Разработана прикладная модель информационной системы, позволяющая снизить трансакционные издержки при выборе продуктов ипотечного жилищного кредитования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как видно из рис.2, в системе ИЖК заёмщики, помимо основных расходов, сталкиваются с наличием трансакционных издержек. В рамках настоящей диссертации была разработана информационная система "Ипотечный кредит", функционирующая на базе персонального компьютера, целью которой является снижение трансакционных издержек потенциального заёмщика, через предоставление ему необходимой и достаточной информации для принятия решения о выборе ипотечного кредитного продукта.

К задачам системы относятся:

поиск информации о кредитных продуктах, удовлетворяющих заданным требованиям;

расчёт отдельных характеристик ипотечных жилищных кредитов;

обработка и предоставление полученной информации в удобной для сопоставления форме.

ИС "Ипотечный кредит" представляет собой продукт эволюции электронных систем, способствующих выбору программы ипотечного жилищного кредитования, и объединяет в себе их основные преимущества. Функциональные особенности ИС "Ипотечный кредит" по сравнению с другими аналогичными программами можно увидеть в таблице 3.


Таблица 3. Сравнительная характеристика электронных информационных систем выбора ипотечных кредитных программ

Возможности   Вид программного продукта Вычисление применяемой ставки исходя из характеристик заёмщика Одновременное использование нескольких механизмов вычисления ставки Применение неогранич-го количества ставок Существов-е базы данных кредитных программ Анализ кредитных продуктов с неаннуитетным способом погашения
Информационная система + + + + +
Банковский "калькулятор" + - - - -
Небанковский "калькулятор" - - + + -

 

Алгоритм функционирования ИС "Ипотечный кредит" заключается в следующем:

Шаг 1: В систему вводится информация о кредитных организациях предлагающих кредиты под залог жилья, а также о предлагаемых ипотечных кредитных продуктах.

Шаг 2: Заполнение пользователем "карточки заёмщика", куда заводится информация о цели кредитования, сроке кредитования, желаемой сумме кредита, сумме ежемесячного дохода и т.д.

Шаг 3: Расчёт ставки за пользование кредитом по всем имеющимся программам, в соответствии с введёнными пользователем данными.

Шаг 4: Расчёт характеристик кредитных программ для данного пользователя, в зависимости от способа погашения кредита. Расчёт характеристик кредита производится по формуле аннуитетного платежа, по формуле кредита с амортизацией долга, а также программа имеет возможности рассчитывать платёж по иным формулам.

Шаг 5: Выбор ипотечных кредитных программ на основе анализа соответствия установленным требованиям пользователя.

Шаг 6: Ипотечные программы, удовлетворяющие требованиям пользователя, выводятся в виде таблицы.

Шаг 7: Пользователь выбирает наиболее подходящие для него кредитные продукты, используя инструментарий информационной системы.

Шаг 8: Данные о выбранных кредитных продуктах и предлагающих их банках выводятся на печать.

Авторская информационная система "Ипотечный кредит" может интегрироваться в систему ИЖК региона одним из следующих способов (таблица 4):

 

Таблица 4. Сравнительная характеристика вариантов использования ИС "Ипотечный кредит"

Механизм использования Преимущества Недостатки
1. Организация открытого доступа на web-сайте. Полный охват граждан. Безвозмездное получение информации. Простота организации доступа.   Высокие затраты на сбор и обработку информации. Нерегулярное обновление информации. Недостаточная достоверность информации.
2. Организация доступа на базе ипотечного брокера Более высокая надёжность информации. Более низкие затраты на сбор и анализ информации. Оперативное обновление информации. Возможность получения консультации специалиста. Взимание платы за пользование программой. Возможность сговора ипотечного брокера кредитных учреждений. Отсутствие возможности установления двусторонних соглашений со всеми кредитными учреждениями.
3. Организация доступа на базе консультационного центра Широкий доступ к программе. Получение консультаций специалистов. Возможность использования административного ресурса для получения необходимой информации. Высокая достоверность получаемой информации. Привлечение бюджетных средств.  

6. Разработана методика финансового планирования деятельности организаций оказывающих информационные услуги в сфере ипотечного жилищного кредитования.

Разработанная автором информационная система, является механизмом, позволяющим снизить транзакционные издержки потенциальных заёмщиков в процессе выбора программы банковского ипотечного жилищного кредитования. Однако, с другой стороны, её использование также неизбежно влечёт за собой возникновение транзакционных издержек, в виде платы за её использование. Отсюда следует необходимость установления цен на информационные и консультационные услуги, предоставляемые с использованием ИС "Ипотечный кредит", таким образом, чтобы их уровень позволял заёмщику экономить на трансакционных издержках, а продавцу - получать прибыль.

