Методики тестового аспектного анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый тест представляет собой перечень важнейших ка­честв (сторон) урока, относящихся к какому-либо его аспекту (общепедагогическому, психологическому и т. д.). Эксперту предлагается дать оценку каждого явления, процесса, качества, результата, отмеченных в перечне. Оцениваются организация, уровень адекватности, степень проявления, выполнения, до­стижения данных сторон урока.

Оценка может быть как качественной, так и количествен­ной. 10 баллов соответствуют максимуму реализации данного качества, целей результатов, минимальное проявление или отсутствие — 1 балл,

Каждое качество урока, указанное в тесте, может анализироваться и оцениваться либо по отдельности, либо в составе группы близких качеств.

При необходимости может быть определена общая балльная оценка урока по данному аспекту (вычисляется средний балл по всем позициям). Это дает возможность сравнивать результаты различных учителей и групп.

Оценка качеств по тесту может производиться при наблю­дении во время или после посещения урока. Тесты не заменяют и не исключают методического отслеживания и разбора урока.

Предлагаются следующие виды аспектного анализа урока.

1. Анализ воспитательных аспектов урока.

2. Общедидактический анализ урока.

3. Анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков.

4. Анализ урока с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся.

 

1. Анализ воспитательных аспектов урока I.  Мировоззренческая направленность: · Личность учителя (пример) · Оптимизм · Отношение к людям · Отношение к миру · Отношение к вещам Учебный труд на уроке: · Рабочее место · Планирование · Активность · Самостоятельность · Прилежание · Уважение к истине Воспитание дисциплины: · Воспитание учащихся · Соблюдение порядка · Ответственность · Умение слушать Требования на уроке: · Тактичность, гибкость · Аргументированность Требования, основанные: — на доверии — успехе — интересе Личностный подход на уроке: · Педагогическая любовь · Понимание детей · Приятие детей · Помощь детям · Оценивание детей 2. Общедидактический анализ урока Цели: · Обучающие · Развивающие · Воспитывающие Содержание: · Объем и структура материала · Актуализация опорных ЗУН · Изложение нового материала · Закрепление Преподавание: · Проблемность · Доступность: · Наглядность и ТСО · Дифференцированный подход Учение: · Работа в зоне ближайшего развития · Самостоятельность Творчество, поиск · Активность · Общеучебные умения Контроль и оценка: · Проверка домашнего задания · Текущая обратная связь · Оценивание · Подведение итогов · Качество знаний учащихся · Качество способов умственной деятельности учащихся

 


 

3. Анализ урока с позиции формирования общеучебных умений и навыков Планирование деятельности ученика: · Мотивация · Проблематизация · Осознание учебной задачи · Самостоятельность целеполагания   · Умение планировать Организация деятельности ученика: · Организация рабочего места   · Наличие, использование средств · Оптимальность действий   · Самодисциплина Усвоение информации: · Управление вниманием · Запись, конспектирование · Работа с книгой, чтение · Работа с ТСО · Диалогические умения · Самостоятельность действий  Формирование СУД (способов умственных действий): · Сравнение, анализ · Обобщение, синтез · Понятие, классификация · Суждение, умозаключение · Воображение, интуиция · Решение задач, проблем   · Оценка и осмысливание ре­зультатов работы · Рефлексия · Самоконтроль · Взаимоконтроль · Этическая оценка · Эстетическая оценка 4. Анализ урока с позиции развития познавательной са­ мостоятельности учащихся Организация урока: • Структура • Мотивация (проблематизация) • Дозировка материала • Начало и конец Общеучебные умения учащих­ся: • Планирование деятельности • Организация рабочего места • Самоконтроль • Самовоспитание • Самообразование («учись учиться») • Саморегуляция Формирование СУД (способов умственных действий) учителем: • Сравнение • Обобщение • Понятие • Суждение • Рефлексия • Воображение Деятельность учащихся: • Репродукция • Самостоятельная работа • Применение знаний • Поиск • Творчество                    Личностный подход учителя:   • Положительное стимулиро­вание • Формирование «Я-концепции» • Индивидуальный подход • Дифференцированный под­ход

Картограмма оценок умений учителя и ученика при посещении урока
(По П. И. Третьякову)



Учитель                                                  Ученик

Блок 1. Умение ставить цели и планировать деятельность свою и ученика.

 

1. Ставить цели при планировании урока 1. Ставить перед собой цели в соответствии с целями урока
2. Отбирать содержание учебного материала в соответствии с запланированными целями и задачами урока 2. Воспринимать и перерабатывать информацию (содержание материала)
3. Отбирать дидактический материал, наглядные пособия и ТСО для изучения содержания учебного материала 3. Работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО
4. Планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачами урока 4. Планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока

Блок 2. Умение эффективно организовать деятельность свою и ученика.

 

5. Эффективно организовать свою деятельность во времени в соответствии с целя ми и задачами урока 5. Организовать свою деятельность, во времени в соответствии с заданными целями и задачами
6. Эффективно организовать свое рабочее место и место ученика в соответствии с за данными нормативами 6. Организовать свою деятельность на рабочем месте

Блок 2. Умение провести анализ, оценку и регулирование деятельности своей т ученика

7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности 8. Провести анализ и оценку деятельности ученика 9. Осуществлять на основе контроля регулирование деятельности своей и учащихся 7. Провести самоанализ и самооценку своей деятельности 8. Осуществлять взаимоконтроль и оценку деятельности других 9. Осуществлять на основе самоконтроля регулирование своей деятельности

Алгоритм действий

I. Оценить каждый показатель блока умений учителя и уче­ника:

1 — критический уровень;

2 — достаточный уровень;

3 — оптимальный уровень.

 

II. Вычислить средний показатель по блоку: сложить баллы по каждому показателю и разделить эту сумму на общее число показателей блока. Аналогично вывести обобщенный пока­затель (средний) по оценке в целом.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (
По Т.И. Шамовой)

Таблица

Характеристика урока Показатели
1. Цель урока названа 2. Организованы действия учащихся по принятию деятельности 3. Соответствие содержания учебного ма­териала триединой цели урока. Методы обучения обеспечили: а)    мотивацию деятельности б)    сотрудничество учителя и учаще­гося в)    контроль и самоконтроль 4. Соответствие методов обучения: а)    содержанию учебного материала б)   триединой цели урока 5. Формы познавательной деятельности обеспечили: а)    сотрудничество учащихся б)    включение каждого ученика в деятельность по достижению три­ единой цели урока 6. Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала и триединой цели урока 7. Уровень достижения ТЦУ: а)    познавательный аспект б)   воспитательный аспект в)    развивающий аспект  

Примечание. Балльные оценки: реализовано полностью — 2; реализовано частично - 1; не реализовано — 0.

Например: эффективность урока Эу = (17 • 100 %)/26, где 17 — сумма баллов, выставленных экспертом; 26 — макси­мально возможная сумма баллов.

Если Эу = 85 % и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; если Эу = 65...84 % — урок хороший;  если Эу = 45 ...64% — урок проведен удовлетворительно.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 196.