Социология в системе гуманитарных наук
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социология в системе гуманитарных наук.

Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

Функции социологии.

1. Познавательная.

2. Прогностическая.

3. Управленческая.

4. Ценностно-ориентирующая человека.

5. Мировоззренческая.

История социологии в Западной Европе и в США.

История социология в СССР.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм – это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и её полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекратила своё существование. Отдельные её проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х – начале 60-х годов, на волне «хрущёвской оттепели». В этот период были проведены социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило так называемое «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал: отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения исследований большой армией «доморощенных» социологов.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ – кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан Институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования», главным редактором которого стал А.Г. Харчев (с 1995 г. по настоящее время – Ж.Т. Тощенко). С 1989 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.

Уже в конце 60 – начале 70-х годов ведётся интенсивная разработка теоретических и методических проблем социологии. Появляются работы Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова, посвящённые программе, инструментарию, процедуре и организации социологического исследования. На этой основе возникли многочисленные интерпретации исходных документов для подготовки и проведения научных исследований. Часть из них была рассчитана на высокопрофессиональное изучение объективной реальности с помощью социологических методов. Другая часть адаптировала эти документы к решению экономических, политических и культурных задач. Третьи носили сугубо прикладной характер и были нацелены на решение неотложных производственных или учебных проблем.

Одновременно шёл трудный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, её связи с другими научными дисциплинами. При всей спорности обсуждаемых идей социология открывала новые грани предмета, объекта и направлений исследования. Постепенно стали складываться специалисты как по теоретическим и методологическим проблемам социологии, так и по отдельным отраслям социологического знания. С конца 60-х до начала 80-х годов значительный вклад в исследование по самым различным вопросам мировой социологии был внесён советской наукой.

Сложились и активно развивались исследования в области труда и управления, социологии города, социологии села, социальной структуры, демографии и миграции, этносоциологии, молодёжи, образования, общественного мнения и средств массовой информации, культуры, семьи, религии, общественной активности, социологии науки.

Несомненно, при всех издержках развития социологической науки данный этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 80 – начале 90-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране. Об этом периоде развития социологии в России пишет Э.А. Капитонов в «Социологии XX века» (Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 363), Ж.Т. Тощенко

Программа исследования.

Как уже упоминалось, подготовка социологического исследования непосредственно начинается с разработки программы. Программа социологического исследования это главный исследовательский документ, содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок научного поиска, изучения социальных фактов. Назначение программы состоит в том, чтобы придать познавательной деятельности логически завершенный, целенаправленный характер и строгую научную обоснованность. Программа социологического исследования включает в себя два раздела: методологический (концептуальный) и методический (процедурный).

В методологический раздел входит:

- формулирование и обоснование проблемы;

- выяснение степени ее изученности;

- указание цели;

- определение объекта и предмета исследования;

- логический анализ основных понятий;

- формулировка гипотез и задач исследования.

В программе, как правило, формулируется проблема, в которой получают как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее её. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, то есть проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решённых»[1].

Цель организаторы социологического исследования призваны ставить такую, реализация которой смогла бы вооружить заказчика надёжными данными, помогающими выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент социально-экономических или социально-политических проблем.

Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – социальный институт, организацию, общность людей и сферу их деятельности, с которой она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает определенный носитель той или иной социальной проблемы. Чёткое выделение объекта исследования способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны, свойства и состояния объекта (в их статике или динамике), которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Программа предусматривает логический анализ основных понятий. Это ряд методологических процедур, суть которых заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в исследовании, их уточнении, интерпретации и операционализации.

Любое социологическое исследование строится на предварительных явно или неявно выраженных предположениях и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез, которые подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные (гипотезы-следствия).

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и также, как последние, могут быть условно распределены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Дополнительные задачи, как правило, способствую решению основных.

Методический раздел программы включает в себя:

- определение обследуемой совокупности;

- характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;

- логическая структура инструментария для сбора этой информации;

- алгоритмы её обработки на ЭВМ.

Большинство исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Этот один из наиболее ответственных моментов при разработке программы. Выборочный метод характерен всем социологическим исследованиям, кроме тех случаев, когда объект исследования насчитывает несколько десятков единиц анализа, которые подвергаются сплошному анализу. По научно обоснованным правилам отбирается определённое количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам характеристику изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название «выборка». От правильности её осуществления в огромной степени зависит и достоверность социологической информации.

Метод анкетирования.

Двумя основными разновидностями опроса являются анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. По способу распространения анкет выделяют: раздаточную анкету, почтовый опрос; Интернет-опрос, прессовый опрос.

При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. При первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми или даже заполнения анкеты другим человеком.

