Мероприятия по обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции по факторам безопасности и экологичности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Период экономического кризиса – идеальное время для того, чтобы пересмотреть экономику и сделать ее не только финансово выгодной, но и «экологически чистой». В связи с «очищением» и оздоровлением рынка оказывается своевременным развитие сегмента конкурентоспособной отечественной экологически чистой (натуральной) и безопасной продукции и технологий.

В развитых странах мира развитие рынка экологически безопасных товаров и технологий является одним из самых перспективных направлений обеспечения качества и конкурентоспособности товаров.

Западный рынок экологически чистых продуктов питания растет и развивается более тридцати лет. Мировой объем рынка в 2003 году составил $28 млрд. В настоящее время доля экологически безопасных товаров уже достигла 3% в мировом товарообороте с тенденцией к увеличению с каждым годом.

Страны Европейского Союза установили дополнительные меры поддержки предприятий, занимающихся производством экологически чистых продуктов. Эти меры предусмотрены на разных уровнях – общеевропейском, государственном и муниципальном. К ним относятся дотации и субсидии. Кроме того, государство оказывает помощь в проведении научных исследований, в том числе в области экологического сельского хозяйства, развития экологического семеноводства и выведения новых пород животных.

В России это направление до сих пор не развито, в большинстве регионов экологическая обстановка весьма неоднородна. Наряду с катастрофически загрязнёнными территориями существуют районы, где экологические показатели находятся в норме. Есть проблемы, связанные с сохранением плодородия почв и предотвращением загрязнения земель, изношенностью основных фондов, с качеством товаров на потребительском рынке.

Экологические вопросы в регионах России, на предприятиях до последнего времени не были приоритетными. Бизнес настроен на получение прибыли. Сегодня модернизация предприятий на порядок дороже платы за загрязнения. Уровень многих предприятий регионов не позволяет быстро снизить воздействие на экологию до допустимых показателей. В основном оценка негативного воздействия идет по гигиеническим нормам, а не экологическим, которые должны быть более жесткими. Вопросы производства и реализации экологически чистой и безопасной продукции и технологий не выделены и размываются в разных государственных программах.

52 % покупателей знают об экологической маркировке продукции или что-то слышали о ней. При этом можно с уверенностью утверждать, что этот не слишком высокий уровень информированности связан с отсутствием широкой рекламной кампании, так как большинство «незнающих» принадлежат к таким группам населения, для которых основным источником информации являются средства массовой информации (рабочие, служащие, пенсионеры, домохозяйки). Большая часть покупателей связывает понятие «экологически безопасная продукция» с безопасностью для здоровья человека (55 %), и лишь 12 % знают о том, что основой экологической безопасности является минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

На данном этапе развития потребительского рынка при выборе продукции покупатель руководствуется в первую очередь информацией о составе товара. По представлениям покупателя, на сегодняшний день именно состав товара может дать ему наиболее достоверную информацию о качестве выбираемой продукции, ее натуральности. Именно эта информация позволяет гражданам сделать выбор в пользу того или иного товара, следуя главному принципу — заботясь о своем здоровье.

Понятие «экологически безопасная продукция» (а следовательно, и наличие экомаркировки) имеет устойчивую ассоциацию с тем, что такая продукция безопасна для здоровья человека. Покупатели считают, что наличие на упаковке экологической маркировки — знака, удостоверяющего безопасность товара для здоровья и окружающей среды — позволяет им сделать вывод о качестве продукции. При этом, такие показатели, как наличие медалей выставок и конкурсов, наличие товарных знаков, реклама продукции в СМИ и на улице, известность бренда, не играют большой роли и незначительно влияют на выбор продукции (12-25 %). Таким образом, именно экомаркировка мо_ред повысить лояльность покупателя к определенной марке товара. Компания, заботящаяся о здоровье потребителя, несомненно, вызовет больше доверия у последнего, чем компания, вкладывающая огромные средства в рекламу.

Таким образом, наличие экознака, — имеет реальный потенциал к повышению своего «рейтинга» в глазах потребителя. При укреплении уже имеющейся ассоциации «наличие экознака = проверенный состав» большинство потребителей будет ориентироваться не непосредственно на состав продукта, а на наличие либо отсутствие экомаркировки на упаковке. Это способно значительно облегчить потребителю выбор продукции и сэкономить время, затрачиваемое на поиск качественного товара.

