Тема 9. Машиностроительный комплекс РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Разнообразие отраслей машиностроения обусловливает и чрезвычайно разнообразный комплекс условий их размещения. Хотя предприятия машиностроения являются крупными потребителями черных и цветных металлов. пластмасс и всевозможных материалов, однако в большинстве случаев не эти факторы играют определяющую роль в их размещении.

Размещение предприятий машиностроения в нашей стране находятся в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народно-хозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; комбинирование производства; специализация; концентрация: наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.

Российский рынок машиностроения – это огромный, емкий внутренний рынок с низким качеством готовой продукции (относительно иностранных аналогов), с довольно слабым развитием транспортных сетей (преобладанием в основном ж/д транспорта), малым экспортом и изношенным оборудованием. Все это обусловлено, прежде всего, таким непропорциональным и неравномерным распределением ресурсов в России, мест их переработки и производство заготовок. В настоящее время отечественное машиностроение пребывает в глубоком и затяжном экономическом кризисе, серьезно повлиявшем не только на значительное сокращение объемов производства, но, что особенно настораживает, приведшем к серьезной деградации его отраслевой структуры. В наибольшей мере пострадали прогрессивные производства, и их удельный вес и общем объеме продукции заметно уменьшился.

Машиностроение России слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребность Сибири и Дальнего востока в машинах и оборудовании на 70-90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.

2. В отраслевой структуре отечественного машиностроения существенно преобладают производства транспортных машин, оборудования для добычи и переработки сырья и выпуска вооружений. Наиболее развит комплекс транспортного машиностроения (авиа-, автомобиле-, судо-, и ж/д. - машиностроение)

Авиастроение - самая крупная и наиболее развитая отрасль российского машиностроения, по масштабам производства и техническим параметрам находящаяся на одном уровне с США. Российские КБ создают непревзойденные по аэродинамике планеры, но их качества заметно снижаются после установки на них средних по качествам двигателей. Поэтому возникла идея сотрудничества отечественных самолетных КБ с американскими двигателестроителями. Авиационная промышленность размещена, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые издания собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями смежников. Главные факторы размещения этих предприятий - возможность кооперирования производства, удобство транспортных связей и наличие нотифицированной рабочей силы. Наиболее крупные районы концентрации авиационной промышленности России - Поволжский, Центральным и Уральский.

Автомобилестроение по условиям и факторам размещения во многом похоже на авиастроение. Эта отрасль также в очень значительной степени милитаризована.

Железнодорожное машиностроение - старейшая отрасль отечественной промышленности, получившая значительное развитие еще в дореволюционный период. Распад СССР был особенно болезненным для российского производства локомотивов и подвижного железнодорожного состава, что привело к невозможности обеспечения ж/транспорта России локомотивами подвижным составом и необходимым оборудованием собственного производства. Закупка же подобной продукции за рубежом обходится дорого. Сегодня налаживается производство пассажирских вагонов в Твери и Тихвине.

Судостроение "привязано" к морским побережьям (часто находясь в устьях рек) и внутренним водоемам. Одновременно эта страсть нуждается в тесных производственных связях по кооперированию производства с многочисленными смежниками и требует квалифицированных и высококвалифицированных трудовых ресурсов. Не случайно поэтому крупнейшим центром морского судостроения России является Санкт-Петербург, где производятся наиболее сложные в техническом отношении суда. Кроме Санкт-Петербурга, морское судостроение и судоремонт развиты в Выборге, специализирующемся на производстве платформ для нефти - и газодобычи на морском шельфе в Калининграде - производство сейнеров и оборудования для морских рыбных промыслов. Флагман и один из старейших в РОССИИ центров речного судостроения - Нижний Новгород, занимающий исключительно выгодное положение в месте слияния двух крупнейших по интенсивности движения судов рек - Волги и Оки. Речное судостроение и судоремонт также имеются в Санкт-Петербурге, Рыбинске. Самаре, Волгограде, Aстрахани, Ростове-на-Дону, Омске, Новосибирске.

Металлоемкие производства горношахтного и металлургического оборудования в России очень часто располагаются в основных металлургических базах страны, где имеет место благоприятное территориальное сочетание сырьевого и потребительского фактора. Основными районами производства горнорудного и шахтного оборудования являются Урал, Кузбасс, Красноярск, Иркутск и Центрально-Черноземный экономический район. Более 1/2 всего металлургического оборудования страны дает Урал (Екатеринбург, Челябинск, Орск). За пределами Урала в этом отношении выделяются Кузбасс и город Электросталь под Москвой.

Тракторостроение - одна из передовых отраслей советского машиностроения, в современной России находится в сложном положении, обусловленном распадом СССР, приведшим к ослаблению, а нередко и полному разрыву производственных связей между тракторостроительном предприятиями России и ближнего зарубежья. Крупнейшие центры тракторной промышленности в России - Волгоград Липецк, Владимир, Челябинск и Рубцовск.

Сельскохозяйственное машиностроение, за исключением производства зерновых комбайнов, всегда было слабым звеном отечественного машиностроения и сельскохозяйственная техника, работающая на полях страны, в большой части завозилась из-за рубежа.

Крупнейшие предприятия по выпуску зерноуборочных комбайнов территориально приурочены к основным зерновым районам России. Большую часть отечественных зерновых комбайнов производит гигантский завод "Ростсельмаш" в Ростове-на-Дону. В Рязани функционирует единственный в России завод картофелеуборочных комбайнов.

Металлообрабатывающая промышленность России рассредоточена по всей территории освоенной в хозяйственном отношении части страны. В основном здесь преобладают различные ремонтные производства, часто в составе машиностроительных заводов. В некоторых регионах страны, где ведется активная разработка природных ресурсов, ремонтные предприятия численно преобладают над машиностроительными.

3. Среди всех факторов машиностроения, важная роль принадлежит специализации и кооперированию, которые создают новые возможности для территориальной организации отрасли. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная, технологическая и подетальная специализация.

Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий - смежников, обеспечивающих работу головного завода

Мне кажется, что у нас в России машиностроению следует переходить на американский тип организации производства. Суть его в следующем: в центре находится сборочный завод, а по радиусу до 100 км, расположена масса небольших производств, выпускающих комплектующие (малые высокоспециализированные фирмы, зависящие от основного производства). В результате возникает крупносерийное производство. Данный тип организации машиностроения, по моему мнению, будет более эффективным и производящим более качественную продукцию по мировым масштабам. Но стоит учесть, что возможно ли вообще в российских условиях машиностроение организовать по американскому типу.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.