Основные признаки мировых религий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

большое число последователей по всему миру;

космополитизм (межнациональный и надэтнический характер);

эгалитарность (проповедь равенства всех людей);

пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру других).

Христианство объединяет три больших направления:  православие, католицизм и протестантство, которые образовались в ходе ряда исторических событий. Основу хри- стианства составляет вера в Святую Троицу – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Основ- ной источник веры – это жизнь и учение Иисуса Христа, описанные в Новом завете Библии. Подвергшись гонениям за проповеди, он был подвергнут мученической смерти на кресте, чем искупил грехи людей и воскрес, и вознесся на небо, указав для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Вскоре последователи Христа стали возводить церкви. Со временем церкви начинают стремиться к автокефалии (самостоятельности). Этот процесс начался еще в III – IV вв. в период кризиса Римской империи. Таким образом сформировались Константинопольская, Александрийская, Антио- хийская, Иерусалимская автокефалии. Вскоре отделилась Кипрская, а затем Грузинская пра- вославная церковь и Армяно-григорианская.

Раскол христианской веры на православие и католичество произошел в 1054 году, когда Папа Римский и константинопольский Патриарх, провозгласили друг по отношению друга анафему (подвергли церковному проклятию), по причине многих разногласий. Спу- стя несколько веков в XVI в. в результате реформации (борьбы за переустройство церкви) в Европе сформировалось еще одно христианское течение – протестантство. В протестант- стве опровергается главенство церкви, ее богатства, священство, монашеские ордена, при- знается лишь личные отношения человека и Бога. В настоящее время протестантство объ- единяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, адвентисты и др.).

Католицизм и протестантство разделяют с православием все основные положения вероучения и культа. Различие же направлений проявляются лишь в проведении обрядов и внешнего почитания Бога.

 

 

 

Рис. 18. Направления в христианстве.

 

 

Б у ддизм. Начало самой древней из мировых религий – буддизма, уходит в глубокое прошлое. Основоположником буддизма является сын правителя рода Шакьев Сиддхартха Гаутама, живший примерно в 583—483 гг. до н. э. Насладившись всеми возможными мате- риальными благами, в возрасте 29 лет он неудовлетворенный жизнью, покидает свою семью


 

и становится аскетом. После многих лет такого образа жизни он достигает пробуждения (бодхи) и получает новое имя – Будда, что означает «просветленный». Будда начал пропове- довать новое мировоззрение и новый путь человека, который может избавить от страданий. Спасение Будда видел в достижении определенного состояния гармонии, умиротворения и спокойствия – нирваны, которая наступает вследствие медитаций и самосовершенствова- ния, а также после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи.

В настоящее время буддизм представляет собой совокупность течений и направлений, достаточно различными между собой.

Ислам. Самой молодой мировой религией является ислам (с араб. «покорность богу») или мусульманство. В настоящее время ислам получил большое распространение и за пре- делами арабского мира, приверженцы ислама есть практически в каждой стране. В некото- рых странах ислам утвержден как государственная религия (Египет, Иран, Ирак, Марокко, Саудовская Аравия и др.).

Основоположником  ислама  является  пророк  Мухаммед  живший  примерно  570—

632 гг. В то время когда арабские кочевые племена были разделены различными веровани- ями он провозгласил единого бога Аллаха. Не смотря на то, что изначально воззрения про- рока не нашли широкой поддержки у горожан Мекки и Мухаммеду пришлось переселиться в 622 году в город Ясриб, который позднее был переименован в Медину («город пророка»). С этого события (араб. «хиджра» – «переселение») и начинается мусульманское летоисчис- ление. Так, 2016 год по хиджре 1437—1438 гг.

Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» – Коране. По преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом откровениями через ангела Джебраила, главным образом по ночам через видения.


Вопросы ЕГЭ

3. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий.

1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют равенство всех людей

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

4. Мировой религией является

1) язычество

2) индуизм

3) иудаизм

4) ислам

5) христианство

 

 

5) Религия в России

С татья 14

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может уста- навливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

С татья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо- вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

К онституция РФ


 

Согласно Конституции Россия является светским государством, что предполагает сво- боду граждан в вопросах религии и выборе веры. Данное положение содержится также в Федеральном Законе «О свободе совести и религиозных объединениях». В толковых слова- рях понятие «светский» трактуется как «не религиозный», т.е. свободный от влияния какой- либо религии, предрассудков.

Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на сле- дующих характеристиках данного принципа:

отделение церкви от государства (государство не возлагает на религиозные объеди- нения выполнение функций органов государственной власти; государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону);

отделение школы от церкви (государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях);

невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной;

равенство религиозных объединений перед законом.

Свобода совести – политическое право человека, которое включает право исповедо- вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В наше время под свободой совести понимается право человека самостоятельно фор- мировать свое мировоззрение, и открыто выражать его, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Также понятие «свобода совести» может трактоваться как сво- бодное выражение личных мнений, оценок и поведение в соответствии с ними.

Россия является многоконфессиональным государством.

К онфессия – объединение приверженцев какой-либо религии.

Самой многочисленной конфессией является православие (~70 млн. чел.). В России также исповедуются ислам (~9,4 млн. чел.), буддизм (~700 тыс. чел.), иудаизм (~140 тыс. чел) и др. Среди верующего населения есть и атеисты (~18 млн. чел.).

А теизм – отрицание существования Бога.


