Нравственное здоровье коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Этика и культура управления»

на тему: «Нравственность как основа этики управления»


План:


Введение

1. Нравственное здоровье коллектива

2. Моральные устои

2.1. Нравственные ценности коллектива

2.2. Механизмы нравственной саморегуляции

2.3. Нравственная защищенность

2.4. Нравственная заинтересованность

2.5. Нравственное творчество

2.6. Нравственный комфорт

2.7. Нравственный опыт коллектива

3. Критические стадии нравственного развития коллектива

4. Специфические процессы общения

Заключение

Cписок использованной литературы



Введение

Пожалуй, трудно назвать проблемы, которые также давно волнуют человечество, как проблемы нравственности. Широк круг людей, проявляющих интерес (научный, деловой, обывательский) к упорядочению человеческих взаимоотношений. Если взять к примеру, трактат древнеримского врача Галена «Гигиена страстей, или нравственная гигиена», исследования известного экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, занимательнейшее изложение основ нравственности, представленное русским физиологом И.И. Мечниковым в «Этюдах о природе человека», то можно убедиться, насколько исторически продолжителен и настроен интерес к нравственности у людей самых разных профессий и увлечений.

И.И. Мечников писал, что «решение задач человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь».[1]

Итак, суть нравственности как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения.

С подобной позицией нельзя не согласиться. В самом деле, создание условий жизнедеятельности для человека, при наличии которых его психосоматические характеристики совершенствуются, выступает, например, в качестве одного из важнейших требований морали. Однако Г. Селье категоричен, а потому и абсолютизирует роль биологических законов в конституировании решающее слово за социальным образом жизнедеятельности людей. Не случайно нравственность общепризнанно выступает как общественное явление.

Нравственность как общественное явление теоретически расчленяется по меньшей мере на два уровня – отношения и сознания. Под нравственностью можно понимать направленность отношений личности к людям, к материальным и духовным ценностям, к окружающей ее природой ко всему живому миру. Нравственность выражает меру осознания личностью своей ответственности перед обществом за свое поведение, за исполнение своих обязанностей и реализацию прав.

Характерной тенденцией развития социалистического общества является возрастание в нем нравственного начала. В этой связи можно зафиксировать ряд закономерностей общего процесса развития нравственности как выражение объективных потребностей социалистического строительства.

Какие это закономерности?

Во-первых, с ростом темпов научно-технического совершенствования производства, повышения экономической самостоятельности предприятий и объединений становятся актуальнее нравственная зрелость людей, нравственная упорядоченность их общественных отношений. Важнейшими условиями спасения страны В.И. Ленин считал следующие элементарные требования: «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде». По своей сути – это нравственные требования к ведению социалистического хозяйства. В наше время, когда каждое рабочее место оценивается в десятки, а то и в сотни тысяч рублей, когда экономия ресурсов выступает как общегосударственная задача, значение высоко нравственного отношения людей к труду, к материальным ценностям является объективной потребностью развития общества, одним из важнейших условий создания противозатратного механизма в экономике.

Во-вторых, при социализме происходит непрерывный процесс демократизации всех сфер общественной жизни, развития общественного самоуправления, утверждения каждым человеком личностного статуса в обществе. Принципы и нормы социалистической морали и социалистической демократии тесно взаимосвязаны. Огромное значение имеет идейно-нравственное формирование личности, осуществляемое семьей, школой, трудовым коллективом, партийными, общественными и государственными институтами. Перестройка не реальна без утверждения коллективизма, социальной справедливости, общественной гласности. Это не может не стимулировать у людей потребность к дальнейшему нравственному самосовершенствованию, утверждению нравственных начал идеалов социалистического общества.

В-третьих, чем значительнее социально-экономические достижения, чем полнее раскрывается нравственная привлекательность социалистической демократии, тем искуснее пытаются буржуазные идеологи противопоставить обще человеческие нравственные ценности принципам и нормам социалистической морали. Признавая всеобщий характер общечеловеческих нравственных ценностей, жизненно необходимо воспитывать у людей высокую нравственную стойкость, активный моральный иммунитет по отношению к любым попыткам подмены нравственных ценностей, бережно охранять нравственной здоровье нашего общества, каждой его социальной ячейки - семьи, школы, трудового коллектива. Исходя из изложенных выше закономерностей развития социалистической нравственности правомерно сделать сугубо практический вывод для управления производством: уровень научной организации управления тем выше, чем ограничение в структуру задач управления входят задачи нравственного совершенствования трудового коллектива, чем основательнее при решении этих задач принимают во внимание указанные закономерности. Необходимо созвать условия для проявления указанных закономерностей, что будет способствовать нравственному здоровью каждого производственного подразделения (бригады, цеха) и предприятия в целом.

Эффективное руководство немыслимо без знания хозяйственным руководителем такой общественной науки, как этика. И.Кант писал, что этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть в других личностях тоже личность. по мнению философа-материалиста П. Гольбаха, этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

В определении многие специалисты сходятся на том, что этика есть наука, изучающая и дающая научно-теоретическое обоснование нравственным поступкам людей, их нравственным взаимоотношениям, моральному сознанию.