Почтовый опрос – также достаточно популярный метод опроса большой совокупности людей. Его слабые стороны – низкий процент возврата без применения специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки. Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.

Интернет-опрос. Этот метод опроса находится в стадии интенсивного развития и многие его преимущества, недостатки и методику ещё предстоит развить и уточнить. Неоспоримыми достоинствами этого подхода является возможность в короткие сроки опросить тысячи и, возможно, миллионы человек по многим странам мира, причём при очень низкой себестоимости. Центральная проблема Интернет-опросов – это построение репрезентативной выборки и ректрутирование респондентов. В последнее время общепринятой практикой стало «предварительное рекрутирование» респондентов и создание панелей респондентов. При обработке таких данных взвешиваются результаты в соответствии с генеральной совокупностью.

Правила составления анкет.

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям. Во-первых, вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент. Для получения необходимой информации.

Во-вторых, необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это значит, что автор вопросника должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиции общения, представлений о престиже и др. С учётом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с интервьюером. В практической работе при

Проведение анкетного опроса должно соответствовать ряду специфических требований.

- Он не должен длится более 30-40 минут, в противном случае респондент устаёт, и последние вопросы обычно остаются без полноценных ответов.

- Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.

- Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего если он будет нейтральным.

- Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент успел «включиться» в тему.

- Вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемым.

- Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

Постановке вопросов предшествует обращение в определённой форме к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это является своего рода введением, которое должно быть кратким, понятным и чётким. Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определённым образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты – наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.

В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы – пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы. Об этом пишут авторы учебника под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 777-778) и А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 465–466).

Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.

Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.

По форме вопросы делятся на три основные группы: 1) открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.

Проверка и контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один из них – контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий – на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью. Виды вопросов, применяемых в социологическом опросе, описаны в учебнике А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 461-465). Иллюстрировано наглядными примерами изложение особенностей опроса, интервью и композиции анкеты в «Социологии XX века» Э.А. Капитонова (Социология XX века. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 461-485).

 

Интервьюирование.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. При проведении интервью социолог, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника, может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным.

Различают несколько видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса». Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной стадии социологического исследования.

При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер. Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определённой последовательности. Задавая эти вопросы опрашиваемому, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или прибегая к стенографии. При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизированным, исследователь обращается к опрашиваемым с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся преимущественно вопросы закрытого и полузакрытого типа. Опрашиваемый должен выразить своё согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишён возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизированное интервью – наиболее распространённое из всех перечисленных видов интервью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.

Особенность глубинного интервью состоит в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.

Цель фокусированного (направленного) интервью заключается в изучении общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают своё отношение к нему и мнение о нём, давая ему оценку.

Социометрический опрос.

Социометрия – метод изучения системы межличностных отношений в малых группах (коллективах), основанный на специальных способах опроса или тестирования всех членов этих групп. Она была разработана Якобом Леви Морено в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах и получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические исследования малых групп и первичных коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию. (См.: Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2001).

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют своё поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы того или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплочённость коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, тот в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек. Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы будет равно (N-1), где N – число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщённая аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими, либо испытуемый заведомо даёт ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и экспериментатору.

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно повышает надёжность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относится к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнёра, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах разной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов. Для системы отданных выборов она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины и можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие отношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации.

Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:

- измерение степени сплочённости – разобщённости в группе;

- выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплочённых образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать своё отношение к другим членам группы по выделенным критериям. Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексиологический.

 

Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами . Последние действуют от имени общества как целого . Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .

Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом . Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности .

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений , свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода , на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например , литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней , содержательной .

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как социальный

институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц , учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию . Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях , характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката, следователя и т. д. ) .

     Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями , обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения .

     Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть . Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм . Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты , как система образования , здравоохранение , социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .

Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на основе которых складываются социальные общности , представляют собой упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей , которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться , говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм , агрессивные действия и т. п. )

Социальные организации.

Известную трудность представляет разграничение понятий «социальный институт» и «социальная организация». И не только потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, армия, суд, банк, магазин, финансовое учреждение и др.) могут рассматриваться и как социальный институт и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать эти понятия, употребляя их как синонимы. Другие же такое разграничение проводят более или менее чётко и подробно.

Так, Н. Смелзер, отмечая большую и всё возрастающую роль многочисленных организаций в современных развитых обществах, определяет организацию (он не употребляет понятие «социальная организация») как характерную для сложных обществ «крупную вторичную группу, образуемую для достижения определённых целей». В книге «Социология», подготовленной под руководством Г.В. Осипова, даётся подробная и содержательная характеристика «социальных организаций», которые рассматриваются как сложные, взаимосвязанные, иерархические, целевые социальные системы, как инструмент общества для достижения определённых целей, как своего рода «клеточки» социальной структуры, её малые совокупности.

