Учетная политика: цели, задачи,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

Введение…………………………………………………………...3

Глава 1

Учетная политика: цели, задачи,

Порядок выполнения.

1.1 Назначение учетной политики………………………….5

1.2 Формирование учетной политики……………………...6

1.3 Изменение и дополнение учетной политики…………..6

Глава 2

Общие положения учетной политики.

2.1 Организация бухгалтерского учета…….……………….8

2.2 Формы первичных документов……..…………………...8

2.3 Инвентаризация……………………….………………….9

2.4 Система внутреннего контроля…….…………………....9

Глава 3

Элементы учетной политики.

3.1 Учет основных средств……………………...…………..13

3.2 Учет нематериальных активов………………………….15

3.3 Учет производственных запасов………………………..17

3.4 Порядок создания резервов……………………………..20

3.4.1 Резерв по сомнительным долгам………………..22

3.4.2 Резерв по гарантийному ремонту и

гарантийному обслуживанию…………………………23

3.5 Учет займов и кредитов...………………………………..23

 

Заключение……………………………………….……………… .26

Использованная литература…………………………………….28

 

 

 

Введение

 

 

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Ведь можно использовать четыре метода. Торговые организации и организации общественного питания должно указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам. Предприятиям, которые поставляют свою продукцию ( выполняют работы, оказывают услуги) без предоплаты, следует решить, будут ли они создавать резерв по сомнительным долгам. В то же время нет никакой необходимости указывать, что учет на предприятии ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “ О бухгалтерском учете”. Ведь требования этого закона обязательны для всех организаций.

    После того, как в силу вступила вторая часть Налогового кодекса Российского Федерации, появилось новое понятие – учетная политика в целях налогообложения. Впервые требование о том, что предприятие должно утверждать учетную политику в целях налогообложения, появилось в главе 21 НК РФ “ Налог на добавленную стоимость”. В этой главе говорится также еще и о том, что предприятие должно определить в своей учетной политике, как оно будет определять выручку для целей исчисления НДС – “ по отгрузке” или “ по оплате”.

    С 1 января 2002 г. значение учетной политики в целях налогообложения значительно возрастает. Ведь с этого года в силу вступает еще одна глава Налогового кодекса- 25-я “ Налог на прибыль организаций” В ней впервые в практике российского законодательства вводится такое понятие, как налоговый учет. Причем порядок признания доходов и расходов, а также учета отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения значительно отличается от порядка, применяемого для целей бухгалтерского учета. Поэтому теперь при разработке учетной политики бухгалтеру придется устанавливать методы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.  

 

Глава 1

Учетная политика: цели, задачи, порядок выполнения.

Глава 2

Общие положения учетной политики.

 

Формы первичных документов.

 

Если для учета какой-либо операции унифицированной формы документа не существует, организация может разработать ее самостоятельно.

    Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату, когда он был составлен;

- название организации, составившей документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи этих лиц.

 

Инвентаризация.

 

Инвентаризация имущества и обязательств проводится для того, чтобы проверить, насколько достоверны данные бухгалтерского учета. Согласно п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете проводить инвентаризацию необходимо в следующих случаях:

- перед составлением годовой отчетности. Исключение делается только для инвентаризации основных средств, которую можно проводить один раз в три года, и инвентаризации библиотечного фонда, которую можно проводить один раз в пять лет;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при краже и порче имущества;

- при реорганизации либо ликвидации предприятия;

- в чрезвычайных ситуациях (при пожарах, стихийных бедствиях).

 

Глава 3

Элементы учетной политики.

 

Учет основных средств.

 

       К основным средствам относятся все материальные объекты, используемые больше года для целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, вне зависимости от их стоимости.

При этом объекты основных средств, которые стоят не более 2000 руб. за единицу, могут списываться на издержки производства и обращения по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Однако, некоторые нормативные документы до сих пор противоречат порядку отнесения имущества к основным средствам, который установлен ПБУ 6/01. Так в п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлено, что предметы, стоящие не более 100 МРОТ независимо от срока их полезного использования, к основным средствам не относятся и учитываются в составе средств в обороте.

    Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, к основным средствам также относится имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев. Однако, если его стоимость превышает 10 000 руб., для целей налогообложения такое имущество списывается на расходы в момент его отпуска в производство.

    В разделе “бухгалтерской” учетной политики, посвященном основным средствам, следует указывать виды основных средств, стоимость которых не будет погашаться путем начисления амортизации. ПБУ 6/01 относит к таким основным средствам жилые дома, общежития, квартиры, объекты внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивный скот, многолетние насаждения, не достигшие эксплутационного возраста, имущество некоммерческих организаций. По таким основным средствам предприятие должно в конце года начислять износ, суммы которого отражаются за балансом на счете 010 “Износ основных средств”.

    В свою очередь в ст.256 НК РФ также проводится перечень объектов, которые не включают в состав амортизируемого имущества для целей налогообложения. К ним, помимо перечисленных в ПБУ 6/01, относятся:

- основные средства бюджетных организаций;

- основные средства, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;

- периодические издания и произведения искусства;

- основные средства, полученные в рамках целевого финансирования.

    Таким образом, при формировании учетной политики организации необходимо определить перечень имущества, не подлежащего амортизации, как для налогового, так и для бухгалтерского учета.

    Также в учетной политике организации необходимо определить бухгалтерские способы начисления амортизационных отчислений по группам однородных объектов основных средств. В качестве таковых в ПБУ 6/01 приводятся следующие четыре способа:

- линейный;

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции.

    В учетной политике для целей налогообложения необходимо определить “налоговые” методы начисления амортизации. Статья 259 Налогового кодекса предусматривает два метода – линейный и нелинейный. Линейный метод в обязательном порядке применяется к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, со сроком полезного использования свыше 20 лет. Все остальные объекты основных средств в налоговом учете могут амортизироваться как линейным, так и нелинейным методом. При этом к нормам амортизации можно применять соответствующие коэффициенты: повышающие и понижающие. Применение понижающих коэффициентов возможно и по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике.

 

Дебет 20 (26)

Кредит 05

-   начислена амортизация нематериальных активов способом накопления соответствующих сумм на отдельном счете;

или

 

Дебет 20 (26)

Кредит 04

-   начислена амортизация нематериальных активов способом уменьшения первоначальной стоимости имущества

 

Согласно п. 31 ПБУ 14/2000 в учетной политике для целей бухгалтерского учета организация должна указать следующие сведения:

- о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за деньги;

- о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;

- о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.

    В налоговом учете амортизация нематериальных активов, так же как и амортизация основных средств, может начисляться линейным или нелинейным методами.  

 

Порядок создания резервов

 

Одним из наиболее распространенных оценочных резервов является резерв сомнительных долгов. Со­мнительными признаются просроченные долги по рас­четам за отгруженную продукцию (работы, услуги), ко­торые не обеспечены какими-либо гарантиями (зало­гом, поручительством). Размер резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задол­женности отдельно по каждому сомнительному долгу исходя из предполагаемой платежеспособности долж­ника. На сумму этого резерва в учете предприятия де­лается запись:

 

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 63

- создан резерв по сомнительным долгам.

 

В бухгалтерском балансе резерв сомнительных долгов отдельно не показывают. А на его сумму умень­шают дебиторскую задолженность, которая отражает­ся в активе баланса. Если до конца отчетного года, сле­дующего за годом, в котором был создан резерв, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасхо­дованные суммы присоединяются на конец отчетного года к прочим доходам организации.

При этом в бухгалтерском учете делается следую­щая проводка:

ДЕБЕТ 63

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

- восстановлен резерв по сомнительным долгам.

 

Предприятия, имеющие вложения в акции других предприятий, котирующиеся на фондовой бирже, мо­гут создавать в конце отчетного года резерв под обес­ценение вложений в ценные бумаги. Суммы отчисле­ний в этот резерв отражаются в бухгалтерском учете следующей проводкой:

 

ДЕБЕТ 91 «Прочие расходы»

КРЕДИТ 59

i. создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.

Сумма этого резерва также отдельно в балансе не показывается.

Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация может создавать в бухгалтер­ском учете следующие резервы:

- на предстоящую оплату отпусков работникам;

- на выплату ежегодного вознаграждения за вы­слугу лет;

- на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

- на ремонт основных средств;

- на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- на предстоящие затраты на рекультивацию зе­мель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

- на гарантийный ремонт и гарантийное обслужи­вание;

- на покрытие непредвиденных затрат.

Суммы, зарезервированные для перечисленных целей, учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». В учете делается проводка:

ДЕБЕТ 20 (26)

КРЕДИТ 96

- создан резерв предстоящих расходов и платежей.

В налоговом учете организация вправе создавать только два вида резервов:

- резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);

- резервы по гарантийному ремонту и гарантийно­му обслуживанию (ст. 267 НК РФ).

 

Учет займов и кредитов.

 

Согласно п. 32 ПБУ 15/01 организация должна отразить в учетной политике следующие данные о заемных средствах:

- о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную;

- о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам;

- о способах начисления и распределения причи­тающихся доходов по заемным обязательствам;

- о порядке учета доходов от временного вложе­ния заемных средств.

Задолженность по займам (кредитам) может быть либо краткосрочной, либо долгосрочной. Если по усло­виям договора задолженность должна быть погашена в течение 12 месяцев, она считается краткосрочной. В свою очередь срок погашения долгосрочной задолжен­ности превышает 12 месяцев. Согласно п. 6 ПБУ 15/01 организация может перевести долгосрочную задол­женность в краткосрочную в тот момент, когда по усло­виям договора займа (кредита) до возврата основного долга останется 365 дней.

Затраты организации, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают:

- проценты, причитающиеся заимодавцам и кре­диторам;

- проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;

- дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов (выпуском и размещением заемных обязательств);

- курсовые и суммовые разницы, образующиеся начиная с момента начисления процентов (по процен­там, выплачиваемым в иностранной валюте или в руб­левом эквиваленте условных единиц).

Затраты по полученным займам и кредитам от­носятся на расходы в том периоде, в котором они произведены. Исключение составляют за­траты, которые следует включать в стоимость инвестиционных активов: основных средств, имущественных комплексов и других аналогич­ных активов.

Согласно п. 20 ПБУ 15/01 все дополнительные за­траты, непосредственно связанные с получением зай­мов (кредитов) и размещением заемных обязательств (например, расходы на юридические и консультацион­ные услуги), включаются в состав операционных рас­ходов текущего отчетного периода. В то же время ука­занные затраты могут предварительно учитываться как дебиторская задолженность и включаться в состав операционных расходов равномерно в течение срока пога­шения займа (кредита).

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета дохо­дов, причитающихся по заемным обязательствам. Обычно таким доходом являются проценты. Их следует начислять за каждый истекший отчетный период в со­ответствии с условиями договора. Это установлено п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы ор­ганизации» (ПБУ9/99).

Иногда организация, получившая заемные средст­ва на приобретение (строительство) инвестиционных активов, может осуществить за их счет краткосрочные или долгосрочные финансовые вложения. Согласно п. 26 ПБУ 15/01 в этом случае на сумму полученных процентов следует уменьшить затраты, связанные с финансированием инвестиционного актива.

В налоговом учете организации, определяющие доходы методом начисления, признают проценты по заемным средствам не реже одного раза в квартал. Этот порядок не зависит от условий расчетов, опреде­ленных договором. Так установлено п. 6 ст. 271 Налого­вого кодекса Российской Федерации. При этом сумма квартального дохода рассчитывается как доля всего дохода, предусмотренного договором, которая прихо­дится на соответствующий квартал.

 

 

Заключение

 

 

Подведем итоги:

Учетную политику разрабатывает бухгалтер, а утверждает руководитель.

Если способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.

Все дополнения утверждаются приказом руководителя. Вносить их можно в течение всего года.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится для того, чтобы проверить, насколько достоверны данные бухгалтерского учета.

Внутренний контроль в организации может проводить ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, либо конкретный работник.

Успешная работа системы внутреннего контроля во многом зависит от квалификации работников, обучения и подготовки кадров, системы найма, мотивации персонала.

К основным средствам относятся все материальные объекты, используемые больше года для целей производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, вне зависимости от их стоимости.

