Понятие о научении, учении и обучении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях и происходящее, как в ходе стихийных воздействий, так и под воздействием специально организованных условий.

Научение – процесс и результат учения, приобретения человеком знаний, умений и навыков как в ходе специально организованной учебной деятельности, так и под воздействием стихийных факторов.

Учение – сознательная деятельность ученика, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, а также развитие самого учащегося.

Обучение – организованная, целенаправленная совместная деятельность учителя и ученика, в ходе которой, с одной стороны, происходит передача учителем знаний, умений, навыков, а с другой – их усвоение учеником.

Обучаемость = готовность к обучению = зона ближайшего развития.

Б. В. Зейгарник: Обучаемость – «потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной с взрослыми работе».

З. И. Калмыкова: Обучаемость — «совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность деятельности».

А. К. Маркова: «Обучаемость – «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития».

Основными показателями обучаемости являются:

темп продвижения в освоении знаний, формировании умений,

легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний),

гибкость в переключении на новые способы и приемы работы,

прочность сохранения освоенного материала.

Показателями обучаемости, по З. И. Калмыковой, являются:

³ экономичность и темп мышления;

³ количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи,

³ количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению;

³ работоспособность и выносливость

Для учеников с высоким уровнем обучаемости свойственны следующие показатели обучаемости, предложенные А. К. Марковой:

- активность ориентировки в новых условиях;

- инициатива в выборе необязательных решений, самостоятельное обращение к более трудным заданиям могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д. Б. Богоявленской);

- настойчивость в достижении поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;

- восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

 

3. Психологические основы современного обучения. Обучение – это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. При этом за обучающим стоит функция организации, стимуляции и помощи обучаемому. Характерной чертой традиционной модели школьного обучения является ориентация обучения на запоминание информации. Приобретение системы знаний – это цель активности школьника, будущее представляется в виде абстрактной перспективы – применения знаний. Традиционное обучение – информационно-сообщающее, оно направлено на осознание самого предмета освоения – знания, а не на способы их получения. В традиционном обучении нет управления процессом усвоения, оно неуправляемое. Построено обучение по дисциплинарно-предметному принципу.

По мнению российского психолога Н. Ф.Талызиной, традиционному обучению часто свойственны информационно-сообщающий характер, догматизм, пассивный характер. Указывая на данные характеристики, она не отрицает или возможностей существующей системы образования, а наоборот, отмечает, что традиционное обучение содержит все необходимые предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в том числе индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. В то же время, как и любая социальная система, система образования всегда должна учитывать общие тенденции развития общества. Поэтому есть необходимость рассмотреть основания, лежащие в основе современных направлений обучения. Приведем описание этих оснований по И. А. Зимней.

1. По основанию непосредственности (опосредованности) вза­имодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения. К первой фор­ме относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй — создаваемое в настоящее время обучение «на расстоянии» при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств.

2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. Это, например, интуитивное освоение ребенком родного языка, определенное Л. С. Выготским как путь «снизу вверх» (сюда относится и возникшее в середине 60-х годов суггестопедическое направление Г. К. Лозанова), и обучение, основанное на принципе сознательности.

При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения. Если обучающимся осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, «сообщающего, догматического», по Н. Ф. Талызиной, обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М. И. Махмутов, A. M. Матюшкин, И. Я. Лернер).

3. По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на а) не основывающееся на нем (например, традиционное обучение) и б) рассмат­ривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, програм­мированное, алгоритмизированное обучение).

4. По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены: а) обучение, основой которого явля­ется проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обу­чения), и б) обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).

5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обу­чение (А.А. Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа.

6. По основанию способа организации обучения выделяют­ся обучение, включающее активные формы и методы, и тради­ционное (информационное, сообщающее) обучение» (приведено по: Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997. С. 80-81)

Наряду с традиционным обучением, в теории и практике образования возникли и другие направления обучения:

** проблемное обучение;

** программированное обучение;

** обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий;

** алгоритмизированное обучение (Л.Н. Ланда);

** развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А.А. Вербицкий),;

** проектное обучение и др.

В основе проблемного обучения — организация деятельности учащихся, нацеленной на получения новых знаний в ходе решения теоретических и практических проблем. Проблемная ситуация возникает при наличии познавательной потребности и интеллектуальных возможностей решить стоящую задачу, при наличии затруднения, возникающим как результат противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями. Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуаций, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Проблемное обучение в значительной мере активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует созданию условий для развития их способностей к самостоятельным рассуждениям. Возникновению и развитию проблемного обучения способствовали работы В. Оконя, М.И. Махмутова, A.M. Матюшкина и др.).

Появление программированного обучения связано с именем зарубежного психолога Б.Ф. Скиннера, предложившего придать обучению более управляемый, программированный характер. Главным элементом программированного обучения является обучающая программа, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Не усвоив учебный материал одного раздела, учащийся не может перейти к изучению материала следующего раздела. В конце каждого раздела имеются контрольные вопросы, ответы на которые позволяют утверждать, изучен ли материал этого раздела и можно ли перейти к учебному материалу следующего раздела, или следует снова возвратиться к содержанию этого раздела. Программированное обучение может быть линейным и разветвленным. При линейном программированном обучении после изучения учебного материала раздела можно перейти только к материалу следующего раздела, т.е., существует строгая последовательность, которую не рекомендуется нарушать. При разветвленном программированном обучении имеются разделы, после изучения которых, можно перейти к изучению по выбору одного из двух (трех) разделов по определенному алгоритму. Достоинства программированного обучения заключается в том, что оно позволяет системно и достаточно осознано изучить учебный материал. Программированное обучение хорошо стимулирует познавательную активность у детей, отличающихся неорганизованностью как личностной чертой. Недостатком является то, что такое обучение, протекающее по определенному алгоритму, слабо стимулирует творчество в выполнении учебных заданий, как правило, исключает нестандартное решение задач. И еще для программированного обучения необходимы специальные учебники и учебные пособия.

Известной в отечественной науке является также теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я Гальпериным и Н.Ф. Талызиной. Авторы выделяют шест этапов формирования умственных действий:

Первый этап — мотивационный. Для него характерно формирование желания учеников получать знания, умения и навыки. Один из способов формирования познавательной мотивации — создание проблемных ситуаций.

Второй этап — составление схемы ориентировочной основы действий. На этом этапе учащихся знакомят с процессом решения учебной задачи, фиксируют внимание на содержании деятельности, подводят к пониманию знаний и тех действий, которые надо сделать.

Третий этап — выполнения действий в материализованной форме. Ученики получают задание и последовательно выполняют практические действия (операции) с предметами, что позволит шаг за шагом приблизиться к решению учебной задачи.

Четвертый этап — «внешне-речевых действий». На этом этапе для анализа условий решения задачи ученикам даются не предметы и модели (как на прошлом этапе), а их описание. Работая над задачей, они словесно озвучивают свои действия.

Пятый этап — выполнения действий в плане речи «про себя». После освоения всей последовательности действий, ученик должен самостоятельно, без опоры на схемы, модели, без рассуждения вслух и помощи учителя повторить выполнение.

Шестой этап — умственных действий. На заключительном этапе происходит дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизация учебных действий, процесс решения задачи происходит в форме внутренней речи.

 Эти этапы образуют как бы две подсистемы — подсистему ориентировки и подсистему интериоризации. Система ориентировки обеспечивает ученику полноту понимания проблемной ситуации, представление о конечном результате, условиях и средствах его достижения. Система интериоризации обеспечивает перенос действия в умственный план. Данная теория позволяет учащимся осознавать весь процесс формирования понятий.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.