Получается, что основное препятствие для повышения спроса на экомаркированную продукцию — это очень небольшое количество такой продукции. И подтверждение тому — следующие цифры. Несмотря на недостаточную информированность об экологической безопасности продукции, уже сейчас 85 % граждан согласны покупать такую продукцию, даже если она будет дороже на 10 % по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией, причем готовность платить больше за экологичные товары высока как среди тех, кто знает об экомаркировке, так и среди тех, кто о ней не слышал. И даже если экологически безопасные товары будут дороже на 30 %, такой продукции отдадут предпочтение 28 % покупателей. Это очень высокие показатели, которые говорят о том, что потребитель ждет от производителя только качественной, экологически безопасной продукции, и одним из гарантов этого высокого качества является экомаркировка.

В условиях постоянно растущей конкуренции привлечь внимание потребителей к своей продукции становится для производителей приоритетной задачей. Существует множество инструментов привлечения внимания покупателей: реклама продукции в средствах массовой информации, на улице, повышение популярности бренда, наличие медалей и дипломов различных выставок на упаковке товара. Однако мало привлечь внимание к продукции, необходимо заручиться доверием покупателей. Тенденции потребительского рынка таковы, что доверие покупателей приобретает только такая продукция, качество которой не вызывает сомнения. Экомаркировка — это один из способов сообщить покупателю о высоком качестве продукции.

Экологическая маркировка — знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции.

Определение термина «Экологическая безопасность» дает федеральный закон «Об охране окружающей среды»: экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В современном обиходе под термином «экологическая безопасность» применительно к товарам потребления понимается:

1) отсутствие в готовом продукте вредных, ненатуральных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм;

2) безопасность изъятия/использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды;

3) минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции;

4) безвредная утилизация или рециклинг отходов и упаковки.

Существующие в мире экомаркировки можно разделить на следующие основные группы — по информации, которую они несут:

- информация об экологичности продукции в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства;

- информация об экологичности отдельных свойств продукции. Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;

- информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство).

Следует отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировки, например призывы бережно относиться к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, и т. п.

В России также представлены все эти типы экомаркировок. Но наиболее интересными для покупателя, пытающегося максимально разобраться в ситуации, оказываются знаки, несущие информацию об экологической безопасности продукта в целом.

С 2001 года Санкт-Петербургским Экологическим союзом запущена программа «Экология и Человек», в рамках которой осуществляется проект «Экомаркировка «Листок жизни»». Этот проект был поддержан Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палатой и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. «Листок жизни» – знак экологической маркировки (сертификации) товара, основанный на стандартах международной серии ISO 14000. «Листок жизни» гарантирует, что товар экологически безопасен, а окружающей среде при его производстве нанесен минимально возможный ущерб. Иначе говоря, сертификации здесь подвергается не только конечная продукция, но и вся цепочка ее производства: от добычи сырья до утилизации отходов.

Экознак «Листок жизни» свидетельствует о том, что при производстве такого товара контролируются и по возможности минимизируются все виды вредоносного воздействия на окружающую среду. Кроме того, экомаркировка – гарантия того, что сам товар подвергся минимальному вредному воздействию. Это особенно важно для продуктов питания, при изготовлении которых необходимо соблюдать как санитарные, так и экологические нормы и требования к качеству исходного сырья. Иными словами, экомаркировка помогает покупателю сделать выбор, основываясь на соображениях экологичности продукции..

Предлагаемая процедура присвоения данного экознака ведет к снижению вредного воздействия на окружающую среду соответствующего вида продукции или услуг. Экомаркировка «Листок жизни» присваивается той продукции, которая прошла трехступенчатую экспертизу по специальной процедуре, на определенный срок с обязательной систематической проверкой выполнения поставленных экспертизой условий.

На рисунке 13 изображен полный цикл прохождения сертификации: от подачи заявки до вручения экомаркировки.

Процедура проведения экспертизы:

I этап: По заявке предприятия проводится предварительная оценка экологического качества продукции (общественная экологическая экспертиза).

II этап: Углубленная экспертиза на основе экспертной базы СПб Торгово-Промышленной палаты или центра Испытаний и Сертификации АНО «ТЕСТ С.-Петербург».

III этап: Рассмотрение результатов экспертизы на Общественном консультативном совете.

IV этап: Выдача сертификата на право пользования экомаркировкой.

Схема получения экомаркировки «Листок жизни»

Рис. 13

 

Такая система присвоения товарного знака «Листок жизни» исключает как покупку, так и подделку этой маркировки.