Аналогичная позиция выражена в книге А.И. Пригожина «Социология организаций». А.И. Пригожин вместе с тем отмечает, что понятие «организация» в применении к социальным объектам употребляется в трёх смыслах:

a) Искусственное объединение институционального характера, занимающее определённое место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (предприятие, банк, школа, орган власти, добровольный союз);

b) Деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживанию устойчивых связей, координацию, т.е. организация в смысле управления;

c) Степень упорядоченности какого-либо объекта, т.е. его структура, строение, тип связей и др. (организация в смысле организационный, упорядоченный объект).

Характерные для социальной организации признаки: целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация на функциональной основе; построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем; наличие специфических средств регулирования и контроля за деятельностью организации, прежде всего, через создаваемые управляющей подсистемой институты и нормы; целостность социальной системы. В принципе социальная организация представляет собой высший уровень социальных систем, для которых характерны такие системообразующие факторы, как цель, иерархия, управление и синергия. Последнее является эффектом приращения, полученным в ходе совместной деятельности, результат которой выше, чем сумма соответствующих индивидуальных усилий.

Социальные свойства организации таковы:

1. Организация создаётся как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении её стоят такие проблемы, как выяснение целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;

2. Организация складывается как человеческая общность специфическая социальность, т.е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплочённости/конфликтности;

3. Организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая с внешней средой. А основные проблемы здесь – равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

Разумеется, все эти стороны имеют лишь относительную самостоятельность, между ними нет резких граней, они постоянно переходят одна в другую. Более того, любые элементы, процессы и проблемы организации должны быть рассмотрены в каждом из этих трёх измерений, в которых они выступают в различных качествах.

Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Причём в организации это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять, если понимать источники появления организационного эффекта, а именно: возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективных связей.

Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации. Ощутимый эффект даёт одновременность, однонаправленность многих усилий. Ещё больше усиливает совокупный эффект расчленение общей работы. Новый уровень эффективности задаёт специализация.

Социальные институты и организации могут быть формальными и неформальными. В рамках первых взаимодействие субъектов происходит на основе законов или иных правовых актов, формально утверждённых распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют социальные институты, охватывающие все сферы жизни общества, они подразделяются на политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и другие общественно-политические организации); экономические – с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, завод, банк, торговля, деньги, труд, рынок и другие); институты культуры и воспитания – с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, художественные учреждения и организации, семья и др.). Ведущая роль среди этих социальных институтов принадлежит политическим институтам.

Неформальные институты и организации появляются стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Это спонтанно сложившиеся системы социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации и институты не выполняют важных для общества функций. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных или групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Отношения с другими субъектами не регламентированы установками руководства. Решения организационных, технических и других задач чаще отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жёсткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Её структура, отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Это понятие ввел п. Сорокин

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся».

Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес.

Различаются следующие виды социальной мобильности:

· вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

· индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

· восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

Социальная стратификация.

Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

Социальная стратификация современного российского общества.

Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса. Следует учитывать влияние на расслоение и инокультурного опыта.

В настоящее время за исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения.

Историческое развитие российского государства консервировало в обществе военно-имперский, временами репрессивный, характер социальных связей с чрезвычайно слабо выраженными институтами частной собственности, выборных представительных органов, правовой защиты социальных групп и личности. Вместе с тем это не означает, что выделенные стратификационные особенности способны производиться в жесткой форме на каждом новом витке развития российского общества. Определенная часть их безусловно продолжает оставаться жизнеспособной и в ближайшем будущем будет воспроизводиться. Однако динамика стратификации последних десятилетий свидетельствует о том, что в нынешних условиях имеются основания как для сохранения государственной собственности и механизмов перераспределения, так и для восстановления мелкой частной собственности, а также ассоциированной (групповой) собственности, для возрождения рыночных отношений. На базе изменившегося соотношения социальных сил и высокого образовательного уровня населения способно также укорениться плебесцитно-выборочные процедуры формирования государственных и местных органов управления; есть все основания надеяться на повышение роли законодательно правовой системы социального регулирования.

Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы ,имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и ролям .      Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .

     Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные ( или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ; изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов

Социальный конфликт

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис общества. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт — это столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Некоторые социологи марксистского направления считают конфликт временным состоянием общества, которое может быть преодолено рациональными способами, т.е. существует такой уровень общественного развития когда конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликта невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

Чтобы конфликт возник и стал развертываться необходимо 3 его составляющие:

1. наличие объективных предпосылок, заключенных в более или менее значимых ущемлениях интересов, потребностей или прав индивида, социальной группы. Социального слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общества, полит. власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д.

2. осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника;

3. активное социальное действие обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов.

Многообразие общностей

Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .    

Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями , интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему . Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть определена , например , ее объективными данными : сведениями о демографической структуре общности , профессиональной структуре , об образовательной характеристике ее членов и т. п.

     Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам , определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .

     Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные социально-территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города , регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает преодолеть состояние изолированности и т. д.

ИНСТИТУТ СЕМЬИ

Семья — самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с т. зр разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:

· малая группа людей,

· объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),

· семья, как соц. институт выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, возникший позже и институт развода.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:

· несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

· противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

· падение престижа традиционного брака.

Сейчас соц. исследования идут в направлениях:

· изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;

· изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей;

· отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;

· качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;

· функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

 

Семья, под каким бы углом зрения её не рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций. Важность семьи как социального явления подчёркивается тем, что она является предметом изучения самостоятельной отрасли социологии – социологии семьи.

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

· стали готовить учителей специально;

· подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;

· сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);

· школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Социология управления.

Долгое время вопросы управления разрабатывались в рамках экономической теории, маркетинга, менеджмента, психологии и других научных дисциплин. И только когда социальные проблемы стали чрезвычайно острыми, объективно потребовалось подключение социологии к подготовке управленческих решений. Именно это вызвало к жизни многочисленные эксперименты, новые формы организации и управления, учитывающие социальные факторы, ценностные ориентации и установки, симпатии и антипатии, возможность наиболее оптимально организовать жизнь людей. Приход социологии в науку управления знаменовал собой поиск глубинных ресурсов, резервов второго и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей.

1. Сущность и содержание понятия "Социология управления".

Социология управления – специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего, как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчинёнными им сотрудниками и организационными структурами. Она включает в свою предметную область также исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческим решений, определение эффективности управленческих действий. В центре её внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения её качественной специфики и целостности, обеспечения её нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Одним из существенных элементов общей системы социологии управления является социальный менеджмент. В переводе с английского языка «менеджмент» означает «управление» – управление производством, управление бизнесом, управление людьми. Социальный аспект управления, или менеджмента, касается кадров, занятых в различных сферах деятельности. Он заключается в рассмотрении и решении проблемы управления межличностными отношениями в рамках профессиональных (например, отношения руководства и подчинения, развития и преобразования социальной организации, внутригруппового личностного взаимодействия, самоуправления и самоменеджмента), а также многих других вопросов. Другими словами, социальный менеджмент рассматривает социальное качество человека, включённого в процесс управления взаимодействием социальной среды и личности. Недооценка роли социального управления приводит к несоответствию организационных решений реальной ситуации в системе человеческих отношений и, как следствие, к возникновению социальных кризисов и конфликтов. Поэтому современному управленцу любого уровня необходимо знать социальные законы, составляющие основу эффективного управления социальной деятельностью людей.

Управление – это способ организации жизни и деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий. Сущностным признаком управления является целеполагание, сознательное воздействие субъекта управления на управляемую систему. Управление представляет собой целенаправленное организационное воздействие на объект – материальное, технологическое, экономическое, административное, идеологическое и т.д. Смысл этого воздействия – упорядочение, регулирование состояния объекта управления. Однако упорядочение, характерное для процессов организации и самоорганизации в живой и неживой природе, неправомерно сводить к управлению и на этой основе полагать, что управление свойственно как социальному, так и биологическому и иным уровням материи. В природе нет управления, но есть инстинктивная регуляция и саморегуляция, т.е. проходят процессы самоорганизации.

Управление часто приобретает характер рамочного воздействия, т.е. воздействия в определённых пределах. Тогда оно становится регулированием, т.е. управляющим воздействием в соответствии с отклонением регулируемого параметра от заданной величины, необходимостью возвращения системы к оптимальному её состоянию. Частный случай управления – самоуправление, в котором субъект и объект воздействия совпадают.

В конечном счёте смысл управления – в создании предпосылок для максимального использования возможностей самоорганизации – оптимального способа взаимодействия при изменении внешних и внутренних условий человеческой жизни и деятельности. Недаром самоорганизация традиционно определяется как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, как способность системы поддерживать уровень своей организации при смене внутренних и внешних условий. Подробнее об этом можно прочитать в курсе лекций «Социальное управление» (М.: Изд-во РАГС, 2000. – С. 6-14).

Социология в системе гуманитарных наук.

Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

Функции социологии.

1. Познавательная.

2. Прогностическая.

3. Управленческая.

4. Ценностно-ориентирующая человека.

5. Мировоззренческая.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.