Этика- одна из древнейших наук, возникшая как составная часть философии в период становления рабовладельческого общества. Сам термин «этика» был введен одним из ее основателей – древнегреческим философом Аристотелем, которого К.Маркс назвал «величайшим мыслителем древности». По мнению Аристотеля, этика помогает познать, что следует делать и от чего нужно воздержаться.[2] Объекты изучения этики - нравственные явления в самых разнообразных формах и существования.

Продолжительное время этику было принято считать практической философией. В настоящее время различают этику теоретическую и этику нормативную. Теоретическая этика занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснением ее места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного сознания. Нормативная этика своим предметом имеет все то, что позволяет ответить на вопрос: как должен поступать человек исходя из принципов и норм морали. В целом же оба направления представляют собой отрасль научного знания, предметом которой является учение о морали, о законах ее развития, экономических, социальных и психологических механизмах ее функционирования.

Один из специалистов в области этики С.Ф. Анисимов пишет, что на вопрос о том, что изучает этика, заданный человеком, не искушенным в тонкостях философии, приходится давать упрощенный, но не лишенный истины ответ: «В общем этика – это наука о правильном (и неправильном) в поведении».[3] Из данного ответа видно, что этика изучает поведение людей как результат специфического духовного освоения ими действительности, обусловленного их представлениями о добре и зле, что выражается в определенной направленности их поведения на утверждение добра и зла. Мораль выступает одним из факторов, регулирующих и нормирующих личную и общественную деятельность людей.[4] Основу предмета этики составляет учение о природе как общего социального явления, о роли морали в жизни общества. Знание этого необходимо руководителю при осуществлении управления производством, для придания действиям людей целевого нравственного характера.

Научная база современного управления широко представлена различными теоретическими и прикладными отраслями знаний. Среди них должное место призвана занимать этика как специальная научно-теоретическая дисциплина и как нормативно- прикладная область знаний, профессионально вооружающая организаторов производства.



Моральные устои

В современных условиях новая тенденция в утверждении коллективных форм организации и стимулирования труда. С одной стороны, научно-технический прогресс и экономические методы управления создают необходимые условия труда и стимулирования , а с другой – в производстве имеется немало факторов, тормозящих процесса коллективизации труда, дестабилизирующих трудовые коллективы. Это и объективные трудности, связанные с разным квалификационным уровнем кадров, с неотработанностью экономического труда с возрастанием привлекательности досуговой сферы в жизни людей и их неформальных объединений.

Нельзя упускать из виду и то, что в производство постоянно вступают молодые люди, еще не имеющие должного социального опыта общения, нуждающиеся в серьезной доводке своих знаний и трудовых навыков до уровня требований современной технологии и хозрасчетного механизма. Нередко возникают своеобразные «ножницы» между тем, что могут молодые работники, и тем, что от них требует производственный коллектив, и не только в технико-экономическом, но и нравственно-профессиональном плане.

Сейчас резко сократились сроки профессиональной адаптации работников. Раньше можно было месяцами «входить» в ритм работы, пользуясь при этом сниженными трудовыми нормативами, допустить брак продукции, нарушить трудовую дисциплину. Конечно, все это, как правило, не оставалось без внимания, но в основном коллектив был снисходителен к таким просчетам. Теперь же, при хозрасчете, при коллективной гарантии трудовой и общественной дисциплины, значительно повысились профессиональные и особенно нравственные требования коллектива к молодым работникам.

О том, что вовлечение молодых людей в трудовую деятельность – процесс далеко не безболезненный, свидетельствуют многие факты. Одним из таких фактов является, например, то, что некоторые производственные бригады, работающие на коллективном порядке, отказываются от принятия или неохотно принимают в свои ряды начинающих работников. Аргументируют они это тем, что происходящая после школы молодежь не обладает должным чувством нравственной ответственности за свои поступки, недисциплинированна, проявляет безразличие к «неинтересным» видам труда, небережливо относится к сырью, технике, электроэнергии и т.д.

Предъявление нравственных требований к работникам закономерно. Новые формы организации производства нуждаются в создании здорового морально-психологического климата. В таких трудовых коллективах производственные отношения объективизируют в сознании человека необходимость коллективистских действий.

Говоря о закономерности возрастания нравственных требований к работникам организации и стимулирования труда, обратим внимание на то, что происходит не только усиление нравственных претензий коллектива к личности, но и интенсификация всей нравственной жизни коллектива. Чем это можно объяснить Растут затраты на фондовооруженность рабочих мест, профессиональную подготовку работников, социально-бытовое и культурно-образовательное обеспечение и т.д. Все это диктует необходимость сокращения сроков экономической отдачи трудового коллектива, а потому создания в нем здоровой морально-психологической обстановки, не позволяющей нравственно расслабляться, ориентирующей на усиление вклада каждого в укрепление коллективистских устое6в производственной деятельности.

Конечно, не все члены трудового коллектива отвечают подобным морально-психологическим требованиям. У одних недостаточно развита нравственная воля, у других еще не сложилась соответствующая система нравственных привычек. Бывает, что и сам коллектив нравственно неоднороден, а потому в нем есть отдельные лица или даже группировки, которые в кризисных ситуациях (например, при трудностях, связанных с материально техническим снабжением, не разработанностью технологии) могу создавать нездоровые настроения, «оппозицию» органам самоуправления.