Вопросы ЕГЭ

5. Российская Федерация – светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа?

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза- тельной.

2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обя- зательной.

3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартий- ность.

5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей тер- ритории.

6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъ- екты Российской Федерации между собой равноправны.

6. В стране N обострились межконфессиональные отношения. Какие факты свидетель- ствуют о том, что в государстве N не реализуется принцип свободы совести?

1) Конституция не закрепляет статус одной из религий в качестве государственной.

2) Представители религиозных меньшинств не имеют права занимать государственные должности.


 

3) Представители религиозного большинства не имеют права переходить в другие кон- фессии.

4) Государство не оказывает финансовую поддержку религиозным организациям.

5) Представители религиозных меньшинств не имеют права строить культовые здания в столице государства.

6) В стране не запрещено создание политических партий по религиозному принципу.


 

 



Вопрос 14. Искусство

 

1) Понятие «искусство»

2) Виды искусств

 

 

1) Понятие «искусство»

Искусство – результат творческой деятельности человека, способ изображения реаль- ной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме – чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство – это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Что же такое художественный образ? Это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ – это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произ- ведением искусства.

Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.

Специфика искусства:

– наглядность и образность;

– особые способы воспроизведения реальности;

– субъективное отношение к миру;

– эмоциональное воздействие на человека.

Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.

Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты назы- вается эстетикой.

Наиболее важная социальная функция искусства – удовлетворение духовных и эсте- тических потребностей человека. Также искусство выполняет и другие функции:

познавательная (искусство – форма познания);

мировоззренческая (формирует отношение к действительности);

воспитательная (развивает душевную восприимчивость);

гедонистическая (доставляет эстетическое наслаждение).

 

 

2) Виды искусств

Виды искусства – это формы и способы изображения художественных образов. К видам искусства относятся архитектура, скульптура, живопись, фотография, графика, изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино, эстрада.

У каждого вида искусства есть свой жанр и стиль. Жанр – это тип художественного произведения, а стиль – это его отличительные признаки.

Вопросы ЕГЭ

1. Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой пози- ции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ А) образность

Б) логическая доказательность

В) эстетическое освоение мира

Г) воздействие на эмоции человека


 

Д) комплексное описание объекта

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

1) наука

2) искусство

2. Найдите в приведенном списке характерные признаки искусства.

1) установление границ свободы личности

2) выстраивание системы доказательств

3) форма познания мира

4) образное отражение действительности

5) эмоциональное воздействие

6) логическая стройность


 

 



Вопрос 15. Мораль

 

1) Понятия «мораль» и «нравственность»

2) Моральные нормы и принципы

 

 

1) Понятия «мораль» и «нравственность»

М ораль – правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль – это форма общественного сознания, так как опира- ется на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность». В большинстве случаев они воспринимаются как синонимы, но следует понимать, что если мораль – это общественные устои и обычаи, то нравственность – это внутренние (духовные) индивиду- альные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

Категории морали:

– добро

– зло;

– справедливость;

– долг;

– честь;

– совесть;

– достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали: «не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе. Изучением морали, нравственности, моральных норм и принципов занимается раздел

философии – этика.

Мораль в обществе выполняет ряд важных ф ункций:

1) Регулятивная (мораль регулирует отношения между людьми).

2) Воспитательная (мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания).

3) Ценностно-ориентационная (мораль является жизненным ориентиром, указывая и воспитывая уважительное отношение к общечеловеческим ценностям).

4) Оценочная (мораль оценивает с позиций добра и зла поступки и деятельность людей).

5) Коммуникативная (мораль способствует взаимопониманию, взаимосвязи и обще- нию людей в обществе).

Вопросы ЕГЭ

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий пред- ставленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь.

2. Выберите верные суждения о морали.

1) Мораль появляется позже религии и права.

2) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.

3) Нормы морали могут различаться в различные исторические эпохи.

4) Мораль является предметом изучения эстетики.

5) Мораль выполняет в обществе оценочную функцию.


 

 

2) Моральные нормы и принципы

М оральные нормы – это общественные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, которые обеспечиваются силой общественного мнения и внутренним убежде- нием на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение, но ее нару- шение влечет за собой моральные санкции (поощрение или наказание). В соответствии с поступком моральные санкции могут быть положительными и отрицательными. Так, например, за помощь родителям, последует их одобрение, похвала, а за непослушание – осуждение.

М оральные принципы – это правила поведения, которые выполняются в соответ- ствии с внутренними (духовными) убеждениями человека и определяют его отношение к миру.

К моральным принципам можно отнести: гуманизм (признание человека высшей цен- ностью), альтруизм (бескорыстная помощь другим людям), милосердие (сострадание), коллективизм (предпочтение общественных интересов личным).


Вопрос ЕГЭ

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, при-


носящие добро или причиняющие зло и заслуживающие


(А). К основным


(Б)


и ценностям относятся: доброта, чувство долга,


(В), справедливость и т. п. Ориенти-


руясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.


Моральные нормы наряду с


(Г) являются основными регуляторами поведения


людей в обществе. Мораль – это, прежде всего,


(Д) поведения человека, основанный


на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

Список терминов:

1) моральные категории

2) производство

3) порицание

4) активность

5) совесть

6) внутренний регулятор

7) польза

8) общественное мнение

9) право


(Е),


 

 














Дата: 2019-05-28, просмотров: 537.