Для определения цены услуги по предоставлению информации, полученной с помощью ИС "Ипотечный кредит", автором была разработана методика финансового обеспечения организаций, предоставляющих информационные услуги в системе ипотечного жилищного кредитования.

Для описания предлагаемой методики введем следующие обозначения:

i - вид услуги, предоставляемой организацией;

Х i - цена реализации одной единицы i-й услуги, руб.;

Ni - объём оказанных услуг i-го вида, шт.;

ti - время на оказание i-й услуги, мин.;

d - стоимость часа работы сотрудника, занятого оказанием информационных и консультационных услуг.

S - собственные средства, используемые в плановом периоде, руб.;

К - кредитные средства, используемые в плановом периоде, руб.;

На основании прогноза объемов реализации, составляется прогнозная шкала спроса по каждому виду услуг.

 

- прогнозная шкала спроса на i-ю услугу,

 

где, Ц1i, Ц2i - возможные цены продажи одной единицы i-й услуги в плановом периоде, руб.;

А1i, A2i - прогнозный объем продаж i-й услуги в плановом периоде по цене Ц1i и Ц2i соответственно.

Будем предполагать, что прогнозная кривая спроса (зависимость объема продаж от цены) является линейной функцией вида:

 

Ni = aixi + bi, (2) где:

; ;

 

С учетом принятых обозначений, определим валовую выручку-брутто в плановом периоде:

 

Ввал = xi Ni =  (aixi2+bixi), (3)

 

Совокупные затраты организации в плановом периоде составят:

 

Uобщ = Uпост + Uтр + Н + К x r, (4)

 

где,

Uпост - сумма условно-постоянных затрат предприятия;

Uтр - сумма затрат на оплату труда работников, непосредственно занятых оказанием услуг, которая рассчитывается как:

 

Uтр = Ni x ti x d;

 

Н - сумма налоговых отчислений в плановом периоде;

К х r - сумма платежей за пользование кредитом.

Таким образом, финансовый результат деятельности организации можно записать как:

 

ФР =  (aixi2+bixi) - (Uпост + Ni x ti x d + Н + К x r) (5)

 

Тогда чистую прибыль организации, определим как положительный чистый финансовый результат (ЧФР):

 

ЧП = max {ЧФР; 0}, (6)

а, ЧФР = ФР - К.

 

На основании приведённых формул задачу поиска оптимального объёма оказания услуг и оптимального объёма используемых финансовых ресурсов, обеспечивающих максимальную чистую прибыль, сформулируем в виде следующей экономико-математической модели.

Найти оптимальные значения объёма оказания услуг {Ni*}, их цен {xi*}, а также оптимальные суммы собственных {S*} и заёмных {К*} средств, обеспечивающие максимальное значение чистой прибыли (6).

ЧП ( N1, N2, …, Nn) ® max, при ограничениях: объём оказанных услуг по каждому виду должен быть неотрицательным и задан целым числом Ni ≥ 0, Ni - целое; величина собственных средств, задействованных в производстве, не должна быть больше, чем имеющаяся сумма собственных средств 0 ≤ S ≤ Smax; величина заёмных средств, задействованных в производстве, не должна превышать максимальной суммы кредита, доступной предприятию.0 ≤ K ≤ Kmax; время, затраченное на оказание услуг в плановом периоде не должно превышать календарного фонда времени работников, занятых оказанием услуг Т ≤ Тmax; затраты предприятия не должны превышать суммы собственных и заёмных средств доступных организации Uобщ ≤ S + K.

Сформулированная задача является задачей нелинейного математического программирования, решить которую можно с использованием программного продукта MS Excel, имеющего в составе математического обеспечения пакет программ нелинейного программирования.

Если Ni*, S*, K* решение задачи, то оптимальная цена каждого товара определяется по формуле:

 

х*i = . (7)

 

Порядок расчета:

1. Производится аппроксимация кривой спроса линейной функцией по формуле (2).

2. Определяется выручка организации по формуле (3)

3. По формуле (4) определяются затраты организации на оказание услуг.

4. Определяются финансовый результат (5) и чистая прибыль организации (6).

5. Находится оптимальный объём оказания услуг (Ni*), а также сумма собственных (S*) и заёмных (К*) средств необходимых предприятию.

6. Находится максимальная чистая прибыль.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.