Основные методы эмпирического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Исследование социальных проблем многодетной семьи представляется особенно актуальным в наше непростое время. Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших детей.

Несмотря на явный демографический кризис, многодетная семья сегодня является поводом для обсуждения, причем высказываются два прямопротивоположных мнения - за и против.

В связи с этим, гипотезой нашего исследования станет предположение о том, что многодетная семья сегодня - это непозволительная роскошь для среднестатистической семьи и позволить иметь более одного ребенка - значит обречь всю семью на полунищенское существование.

Объектом нашего исследования является многодетная семья. Предмет исследования - проблемы и перспективы многодетной семьи. Целью курсовой работы является методика изучения социальных проблем многодетной семьи. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить основные методы эмпирического исследования.

2. Рассмотреть основные социальные проблемы многодетной семьи.

3. Провести социологическое исследование на тему "Многодетная семья: за и против".

В первой главе мы рассмотрим понятие методов социологического исследования. Методики изучения могут быть разными, но нам представляется наиболее результативной методика анкетного опроса, которую мы и будем использовать. Во второй главе мы попытаемся проанализировать социальные и экономические аспекты многодетной семьи, ее проблемы и перспективы в настоящее время. В третьей главе мы опишем проведение группового анкетного опроса и проанализируем его результаты.

Теоретической базой исследования послужили работы ученых-исследователей в этой области: Штейн А., Дивицыной Н.Ф., Холостовой и др.



Основные методы эмпирического исследования

 

К числу основных методов исследования принято относить опрос и его варианты (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов и эксперимент.

Чаще всего социологи обращаются к разновидностям опросного метода, так как именно он лежит в основе любых количественных исследований, которые численно существенно преобладают.

 

Групповой анкетный опрос

 

Под групповым опросом понимается разновидность письменного анкетного опроса, отличающегося единовременным, но индивидуальным заполнением опросных листов труппой лиц, находящихся в определенное время в определенном месте.

Использование группового опроса обусловлено типом выборки. Конечно, обеспечение квотной выборки в масштабах города или района не представляется возможным, другое дело, если объектом внимания социологов является группа людей, т.е. необходимо охватить ту или иную групповую совокупность. Ею может быть любой производственный/учебный коллектив (бригада; коллектив работников фирмы; класс; студенческая учебная группа) или группа людей, временно объединенных обстоятельствами жизни (публика спектакля, слушатели лекции, пациенты больницы и т.п.).

Оптимальная численность респондентов при групповом опросе составляет 10-15 человек. Однако, если коллектив включает большее число людей (20-30 человек), как, например, школьный класс или учебная группа в вузе, лучше не делить группу пополам, а использовать кроме одного профессионального социолога еще и 2-3 ассистентов, которые раздают и принимают анкеты, следят за порядком в ходе заполнения анкет, в то время как основной исследователь после ознакомления присутствующих с общей инструкцией относительно предложенной анкеты осуществляет лишь общий надзор над процессом работы.

Таким образом, основной исследователь осуществляет контакт со всей группой, а его ассистенты - с отдельными участниками опроса, в частности разъясняя им непонятные вопросы и т.п.

При групповом опросе следует учесть некоторые специфические для этой разновидности опроса требования:

1) объем анкеты не должен превышать 30-40 вопросов, включая социально-демографические характеристики респондентов;

2) формулировки вопросов и варианты ответов должны быть рассчитаны на самостоятельную работу участников опроса и, следовательно, не должны включать сложных для восприятия табличных вопросов. Если включения сложных вопросов не удается избежать, то в ходе инструктажа до начала опроса следует объяснить способ ответа на него и убедиться в усвоении этой информации;

3) содержание анкеты не должно включать интимных вопросов, ответ на которые может быть искажен самим фактом присутствия других людей.

К достоинствам этого вида опроса относится его экономичность по сравнению со всеми другими опросными техниками. Именно этим и объясняется предпочтение этой техники советскими социологами и частично современными российскими исследователями, как правило, ограниченными скудностью материального обеспечения проектов.

Самым серьезным недостатком группового опроса заслуженно считается вероятность прямого или косвенного группового давления, несмотря на индивидуальный характер заполнения анкеты. Имеются в виду не только разговоры и советы в ходе работы над опросным листом - их, в конце концов, можно быстро пресекать, но сам факт присутствия других людей, формирующий психологическую установку "оглядки" на лидера группы, стремления ответить как "все" и т.п.

К числу недостатков еще относят сравнительно небольшой объем информации, который может быть получен при этой процедуре, а также определенные организационные сложности, связанные с необходимостью отыскать удобные для опроса место и время.