Успех проекта по внедрению системы добровольной экологической сертификации продукции зависит от осознания и потребителем, и производителем тех преимуществ, которые она несет. Несмотря на то, что для большинства российских предприятий охрана окружающей среды является дорогостоящим и затратным мероприятием, она может дать положительный экономический эффект (повышение продаж, снижение рисков аварийности, снижение себестоимости продукции за счет сокращения расходования ресурсов). Производитель снижает экологические риски и сообщает о себе, как об организации, минимизировавшей нагрузку на окружающую среду, что заметно облегчает взаимодействие с компаниями-партнерами, особенно иностранными.

Экомаркировка является индикатором экологической безопасности продукции для человека, а, следовательно, работает на здоровье человека. Наличие на товарах знака добровольной экологической сертификации облегчает покупателю выбор, особенно в том случае, если покупатель уже информирован о преимуществах экологически безопасной продукции. Информирование и просвещение населения играют важную роль в продвижении экомаркированной продукции, и эту роль берет на себя Санкт-Петербургский экологический Союз. Покупая товары с экознаками, потребитель заботится как о своем здоровье, так и о здоровой окружающей среде, а значит, и о здоровье будущих поколений. Производитель, уверенный в качестве и безопасности своей продукции, в свою очередь, получает новые рынки сбыта. Принцип равновесия и выигрыша всех сторон (потребитель-производитель-окружающая среда), лежащий в основе добровольной экологической сертификации, делает ее удобным и привлекательным инструментом рынка.



Заключение

В ходе написания данной дипломной работы были сделаны следующие основные выводы. В условиях острой конкуренции на рынке в период финансового кризиса любому предприятию необходимо использовать активное продвижение своей продукции. Продвижение подразумевает комплекс мероприятий стимулирующих продажи товаров. Это позволяет увеличивать объем реализации и, соответственно, получать больше прибыли.

В результате предприятие получает не только финансовую выгоду, но и увеличивает свою долю на рынке и повышает узнаваемость торговой марки.

Для того чтобы осуществить эффективное продвижение предприятию необходимо выработать определенную стратегию. Выбор стратегии обуславливается стадией развития компании, занимаемой долей рынка, видом товара и рынка реализации, конкурентоспособностью фирмы. Стратегия продвижения может складываться из: стратегии дифференцирования и позиционирования; PR-стратегии; GR-стратегии; рекламной стратегии; маркетинговой стратегии; товарной стратегии; стратегии ценообразования стратегии распространения; корпоративной стратегии; стратегии бизнес-единиц; стратегии бренда.

Основные стратегии продвижения товара на рынок имеют названия: «Тяни» и «Толкай». Их принципиальное различие в том, что первая подразумевает массированное стимулирование продаж уже готовой разработанной продукции сети оптовых торговцев, а вторая основана на поставку продукции в соответствии с запросами конечных потребителей.

Максимально эффективное продвижение осуществляется через комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций: рекламу, стимулирование сбыта, пропаганду и личную продажу.

Особенностями продвижения на рынке промышленных товаров является то, что такие средства как реклама и стимулирование продаж не столь эффективны как на рынке потребительском. Реклама больше носит информирующий характер. Основным же средством продвижения товара на промышленном рынке чаще всего является личная продажа.

Для рассмотрения теоретических аспектов продвижения на практике мы выбрали предприятие ООО «Герметекс». Предприятие занимается производством и реализацией герметиков. Организационная структура имеет функциональное назначение и включает: производственный отдел, склад, отдел логистики, отдел продаж, бухгалтерию. Производство состоит из 1 цеха, разделенного на участки. Производство продукции осуществляется на 3 станках. В цеху работают 2 бригады рабочих по 4 человека посменно (2/2, 8 часовой рабочий день).

В ходе анализа финансовой деятельности предприятия мы определили, что в 2008 году по сравнению с 2007 году произошло снижение показателей, связанных с рентабельностью производства и продаж. В следствие снижения спроса на продукцию, выручка сократилась на 7305 тыс,руб., а чистая прибыль на 790,4 тыс.руб. Таким образом, ООО «Герметекс» необходимо проводить политику продвижения своей продукции в целях увеличения спроса.

В ходе анализа конкурентоспособности предприятия мы выяснили следующее. На фирму оказывают давление четыре основных конкурента: ООО "Гермаст", ООО "Стройполимер", ООО "Филикровля", ООО "ЗГМ". Наибольшая доля рынка у ООО «Стройполимер», когда как ООО «Герметекс» - 22%.

Факторами, формирующими конкурентоспособность нашей фирмы, являются: высокое качество, значительная доля рынка, удобная упаковка и дизайн, достаточный гарантийный срок продукции, уровень технологии производства, невысокие цены, канал сбыта через торговых представителей, продвижение продукции через СМИ и с помощью системы скидок.

