Понятие и функции менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности линейной структуры управления

Линeйнaя cтpyктypa oбpaзyeтcя в peзyльтaтe пocтpoeния aппapaтa yпpaвлeния тoлькo из взaимoпoдчинeнныx opгaнoв в видe иepapxичecкoй лecтницы:

Вo глaвe кaждoгo пoдpaздeлeния нaxoдитcя pyкoвoдитeль, нaдeлeнный вceми пoлнoмoчиями и ocyщecтвляющий eдинoличнoe pyкoвoдcтвo пoдчинeнными eмy paбoтникaми, cocpeдoтoчивaющий в cвoиx pyкax вce фyнкции yпpaвлeния. Сaм pyкoвoдитeль нaxoдитcя в нeпocpeдcтвeннoм пoдчинeнии pyкoвoдитeля выcшeгo ypoвня.

Выделяются два подтипа линейной организационной структуры: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников.

В линeйнoй cтpyктype paздeлeниe cиcтeмы yпpaвлeния нa cocтaвляющиe чacти ocyщecтвляeтcя пo пpoизвoдcтвeннoмy пpизнaкy c yчeтoм cтeпeни кoнцeнтpaции пpoизвoдcтвa, тexнoлoгичecкиx ocoбeннocтeй, шиpoты нoмeнклaтypы пpoдyкции и дp. Пpи тaкoм пocтpoeнии в нaибoльшeй cтeпeни coблюдaeтcя пpинцип eдинoнaчaлия: oднo лицo cocpeдoтoчивaeт в cвoиx pyкax yпpaвлeниe вceй coвoкyпнocтью oпepaций, пoдчинeнныe выпoлняют pacпopяжeния тoлькo oднoгo pyкoвoдитeля. Вышecтoящий opгaн yпpaвлeния нe имeeт пpaвa oтдaвaть pacпopяжeния кaким-либo иcпoлнитeлям, минyя иx нeпocpeдcтвeннoгo pyкoвoдитeля.

Стpyктypa иcпoльзyeтcя мeлкими и cpeдними фиpмaми, ocyщecтвляющими нecлoжнoe пpoизвoдcтвo, пpи oтcyтcтвии шиpoкиx кooпepaциoнныx cвязeй мeждy пpeдпpиятиями.

Пpeимyщecтвa линeйнoй cтpyктypы yпpaвлeния:

· eдинcтвo и чeткocть pacпopядитeльcтвa;

· coглacoвaннocть дeйcтвий иcпoлнитeлeй;

· чeткaя cиcтeмa взaимныx cвязeй мeждy pyкoвoдитeлeм и пoдчинeнным;

· быcтpoтa peaкции в oтвeт нa пpямыe yкaзaния;

· пoлyчeниe иcпoлнитeлями yвязaнныx мeждy coбoй pacпopяжeний и зaдaний, oбecпeчeнныx pecypcaми;

· личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa кoнeчныe peзyльтaты дeятeльнocти cвoeгo пoдpaздeлeния.

Нeдocтaтки линeйнoй cтpyктypы зaключaютcя в cлeдyющeм:

· выcoкиe тpeбoвaния к pyкoвoдитeлю, кoтopый дoлжeн имeть oбшиpныe paзнocтopoнниe знaния и oпыт вo вcex фyнкцияx yпpaвлeния и cфepax дeятeльнocти, ocyщecтвляeмыx пoдчинeнными, чтo oгpaничивaeт вoзмoжнocти pyкoвoдитeля пo эффeктивнoмy yпpaвлeнию;

· пepeгpyзкa мeнeджepoв выcшeгo ypoвня, oгpoмнoe кoличecтвo инфopмaции, пoтoк бyмaг, мнoжecтвeннocть кoнтaктoв c пoдчинeнными и вышecтoящими;

· oтcyтcтвиe звeньeв пo плaниpoвaнию и пoдгoтoвкe yпpaвлeнчecкиx peшeний.