Претворение в жизнь главного нравственного принципа – содружество для блага всех людей –наиболее широкомасштабно утверждается в трудовых коллективах. В настоящее время в этих социальных ячейках общества складываются объективные условия, способствующие активному использованию социалистической морали как революционной созидательной силы, приданию этой ее наиболее важной общественной функции высокой результативности.

Одних только благоприятных объективных условий для нравственной деятельности трудовых коллективов недостаточно, чтобы успешно преодолевать возникающие объективные и субъективные трудности. Совершенствование экономики, рост духовного богатства людей сами по себе не снимут нравственные проблемы. Думается, что это будет достигаться через преодоление ряда сложных противоречий, например между объективной потребностью социалистического общества в усилении роли нравственного фактора и недооценкой его отдельными членами общества. Предстоит труднейшая работа по нравственному развитию людей, умелому их включению в активную творческо-преобразовательную деятельность общества. Важное место в этом процессе отводится семье, где закладывается фундамент восприятия личности. Не менее ответственна и роль трудового коллектива. Однако не всякий трудовой коллектив может выполнять такую функцию, а только тот, который отвечает определенным нравственным критериям, в котором имеются конструктивные условия (о них говорилось выше) для благоприятного протекания этого процесса.

Несмотря на то что нравственная сфера коллектива влияет на все стороны его жизнедеятельности, ее можно выделить как особое духовное образование коллектива. Это делается на время предметного познания данной сферы, что поможет выявить целый ряд специфических условий и факторов, определяющих направленность протекания нравственных процессов в коллективе, влияющих на характеристику его разнообразных состояний.

Нравственная защищенность

Трудовой коллектив гарантирует личности защищенность от каких-либо аморальных посягательств, непризнания ее личного достоинства. Вся духовная обстановка в коллективе, его общественное мнение, органы управления и самоуправления, система материального и морального стимулирования призваны обеспечить доброжелательное отношение к каждой личности, оградить ее от бестактного обращения с ней, не допустить ее социальную изоляцию в коллективе.

В нравственной защищенности нуждаются все работники, а особенно молодые, так как они нередко становятся объектом неуместных шуток, подвергаются оскорблениям со стороны «бывалых» работников. Встречаются и такие факты, когда на молодых работников оказывается моральное давление для привлечение их к внеурочным работам, когда их склоняют к нарушению техники безопасности, к припискам и очковредительству. Нравственная защищенность выступает как важное условие активизации деловой и общественной инициативы работников, которые по своим психологическим качествам повышенно скромны, стеснительны, не уверены в себе, а потому боятся проявлять себя, чтобы не стать объектом насмешек и собственного разочарования.

Нравственный комфорт

 

Удовлетворенность личности нравственной защищенностью и участием в нравственном творчестве коллектива, уверенность в нравственной перспективе развития своего коллектива – все это слагаемые нравственного комфорта. Уровень такого комфорта можно «измерить» двумя показателями: состоянием морально-психологического климата и общественного мнения трудового коллектива; степенью удовлетворенности от исполнения гражданского и профессионального долга его членами.

В трудовом коллективе, где утвердился здоровый морально-психологический климат, а общественное мнение активно пресекает какие-либо отступления от нравственных норм и поддерживает их творческое претворение в жизнь, где все работают по совести, честно исполняя свой гражданский и профессиональный долг, каждый получает нравственное удовлетворение, испытывает нравственный комфорт, здесь торжествует человеческая порядочность во взаимоотношениях его членов, отсутствует прессинг должностных авторитетов. И трудно переоценить, насколько велико значение этого нравственного достижения коллектива для людей и общества.

 

Заключение

Из сказанного выше вытекает следующий вывод: руководителю трудового коллектива необходимо хорошо знать настроение людей; оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и заработать; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться деллигировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. При негативном поведении неформальных вожаков и лидеров необходимо предпринять комплекс мер по их нейтрализации, переориентации, а в крайнем случае – по их общественному развенчанию.

Трудовой коллектив воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. В.А.Сухомлинский предостерегал, что надо бояться остановки в нравственном развитии людей, бояться их моральной окрестности. Подобное можно казать и о трудовом коллективе. Необходимо постоянное нравственное совершенствование коллектива.

Достижению этого должны способствовать усилия хозяйственных, партийных и общественных организаторов производства.



Список использованной литературы

1. Шепель В.М. Управленческая этика. – М.: Экономика, 1989.-287с.-ISBN 5-282-00222-1


[1] Мечников И.И. Этюды о природе человека. М. – Л.: Госиздат, 1923. С.235

[2] Аристотель. Этика. Спб., 1908. С. 4.

[3] Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. С.10.

[4] Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 5.

