (постановления ФАС Центрального округа от 23 сентября 2009 г. N А68-1329/2009, от 18 августа 2009 г. N А68-1276/2009).

В практике Верховного Суда РФ*(82) дана развернутая характеристика акта о переводе как нормативного акта: суд указал, что «перевод земель из одной категории в другую в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления), которые, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.

Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц».

В свою очередь, арбитражные суды ФАС Северо-Западного округа, ФАС Московского округа рассматривают заявления юридических лиц об оспаривании актов о переводе как ненормативных правовых актов.

По нашему мнению, в федеральном законодательстве акт о переводе квалифицирован как ненормативный, в частности, в п. 3 ст. 8 Земельного кодекса РФ указано, что нарушение установленного порядка перевода земель является основанием признания недействительным акта о переводе.

Процессуальное законодательство допускает признание недействительным только ненормативного акта, нормативные правовые акты признаются недействующими.

Акт о переводе рассчитан на однократное применение, не содержит в своем тексте никаких общеобязательных правовых норм, а после изменения категории правовой режим земельного участка регулируется земельным законодательством, а не актом о переводе.

Вместе с тем с позиций практического интереса оспаривание акта о переводе как нормативного правового акта предоставляет заявителю определенные процессуальные выгоды:

· срок обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим не ограничен, поскольку презюмируется длящийся характер действия его норм (процессуальный срок оспаривания ненормативного правового акта составляет три месяца с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права);

· соответственно, срок исковой давности к требованиям об оспаривании нормативных актов не применяется;

· заявить требование о признании нормативного акта недействующим вправе любое лицо, без необходимости доказывания наличия своих нарушенных прав (при оспаривании ненормативного акта заявитель обязан доказать наличие нарушенного права);

· суд вправе признать недействующим нормативный правовой акт по формально-процессуальным основаниям и без проверки по существу доводов о его незаконности в случае установления факта нарушения порядка его регистрации и опубликования (при оспаривании ненормативного акта необходимо обязательно установить его несоответствие материальному праву);

· при квалификации акта о переводе как нормативного акта у органа, принявшего акт о переводе, возникает обязанность перед принятием обеспечить антикоррупционную экспертизу его проекта в порядке, установленном Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Задача 1.

Решение

Какие требования законодательства должны быть соблюдены при отводе земли для размещения и строительства таких объектов?

 

Для размещения и строительства автозаправочной станции застройщик обязан соблюдать требования ст.90 ЗК РФ.

Согласно п.1 ст. 90 ЗК РФ «Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Согласно п.3.1. ст.90 ЗК РФ «земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном ЗК РФ порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса».

Дата: 2019-05-28, просмотров: 424.