Финансовые службы предприятия, их задачи и функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отдельные российские исследователи полагают, что многообразие функций, выполняемых финансовыми службами предприятий, можно разделить на две большие группы:

• управление денежными потоками;

• учет и контроль за финансовой деятельностью.

 

Рис. 1. Организационная схема финансового управления

 

Другие специалисты в организации финансовой службы выделяют три главных звена: финансовый директор, главный бухгалтер, казначей, что вполне правомерно (рис. 1).

Однако не совсем ясно, что авторы имеют в виду под управлением инвестициями (управление ценными бумагами выделено ими в отдельный блок) и финансовым учетом. В настоящее время предприятия должны вести три вида учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Последний из них — для целей бюджетирования.

Несколько иная организационная структура финансовой службы российского предприятия представлена В.В. Кондратьевым (рис. 2).

 

Рис. 2. Примерная структура финансовой службы российского предприятия

 

Следует отметить, что функции финансового директора и казначея (финансового управляющего) тесно взаимосвязаны. Финансовый директор в большей степени занят стратегией в области финансов, а казначей — подготовкой и обоснованием аналитических и управленческих решений.

В отечественной практике бухгалтерия часто не включается в структуру финансового отдела, подчиненного финансовому директору (хотя функционально она тесно связана с финансовой службой).

Функциональное построение центров управления финансовой деятельностью существенно различается на предприятиях разных размеров.

На крупных предприятиях (региональных энергосистемах) создается наиболее диверсифицированная система функциональных финансовых подразделений (рис. 3).

Наряду с традиционной интеграцией системы финансового управления с общей системой менеджмента на предприятии в последние годы в отечественной практике используют иные, более прогрессивные формы такой интеграции. Одной из таких форм является концепция управления отдельными аспектами финансовой деятельности на основе центров ответственности (ЦО), предложенная американским ученым Дж. Хиггинсом. Центр ответственности является структурным подразделением предприятия, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности, а ее руководитель самостоятельно принимает управленческие решения и несет полную ответственность за выполнение доведенных до него плановых (нормативных) показателей.

 

Рис. 3. Нетиповая схема организационной структуры финансового управления акционерной энергетической компании

 

Задачи фин. службы:

1)Контроль за выполнением принятых решений

2) Учет и анализ прошлого опыта

3) Учет тенденций развития и возможных направлений, изменений во внешней среде хозяйствования

4) Учет стратегических целей и перспектив

5) Ориентация на экстренный характер принимаемых решений или проводимых преобразований

6) Обоснование и признание непредсказуемости влияния некоторых внешних факторов.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 190.