[5] Агеев В.С. Психолгия межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 134

[6] Шепель В.М. Управленческая психология. С. 76


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету «Этика и культура управления»

на тему: «Нравственность как основа этики управления»


План:


Введение

1. Нравственное здоровье коллектива

2. Моральные устои

2.1. Нравственные ценности коллектива

2.2. Механизмы нравственной саморегуляции

2.3. Нравственная защищенность

2.4. Нравственная заинтересованность

2.5. Нравственное творчество

2.6. Нравственный комфорт

2.7. Нравственный опыт коллектива

3. Критические стадии нравственного развития коллектива

4. Специфические процессы общения

Заключение

Cписок использованной литературы



Введение

Пожалуй, трудно назвать проблемы, которые также давно волнуют человечество, как проблемы нравственности. Широк круг людей, проявляющих интерес (научный, деловой, обывательский) к упорядочению человеческих взаимоотношений. Если взять к примеру, трактат древнеримского врача Галена «Гигиена страстей, или нравственная гигиена», исследования известного экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, занимательнейшее изложение основ нравственности, представленное русским физиологом И.И. Мечниковым в «Этюдах о природе человека», то можно убедиться, насколько исторически продолжителен и настроен интерес к нравственности у людей самых разных профессий и увлечений.

И.И. Мечников писал, что «решение задач человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь».[1]

Итак, суть нравственности как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения.

С подобной позицией нельзя не согласиться. В самом деле, создание условий жизнедеятельности для человека, при наличии которых его психосоматические характеристики совершенствуются, выступает, например, в качестве одного из важнейших требований морали. Однако Г. Селье категоричен, а потому и абсолютизирует роль биологических законов в конституировании решающее слово за социальным образом жизнедеятельности людей. Не случайно нравственность общепризнанно выступает как общественное явление.

Нравственность как общественное явление теоретически расчленяется по меньшей мере на два уровня – отношения и сознания. Под нравственностью можно понимать направленность отношений личности к людям, к материальным и духовным ценностям, к окружающей ее природой ко всему живому миру. Нравственность выражает меру осознания личностью своей ответственности перед обществом за свое поведение, за исполнение своих обязанностей и реализацию прав.

Характерной тенденцией развития социалистического общества является возрастание в нем нравственного начала. В этой связи можно зафиксировать ряд закономерностей общего процесса развития нравственности как выражение объективных потребностей социалистического строительства.

Какие это закономерности?

Во-первых, с ростом темпов научно-технического совершенствования производства, повышения экономической самостоятельности предприятий и объединений становятся актуальнее нравственная зрелость людей, нравственная упорядоченность их общественных отношений. Важнейшими условиями спасения страны В.И. Ленин считал следующие элементарные требования: «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде». По своей сути – это нравственные требования к ведению социалистического хозяйства. В наше время, когда каждое рабочее место оценивается в десятки, а то и в сотни тысяч рублей, когда экономия ресурсов выступает как общегосударственная задача, значение высоко нравственного отношения людей к труду, к материальным ценностям является объективной потребностью развития общества, одним из важнейших условий создания противозатратного механизма в экономике.

Во-вторых, при социализме происходит непрерывный процесс демократизации всех сфер общественной жизни, развития общественного самоуправления, утверждения каждым человеком личностного статуса в обществе. Принципы и нормы социалистической морали и социалистической демократии тесно взаимосвязаны. Огромное значение имеет идейно-нравственное формирование личности, осуществляемое семьей, школой, трудовым коллективом, партийными, общественными и государственными институтами. Перестройка не реальна без утверждения коллективизма, социальной справедливости, общественной гласности. Это не может не стимулировать у людей потребность к дальнейшему нравственному самосовершенствованию, утверждению нравственных начал идеалов социалистического общества.

В-третьих, чем значительнее социально-экономические достижения, чем полнее раскрывается нравственная привлекательность социалистической демократии, тем искуснее пытаются буржуазные идеологи противопоставить обще человеческие нравственные ценности принципам и нормам социалистической морали. Признавая всеобщий характер общечеловеческих нравственных ценностей, жизненно необходимо воспитывать у людей высокую нравственную стойкость, активный моральный иммунитет по отношению к любым попыткам подмены нравственных ценностей, бережно охранять нравственной здоровье нашего общества, каждой его социальной ячейки - семьи, школы, трудового коллектива. Исходя из изложенных выше закономерностей развития социалистической нравственности правомерно сделать сугубо практический вывод для управления производством: уровень научной организации управления тем выше, чем ограничение в структуру задач управления входят задачи нравственного совершенствования трудового коллектива, чем основательнее при решении этих задач принимают во внимание указанные закономерности. Необходимо созвать условия для проявления указанных закономерностей, что будет способствовать нравственному здоровью каждого производственного подразделения (бригады, цеха) и предприятия в целом.

Эффективное руководство немыслимо без знания хозяйственным руководителем такой общественной науки, как этика. И.Кант писал, что этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше самих себя, освободиться от эгоистических склонностей и видеть в других личностях тоже личность. по мнению философа-материалиста П. Гольбаха, этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

В определении многие специалисты сходятся на том, что этика есть наука, изучающая и дающая научно-теоретическое обоснование нравственным поступкам людей, их нравственным взаимоотношениям, моральному сознанию.