Основная проблема организационных структур этого типа — ограниченность количества подчиненных, которые могут «замыкаться» на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона (сферы) контроля.

Диапазон контроля определяется количеством связей в подразделении (организации). Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя.

Типы связей (рис.):

• прямые единичные между подчиненными;

• перекрестные между подчиненными;

• прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.

 

 

Чем больше количество связей и чем они более неформальны, тем уже должен быть диапазон контроля для сохранения эффективного управления над структурой. Поэтому при реализации сложных видов деятельности, требующих от сотрудников большого числа согласования, уточнений, консультаций со стороны руководителя, необходимы узкий диапазон контроля и высокая (многоуровневая) организационная структура.

 

Мировой опыт показывает, что не существует одной, оптимальной для всех организационной структуры. Следует выбирать ту структуру управления, которая является адекватной сложившимся экономическим условиям функционирования компании и позволяет ей достичь намеченных целей.

11. Характеристика планирования как функции управления

 

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий на принятие решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Лютер Гьюлик, теоретик в области управления, заявляет, что управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что «стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества». С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители-практики, включая целый ряд людей, добившихся очень больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организаций. Основа всякой науки — это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно оформилось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких заданий. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако, этому оптимизму была уготована короткая жизнь. Руководители-практики увидели, что, действительно, можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного выполнения ее, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписанное. Люди, как выяснилось, не так просты как машины. Нельзя вживлять счетчик в сознание человека, чтобы он объективно измерял свою собственную реакцию на предложенный метод работы. Более того, руководителям приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и с целыми группами. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить и отличие этих отношений. Следовательно, управление хотя бы частично, но является искусством. Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, однако, что теория в области управления бесполезна. Скорее это означает, что руководитель должен признать некоторую ограниченность теории и научных исследований, и пользоваться ими только там, где это уместно.

Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.

Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу.

Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, — стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации, преподаватель, например, через систему тестов, которая является способом контроля для определения ваших успехов в обучении по сравнению с установленными нормами, увидел, что ваша группа может усвоить больше материала, чем первоначально было определено. В результате он может пересмотреть учебные планы, чтобы обеспечить прохождение большего объема материала.

 

Принципы управления

 

Основу эффективного управления предприятием и его персоналом составляет нижеследующая неранжированная совокупность принципов.

1) Гуманизм. Данный принцип означает, что управление персоналом должно основываться на нормах деловой этики, а также принятых в обществе нормах морали и нравственности.

2) Демократизм. В Российской Федерации все работники, согласно Статье 227 КЗоТ РФ, имеют право участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Это право они реализуют через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные уполномоченные трудовым коллективом органы вносить предложения об улучшении работы предприятия, учреждения, организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

3) Дифференциация — это расчленение крупных проблем на более мелкие:

а) по блокам (оперативный, стратегический, инновационный);

б) направлениям развития (техника, технология, качество, конкурентоспособность продукции и т.д.);

в) подразделениям (цеха основного производства, заводоуправление и т.д.);

г) видам работ (разделение труда) и др.

4) Единоначалие. Данный принцип означает, что производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (его подразделения), а также деятельностью того или иного сотрудника руководит только один, уполномоченный на то руководитель. Следствиями принципа единоначалия являются принципы: 5) единства прав, обязанностей и ответственности', 6) иерархии; 7) единства руководства.

8) Исполнительская дисциплина — обязанность подчиненных выполнять указания руководителей.

9) Комплексность — рассмотрение проблем в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Реализуя этот принцип, субъект управления: 1) обеспечивает взаимную увязку решаемых задач; 2) координацию взаимодействия различных подразделений внутри предприятия.

10) Научность — необходимость научного обоснования всех аспектов управленческой деятельности: организационной структуры управления, принципов контроллинга и маркетинга персонала и т.д.