Так как групповая техника чаще всего используется при опросе школьников или студентов, рассмотрим специфику этой аудитории.

1. Время заполнения анкеты не должно превышать привычного времени урока (учебного часа).

2. Опрос следует проводить со специальной гарантией анонимности, в отсутствие учителей или других лиц, от которых респонденты находятся в зависимом положении. Это требование абсолютно непреложно для школы.

3. Каждый респондент должен занимать отдельный стол, что повысит возможности обеспечения индивидуальной работы.

4. Если в аудитории оказались лица, высказывающие с самого начала или в ходе опроса негативное отношение к исследованию, их следует незамедлительно удалить, чтобы не нарушить благоприятную атмосферу работы над анкетой.

5. Опрос лучше всего проводить в середине учебного дня, когда участники опроса, образно говоря, уже проснулись и включились в трудовой ритм, но не в конце его - на последнем уроке или лекции, когда респонденты всеми своими помыслами уже находятся вне пределов учебного заведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что групповой опрос является наиболее эффективным и наиболее подходящим применительно к нашей ситуации методом из всех существующих. Поэтому в экспериментальной части нашей работы мы воспользуемся именно данным методом.



Социологический опрос

 

Экспериментальной базой исследования стали студенты нашего института в количестве 50 человек. Это были девушки и юноши в возрасте от 19 до 21 года, то есть примерно одного поколения, обладающие схожим социальным опытом и менталитетом.

Образование респондентов также идентичное, то есть все они являются студентами нашего института и в данный момент имеют незаконченное высшее образование. Что касается этнического статуса, то среди респондентов подавляющее большинство составляют русские (примерно 80%), 15% - марийцы, 5% - татары.

Семейное положение (имеется в виду количественный состав семьи) у респондентов также различное. Нужно отметить, что в связи со спецификой изучаемой нами проблемы, мы не принимали во внимание состав семьи самого респондента, а только семью его родителей и его братьев и сестер, если таковые имеются. Таким образом, выяснилось, что половина всех респондентов - выходцы из семьи, насчитывающей двух детей (включая самого респондента),40% - из неполных семей (то есть один родитель и один или два ребенка) и 10% - респонденты из многодетных семей (3-5 человек детей). Поскольку данная проблема в связи с ухудшающейся демографической обстановкой является, на наш взгляд, особенно актуальной, вопросы были открытого типа, то есть мы не предоставляли респондентам вариантов ответа и участник опроса мог свободно высказать свою точку зрения. В связи с тем, что на вопросы открытого типа даются развернутые ответы и затрачивается большое количество времени, мы не стали задавать большое количество вопросов.

В результате опроса мы получили примерно два варианта ответов, то есть в основном все респонденты высказались либо "за", либо "против". Незначительное количество опрашиваемых вовсе не имели никакой точки зрения по существу вопроса, либо затруднились ответить.

На предложенные вопросы для обсуждения были высказаны две точки зрения:

1. Как Вы думаете, есть ли смысл сегодня иметь многодетную семью?

Позиция "за". Да, есть. Рассуждая на эту тему, сторонники многодетности чаще всего приводили в пример патриархальную русскую семью. Действительно, на рубеже XIX и XX веков семьи в России, как правило, были многодетными. Религия и обычаи того времени поддерживали такой семейный уклад. Отказ от рождения детей или прерывание беременности являлись тяжким грехом: "У кого детей нет - во грехе живет". Крестьяне не были просвещены в вопросах искусственного прерывания беременности, абортов не делали, противозачаточных средств не знали. Детородный возраст продолжался у русских женщин до 42-47 лет. Матери кормили ребенка грудью "два великих поста", и промежутки между рождениями были примерно такими же. Женщина, прожившая замужем весь детородный период, рожала 8-11 раз. В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения станет залогом благосостояния страны.

Позиция "против". Сторонники этой точки зрения считают, что современные условия жизни и тот этап экономического развития России, который совпал с детородным возрастом современной женщины, экономическая непредсказуемость уровня доходов семьи заставляют более ответственно подойти к вопросу планирования количества детей. При этом, по их мнению, вопрос о начавшемся реально демографическом кризисе следует обращать к правительству, а не к рядовым гражданам, для которых установка на материальную стабильность жизни пока не совпадает с установкой на многодетность.

2. Материальный достаток и количество детей в семье

Позиция "за". Вопреки распространенному мнению, деньги - далеко не главная проблема в многодетной семье. Сегодня на нормальное питание и образование для своих детей всегда можно заработать, было бы желание.