Этика- одна из древнейших наук, возникшая как составная часть философии в период становления рабовладельческого общества. Сам термин «этика» был введен одним из ее основателей – древнегреческим философом Аристотелем, которого К.Маркс назвал «величайшим мыслителем древности». По мнению Аристотеля, этика помогает познать, что следует делать и от чего нужно воздержаться.[2] Объекты изучения этики - нравственные явления в самых разнообразных формах и существования.

Продолжительное время этику было принято считать практической философией. В настоящее время различают этику теоретическую и этику нормативную. Теоретическая этика занимается изучением вопросов происхождения и сущности морали, выяснением ее места в системе общественных отношений, обоснованием формы и структуры нравственного сознания. Нормативная этика своим предметом имеет все то, что позволяет ответить на вопрос: как должен поступать человек исходя из принципов и норм морали. В целом же оба направления представляют собой отрасль научного знания, предметом которой является учение о морали, о законах ее развития, экономических, социальных и психологических механизмах ее функционирования.

Один из специалистов в области этики С.Ф. Анисимов пишет, что на вопрос о том, что изучает этика, заданный человеком, не искушенным в тонкостях философии, приходится давать упрощенный, но не лишенный истины ответ: «В общем этика – это наука о правильном (и неправильном) в поведении».[3] Из данного ответа видно, что этика изучает поведение людей как результат специфического духовного освоения ими действительности, обусловленного их представлениями о добре и зле, что выражается в определенной направленности их поведения на утверждение добра и зла. Мораль выступает одним из факторов, регулирующих и нормирующих личную и общественную деятельность людей.[4] Основу предмета этики составляет учение о природе как общего социального явления, о роли морали в жизни общества. Знание этого необходимо руководителю при осуществлении управления производством, для придания действиям людей целевого нравственного характера.

Научная база современного управления широко представлена различными теоретическими и прикладными отраслями знаний. Среди них должное место призвана занимать этика как специальная научно-теоретическая дисциплина и как нормативно- прикладная область знаний, профессионально вооружающая организаторов производства.



Нравственное здоровье коллектива

 

Развитие коллективных форм организации труда объективно совпадает с тенденциями научно-технического развития, социально-экономическими закономерностями становления и упрочнения социалистического образа жизни.

В структуре трудового коллектива важная роль принадлежит нравственным отношениям. Их состояние непосредственно влияет на прочность всех других отношений данного коллектива. Не вызывает сомнения то, что всяческие усилия по облагораживанию его нравственных отношений – одна из выгоднейших экономических и социальных акций управления.

Расширяющиеся технико-технологические и кадровые возможности современного мирового производства, как свидетельствует практика, могут быть эффективно реализованы посредством высокоорганизованного коллективного труда Например, в Японии огромные усилия направлены на воспитание у работников «производственного патриотизма», психологического настроя на труд. Крупные компании считают выгодным вкладывать деньги в социальною сферу: на заводские столовые, организацию отдыха работников, на укрепление связи семей работников с предприятием. На многих предприятиях на ряду с совершенствованием техники и технологии большое внимание уделяется «движению амебы» (бригады или группы). Так, на заводе «Джи-ви-си» широко развернуто движение под названием «Повышением морали», направленное на формирование у работников стремления к повышению качества продукции.

Одним из зримых преимуществ социализма является его способность к воспроизводству коллективной организации труда. Однако эта организация нуждается в улучшении, чтобы соответствовать требованиям научно- технического прогресса, задачам перестройки экономики. Большое значение в наше время придается повышению роли трудового коллектива в нравственном развитии личности, в раскрытии ее способностей и творческих сил. И это возможно в трудовом коллективе, обладающем нравственным здоровьем.

Каковы же слагаемые нравственного здоровья трудового коллектива? Назовем следующие: соответствие нравственных ценностей коллектива нравственным ценностям социалистической морали; увлеченность работников социально-экономическими задачами, которые поставлены перед коллективом; сознательная трудовая дисциплина; моральная удовлетворенность членов коллектива общением, совместной трудовой и общественно-политической деятельностью.

Расшифруем кратко каждую из названных позиций.

Соответствие нравственных ценностей коллектива нравственным ценностям социалистической морали. Трудовой коллектив – это сознательное объединение людей. Духовная основа их объединения играет ведущую роль. Надо, чтобы люди не только понимали экономический смысл и технологическую необходимость своего единения, но и испытывали бы обостренную духовную потребность в нем. Подобное возможно только тогда, когда у людей есть духовная общность, и прежде всего в области нравственных ценностей: чувств, взглядов, притязаний, убеждений. Соответствие этих ценностей нормам и идеалам социалистической морали – одно из свидетельств духовной общности членов коллектива, его нравственной интеграции.

Увлеченность работников социально-экономическими задачами, которые поставлены перед коллективом. Важнейшим фактором сплочения коллектива, подчинения личных устремлений интересам общего дела выступает целенаправленность действий всех его членов. Необходимо, чтобы социально-экономические задачи, стоящие перед трудовым коллективом, стали целью деятельности работников, были осознаны ими и вызвали активное стремление их решить. Трудовой энтузиазм, массовое участие в социалистическом соревновании, рационализаторстве и техническом творчестве, в работе постов и органов народного контроля – все это свидетельство увлеченности членов коллектива решением общих социально-экономических задач.