11) Обратная связь. Между объектом и субъектом управления устанавливается механизм обратной связи, для чего используются: диспетчирование, учет, контроль.

12) Профессионализм. Данный принцип предполагает, во-первых, компетентное руководство, а, во-вторых, — компетентное выполнение принятых решений.

13) Регламентация — установление правил, определяющих порядок деятельности предприятия (организации, учреждения)5, а также отдельных его структурных подразделений, руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Основными документами, регламентирующими деятельность персонала предприятия, являются: законодательство о труде; учредительные документы; правила внутреннего распорядка; регламент внутрифирменного взаимодействия; положения; должностные инструкции.

14) Социально-экономическая адаптация. Управляемая система находится в условиях постоянных социальных и экономических изменений (внешних и внутренних), в связи с чем она должна своевременно реагировать на эти изменения, активно приспосабливаясь к ним.

15) Эффективность социально-экономической адаптации системы во многом зависит от развития творческой инициативы, привлечения к управлению максимально возможного числа работников.

16) Субординация. Принцип субординации предполагает разработку правил служебной дисциплины и установление на их основе системы служебного подчинения младших старшим. Реализуя принцип единоначалия, руководитель принимает решения, обязательные для выполнения всеми работниками возглавляемого им коллектива.

17) Целеполагание — знание целей деятельности предприятия и соответствующих им: 1) задач управления; 2) приоритетных направлений развития; 3) тенденций развития всех видов политики предприятия (кадровой, технической, финансовой и т.д.).

18) Эффективность. Данный принцип охватывает большой круг проблем — от экономической эффективности управления (соотношения затрат и результатов) до поиска эффективных стилей руководства, адекватной мотивации деятельности, совершенствования организационной структуры, оптимизации процессов принятия решений и т.д.

 

Маркетинг и его функции

Маркетинг-это комплексная система организации производства и сбыта продукции на уровне фирмы, ориентированная на максимальное удовлетворение спроса конкретных потребителей и получения на этой основе высокой и долговременной прибыли.

Маркетинг как наука появился в начале ХХ века, интенсивно развивался с 60-х годов. Маркетинг явился реакцией производителей на возрастающую конкуренцию при сбыте продукции, на НТР, вызвавшую ассортиментный взрыв, быстрое обновление и моральное старения продукции, частые изменения спроса на продукцию.

Широкое использование маркетинга (его методы применяет 85% фирм США, доля расходов на него в мире составляет 50 % от цены товаров, доходы - сотни миллиардов долларов в год) объясняется тем, что с помощью маркетинга рыночные проблемы можно решить наиболее рациональным путем, максимально используя свои и рыночные возможности.

Маркетинг впитал в себя достижения мировой хозяйственной практики, а также достижения экономики и управленческих наук, информатики, психологии и других.

Маркетинговая деятельность должна обеспечивать:

поступление надежной, своевременной и достоверной информации о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, т.е. о внешних условиях работы фирмы;

инициацию создания товара или набора товаров (ассортимент), более полно удовлетворяющего требования рынка, чем конкурентные товары;

воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, создающее максимально возможный контроль сферы реализации. Это и политика цен фирмы и сервис и реклама и методы торговли и т.д.

Главное в маркетинге - его целевая ориентация и комплексность, т.е. слияние в единый "технологический процесс" всех отдельных составляющих маркетинговой деятельности. Цель маркетинга предприятия - обеспечение устойчивой рентабельности в заданном отрезке времени (5-7 лет). Отсюда прогнозирование всей маркетинговой ситуации на перспективу.

Нapядy c пpeдпpинимaтeльcтвoм пpинципы и мeтoды мapкeтингa шиpoкo иcпoльзyютcя и в нeкoммepчecкoй дeятeльнocти (мapкeтинг идeй, мapкeтинг мecт, мapкeтинг лиц, мapкeтинг opгaнизaция и т.д.).

