Понятие износа основных фондов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные фонды служат в течение нескольких лет и подлежат замене (возмещению) лишь по мере их физического или морального износа.

Износ основных фондов - частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ основных фондов.

Физический износ средств труда выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

Моральный износ основных фондов - снижение стоимости действующих основных фондов в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают две формы морального износа. Первая проявляется в потере стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготавливающих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Моральный износ второй формы выражается в потере стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам. Моральный износ - это экономическая категория. На основе исследования закономерностей физического и морального износа определяется период экономического снашивания данного вида средства труда, который лежит в основе утверждаемых нормативных сроков службы основных фондов.

Амортизация основных фондов

 

Для своевременной замены устаревших средств труда, без ущерба для предпринимателя, необходимо, чтобы стоимость выбывающих фондов была полностью перенесена на готовую продукцию. В амортизационном фонде должны быть накоплены необходимые средства. Только при этом условии процесс воспроизводства основного капитала может осуществляться планомерно и эффективно.

Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных фондов. По экономической сущности амортизация •- это денежное выражение части стоимости основных фондов, перенесенных на вновь созданный продукт.

Амортизационный фонд - особый денежный резерв, предназначенный для воспроизводства основных фондов. Он является финансовым ресурсом для капитальных вложений. Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства основных фондов, для замены изношенных средств новыми экземплярами, равными по стоимости. Однако в условиях высоких темпов научно-технического прогресса амортизация служит источником расширенного воспроизводства основных фондов. В процессе воспроизводства основных фондов моменты их простого возобновления и расширения гармонично объединены, и их разграничение носит условный характер.

Норма амортизации является главным рычагом амортизационной политики государства. Посредством нормы регулируется скорость оборота основных фондов, интенсифицируется процесс их воспроизводства. В каждый период развития экономики уровень норм не может быть одинаковым.

Уровень нормы амортизации определяется принятым нормативным сроком службы различных видов основных фондов. Выбор его величины обусловливается рядом факторов: темпы и направления технического прогресса, возможности производственного аппарата по выпуску новых видов техники, соотношения между потребностями и ресурсами в различных видах основных средств и т.п. Расчеты сроков амортизации по конкретным видам основных фондов учитывают многие факторы, отражающие их специфические качества и назначение. Так, амортизационные периоды для многих видов сооружений и оборудования добывающей промышленности определяются периодом исчерпания сырьевых ресурсов, а для средств, работающих в агрессивной среде, - сроком их физического износа и т.д.

 

 

Себестоимость

Себестоимостью товара называют сумму расходов компании-производителя на его изготовление и продажу.

Чтобы произвести какой-либо продукт, фирма должна закупить сырье, материалы, топливо. Процесс производства невозможен без применения техники и специальных инструментов. Оборудование нужно время от времени обслуживать и ремонтировать. Иногда возникает потребность в расходных материалах и новых комплектующих. Наконец, всеми машинами и инструментами оперируют люди, которые ожидают вознаграждения за свой труд. Реализация готового товара тоже сопряжена с расходами. Все вышеперечисленные затраты, выраженные в денежном эквиваленте, формируют себестоимость изделия.

Калькуляция себестоимости

Чтобы узнать, во сколько предприятию обошлось изготовление какого-то одного товара (ноутбука, дивана, лодки), нужно подсчитать все затраты на производство единицы продукции. Процесс подсчета и систематизации издержек называется калькуляцией. Калькуляция предполагает разделение затрат по статьям расходов. Их также называют статьями калькуляции. Чаще всего предприятие расходует средства на:

  • покупку сырья и материалов;
  • зарплату сотрудникам, занятым в производстве;
  • топливо и энергию для технологических нужд;
  • внедрение новых решений;
  • подготовку к выпуску новых видов изделий.

С помощью калькуляции узнают, какие средства тратятся на изготовление отдельного продукта заводом или цехом. Систематизация расходов помогает аналитикам определить, насколько затратным является производственный процесс, сколько денег уходит на управление производством, и во что обходится реализация готовой продукции.

При подсчете себестоимости все издержки делят на два вида:

1. Прямые. К ним относят расходы на приобретение или добычу сырья и материалов, топливо, оплату труда работников, занятых непосредственно в производстве.

2. Косвенные, то есть расходы на эксплуатацию и обслуживание техники, а кроме того – расходы завода, отдельно взятых цехов и расходы, не относящиеся к производству. Считается, что затраты на электричество, горячую воду, обслуживание и ремонт помещений, техники и транспорта не имеют прямого отношения к себестоимости товара. Поэтому такие расходы принято распределять на все виды производимых товаров пропорционально прямым затратам или затратам на вознаграждение рабочим.

Себестоимость является важным показателем дееспособности компании-производителя. Ее увеличение или уменьшение свидетельствует о качественных изменениях в работе предприятия.

Если себестоимость снижается, то рентабельность производства с большой вероятностью повышается. Снижение себестоимости способствует накоплению средств для организации новых предприятий и общественных учреждений, возведения социально значимых объектов. Благодаря снижению себестоимости уменьшаются и цены на товары массового спроса.

Виды себестоимости

Выделяют пять видов себестоимости согласно составу затрат:

1. Индивидуальная. Учитывает все расходы на производство одного вида продукции.

2. Технологическая. Включает все затраты на осуществление производственного процесса.

3. Цеховая. Состоит из:

- технологической себестоимости;
- стоимости заготовок изделий;
- стоимости работ, осуществляемых другими отделами предприятия;
- затрат на обслуживание цеха и управление им.

4. Производственная. Сформирована затратами компании, в том числе цеховыми и общехозяйственными, на изготовление товаров.

5. Полная. Включает производственную себестоимость, затраты на продажу продукции, а также внепроизводственные расходы.

Составляющие себестоимости товара (затраты) разделяют на следующие классы:

  • материальные затраты (сюда не входит стоимость возвратных отходов);
  • расходы на зарплату;
  • расходы на амортизационные отчисления;
  • социальные расходы;
  • прочие расходы, включая маркетинговые, которые в деталях рассматриваются в соответствующем бюджете.

Себестоимость – это один из показателей, влияющих на ликвидность и рентабельность предприятия. Как правило, компании стремятся к снижению себестоимости. Ее расчет осуществляется методом калькуляции.






Прибыль и рентабельность

 

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерчес­кой организации. Как экономическая категория прибыль от­ражает чистый доход, созданный в сфере материального про­изводства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получе­ние прибыли на предприятии означает, что полученные до­ходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие за­интересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятель­ности, научно-технического и социального развития предпри­ятия, материального поощрения работников.   В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех при­былей — балансовая (валовая) прибыль предприятия. Основ­ными составными элементами балансовой прибыли являются: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;финансовые результаты от внереализационных операций. Как правило, основной элемент балансовой прибыли со­ставляет прибыль от реализации продукции, выполнения ра­бот или оказания услуг.

Кроме абсолютного размера прибыли показателем эффектив­ности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, из­держек и продаж.

Рента­бельность капитала исчисляется как отношение прибыли к капита­лу (активам), рентабельность издержек — как отношение прибыли к себестоимости (издержкам), рентабельность продаж — отноше­ние прибыли к цене (выручке от реализации).

При расчетах показателей рентабельности также исходят из разных величин, составляющих прибыль, — балансовой прибыли, прибыли от реализации, чистой прибыли. Основные показатели рентабельности: рентабельность продукции (издержек); рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность текущих активов; рентабельность собственного акционерного капитала.

Рентабельность продукции (издержек) (Рпр) определяется

как отношение прибыли от реализации продукции (Яр) к полной себестоимости реализованной продукции (С):


 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.