Кафедра социальной психологии и педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Социально-психологический факультет

Кафедра социальной психологии и педагогики

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Взаимосвязь свойств ТЕМПЕРАМЕНТа И МЕЖЛИЧНОСТНЫх ОТНОШЕНИй

В ГРУППЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Лагуткиной Лилии Борисовны

Научный руководитель кандидат

психологических наук, профессор

Никиреев Е.М.

 

 

Г Москва 2010



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных отношений в группе

1.1 Современное состояние проблемы изучения межличностных отношений в группе

1.2 Проблема темперамента в психологии

1.3 Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)

2.2 Методика диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма учащихся младшего школьного возраста (Г.Ю.Айзенк)

Глава 3. Результаты исследования темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников

3.1 Анализ результатов экспериментального исследования межличностных отношений учащихся младших классов по социометрической методике

3.2 Анализ результатов исследования свойств темперамента

3.3 Анализ результатов исследования взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 



ВВЕДЕНИЕ

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента. Кроме того, свойства темперамента связанны не только между собой, но и с другими свойствами личности и межличностных отношений в различных социально-психологических группах.

Многое в формировании межличностных отношений младших школьников связано со способностью проявить индивидуально-психологические характеристики, к которым относятся психические процессы, свойства личности, в том числе и свойства темперамента. Индивидуально-психологические характеристики значимы для формирования межличностных отношений в группах разных школьных возрастов, и в младшем школьном возрасте в частности.

Это было доказано в трудах таких авторов, как Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина, М.И.Лисина, С.Ф.Устименко, К.Н.Волков, Я.Л.Коломинский, А.Н.Сизанов и др. Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проводимых, как в нашей стране, так и за рубежом, по проблеме изучения психологических причин, влияющих на межличностные отношения в группе сверстников, эта тема не до конца изучена и требует дальнейшего не только теоретического, но и экспериментального исследования.

Цель исследования: изучение свойств темперамента и межличностных отношений в группе сверстников.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: выявление взаимосвязи между свойствами темперамента и особенностями межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: при различных уровнях экстраверсии- интроверсии и нейротизма изменяется характер межличностных отношений в группе сверстников младших школьников.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников и свойств темперамента.

2. Исследовать индивидуально-типологические особенности личности и уровень нейротизма младших школьников.

3. Изучить особенности межличностных отношений в группе младших школьников.

4. Выявить взаимосвязь между экстраверсией-интроверсией и межличностными отношениями в группе младших школьников.

5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции межличностных отношений младших школьников.

Методики.

1. Социометрия (Дж. Морено).

2. Методика диагностики темперамента ( Г.Ю.Айзенк).

3. Количественный и качественный анализ (статистические

коэффициенты).

Работа состоит из трех глав, введения, заключения с выводами,

рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной психологической литературе достаточно много говорится о проблеме межличностных отношений младших школьников, о их взаимосвязи с такими характеристиками темперамента как экстраверсия – интроверсия. В данной работе нам предстояло ответить на вопрос о том, существует ли взаимосвязь между экстраверсией – интроверсией и межличностными отношениями в группе подростков.

Результаты нашего исследования подтверждают взаимосвязь экстраверсии - интроверсии и статусного положения ученика в коллективе.

В ученическом коллективе средней общеобразовательной школе учащиеся с I и II статусным положением чаще имеют экстравертированный тип темперамента с высоким уровнем эмоциональной стабильностью.

В нашей выборке наибольшее число учащихся с типом темперамента «сангвиник» и очень малое количество «меланхоликов». По статусу личности в классе больше наблюдается «оттесненных» и очень мало «отвергнутых».

С помощью корреляционного анализа была установлена взаимосвязи между экстраверсией – инверсией и статусным положением ребёнка.

Существует связь между типами темперамента и статусом личности в классе. Наибольшая взаимосвязь получена между меланхоликом и отвергнутыми. Холерик тесно коррелирует с «предпочитаемыми». Сангвиник значительно связан со «звездами», а флегматик взаимосвязан с «изолированными» и «оттесняемыми».

Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу.

Выводы

В младшем школьном возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Появляется новый коллектив, с которым возникают новые социальные связи. Эти связи образуются на основе разнообразных видов общения, а также на основе типов темперамента.

1) Анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, не зависимо от ее содержания, целей, мотивов, остается постоянным в зрелом возрасте и взаимосвязи характеризует тип темперамента.

2) Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.

3) Наше экспериментальное исследование показало, что у учащихся изучаемых классов ярко выражена следующая иерархия типов темперамента: сангвиник (56%); холерик (20,9%); флегматик (15,8%); меланхолик (10,7%).

4) Среди младших школьников, из нашей выборки больше всего «выбираемых (50,7%); «отвергаемых» (6,3%); «изолированных» (6,9%).

5) Результаты математической обработки количественных данных нашего исследования показали, что существует значимая положительная корреляция между экстраверсией – интроверсией и статусом личности в ученическом классе. Наибольшая взаимосвязь получена между меланхоликом и «отвергнутыми» (r = 0.69**), холериком и «предпочитаемыми» (r = 0.61**), сангвиником и «звездами» (r = 0.53**), флегматиками и «выбираемыми» (r = 0.48**), флегматиком и «изолированными» (r = 0.54**).

Таким образом, проведённое исследование позволяет предложить некоторые практические рекомендации педагогам, директорам школ, родителям учащихся.

Рекомендации

Таким образом, проведённое исследование позволяет предложить некоторые практические рекомендации педагогам, директорам школ, родителям учащихся. См. Приложение 3.

1) Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном воздействии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые надо решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.

2) Коллектив — динамичная система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог, начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с учениками.

3) Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по всем вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый учащийся не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

4) Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные и временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов и типов темперамента самих учащихся. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

5) Положение ученика в коллективе зависит не только от особенностей темперамента школьника, но и от норм принятых в коллективе отношений. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

6) На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится о разнообразии характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. – 2007. – № 2.

3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.

4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512 с.

5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Питер, 2008.

6. Бодалев А.А. Психологическая диагностика. – М.: Академия, 2009. – 132 с.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 528 с.

8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 2004. – 144 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС МЕДИА, 2005.

11. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2009. - 384 с.

13. Зоуир А.Али Рашид. Кроскультурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: Автореф. канд. дисс. – СПб., 2009.

14. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В.Антоновой. – М., 2005.

15. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. Канд. Дисс. – СПб., 2006.

16. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.

17. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2010.

18. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности //Начальная школа, 2001. - № 5. – С. 78-79.

19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.

20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов. В 3 кн. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 2009.

21. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во МГУ, 2001. - 151 с.

22. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: МГУ, 2007. — 303 с.

23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

24. Осницкий А.К. Проблемы субъективной активности //Вопросы психологии. – 2006. - № 1.

25. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: методические рекомендации // Под ред. Н.В. Аликиной. - Киев, 2001.

26. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. – 2006. - №1. – С. 20-33.

27. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К. Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.

28. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы.- М., 2008. - 141 с.

29. Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010. – 351 с.

30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 2000. - 45 с.

31. Психическое состояние и эффективность деятельности. – М., 1983.

32. Психодиагностика: теория и практика /Общ. ред. Н.Ф.Талызиной. – М., 2008. – 207 с.

33. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М.Гуревича. – М., 2001. – 232 с.

34. Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Владос, 2001. – Т.1. – 312 с.

35. Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – 365с.

36. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2002. – 656 с.

37. Психология. Учебник /Под общ. ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 672 с.

38. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.

39. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности //Ананьевские чтения. – СПб., 2007.

40. Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности //Ананьевские чтения-98. – СПб., 2008.

41. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 2004. – 320 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

43. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 208 с.

44. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2006.

45. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей//Вопросы психологии. - 2005. -№6. -С. 104-112.

46. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Р.-н/Д.: Феникс, 2001. – 704 с.