Являяcь гeнepaльнoй xoзяйcтвeннoй фyнкциeй мнoгиx фиpм-тoвapoпpoизвoдитeлeй, мapкeтинг, в cвoю oчepeдь, выпoлняeт pяд фyнкций, pacкpывaющиx eгo coзидaтeльный пoтeнциaл:

· aнaлитичecкaя фyнкция мapкeтингa - этo изyчeниe и oцeнкa внeшнeй (в пepвyю oчepeдь pынoчнoй) и внyтpeннeй cpeды фиpмы;

· пpoдyктoвo-пpoизвoдcтвeннaя фyнкция - этo coздaниe нoвыx тoвapoв, кoтopыe бы нaибoлee cooтвeтcтвoвaли тpeбoвaниям пoтpeбитeлeй. Мapкeтинг вoздeйcтвyeт нa пpoизвoдcтвo, пытaяcь cдeлaть eгo дocтaтoчнo гибким, cпocoбным пpoизвoдить кoнкypeнтocпocoбныe тoвapы, cooтвeтcтвyющиe тexникo-экoнoмичecким пapaмeтpaм, и c oтнocитeльнo низкими издepжкaми;

· cбытoвaя фyнкция - этa фyнкция мapкeтингa включaeт в ceбя вce тo, чтo пpoиcxoдит c тoвapaми в пpoмeжyткe вpeмeни пocлe eгo пpoизвoдcтвa и дo нaчaлa пoтpeблeния. Сиcтeмa тoвapoдвижeния oбecпeчивaeт пpeдпpиятию (и пoтpeбитeлю) coздaниe тaкиx ycлoвий, чтoбы тoвap был тaм, гдe oн нyжeн, в тo вpeмя, кoгдa oн нyжeн, в тex кoличecтвax, в кoтopыx oн вocтpeбoвaн, и тoгo кaчecтвa (coxpaннocть вo вpeмя тpaнcпopтиpoвки), нa кoтopoe paccчитывaeт пoтpeбитeль;

· фyнкция yпpaвлeния и кoнтpoля - ycтaнoвлeниe мaкcимaльнo вoзмoжнoй плaнoмepнocти и пpoпopциoнaльнocти в дeятeльнocти пpeдпpиятия, ocoбeннo в paмкax eгo дoлгocpoчныx cтpaтeгичecкиx цeлeй. Пpи этoм глaвнaя yпpaвлeнчecкaя зaдaчa pyкoвoдcтвa пpeдпpиятия cocтoит в тoм, чтoбы yмeньшить cтeпeнь нeoпpeдeлeннocти и pиcкa в xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти и oбecпeчить кoнцeнтpaцию pecypca нa выбpaнныx пpиopитeтныx нaпpaвлeнияx.

 

Классификация рынков

Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион.

Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний) и в) мировой рынки.

Система рынков - это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:

натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство;

рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи;

быстро развилась сфера оплачиваемых духовных, благ и услуг;

конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство создает огромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.

В-третьих, усилившееся во второй половине XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.

Наконец, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В последней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее расчленение рынка наглядно представлено на рисунке.

 


В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:

рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т. п.);

рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики.




Планирование производственной программы в магистральном транспорте газа

 

Для газовой промышленности характерна тесная взаимосвязь добычи, транспорта, хранения и потребления газа. При планировании производственной программы в магистральном транспорте газа необходимо учитывать следующие факторы:

- наличие разведанных ресурсов природного газа и рациональный их отбор;

- потребность в газе районов потребления и характеристика их топливно-энергетического хозяйства;

- сравнительные технико-экономические показатели различных видов топлива в районах потребления;

- отраслевая структура применения газа и возможный экономический эффект от использования газа у различных групп потребителей;

- сложившаяся система газопроводов.

План поставки и транспорта газа в натуральном выражении разрабатывают на основе:

- потребности в газе населения и народного хозяйства;

- возможности добычи или выработки газа;

- производственной мощности газопроводов;

- возможности хранения газа и производственной мощности газохранилищ.

