В отличие от многих кабинетных экономистов-теоретиков Василий Леонтьев видит свою главную цель в том, чтобы его теоретические и методологические разработки служили экономической практике, открывая перед ней все новые возможности прогресса. Разработанная им методология межотраслевого анализа на основе принципа "затраты - выпуск" послужила основой составления межотраслевых балансов для многих стран, в том числе и для Советского Союза.
Леонтьевские принципы разработки межотраслевых балансов на основе широкого применения математики и ЭВМ вызвали большой интерес со стороны советских экономистов и политиков. Первый межотраслевой баланс был разработан ЦСУ СССР в 1959 г. С этого времени резко активизировались работы по их составлению на всех уровнях. В 1966 г. межотраслевые балансы появились во всех союзных республиках. Заметно выросло и количество научных исследований в области народнохозяйственного планирования и прогнозирования.
Советские экономисты, творчески используя леонтьевскую методологию анализа межотраслевых связей, внесли существенный вклад в разработку межотраслевых балансов, теорию и практику управления структурными сдвигами в экономике.
К большому сожалению, эйфория рынка, которая имела место в первые годы реформ, привела к потере управляемости экономикой и практически к полному уничтожению планирования. Именно это многие отечественные и зарубежные специалисты считают главной и самой страшной ошибкой реформаторов.
Мировая экономическая наука и практика давно доказали, что современная экономика находится на таком этапе развития, когда рынок не в состоянии обеспечить ее равновесие и пропорциональность. С другой стороны чисто плановая модель неизбежно приведет к коррупции, увеличению налогового бремени, и как следствие к регресу экономики и к инфляции. Важнейшим рычагом регулирования основных макропропорций, обеспечения структурной и инвестиционной политики служит государство. Учитывая фундаментальное значение дилеммы "план-рынок", Василий Леонтьев уделяет ей важное внимание. Хорошо известно его образное сравнение экономики с кораблем. Частная инициатива, рожденная рынком, - это ветер в парусах. А планирование - это руль, который направляет движение экономики для достижения поставленной цели. План и рынок - это не антиподы, а добрые союзники, партнеры, которые, помогая друг другу, успешнее достигают поставленной цели.
Роль и значение планирования (текущего, оперативного, стратегического) особенно возрастают в наше время. Современная экономика, представляя собой открытую систему, построенную на прямых и обратных горизонтальных и вертикальных связях, может успешно развиваться только при наличии эффективного управления этими связями как на макро-, так и на микроуровне.
Кстати сказать, Леонтьев с пониманием и глубоким удовлетворением воспринял рыночные реформы в России, о чем он писал в своих статьях и говорил в многочисленных интервью.
Проблема создания рациональной и высокоэффективной межотраслевой экономики чрезвычайно важна и многогранна.
Так, он показал несостоятельность утверждения о том, что в американском экспорте преобладают капиталоемкие товары, а в импорте - трудоемкие. На основе межотраслевого анализа он сделал вывод: в действительности США экспортируют трудоемкие товары, а импортируют капиталоемкие. Данный вывод вошел во все западные учебники по экономике как "парадокс Леонтьева".
Большой научный и практический интерес представляет межотраслевой анализ военных расходов. Известно, что конверсия - одно из важнейших направлений рыночных реформ в России. Пока она идет медленно, трудно, с большими издержками.
Что касается проблемы влияния автоматизации на занятость то она сегодня - одна из самых острых и животрепещущих.
Нередко научно-технический прогресс, который ведет к интенсивному высвобождению человека из непосредственного процесса производства, считают главной причиной безработицы, лишения человека естественного права на труд, который для большинства людей является основным источником средств существования.
Позиция Леонтьева состоит в том, что НТП, заменяя живой труд людей высокопроизводительными машинами, играет важную прогрессивную роль, так как он стимулирует рост квалификации работников, повышение производительности труда, а следовательно, нормы и массы прибыли. НТП сокращает рабочее время и увеличивает свободное время, которое является необходимым условием духовного и интеллектуального развития людей.
Автоматизация, резко усиливая технологическую, структурную безработицу, вместе с тем заставляет и вынуждает общество коренным образом перестраивать всю систему образования и переподготовки кадров.
Особое внимание Леонтьев уделяет развитию компьютерного образования.
Несмотря на то что наша экономика сильно отстает от американской по уровню автоматизации и компьютеризации, мы не можем игнорировать и недооценивать поставленную Василием Леонтьевым проблему "техника - человек", которая по своей важности и значимости относится к разряду глобальных.
Вот историческая иллюстрация равенства доходов и производства. Рабочие в Северной Америке, Европе и Японии производят в среднем приблизительно в пять раз больше продукции на душу населения, чем их предшественники 50 лет назад. И доход на душу населения, рассчитанный с поправкой на инфляцию, - то, что экономисты называют реальным доходом, -- сегодня тоже примерно в пять раз выше.
Объем выпуска продукции в расчете на одного работника служит причиной различий в заработках работников разных стран. Например, средний рабочий в Соединенных Штатах лучше обучен, применяет более производительные машины и пользуется преимуществами более эффективной экономической организации общества, чем такой же рабочий в Индии или Китае. В результате этого, средний американский рабочий производит продукции примерно в 20 раз больше. Не будь этого, его заработки были бы не выше, чем в других странах.
ПРЕПЯТСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ВРЕДЯТ
Торговля продуктивна, она облегчает сотрудничество людей и увеличивает производство нужных им товаров. Однако торговый обмен не бесплатен. Затраты времени, сил и прочих ресурсов, необходимых для поиска партнеров, ведения переговоров и заключения сделок, называются издержками торговли. Они ограничивают реализацию преимуществ взаимовыгодной торговли.
Издержки торговли могут быть следствием естественных преград -- океанов, гор, рек и болот. В этих случаях издержки могут быть сокращены путем инвестирования в строительство дорог, развитие транспорта и связи.
Однако во многих других случаях высокие издержки торговли порождаются самим обществом -- существованием налогов, лицензий, тарифов, квот, государственного регулирования и ценового контроля.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.