47. Уманский Л.И. Некоторые типологические различия в игровых действиях детей //Доклады АПН РСФСР. -2001. - № 3. -С. 61-64.

48. Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер //Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 57-62.

49. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2008. - № 6. – С. 12-21.

50. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М. Академия, 2007.

51. Фонтана Д. Ваш ребенок растет. – В 2 книгах. – Пер. с англ. Н.Гладышевой и С.Мурина. – М.: Новости, 2004. – 400 с.

52. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под редакцией Дубровиной И.В. - М. Педагогика, 2007.

53. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы.— М., 2003.

54. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 2008. – 432 с.

55. Худик В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. – Киев, 2003. – 144 с.

56. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей //Дошкольное воспитание. -2006. - № 5. - С. 38-42.

57. Чудновский В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста //Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. - М., 2007. - T.V. - С. 58-73.

58. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс, 2002. - № 5. – С. 95-98.

59. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М.: Педагогика, 2003.

60. Щербаков Н. Ю. О понятиях индивидуальности и индивидуализации // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. - СПб., 2008.

61. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2007. – 304 с.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Социометрическая карточка

Ф.И. _________________________

Школа ___ Класс ______

Дата исследования_______________

 

Критерии

Выборы

 

1. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?    
2. Кого бы ты не пригласил к себе на день рождения?    
3. С кем бы участвовал в школьном мероприятии?    
4. Кого бы ты не взял для участия в мероприятии?    

 

 

Результаты тестирования младших школьников двух независимых выборок по социометрической методике (4 «А» класс)

 

№ п/п

Кто выбирает: фамилия испытуемого

I – члены: кого выбирают

J - члены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1.

Наталья Д.

+

2.

Лена П.

+

3.

Алена Д.

+

4.

Дима С.

5.

Марина М.

6.

Ирина С.

2

7.

Света К.

2

8.

Эльза Г.

3

2

9.

Антон Б.

2

3

1

10.

Милана Т.

3

2

11.

Анатолий Я.

12.

Нихат А.

3

13.

Екатерина Т.

14.

Костя М.

3

2

1

15.

Артем И.

3

1

16.

Виталий С.

1

2

3

17.

Андрей П.

18.

Таня Ч.

19.

Ольга Ч.

20.

Ксения В.

21.

Павел Г.

1

 

 

Звезд (5 и более) 5
Предпочитаемых (3-4 выбора) 3
Принятых (1-2 выборов) 11
Изолированных (нет выборов) 1
Уровень благополучия взаимоотношений 61%
Коэффициент взаимности 28%
Индекс изолированности 4%

 

Социограмма

 

Дискограмма 4 «Б» класса

 

Результаты тестирования младших школьников двух независимых выборок по социометрической методике (4 «Б» класс)

 

Таблица 1 Социометрическая матрица (неупорядоченная)

№ п/п И.Ф.испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
1 Аня С.     +   -   +   - + - +       - +    
2 Артем М.                   +     - +     + +  
3 Арина М.         -           +       + -     -
4 Катя 3.     +   + + -             +   -   + +
5 Вадим А. +         +       +   +     - + - + +
6 Толя Г.     + +                     +        
7 Тимур Д.     +   -           +       + -     -
8 Саша З. +       -             -       - +    
9 Оля И.         -             +             -
10 Аня К. + -     +   -         -       -     +
11 Ксюша К.     +   +   +               +        
12 Максим К. +       +         + -   +   -     +  
13 Влад М.     -   +         + -       -     +  
14 Олег О.         +             +     + -     -
15 Алеша О. -   +     - +       +     -          
16 Саша П.   - +   -               -         + +
17 Света П.     -   -         +     +   - +      
18 Виталий П.   -   + +                 -   -     +
19 Софья С.       + + +     +       -   + -   +  

∑ выборов (+)

4   7 3 8 3 4   1 6 3 4 2 2 6 2 3 7 5

Из них взаимных

2   2 3 5 1 2     2 3 2     3     3 3

∑ выборов (-)

1 3 2   7 1 2   1   3 2 3 2 4 9 1   4

 