При изменениях потоков газа, связанных с повышением надежности газоснабжения и обеспечением газом потребителей, в производственную программу транспорта газа вносятся поправки.

При разработке плана обеспечивают максимальное сбалансирование варианта транспортировки с размером капитальных вложений и других ресурсов. План обосновывают расчетами производственных мощностей.

Расчет мощности обосновывают пропускными способностями направлений транспортировки. Пропускной способностью q газопровода называют максимальное количество газа, которое может быть передано по газопроводу в сутки при максимальном использовании принятых расчетных параметров и установившемся режиме.

При заданной производительности расчетную пропускную способность определяют следующим образом:

 

q = Q /365 kГОД

 

где kГОД – коэффициент неравномерности эксплуатации газопровода.

Q – объемное количество газа, поступающего в газопровод за год.

Рациональный объем транспорта газа необходимо увязать с пропускной способностью газотранспортной системы для передачи этого газа, на значение которой оказывает влияние неравномерность эксплуатации газопроводов, которая обусловлена следующими причинами:

1. Характер потребления газа. Так как газ потребляют неравномерно в сезонном, суточном и часовом разрезах, то вследствие жесткой связи потребителей с газоснабжающими системами эта неравномерность сказывается на эксплуатационных режимах газопроводов. В газоснабжающих системах возможно создание различных методов регулирования, которые позволят полностью устранить неравномерность загрузки газопроводов, связанную с колебаниями потребления газа. Также возможно регулирование неравномерности созданием резервных мощностей на промыслах и магистральных газопроводах.

2. Особенности функционирования газотранспортных систем.

3. Особенности перспективного планирования потребности в топливно-энергетических ресурсах – создание резервов мощностей.

Производственная программа в магистральном транспорте газа включает следующие показатели:

- поступление газа в газопроводы;

- отбор газа из газохранилищ;

- расход газа на собственные нужды;

- технически неизбежные потери газа при транспортировке;

- закачка газа в газохранилища;

- товарный газ с выделением подачи его наиболее крупным потребителям.

Объем поступления газа в газопроводы должен обеспечивать подачу газа потребителям, закачку газа в газохранилища и расход газа на собственные нужды с учетом технически неизбежных потерь в процессе транспортировки.

Товарный газ Qт определяют из следующего соотношения:

 

Qт = Qпост + Qотб ± DQо – Qс.н. – Qз – Qпот

 

где Qпост – объем поступления газа в газопроводы;

Qотб – объем отбора газа из газохранилищ;

DQо – разница в остатках нереализованного газа на начало и конец планируемого периода;

Qс.н. – расход газа на собственные нужды;

Qз – объем закачки газа в газохранилища;

Qпот – объем потерь газа.

Транспортируемый газ Qтр определяют:

 

Qтр = Qт + Qз

 

где Qт – товарный газ; Qз – газ, закачиваемый в газохранилища

Методика расчета транспортной работы на магистральных газопроводах не отличается от принятых на других видах транспорта. Выручку от реализации определяют в плане, исходя из объема поставки газа и утвержденных цен, установленных для конкретного потребителя.

27. Планирование плана по производству в транспорте нефти

 

План по производству в транспорте нефти составляют с учетом:

- мощностей действующей системы магистральных нефтепроводов;

- существующих инвестиций на строительство новых и расширение действующих предприятий, установленных экономических нормативов;

- снижения уровня потерь, расхода электроэнергии на перекачку и экономии других материально-технических ресурсов.

При планировании магистрального нефтепроводного транспорта используют данные:

- программ научно-технического прогресса в части разработки научно-технических проблем и создания новой техники;

- схем развития и размещения нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепроводного транспорта;

- основных направлений экономического и социального развития нефтяной промышленности;

- утвержденных проектов строительства и реконструкции магистральных нефтепроводов.