Сознательная трудовая дисциплина. Нравственная зрелость коллектива характеризуется уровнем его трудовой дисциплины. Коллектив не может существовать без строгого распределения ролей между его членами, выполнение которых является обязательным условием существования организации. Трудовая дисциплина – реальный показатель осознанности работниками экономических интересов трудового коллектива, подчинения своих действий его технологическим требованиям, наилучшее подтверждение коллективизма, чувства гражданского долга.

Моральная удовлетворенность членов коллектива общением, совместной трудовой и общественно-политической деятельностью. В конечном счете прочность коллективистских отношений зависит от того, насколько люди удовлетворены своим нахождением в коллективе, совместной трудовой и общественно-политической деятельностью. Если общение и совместная деятельность их не устраивают, если они не убеждаются в справедливом и корректном отношении к себе, то неизбежно нарушается коллективная взаимосвязь. Большая роль в углублении личной удовлетворенности работника трудом и общением отводится руководителю.

Ориентация руководителя в слагаемых нравственного здоровья трудового коллектива имеет практический смысл. Зная их, систематически собирая по каждому из них соответствующую информацию и осмысливая ее, руководитель получает представление об одном из важнейших показателей управляемости коллектива нравственной зрелости его общественных отношений. Чем полнее и достовернее эта информация, тем больше у руководителя шансов разумно использовать социальные возможности коллектива в производственных целях, в организации воспитательной работы, приинять превентивные меры по его нравственному оздоровлению.

Остановимся подробнее на значении превентивных мер по нравственному оздоровлению трудового коллектива.

Дело в том, что эффективность управления во многом определяется тем, насколько оно сокращает сферу и частоту проявления негативных факторов в управляемой системе, способных дискредитировать цели управления. Это касается управления технической системой, но еще более – управления человеческой системой, так как здесь цена разрушительного воздействия негативных факторов необычно велика. Например, бедами обходятся трудовому коллективу появление в нем склочника, человека с завышенными профессиональными амбициями, образование в нем различных противоборствующих групп. Однако бороться с уже проявившимися нравственными аномалиями значительно труднее, чем предотвращать их.

Чтобы не допускать подобные аномалии, необходимо кропотливо оформить в коллективе условия, противодействующие возникновению серьезных нравственных коллизий. И делать это нужно на стадии «конструирования» трудового коллектива. Рассмотрим общие условия такого «конструирования». Их соблюдение создает благоприятные предпосылки для формирования и развития нравственно здоровой коллективной организации работников.

Научно-техническое оснащение производства. Современное производство немыслимо без использования достижений науки и техники, новой технологии. А все это требует повышение уровня образовательной подготовки членов трудового коллектива, их профессиональной квалификации. Получение новых знаний укрепляет чувство личного достоинства работников. Как правило, новая техника и технология способствует активизации у них интереса к освоению смежных профессий.

Справедливое материальное и моральное стимулирование труда. Среди методов, которыми руководитель может воздействовать на работников, важная роль отводится материальному стимулированию, одним из рычагов которого является премия. Она заинтересовывает работника в улучшении показателей своего труда. Очень важно при этом избегать уравниловки, так как это порождает нездоровые настроения в коллективе, а то и конфликты. При распространенной сейчас бригадной форме организации труда наблюдается некоторое обесценивание высококвалифицированного труда, ибо рабочим, имеющим высокие разряды, в силу производственной необходимости приходится выполнять и не сложные работы. В связи с этим необходимы учет профессиональной квалификации и соответствующая корректировка в организации стимулирования труда. Несмотря на то что многие производственные бригады работают по единому наряду, с оплатой за конечный результат, в них не до конца решена проблема «выгодных-невыгодных» заданий. И здесь нужна продуманность в организации стимулирования труда.

В этой связи интересен опыт ВАЗа по совершенствованию бригадных форм организации и стимулирования труда. Здесь вошло в практику планирование нормированных заданий по конечным результатам труда. Внутри бригады поощряется освоение смежных профессий, отменены сдельные расценки и установлен порядок, при котором перевыполнение нормированных заданий не стимулируется, оплата по тарифу не начисляется не по разряду работы, а по разряду присвоенному рабочему. Для дифференциации оплаты в зависимости от навыков рабочего и его отношения к делу предусмотрены доплаты за профессиональное мастерство.

Премируются также работники и за снижение трудоемкости продукции. Все это способствует развитию чувства коллективизма и повышению ответственности за конечные результаты работы всего производственного коллектива. При этом решается м важная социальная задача – на конвейерных работах снимается вредное влияние монотонного и однообразного труда.

Хозяйственная самостоятельность коллектива. Известно, что человек тогда рачительно относится ко всему, что связано с его деятельностью, когда у него развито чувство хозяина на производстве. Необходимо, чтобы люди имели реальные права на распоряжение средствами производства, сами определяли долю материального поощрения каждого за результаты труда.