Звезд (5 и более) 5
Предпочитаемых (3-4 выбора) 4
Принятых (1-2 выборов) 8
Изолированных (нет выборов) 3
Уровень благополучия взаимоотношений 55%
Коэффициент взаимности 30%
Индекс изолированности 10%

 

Результаты тестирования младших школьников двух независимых выборок по социометрической методике (4 «А» и 4 «Б» классы)

 

Таблица 2 Социометрическая матрица (упорядоченная)

№ п/п И.Ф.испытуемого 11 3 7 15 4 6 18 19 5 10 1 12 13 14 17 9 16 2 8
11 Ксюша К.   + + +                              
3 Арина М. +     +       - -               -    
7 Тимур Д. + +   +       - -               -    
15 Алеша О. + + +     -         -     -          
4 Катя 3.   + -     + + + +         +     -    
6 Толя Г.   +   + +     +                      
18 Виталий П.         +     + +         -     - -  
19 Софья С.       + + + +   +       -     + -    
5 Вадим А.       - + + + +   + + +     -   +    
10 Аня К.     -         + +   + -         - -  
1 Анна С. - + +           - +   +     + - -    
12 Максим К. -     -     +   + + +   +            
13 Влад М. - -   -     +   +                    
14 Даниил А.       +       - + +   +         -    
17 Света П.   -   -         -       +       +    
9 Оля И.               - -     +              
16 Саша П.   +         + + -       -         -  
2 Артем М.             + +   +     - +          
8 Саша З.     +         -   + -     +     -    

 

Звезд (5 и более) 10
Предпочитаемых (3-4 выбора) 7
Принятых (1-2 выборов) 19
Изолированных (нет выборов) 4
Уровень благополучия взаимоотношений 58%
Коэффициент взаимности 29%
Индекс изолированности 7%

 


Социограмма

 

Дискограмма 4 «А» класса

 




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФОРМА А (опросник по методике Айзенка)

1.Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться и испытать возбуждение?

2.Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить или утешить?

3.Вы человек беспечный?

4.Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать "нет"?

5.Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?

6.Если Вы обещаете что-либо сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои общения, независимо от того, удобно это Вам или нет?

7.Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8.Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9.Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10.Сделали бы Вы вес что угодно на спор?

11.Возникают ли у Вас чувства робости и стыда?

12.Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?

13.Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14.Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало делать и говорить?

15.Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

16.Легко ли Вас обидеть?

17.Любите ли Вы часто бывать в компании?

18.Бывают ли у Вас иногда мысли, которые бы вы хотели скрыть от других?

19.Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем веселы?

20.Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато близких Вам?

21.Часто ли Вы мечтаете?

22.Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23.Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24.Все ли Ваши привычки хороши и желанны?

25.Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26.Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27.Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28.Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29.Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30.Вы иногда сплетничаете?

31.Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут Вам в голову?

32.Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

33.Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34.Нравится ли Вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

35.Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36.Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37.Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38.Раздражительны ли Вы?

39.Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40.Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли произойти?

41.Вы ходите медленно и неторопливо?

42.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43.Часто ли Вам снятся кошмары?

44.Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45.Беспокоят ли Вас какие-либо боли?

46.Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были бы лишены широкого общения с людьми?

47.Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49.Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50.Легко ли Вы общаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

51.Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52.Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53.Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54.Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55.Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56.Любите ли Вы подшучивать над другими?

57.Страдаете ли Вы от бессонницы?

ФОРМА Б (опросник по методике Айзенка)

1.Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?

2.Часто ли у Вас бывало беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?

3.Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4.Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5.Держитесь ли Вы обычно в "тени" на вечеринках или в компании?

6.Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и безропотно то, что Вам приказывали?

7.Бывает ли, что у Вас иногда дурное настроение?

8.Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9.Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

10.Нравится ли Вам находиться среди людей?

11.Часто ли Вы теряете сон из-за своих тревог?

12.Упрямитесь ли Вы иногда?

13.Могли бы Вы назвать себя беспечным?

14.Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь, когда уже слишком поздно?

15.Любите ли Вы работать в одиночестве?