Оценка конкурентоспособности показала, что все конкуренты имеют примерно одинаковый статус на рынке. Поэтому, чтобы добиться конкурентных преимуществ, необходимо использовать активную стратегию продвижения товара.

Анализ конкурентоспособности продукции выявил, что товар «Лента монтажная ЛМ диф В1» пользуется стабильным спросом у партнеров предприятия. Это обусловлено высокими объемами потребления и качеством. Высокие баллы по конкурентоспособности были присвоены новым видам продукции Герметик невысыхающая «АВТО-6» и «Герметизатор для резьбовых соединений», так как данный вид продукции конкурирующие предприятия не выпускают. В то же время данная продукция востребована на рынке, поэтому является уникальной. SWOT-анализ помог сформулировать достоинства и недостатки в работе предприятия в целом, наметить возможности и определить угрозы.

Стратегия продвижения на ООО «Герметекс» основана на методе «Тяни» и включает в себя: стратегию дифференцирования и позиционирования, рекламную стратегию, товарную стратегию, стратегию ценообразования, стратегию распространения.

Для того, чтобы повысить прибыль предприятия, можно рекомендовать следующие меры.

1. Разработать собственный сайт, где с минимальными затратами и эффективно будут позиционироваться все товары, способы их применения, цены и информация о скидках.

2. Производить ту продукцию в большем объеме, для которой еще не создалась конкурентная среда.

Годовой экономический эффект от внедрения мероприятий составит 257,7 тыс.руб.

Стратегия «Тяни» была выбрана предприятием, так как ООО «Герметекс» ориентирует свою работу на конечного потребителя. Такое продвижение имеет ряд преимуществ. Во- первых, оценивается фактический спрос на продукцию. В данном случае предприятию не придется производить массированное дорогостоящее стимулирование сбыта, так как предложение не превышает заявленного спроса. Во-вторых, анализируются реальные потребности конечного потребителя. Производитель после проведенного маркетингового исследования знает, какие свойства продукции наиболее важны для потребителя: технические характеристики, удобная упаковка, привлекательная цена, способ доставки. Таким образом, ООО «Герметекс» может изначально закладывать эти характеристики в бизнес-план производства. Конечный потребитель будет охотнее приобретать продукцию предприятия, так как она будет характеризоваться всеми необходимыми качествами на данном этапе промышленного развития. Стимулирование сбыта также производится с ориентацией на конечных потребителей. Торговые представители обращаются непосредственно к ним, объявления в СМИ так же ориентируют потребителей на закупку непосредственно у завода ООО «Герметекс».

Предприятие негативно относится к использованию стратегии «Толкай», так связывает это с большими затратами на: организацию продвижения товаров через посредников, специальное обучение торговых агентов, большие затраты на рекламу, расходы связанные с предоставлением скидок, затраты на проведение выставок.

Однако в современных условиях расходы на стимулирование по методу «Толкай» необязательно высоки. Существуют прогрессивные методы информирования покупателей: и оптовиков и конечных потребителей. Это организация промо-акций через сеть Интернет. Покупатель, попадая на сайт производителя может оценить предполагаемый уровень качества, цен, информацию о скидках в определенные периоды. Информация на сайтах имеет свойство статичности, поэтому потребитель всегда может просмотреть способы связи с предприятием: контактный адрес, телефон. Таким образом, без огромных затрат производитель может вести мощное стимулирование продаж



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Архипов В. Ветошникова Ю. Стратегии выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. – 2008.- № 12.- С. 139-142.

2. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2007.- №12.- С. 34-47.

3. Абрютина М.С. Экономический учет и анализ деятельности предприятия // Вопросы статистики.- 2007.-№ 11.- С. 34-37.

4.Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. — М., Финансы и статистика, 2004. — 320 с. - ISBN 5-279-02220-9

5.Бланк А. Обменный курс и конкурентоспособность отраслей российской экономики / А.Бланк, Е.Гурвич, А.Улюкаев // Вопросы экономики. – 2006. – N 6. – С.4-24.

6.Богомолова, И.П., Хохлов, Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов/ И.П.Богомолова, Е.В.Хохлов// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.-№1.- С 113-119.

7.Васильева З. А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка/ З. А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - № 2. – С. 83-90.

8.Войцеховская И. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятий // Проблемы теории и практики управления – 2006. – N 3. – С.108-113.

9. Волков Ю.Е. Предприятия работают так, как ими управляют // ЭКО. 2008.- № 10. –С. 69-74.

