Классификация нарушений налогового законодательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нарушения налогового законодательства могут классифицироваться по ряду признаков:

1. В зависимости от степени общественной опасности нарушение налогового законодательства подразделяются на налоговые нарушения, влекущие за собой применение налоговых санкций, и налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность. 

2. По субъекту, выделяют налоговые правонарушения совершаемые:

· только юридическими лицами;

· юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями (т.е. субъектами хозяйствования);

· юридическими лицами, физическими лицами-предпринимателями и физическими лицами ;

· только физическими лицами.

3. По составу нарушений:

· нарушения с материальным составом (когда бюджету наносится ущерб);

· нарушения с формальным составом.

4. По характеру совершения нарушения:

· в результате действия (занижение дохода, искажение отчетности и т.д.);

· в результате бездействия (непредоставление деклараций, нарушение сроков предоставления информации и т.д.).

Классификация нарушений налогового законодательства позволяет сформировать группы правонарушений, которые могут совершаться налогоплательщиками, и правильно квалифицировать их действия.

 

6.4. Понятие, принципы, функции и признаки налоговой
ответственности

Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения.

Принципы налоговой ответственности – это исходные положения, отражающие ее объективную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя в процессе реализации охранительных налоговых правоотношений. Они включают:

1. Законность, означающая, что к ответственности за нарушение налогового законодательства возможно привлечь только на предусмотренных действующим законодательством основаниях и в установленном законом порядке. Деяние признается нарушением налогового законодательства только в случае объявления его таковым в соответствующем законодательстве до момента совершения (согласно ч. 2 ст. 47 Конституции Донецкой Народной Республики, ч. 2 ст. 5 и ч. ст. 205 Закона № 99-IHC).

2. Однократность привлечения к налоговой ответственности. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же нарушение налогового законодательства (ч.2 ст. 205 Закона № 99-IHC).

3. Обоснованность подтвержденными фактами. Основанием для привлечения к налоговой ответственности является установление факта совершения данного нарушения и принятие по результатам установления такого факта соответствующего решения (ч. 3 ст. 205 Закона № 99-IHC).

4. Разграничение ответственности налогоплательщика и его должностных лиц. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового нарушения не освобождает его должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики (ч. 4 ст. 205 Закона № 99-IHC).

5. Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности (уплаты налога и пени), поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика (ч. 5 ст. 205 Закона № 99-IHC).

6. Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности. В зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава возможно применение норм иных отраслей права (в частности, уголовного или административного).

7. Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ст. 42 Конституции Донецкой Народной Республики и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Все принципы налоговой ответственности тесно взаимосвязаны. Несоблюдение хотя бы одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения налогового законодательства.

 

Можно выделить следующие функции налоговой ответственности:

1. Охранительная с помощью, которой общество ограждается от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства.

2. Стимулирующая (воспитательная) – направленная на поощрение правомерного поведения субъектов налогового права и снижение стимулов для их неправомерного поведения. Правомерное поведение должно быть более выгодным с экономической точки зрения по сравнению с неправомерным.

3. Правовосстановительная (компенсационная) – нацеленная на восстановление нарушенных имущественных интересов государства, компенсацию убытков, причиненных бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам.

4. Штрафная (карательная) – обеспечивает создание режима правового урона в результате применения санкции к совершившему нарушение налогового законодательства.

5. Предупредительная – способствует предупреждению совершения налоговых нарушений всеми субъектами налоговых правоотношений, а также совершению новых нарушений ранее совершившими их субъектами.

Закон «О налоговой системе» содержит обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, а именно:

1) отсутствие события налогового нарушения (т. е. отсутствие противоправного факта в действиях лица);

2) отсутствие вины лица в совершении налогового нарушения, такое возможно в случае если налогоплательщик действовал в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультацией; 

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16 лет (с этого возраста наступает налоговая деликтоспособность физического лица);

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения (срок давности определен в три года).


Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.