Позиция "против". Нужно для начала хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы средства и условия. Материальный уровень жизни семей, где 5 или 6 детей, ниже среднего: дети друг после друга донашивают вещи, явно не хватает игрушек, а станут старше - будет проблема с поступлением в вуз. Что делать в таком случае? Успокаивать себя тем, что семья будет дружной, что дети будут самостоятельными и не вырастут эгоистами? Не лучше ли отдать свои силы одному - двум детям?

3. Возможность самореализации многодетной матери в профессиональной сфере

Позиция "за". Основное предназначение женщины - дарить жизнь. Это ей дано самой природой, то есть она биологически, эмоционально настроена на материнство. Для настоящей самореализации женщине нужно родить 5-7 ребятишек, только тогда она полностью реализует свой потенциал. Вынашивание, роды, кормление, воспитание детей требуют от женщины громадной энергии - и если эта энергия оказывается неизрасходованной, женщина начинает направлять ее в ложное русло, у нее возникает недовольство жизнью, она утрачивает природную женственность и мягкость, уподобляется мужчине и нередко впадает в депрессию, а в таком состоянии ни о какой самореализации речи идти не может.

Позиция "против". Сегодня проблема женской самореализации весьма актуальна. Это желание во многом спровоцировано современными общественными установками. Но вполне естественно, что женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке - одна из этих двух важных сфер все равно пострадает. Поэтому многие женщины выходят из положения, взяв в дом помощницу по хозяйству, а для детей - няню или гувернантку (по возрасту ребенка). Это нормальное явление, которое к тому же позволяет ребенку больше ценить мать как социально успешную женщину. Но сочетание многодетности и успешной карьеры - две вещи, совпадающие только в очень редких, просто исключительных случаях.

4. Воспитание детей в многодетной семье: плюсы и минусы

Позиция "за". Старшие могут помогать родителям: лет с 5-6 ребенок вполне способен занять младшего братика или сестричку 2-4 лет. Многие взрослые устают не столько от взрослых забот, сколько от необходимости играть с детьми, родителям это нередко психологически трудно, но в семье, где один малыш, никуда не денешься - ребенку нужно с кем-то играть. А в многодетной семье дети "замкнуты" друг на друга: старшие играют с младшими, помогают им одеваться, делать уроки, гуляют с ними, освобождая мать от массы забот. Именно в большой семье есть все необходимые условия для преемственности поколений. У детей постепенно вырабатываются навыки общения с братьями и сестрами, затем у старших появляются свои дети, и маленькие дяди и тети учатся общаться с племянниками, разница в возрасте с которыми может быть не так уж велика. Так дети постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, сами дорастают до роли родителей. Вообще, дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку. Они понимают различие мужской и женской психологии, умеют идти на компромисс, очень ответственны, мальчики не чураются "женской" работы по дому, умеют ухаживать за младенцами.

Позиция "против". В семье, где всего 1-2 ребенка, родители имеют возможность внимательно относиться к любому детскому проявлению и реагировать на него соответствующе. Даже во многих семьях, где один - два ребенка, у детей складываются конкурентные отношения, они ревнуют родителей друг к другу, что уж говорить тогда о многодетной семье? У детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего "я".

5. Вокруг многодетных матерей и их детей возникала и возникает до сих пор зона социального неодобрения, и даже отторжения.

Позиция "за". Вокруг многодетных матерей и их детей возникала и возникает до сих пор зона социального неодобрения, и даже отторжения. Многодетные семьи часто расцениваются как "социальные иждивенцы", хотя на практике льготы у них очень скромные, именно многодетные семьи имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни.

Позиция "против". Это не совсем так. В материально благополучной среде многодетность становится модной. А это значит, что у многодетных семей есть будущее.

6. В многодетной семье велик риск быстрого заражения инфекционными заболеваниями.

Позиция "за". Многодетная семья - это большой коллектив, поэтому актуальной проблемой является проблема инфекционных заболеваний, особенно высококонтагиозных, то есть таких, которыми легко заразиться. То есть, если у одного малыша в коллективе кто-то заболел банальной простудой, то велика вероятность того, что все члены многочисленной семьи в течение недели будут чихать и кашлять, лежать в кровати с высокой температурой.

Позиция "против". Решить проблему ОРЗ в многодетной семье сложно, но можно попытаться. И краеугольным камнем в ее решении является профилактика. Для предотвращения острых респираторных заболеваний важны закаливание, прием поливитаминных препаратов, вакцинация. Тем более, что примеру старших очень легко подражают младшие.