Выбор конкретного метода определения себестоимости списываемых в производство материалов (реализуемых товаров) зависит от специфики деятельности предприятия.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно. При этом такой выбор должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах.

Одним из наиболее распространенных оценочных резервов является резерв сомнительных долгов.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (нало­гового) периода и включаются в состав нереализационных расходов.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию могут создавать только те организа­ции, которые продают товары или работы, подлежа­щие ремонту и обслуживанию в течение гарантийного срока.

Задолженность по займам (кредитам) может быть либо краткосрочной, либо долгосрочной.

 

 

Использованная литература:

1. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации. М.: 1998г.

2. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: «Бухгалтерский учет» 2000г.

3. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет и отражение в учетной политике затрат на производство. / Главбух №8 

4. Монахова Т.Н., Еремина М.В. Учетная политика в кредитных организациях. / Налоговый вестник №6 2001г.

5. Настольная книга бухгалтера Т.1. Составитель Прудников В.М. / М.: Информ-М 1995г.

6. Обзор нормативных актов, опубликованных в первой половине августа 2000г. / Главбух №16 2000г.

7. Основы бухгалтерского учета. Под ред. Сац Б. / М.: 2001г.

8. Общий аудит. Законодательная и нормативная база, методика и приемы осуществления. 

9. Под ред. Королева С. А., Крикунова А.В. \\ М.: 1996 г. Рыбчак Е.В. Учетная политика органов государственной федеральной службы занятости населения/Налоговый вестник №7 2000г.

 


План

Введение…………………………………………………………...3

Глава 1

Учетная политика: цели, задачи,

Порядок выполнения.

1.1 Назначение учетной политики………………………….5

1.2 Формирование учетной политики……………………...6

1.3 Изменение и дополнение учетной политики…………..6

Глава 2

Общие положения учетной политики.

2.1 Организация бухгалтерского учета…….……………….8

2.2 Формы первичных документов……..…………………...8

2.3 Инвентаризация……………………….………………….9

2.4 Система внутреннего контроля…….…………………....9

Глава 3

Элементы учетной политики.

3.1 Учет основных средств……………………...…………..13

3.2 Учет нематериальных активов………………………….15

3.3 Учет производственных запасов………………………..17

3.4 Порядок создания резервов……………………………..20

3.4.1 Резерв по сомнительным долгам………………..22

3.4.2 Резерв по гарантийному ремонту и

гарантийному обслуживанию…………………………23

3.5 Учет займов и кредитов...………………………………..23

 

Заключение……………………………………….……………… .26

Использованная литература…………………………………….28

 

 

 

Введение

 

 

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Ведь можно использовать четыре метода. Торговые организации и организации общественного питания должно указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам. Предприятиям, которые поставляют свою продукцию ( выполняют работы, оказывают услуги) без предоплаты, следует решить, будут ли они создавать резерв по сомнительным долгам. В то же время нет никакой необходимости указывать, что учет на предприятии ведется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “ О бухгалтерском учете”. Ведь требования этого закона обязательны для всех организаций.

    После того, как в силу вступила вторая часть Налогового кодекса Российского Федерации, появилось новое понятие – учетная политика в целях налогообложения. Впервые требование о том, что предприятие должно утверждать учетную политику в целях налогообложения, появилось в главе 21 НК РФ “ Налог на добавленную стоимость”. В этой главе говорится также еще и о том, что предприятие должно определить в своей учетной политике, как оно будет определять выручку для целей исчисления НДС – “ по отгрузке” или “ по оплате”.

    С 1 января 2002 г. значение учетной политики в целях налогообложения значительно возрастает. Ведь с этого года в силу вступает еще одна глава Налогового кодекса- 25-я “ Налог на прибыль организаций” В ней впервые в практике российского законодательства вводится такое понятие, как налоговый учет. Причем порядок признания доходов и расходов, а также учета отдельных хозяйственных операций в целях налогообложения значительно отличается от порядка, применяемого для целей бухгалтерского учета. Поэтому теперь при разработке учетной политики бухгалтеру придется устанавливать методы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.  

 

Глава 1

Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.