Трудовой коллектив призван быть полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно решать основные вопросы организации. Руководитель должен следить за тем, чтобы в трудовом коллективе была исключена возможность образования условий, вызывающих нарушение органической связи между мерой потребления и трудом и искажающих принцип социальной справедливости. Экономически это достижимо при внедрении в коллективе полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования как необходимых условий хозяйственной самостоятельности и общественного самоуправления.

Демократическое волепроявление коллектива. Прямое участие трудящихся в управлении наиболее осуществимо в трудовом коллективе.

Хозяйственная самостоятельность трудового коллектива объективно требует активизации общественного самоуправления, усиление политической и нравственной ответственности коллектива и всех его общественных органов управления за качество своей деятельности. Общественное самоуправление в условиях полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования становится действительно работающей социальной системой, выражающей и утверждающей демократическое волепроявление трудового коллектива.

Немаловажно отметить, что в трудовом коллективе, и прежде всего в производственной бригаде, высок эффект общественной выборности всех руководителей, разнообразны формы и методы приобщения работников к исполнению управленческих функций, к общественной деятельности.

Соблюдение нравственных критериев при подборе и расстановке кадров. При подборе работников традиционно исходят преимущественно из профессиональной необходимости в том или ином работнике. Принимаются также во внимание стаж его работы, возраст, образование, физическое состояние и т.д. Весьма редко при этом учитывается нравственное здоровье работника, насколько его состояние соответствует технологической специфике производства, его экономическим механизмам, той морально-психологической атмосфере, которая сложилась или складывается в конкретном трудовом коллективе. Речь идет не о том, чтобы не брать в коллектив человека, имеющего какой-то «дефект» в своем нравственном здоровье, а о том, что необходимо трезво соотносить его приход с социально-экономическими и нравственными возможностями коллектива, продумывать систему воспитательных мер по оказанию ему соответствующей помощи.

Серьезного внимания заслуживает проблема доукомплектования и расстановки работников по технологической цепочке и по рабочим местам с учетом их нравственных характеристик, нравственной совместимости и взаимодополняемости. На производстве всегда есть зоны повышенной социальной и технологической напряженности, особо ответственные рабочие операции и т.п., и очень важно, чтобы на таких производственных участках находились работники, обладающие надежными характеристиками. От этого выиграет не только первичный трудовой коллектив, но и производство в целом.

Здесь были перечислены условия формирования нравственного здорового коллектива.

Наивно было бы предполагать, что если эти условия соблюдаются при формировании коллектива, то это автоматически обеспечивает его нравственное здоровье. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы эти условия постоянно соблюдались.

Большое значение в умелом использовании названных условий формирования нравственно здоровых коллективов имеет творческое привнесение в них новых возможностей организационного и технологического плана.

Пагубно действуют на нравственное состояние коллектива просчеты в планировании. Коллектив может иметь многие конструктивные условия для своего нравственного развития, но их реализация может быть сведена на нет из-за штурмовщины. Например, в строительстве, чтобы вводить объекты равномерно в течение всего года, надо иметь соответствующие экономические заделы. По причине не ритмичной поставки оборудования, стройматериалов и т.п. люди не редко целыми днями простаивают без дела, а потом работают в напряженном рабочем режиме. Все это ухудшает дисциплину.

Аморальное воздействие на трудовые коллективы оказывают и существующие несовершенные производственные инструкции. Так, согласно некоторым отраслевым инструкциям предприятия, которые создают излишки продукции на основании ее экономического использования, стоимость этих излишков относят на свой счет как прибыль. И подобные усилия коллектива поощряются премией. Поэтому производственные коллективы заинтересованы в создании таких излишков, но достигают они этого не с помощью совершенствования технологии производства или бережливого отношения к сырью, а путем недовложения сырья в изготовляемое изделие. В итоге образуется «узаконенная» лазейка для снижения качества продукции и извлечения нетрудовых доходов.

Надежным рычагом нравственного совершенствования трудового коллектива является социалистическое соревнование. Необходимо, чтобы оно носило экономически строго обосновательный характер. Его победителем должен признаваться не тот, кто дает больше продукции, а тот, кто обеспечивает высокое качество его изготовления, пересматривает нормы выработки, не допуская, чтобы они отставали от роста производительности труда, активно способствует внедрению новой техники и рационализаторских предложений.

Целесообразно подбирать такие формы социалистического соревнования, которые способствуют утверждению принципа коллективизма в трудовом общении. Например, соревнование производственных бригад по технологической цепочке на договорной основе. Эта форма соревнования позволяет перейти от взаимных претензий к взаимопомощи и товарищеской взаимовыручке. Коллективный подряд помогает обеспечить многоцелевой характер трудового соперничества, служит организованности и укреплению дисциплины.

Особый интерес представляет соревнование за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины. Как показывает опыт этого движения на предприятиях Свердловской области, в бригадах, участвующих в нем, потери рабочего времени из-за прогулов почти в 3-6 раз ниже, чем в остальных коллективах. Движение за коллективную гарантию дисциплины служит конкретным опытом производственного самоуправления, укрепления коллективных отношений, нравственного воспитания человека, общественного контроля за мерой труда и потребления.

Коллективная форма организации – труда реальное условие развития экономики. Она составляет материальный фундамент одного из важнейших общественных институтов формирования личности, каким является трудовой коллектив. Поэтому надо уметь «конструировать» данную социально-экономическую ячейку общества.

