Тема 4. Реформы и контрреформы в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 60-90-е гг. XIX в.

1. Реформы Александра II 60-70-х годов: предпосылки, проведение, сущность и значение.

2. Контрреформы Александра III 80-90-х годов: цели, практика, итоги и значение.

 

Источники и литература

 

Хрестоматия по истории СССР: 1861-1917. М., 1990.

Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.

Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены. Власть и общество: этапы расхождения (о реформах 60-70-х гг. XIX в.) // Родина. 1991. № 11-12; Партия контрреформ (Третье поколение русских реформаторов. 1890-1900) // Родина. 1992. № 2.

Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.

Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. 1.

Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10.

Гошуляк В.В. Пензенское земство. Пенза, 1995.

Гросул В.Я. Истоки трех русских революций // Отечественная история. 1997. № 6.

Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.

Захарова Л.Н. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991.

Зотова Г.А. Экономическое развитие в годы правления Александра III // Преподавание истории в школе. 2006. № 4.

История России XIX – начала XX вв. Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.

Корнилов А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.

 

Методические советы

 

1 вопрос.  Дайте анализ положения в России в дореформенное время, охарактеризуйте предпосылки падения крепостного права, расскажите о подготовке реформ, сути и значения крестьянской реформы 1861г. Подробно расскажите о буржуазных реформах 60-70-х гг. XIX в. в различных сферах, их позитивном и негативном значении. Подчеркните их ограниченный характер, незавершенность, итоги и значение.

2 вопрос. Раскройте причины перехода к консервативным преобразованиям в стране при Александре III, охарактеризуйте суть проводимых контрреформ, их идеологическую основу; ответьте на вопрос: какая альтернатива развития страны была прервана? Дайте анализ социально-экономического и политического развития России в конце XIX в., ее роль и место в мире.

 

Тема 5. 1917 год в судьбе России

 

1. Альтернативы общественного развития после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. Позиции политических партий.

2. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Провозглашение Советской власти.

 

Источники и литература

 

Хрестоматия по отечественной истории (1914-1945 гг.). Сост. Э.М. Щагин и др. М., 1996.

Бутенко А.П. Правда и ложь о революции 1917 года: к 80-летию революции в России // Социологические исследования. 1997. № 2.

Измозик В.С. Временное правительство. Люди и судьбы // Вопросы истории. 1994. № 6.

Кацва Л. Современная Россия: первые месяцы большевистской власти // История. 1997. № 37.

Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. О двоевластии // ПСС. Т.31; Кризис назрел. Большевики должны взять власть // ПСС. Т.34.

Новейшая история Отечества. XX век. В двух томах. Т.1. М., 2004.

Розенталь И.С. Социалистические партии в России начала XX века // Преподавание истории и обществоведения в школе. 2000. № 10.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999.

1917 год глазами отечественных и зарубежных историков // Отечественная история. 1994. № 1.

 

Методические советы

 

1 вопрос. Рассматривая его, обратите внимание на разницу концепций развития революции и ее оценку партиями большевиков и меньшевиков, эсеров и кадетов. Какие средства и формы деятельности применялись партиями в условиях борьбы за власть в период двоевластия, на какие социальные слои населения они опирались. Определите основные альтернативы послефевральского развития России.

2 вопрос. При ответе на него проанализируйте деятельность Временного правительства и Петроградского Совета. Выделите ошибки и недостатки их работы. Подумайте над вопросами: каковы причины апрельского и июльского политических кризисов правительства? Каковы цели Демократического и Государственного совещаний? Почему не удалось объединить демократические силы России в противовес большевикам, сумевшим прийти к власти в октябре 1917 г.? Каково было социально-экономическое состояние России в этот период? Почему неуклонно росло недовольство широких слоев народа и их радикализм? Как шел процесс установления Советской власти?

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 269.