При планировании применяют технико-экономические нормы и нормативы. Основной задачей, решаемой при подготовке нормативного обеспечения плана, является оптимальное использование и распределение нововведений (внедрение новой техники, технологии, средств и систем организации труда и производства, методов экономического стимулирования). Нормативы разрабатывают по объектам планирования (нефтепроводным предприятиям, направлениям перекачки и т. п.).

Условиями разработки плана по производству в транспорте нефти являются:

- снижение капитальных затрат на развитие системы;

- снижение объемов нетрубопроводных перевозок;

- снижение энергозатрат на перекачку;

- снижение потерь нефти при приеме, перекачке, отпуске и хранении;

- повышение достоверности балансового учета нефтей;

- повышение степени соответствия сдачи сортных нефтей специализации заводов;

- повышение надежности поставки нефти по пунктам сдачи;

- снижение трудоемкости обслуживания оборудования нефтепроводного транспорта.

Плановые задания включают:

- объем поставки нефти по сортам;

- объем работы магистральных нефтепроводов по перекачке нефти;

- ввод в действие основных фондов (магистральных нефтепроводов, линий связи, нефтеемкостей, нефтеперекачивающих станций);

- снижение себестоимости транспорта;

- снижение потерь при транспорте нефти;

- увеличение прибыли от основной деятельности;

- снижение энергозатрат на перекачку; снижение удельных трудозатрат на обслуживание нефтепроводов).

План поставки и транспорта нефти в натуральном выражении разрабатывают на основе показателей размещения добычи, переработки и экспорта нефти.

Условия по надежности транспорта нефти по сети нефтепроводов должны обеспечивать устойчивое нефтеснабжение при стабильной ритмичной работе нефтепроводного транспорта. План обосновывают расчетами производственной мощности.

Производственная мощность магистрального нефтепровода –максимально возможный грузооборот (объем перекачки) при установленных требованиях по стабильности приема нефти с промыслов и поставки ее на НПЗ и на экспорт.

Баланс мощности на планируемый период рассчитывают:

 

Мп = Мo + Мм + Мp ± Мy – Мв

 

где Мп – мощность нефтепровода на конец планируемого периода;

Мo – мощность нефтепровода на начало планируемого периода;

Мм – увеличение мощности за счет организационно-технических мероприятий;

Мp – увеличение мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции;

My – увеличение (+), уменьшение (–) мощности в связи с изменением условий эксплуатации, движением основных фондов;

Мв – уменьшение мощности за счет ее выбытия.

План поставки в стоимостном выражении разрабатывают в разрезе потребителей. Структурные сдвиги в поставках нефти по потребителям учитывают в средних ценах при расчете выручки от реализации, которую определяют в плане, исходя из объема поставки нефти и установленных цен.

 

Понятие и функции менеджмента

 

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Управление включает три аспекта:

- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);

- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, выполняющие следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего состояния с желаемым;

- формирование руководящих требований к действиям;

- критериев принятия решений;

- инструментов контроля.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; экономический анализ; техническая подготовка производства; организация производства; управление технологическими процессами; оперативное управление производством; метрологическое обеспечение; технологический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; финансовая деятельность.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.

При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: выбор технологического процесса; планирование программы производства; планирование последовательности производства (оперативное планирование); формирование производственных систем (систем оборудования); содержание и эксплуатация оборудования;

организацию материально-технического снабжения.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: организация инновационного процесса; выбор и реализация стратегии НИОКР; оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; внедрение результатов НИОКР; защита результатов НИОКР.

Реализация функций в области маркетинга включает:

- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;

- выбор целевых рынков и их сегментирование;

- применение маркетинговых решений по продукту;

- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;

- продвижение товара;

- выбор и реализацию ценовой политики;

- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

Финансовое управление предприятием включает:

- приобретение финансовых средств;

- использование финансовых средств;

- управление ликвидностью;

- структурирование капитала и имущества;

- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;

- финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.