7. Возможный риск рождения детей с генетической патологией.

Позиция "за". Проблема, требующая внимания, - возраст мамы, имеющей уже нескольких детей. Третьи, четвертые и последующие роды, как правило, приходятся на возраст после 30-35 лет. Это также повышает вероятность осложнений беременности и повышает риск рождения детей с генетической патологией.

Позиция "против". Ничего страшного на самом деле нет. Просто во время беременности следует проводить соответствующие исследования: ультразвук и исследование показателей крови, которые позволяют предположить генетическую патологию плода. Учитывая все эти обстоятельства, многодетная мама должна своевременно обращаться в женскую консультацию по поводу очередной беременности, как можно тщательнее соблюдать график посещения врача и все его рекомендации. Существует и положительное влияние многократных беременностей и продолжительного периода лактации на организм многодетной мамы. Так, многорожавшая женщина практически застрахована от онкологических заболеваний молочной железы, матки и яичников. Известно, что смех, радость и хорошее настроение продлевают продолжительность жизни. А у многодетной мамы поводов для радости гораздо больше, чем у мамы одного малыша. Ведь она радуется за каждый первый шаг, каждое первое слово, каждую "пятерку" в дневнике.

8. Многодетные семьи - семьи с низким доходом.

Позиция "за". Действительно, чаще всего в такой семье очень низкий прожиточный минимум. Если в семье работает один отец, а мама занимается воспитанием детей, доходы семьи очень низкие. Это накладывает отпечаток на самооценку таких детей - они часто чувствуют себя ущербными из-за того, что не имеют подчас самого необходимого, одеты хуже своих сверстников, не могут посещать вместе с одноклассниками платные мероприятия.

Позиция "против". На самом деле не все так страшно. Во-первых, одежду можно передавать друг другу. Во-вторых, органы соцобеспечения все-таки оказывают поддержку многодетным семьям: проводят благотворительные акции по сбору вещей, государство выплачивает пособия, муниципальные власти также обязаны оказывать материальную помощь таким семьям. Кроме того, для таких детей в школе и детских садах питание бесплатное.

9. Дети из многодетных семей более ответственны.

Позиция "за". Воспитание у детей чувства ответственности в многодетных семьях происходит совершенно естественно, в силу обстоятельств. Старшие приглядывают за младшими, они знают, что они отвечают за них, таким образом чувство ответственности становится для них органичным.

Позиция "против". Количество ответственности и домашних обязанностей, лежащих на ребенке в многодетной семье, может стать поводом для того, чтобы дети впоследствии упрекали родителей в том, что их "лишили детства".

10. Дети в многодетной семье более самостоятельны и более приспособлены к жизни.

Позиция "за". Действительно, на детей из многодетной семьи падает гораздо большая нагрузка. Но в семье, где один ребенок, маме все гораздо легче сделать самой, отсюда нередко инфантилизм и неумение ребенка себя обслужить. А в многодетной семье серьезная помощь детей матери необходима, и дети включаются в домашние дела, причем для них это все психологически оправданно и, кроме того, совместные дела сплачивают семью. К тому же навыки, которые ребенок получает, помогая матери по хозяйству, пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Позиция "против". Возможно, это бывает, но мне кажется, дети, которые знают, что у них есть количественная поддержка в виде родственников, наоборот не стараются быть самостоятельными, зная, что их всегда выручат в трудный момент. Что касается приспособленности, то это тоже спорный вопрос.

Результаты опроса.

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

1. В настоящее время многодетная семья - это действительно роскошь, которая доступна очень немногим семьям. Быстрое и все увеличивающееся расслоение общества на бедных и богатых ведет к тому, что люди, которые может и хотели бы иметь много детей, не могут себе этого позволить. (70%).

2. Анализ условий жизни семей показал: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще установка на рождение одного ребенка. Также выявлена обратная зависимость количества детей от доходов семьи: желаемое при самых благоприятных условиях число детей ниже в семьях с более высоким доходом. Неблагоприятные условия, низкое материальное положение, отсутствие необходимой жилплощади снижают вероятность рождения следующего ребенка (11, 6%).

3. Репродуктивная установка семьи связана с субъективной оценкой супругами своего материального положения. В значительной мере она определяется тем, какое место занимают материальные блага в системе ценностей семьи. (12, 4%).

4. В современном обществе продолжает существовать как традиционная точка зрения, согласно которой назначение женщины - прежде всего материнство и дом (6%).



Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

Многодетная семья сегодня - это объект повышенного внимания с точки зрения ухудшающейся демографической обстановки в стране. Закономерным поэтому становится вопрос повышения ее социального статуса.

За 1989-2002 гг. произошли заметные перемены в репродуктивном поведении и ориентирах населения в сторону сокращения числа детей в семье. В настоящее время показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение ее жизни (так называемый суммарный коэффициент рождаемости), составляет 1,3 против 2,0 в 1989 г.

Этому явлению есть объективное объяснение. Действительно, в экономическом плане именно многодетные семьи оказываются в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Подавляющее число многодетных семей (78,3%) живет за чертой бедности.

Неудивительно поэтому, что результаты нашего исследования имеют тенденцию к тому, что несмотря на многие положительные моменты, имеющие место в семье с большим количеством детей, общее мнение таково: многодетная семья - это хорошо, но не у меня лично. Таким образом, наша гипотеза о том, что много детей - это, в настоящее время, непозволительная роскошь, подтвердилась.

Большинство респондентов высказывают такую мысль: если бы поддержка государством многодетной семьи была более существенной и стабильной, чем сейчас, и была гарантирована законодательством, то многие бы имели как минимум троих-четверых детей.



Список литературы

 

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2001.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2006.

3. Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 2003. С.6.

4. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. / Н.Ф. Дивицына. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 325 с.

5. Касьянов В.В. Основы социологии и политологии. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 384 с.

6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 2000. Кн.1. С.125-150.

7. Овчарова Л. Профиль российской бедности // Демоскоп Weekly. 2005.21 марта - 3 апреля.

8. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - Спб.: Питер, 2005. - 320 с.

9. Синельников А.Б. Типы семей и демографическая политика в России // Демографические исследования. 2006. № 4.

10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987. С.217.

11. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья - какая она? (по материалам исследования в Москве) // СОЦис, 2007. № 3. - С.14-15.

12. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья исследования в Москве) // Вопросы социального обеспечения. - 2007. № 19. С.12-13.

13. Шеховцова Н. Многодетные семьи - вырождение России? // Дочки-матери. 2000. Вып.34 (151).

14. Штейн А. Многодетная семья в постиндустриальном мире // СОЦис, 2007. № 4. С.14-18.


[1]Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2006. С. 76-77.

[2] Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 2000. Кн. 1. С. 125-150.

[3] Синельников А. Б. Типы семей и демографическая политика в России // Демогра­фические исследования. 2006. № 4.

[4] Штейн А. Многодетная семья в постиндустриальном мире // СОЦис, 2007. № 4. С. 14-18.

[5] Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 2006. С. 96—99

[6] Штейн А. Многодетная семья в постиндустриальном мире // СОЦис, 2007. № 4. С. 14-18.

[7]Шеховцова Н. Многодетные семьи — вырождение России? // Дочки-матери. 2000. Вып. 34 (151).

[8] Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М., 1987. С. 217


Введение

 

Исследование социальных проблем многодетной семьи представляется особенно актуальным в наше непростое время. Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших детей.

Несмотря на явный демографический кризис, многодетная семья сегодня является поводом для обсуждения, причем высказываются два прямопротивоположных мнения - за и против.

В связи с этим, гипотезой нашего исследования станет предположение о том, что многодетная семья сегодня - это непозволительная роскошь для среднестатистической семьи и позволить иметь более одного ребенка - значит обречь всю семью на полунищенское существование.

Объектом нашего исследования является многодетная семья. Предмет исследования - проблемы и перспективы многодетной семьи. Целью курсовой работы является методика изучения социальных проблем многодетной семьи. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить основные методы эмпирического исследования.

2. Рассмотреть основные социальные проблемы многодетной семьи.

3. Провести социологическое исследование на тему "Многодетная семья: за и против".

В первой главе мы рассмотрим понятие методов социологического исследования. Методики изучения могут быть разными, но нам представляется наиболее результативной методика анкетного опроса, которую мы и будем использовать. Во второй главе мы попытаемся проанализировать социальные и экономические аспекты многодетной семьи, ее проблемы и перспективы в настоящее время. В третьей главе мы опишем проведение группового анкетного опроса и проанализируем его результаты.

Теоретической базой исследования послужили работы ученых-исследователей в этой области: Штейн А., Дивицыной Н.Ф., Холостовой и др.



Основные методы эмпирического исследования

 

К числу основных методов исследования принято относить опрос и его варианты (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов и эксперимент.

Чаще всего социологи обращаются к разновидностям опросного метода, так как именно он лежит в основе любых количественных исследований, которые численно существенно преобладают.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.