 

Моральные устои

В современных условиях новая тенденция в утверждении коллективных форм организации и стимулирования труда. С одной стороны, научно-технический прогресс и экономические методы управления создают необходимые условия труда и стимулирования , а с другой – в производстве имеется немало факторов, тормозящих процесса коллективизации труда, дестабилизирующих трудовые коллективы. Это и объективные трудности, связанные с разным квалификационным уровнем кадров, с неотработанностью экономического труда с возрастанием привлекательности досуговой сферы в жизни людей и их неформальных объединений.

Нельзя упускать из виду и то, что в производство постоянно вступают молодые люди, еще не имеющие должного социального опыта общения, нуждающиеся в серьезной доводке своих знаний и трудовых навыков до уровня требований современной технологии и хозрасчетного механизма. Нередко возникают своеобразные «ножницы» между тем, что могут молодые работники, и тем, что от них требует производственный коллектив, и не только в технико-экономическом, но и нравственно-профессиональном плане.

Сейчас резко сократились сроки профессиональной адаптации работников. Раньше можно было месяцами «входить» в ритм работы, пользуясь при этом сниженными трудовыми нормативами, допустить брак продукции, нарушить трудовую дисциплину. Конечно, все это, как правило, не оставалось без внимания, но в основном коллектив был снисходителен к таким просчетам. Теперь же, при хозрасчете, при коллективной гарантии трудовой и общественной дисциплины, значительно повысились профессиональные и особенно нравственные требования коллектива к молодым работникам.

О том, что вовлечение молодых людей в трудовую деятельность – процесс далеко не безболезненный, свидетельствуют многие факты. Одним из таких фактов является, например, то, что некоторые производственные бригады, работающие на коллективном порядке, отказываются от принятия или неохотно принимают в свои ряды начинающих работников. Аргументируют они это тем, что происходящая после школы молодежь не обладает должным чувством нравственной ответственности за свои поступки, недисциплинированна, проявляет безразличие к «неинтересным» видам труда, небережливо относится к сырью, технике, электроэнергии и т.д.

Предъявление нравственных требований к работникам закономерно. Новые формы организации производства нуждаются в создании здорового морально-психологического климата. В таких трудовых коллективах производственные отношения объективизируют в сознании человека необходимость коллективистских действий.

Говоря о закономерности возрастания нравственных требований к работникам организации и стимулирования труда, обратим внимание на то, что происходит не только усиление нравственных претензий коллектива к личности, но и интенсификация всей нравственной жизни коллектива. Чем это можно объяснить Растут затраты на фондовооруженность рабочих мест, профессиональную подготовку работников, социально-бытовое и культурно-образовательное обеспечение и т.д. Все это диктует необходимость сокращения сроков экономической отдачи трудового коллектива, а потому создания в нем здоровой морально-психологической обстановки, не позволяющей нравственно расслабляться, ориентирующей на усиление вклада каждого в укрепление коллективистских устое6в производственной деятельности.

Конечно, не все члены трудового коллектива отвечают подобным морально-психологическим требованиям. У одних недостаточно развита нравственная воля, у других еще не сложилась соответствующая система нравственных привычек. Бывает, что и сам коллектив нравственно неоднороден, а потому в нем есть отдельные лица или даже группировки, которые в кризисных ситуациях (например, при трудностях, связанных с материально техническим снабжением, не разработанностью технологии) могу создавать нездоровые настроения, «оппозицию» органам самоуправления.

Претворение в жизнь главного нравственного принципа – содружество для блага всех людей –наиболее широкомасштабно утверждается в трудовых коллективах. В настоящее время в этих социальных ячейках общества складываются объективные условия, способствующие активному использованию социалистической морали как революционной созидательной силы, приданию этой ее наиболее важной общественной функции высокой результативности.

Одних только благоприятных объективных условий для нравственной деятельности трудовых коллективов недостаточно, чтобы успешно преодолевать возникающие объективные и субъективные трудности. Совершенствование экономики, рост духовного богатства людей сами по себе не снимут нравственные проблемы. Думается, что это будет достигаться через преодоление ряда сложных противоречий, например между объективной потребностью социалистического общества в усилении роли нравственного фактора и недооценкой его отдельными членами общества. Предстоит труднейшая работа по нравственному развитию людей, умелому их включению в активную творческо-преобразовательную деятельность общества. Важное место в этом процессе отводится семье, где закладывается фундамент восприятия личности. Не менее ответственна и роль трудового коллектива. Однако не всякий трудовой коллектив может выполнять такую функцию, а только тот, который отвечает определенным нравственным критериям, в котором имеются конструктивные условия (о них говорилось выше) для благоприятного протекания этого процесса.

Несмотря на то что нравственная сфера коллектива влияет на все стороны его жизнедеятельности, ее можно выделить как особое духовное образование коллектива. Это делается на время предметного познания данной сферы, что поможет выявить целый ряд специфических условий и факторов, определяющих направленность протекания нравственных процессов в коллективе, влияющих на характеристику его разнообразных состояний.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.