16.Часто ли Вы чувствуете себя равнодушным и усталым без серьезной причины?

17.Подвижный ли Вы человек?

18.Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19.Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"?

20.Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?

21.Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то внимание?

22.Можете ли Вы быстро выразить свои мысли словами?

23.Часто ли Вы бываете погружены в свои мысли?

24.Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

25.Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?

26.Часто ли Вы думаете о своей работе?

27.Очень ли Вы любите вкусно поесть?

28.Нуждаетесь ли Вы в дружественном человеке, чтобы выговориться, когда раздражены?

29.Если Вам по серьезной причине нужны будут деньги, согласитесь ли Вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем занять деньги?

30.Хвастаетесь ли Вы иногда?

31.Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?

32.Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?

33.Бываете ли Вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?

34.Склонны ли Вы планировать свои действия детально и заранее?

35.Бывает ли у Вас головокружение?

36.Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37.Делаете ли Вы обычно вещи лучше, обдумывая их в одиночку, чем обсуждая с другими?

38.Случается ли у Вас когда-либо одышка, хотя перед ней Вы не делали никакой тяжелой работы?

39.Являетесь ли Вы беспечным человеком, которого не волнует, чтобы все было так, как нужно?

40.Беспокоят ли Вас Ваши нервы?

41.Нравится ли Вам больше планировать, чем делать?

42.Откладываете ли вы иногда назавтра то, что должны делать сегодня?

43.Нервничаете ли Вы, когда находитесь в лифте или туннеле?

44.При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?

45.Бывают ли у Вас сильные головные боли?

46.Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47.Трудно ли Вам заснуть ночью?

48.Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

49.Говорили ли Вы иногда первое, что придет в голову?

50.Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?

51.Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких людей?

52.Часто ли с Вами случаются неприятности?

53.Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории Вашим друзьям?

54.Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55.Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?

56.Когда обстоятельства против Вас, обычно Вы думаете, что, тем не менее, еще стоит что-нибудь предпринять?

57. Часто ли у Вас "сосет под ложечкой" перед важным делом?

Бланк ответа (по методике Айзенка):

Ф.И.О._______________________________________________

Дата:____________ Возраст:__________ Образование:________________

 

ответы

ответы

ответы

ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ
1     20     39    
2     21     40    
3     22     41    
4     23     42    
5     24     43    
6     25     44    
7     26     45    
8     27     46    
9     28     47    
10     29     48    
11     30     49    
12     31     50    
13     32     51    
14     33     52    
15     34     53    
16     35     54    
17     36     55    
18     37     56    
19     38     57    

Сумма: Э = И = Н =



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Коррекционная программа

Помимо этого автором дипломной работы предлагается психолого-педагогическая коррекция детской тревожности и агрессивности, которая может влиять на межличностные отношения в детском коллективе.

Особенно широко в коррекционной работе с детьми используется понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в подростковом возрасте — общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Основная цель психокоррекции состояла в следующем - психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии.

Коррекционная программа направлена на тренировку навыков общения, коррекцию самооценки, преодоление невротических особенностей личностей. Она состояла из 10 занятий и индивидуальной коррекционной работы с проблемами, которые были обнаружены во время диагностики.

На первых двух занятиях психолог предупреждает группу, что его во время тренинга совершенно не волнует техника и качество речи, и поэтому первые занятия будут проходить в «режиме молчания» с помощью только жестов либо (в крайнем случае) письменных вопросов. Это сразу снимает психологическое напряжение у подростков, создает более творческую атмосферу занятий.

Общения.

Упражнение:

Сатир-категории. Психолог знакомит подростков с вариантами поведения во время общения: блаймер, плакатер, компьютер, дистрактор, — и предлагает им продемонстрировать сначала один, а до конца занятия все варианты поведения во время диалога. Двое разговаривают, двое (стоя за их спинами) демонстрируют карточки с названиями Сатир-категорий. Надо, не прекращая диалога, перейти к другому стилю поведения

МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Социально-психологический факультет

Кафедра социальной психологии и педагогики

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.