10.Гапоненко А. Конкурентоспособность хозяйственных организаций как основа социально-экономического роста // Власть. – 2007. – N 1. – С.33-36.

11. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование/ под ред. Самочкина В.Н., Пронина Ю.Б., Логачевой Е.Н. и др. – М.: Дело, 2007. –352 с.- ISBN - 5-7749-0203-Х

12.Гордон Ян Целевая конкуренция, М.- Издатльство «Вершина», 2006 г.-368 с.- ISBN 5-9626-0110-6

13.Грузинцева Н.А. Проектирование производственной конкурентоспособности потребительской продукции / Н.А.Грузинцева, М.А.Сташева, Б.Н.Гусев // Методы менеджмента и качества. – 2006. – N 10. – С.16-19.

14.Данишевский В.Ф. Управление резервами повышения конкурентоспособности промышленного предприятия: учеб.пособие / В.Ф. Данишевский, Волж. Ин-т экономики, педагогики и права. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 132 с.

15.Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг: Учеб. Пособие. – М.: КолосС, 2006. – 191 с. - ISBN - 5-9532-0282-2

16.Каплина О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. – 2005. – №4(83).-С.17-18

17.Коновалов В.В. Развитие конкурентных преимуществ – основа успеха / В.В.Коновалов, И.В.Цомаева // ЭКО. – 2008. – N 6. – С.115-128.

18.Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности / Г. В. Коршунова // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. – N 8. – С. 35-37.

19.Крипендорф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с. - ISBN - 54871-0027-4

20. Курский В.А. Подход к планированию эволюционного развития предприятия в конкурентной среде // Финансы и кредит.2007.- № 14.- С. 29-32.

21.Кучуков Р. Проблемы конкурентоспособного развития // Экономист. – 2007. – N 8. – С.25-37.

22.Лазарев С. В. Интеллектуальный потенциал компании как резерв повышения ее конкурентоспособности// Менеджмент сегодня. – 2006. –N 5. – С. 174-182

23.Лифиц И. М. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц // Маркетинг. – 2006. – N 2. – С. 117-124

24.Магомедов Ш.Ш. Конкурентоведение товаров: Монография / Ш.Ш. Магомедов, Моск. Ин-т предпринимательства и права. – Ставрополь: Пресса, 2005. – 307 с. – ISBN – 3-277-14433-2

25.Мансуров Р. Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия и управление конкурентоспособностью предприятия» / Р. Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - № 2. – С. 91-94

26.Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина бизнес букс, 2006. – 452с. ISBN - 5-9614-0491-3

27.Портер М.Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715с. ISBN -5-9614-0182-0

28.Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики: из доклада Всемирного банка / Всемирный банк // Общество и экономика. – 2006. – N 11/12. – С. 118-124.

29.Разработка стратегии адаптации организации в конкурентной среде / Е.П. Карлина, Р.И. Акмаева, О.Ю. Мичурина, С.Б. Жабина. – Ростов н/Д: Фолиант, 2005. – 251 с. - ISBN - 978-5-8459-1204-6

30. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. – М., 2008.- 679 с. - ISBN - 978-5-89476-260

31.Сальников В.А. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности – текущее состояние и перспективы / В.А.Сальников, Д.И.Галимов // Проблемы прогнозирования. – 2006. – N 2. – С.55-83.

32. Слепов В.А., Щеглова Н.В. Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий к рыночной среде // Финансы. – 2008. №3. – С. 14 – 21.

33. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М. ЮНИТИ, 2006. – 225 с. – ISBN - 5-238-00127

35. Удалов Ф.Е. Управленческие резервы роста эффективности на предприятииях// ЭКО.- 2007.- № 12.- С. 138-144.

36.Фатхутдинов Р.А.: Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов по спец. «Маркетинг»/Р.А. Фатхутдинов.- М.: Экономика, 2005.- 505 с.- ISBN - 5-7958-0190-3

37. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Эксмо, 2005. – 542 с. – ISBN - 5-7958-0190-2

39.Чаплина А. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятия /А. Чаплина, И. Войцеховская // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 3. – С. 108-113

40.Черников А.В. Планирование развития конкурентоспособности предприятия // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. – 2007. – N 3. – С.57-66.

41.Швец И. Ю. Анализ развития теории конкурентоспособности / И. Ю Швец // Проблемы экономики и управления. – 2005. - № 3. – С. 44-49

43.Ющук Е. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей, М.-, Издательство»Вершина», 2006г, -315 с. - ISBN - 5-9626-0027-4

Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.