Вопрос 62. Федеративное устройство РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Федеративное устройство РФ

2) Местное самоуправление

 

 

1) Федеративное устройство РФ

Федеративное устройство РФ предполагает деление государства на регионы, которым предоставляется автономия в решении местных вопросов и создание органов местного само- управления. Таким образом, федеративное устройство России представляется на трех уров- нях распределения властных компетенций (полномочий): федеральный центр, субъекты РФ и местное самоуправление.

С татья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федераль- ного значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Рос- сийской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов веде- ния и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопре- делении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъ- екты Российской Федерации между собой равноправны.

К онституция РФ

В марте 2014 года Президент РФ В. В. Путин подписал договор о присоединении к Рос- сии Республики Крым и образование новых субъектов.

Столицей России является город Москва. Столица Российской Федерации – это место нахождения федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств.

Рассмотрим распределение полномочий федерального центра и субъектов Федерации в виде таблицы:

В ведении Российской Федерации находятся:

1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ;

3) формирование федеральных органов государственной власти;

4) федеральная государственная собственность и управление ею;

5) установление основ федеральной политики в области государственного, экономи- ческого, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

5) установление правовых основ и регулирование экономической системы;

6) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

7) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, а также федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

8) внешняя политика и международные отношения РФ, вопросы войны и мира;

9) внешнеэкономические отношения РФ;

10) оборона и безопасность; защита государственной границы;


 

11) судоустройство, прокуратура, система права (уголовное, уголовно-процессуаль- ное,  гражданское,  гражданско-процессуальное,  арбитражно-процессуальное);  амнистия и помилование;

12) федеральное коллизионное право;

13) метеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени; геоде- зия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

14) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

15) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

1) обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Федерации Конститу- ции РФ и федеральным законам;

2) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопо- рядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и дру- гими природными ресурсами;

4) разграничение государственной собственности;

5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической без- опасности; охрана памятников истории и культуры;

6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита;

8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидеми- ями, ликвидация их последствий;

9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное,  земельное,  водное,  лесное  законодательство,  законодательство  о  недрах, об охране окружающей среды;

11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

12) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Если возникают несоответствия норм права федерального центра и субъекта Феде- рации, то данную коллизию (столкновение норм права) призвано разрешить федеральное коллизионное право. Федеральное коллизионное право представляет собой совокупность закрепленных в Конституции РФ норм, на основе которых разрешаются споры, возникшие между нормами федерального законодательства и законодательства субъекта Федерации.


Вопрос ЕГЭ

1. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВОПРОСЫ

А) социальная защита, включая социальное обеспечение

Б) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

В) амнистия и помилование

Г) судоустройство; прокуратура


 

Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

1) только федеральный центр

2) совместно федеральный центр и субъекты РФ

 

 

2) Местное самоуправление

Федеративное устройство предполагает наличие местного самоуправления.


С татья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

С татья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на дру- гих территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

К онституция РФ

М е стное самоуправление – это организация граждан, созданная с целью решения вопросов местного значения.

К вопросам местного значения относятся:

1) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

4) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;

5) дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения;

6) организация транспортного обслуживания населения;

7) создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного пита- ния, торговли и бытового обслуживания;

8) организация библиотечного обслуживания населения;

9) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памят- ников истории и культуры);

10) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, орга- низация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных меропри- ятий;

11) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

12) утверждение правил благоустройства;

13) утверждение генеральных правил землепользования и застройки;

14) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям, установление нумерации домов;

15) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

16) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и граж- данской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

17) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;

18) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и т. д.

Существует ряд форм осуществления населением местного самоуправления, а именно: проведение референдума (голосования) по вопросам местного значения, проведение муни- ципальных выборов депутатов органов местного самоуправления, сходы и собрания граж- дан, конференции и публичные слушания, опросы. Граждане также имеют право на индиви-


 

дуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Группа граждан может выступить с законотворческой инициативой и представить подобный проект в органы местного самоуправления.


Вопрос ЕГЭ

2. Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправ- ления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной вла-


сти.


 

 

2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы.

3) Органы местного самоуправления назначаются городской администрацией.

4) Гражданам предоставляются равные права на осуществление местного самоуправ-


ления.

5) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

6) Органы местного самоуправления обладают законодательной властью.


 

 





Р а здел V. Право

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.