VI.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКА СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

VI. 4.1. Краткая характеристика возраста

Биологически юношеский возраст (15—18 лет) является периодом завершения физического созревания. Дальнейшее физическое развитие протекает в рамках, характерных для взрослых людей.

Социальное положение юношей в целом не отличается от положения подростков — они учатся, находятся на иждивении родителей. Ведущая их деятельность —учебно-профессиональная. Однако деятельность и структура личности в этом возрасте приобретают и новые качества, характерные для взрослых. Главная задача данного этапа — выбор профессии. В это время происходит сложный процесс социльного и личностного самоопределения. Наряду с учебой участие в производительном труде рассматривается как важнейшее условие для самоопределения, выбора профессии-и взросления. Юношеское самоопределение исключительно важный этап формирования личности. Он предполагает развитие умственных способностей и специальных интересов, без которых не-

152


возможен выбор профессии, завершение формирования нравственного самосознания, мировоззрения, убеждений, а в целом — жизненной позиции. Немаловажное значение в этом возрасте имеет и определение психосексуальных установок и ориентации, т. е. отношение к вопросам пола, нормам морали. Советская молодежь высоко ценит моральную чистоту отношений. Идеал благородной романтической любви остается ее ведущей ценностной ориентацией,


VI.4.2. Умственное развитие

Учебная деятельность в старших классах требует от школьников большой активности и самостоятельности при усвоении знаний, творческого теоретического мышления. Поэтому развитие интеллекта в юности связано с развитием творческих способностей. Это не просто усвоение разнообразной и сложной информации, а проявление интеллектуальной инициативы. Однако тот уровень учебной деятельности, который сложился в средних классах, оказывается часто недостаточным для усвоения программы IX — X классов. Это несоответствие и является движущей силой умственного развития в данный период.

В 15—17 лет у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами, подчиняя их определенным задачам жизни и

деятельности.

Наблюдение становится более целенаправленным и систематизированным. В развитии памяти преобладает отвлеченное словесно-логическое запоминание, используются различные мнемиче-ские приемы для лучшего запоминания. Внимание становится полностью управляемым. Старшие школьники могут без особого напряжения длительное время сосредоточивать внимание, у них совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Но наиболее существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственной работы. Учащиеся старших классов в состоянии самостоятельно разобраться в новом учебном материале, написать реферат, объяснить явление, аргументировать, доказать истинность или ложность положений, критически мыслить.

Следует заметить, что все перечисленные положительные особенности характеризуют количественные изменения в интеллектуальной сфере старшеклассников. Качественные сдвиги в структуре мыслительных процессов определяются не тем, какие задачи решают школьники, а тем, как они это делают.

К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логические операции от конкретных объектов, классифицировать высказывания по логическому типу, решать поставленные задачи, находить и ставить проблемы. Конечно, не все старшеклассники достигают этого уровня, а достигшие его не всегда используют свои возможности. Новые умственные качества

153


они чаще всего применяют выборочно, в тех видах деятельности, которые их больше интересуют, профессионально более значимы, а в других могут обходиться умениями, выработанными на более ранних этапах развития.

На уроках физической культуры в старших классах необходимо использовать эти потенциальные психологические возможности. Отдельным учащимся можно давать задания наблюдать за правильностью выполнения упражнений, соблюдением правил другими учащимися с тем, чтобы в конце урока дать их анализ. В таких случаях задача должна ставиться конкретно и четко. Этот прием особенно эффективно можно применять, когда ученики освобождены от урока. Подобные задания не только относительно активизируют освобожденных на уроке, но и приучают к интеллектуальной работе при выполнении физических упражнений.

Требовательность к убедительной аргументации, обоснованности и доказательности, потребность иметь собственную точку зрения необходимо учитывать в работе с юными спортсменами. Если в возрасте 11—13 лет они принимают все предлагаемое тренером на веру, то в старшем возрасте хотят понять, почему именно такая нагрузка им нужна. Неумение учитывать эти особенности может привести к глубокому конфликту между ним и учениками.

Характерным для старшеклассников является избирательное отношение к учебным предметам, определяющееся в основном ий-тересами, связанными с профессиональной направленностью. Как правило, интерес к урокам физической культуры в старших классах снижается, так как потребность в двигательной активности (в отличие от более раннего возраста) уже не переживается так остро. В связи с этим к урокам физической культуры в старших классах предъявляются более высокие требования; они должны удовлетворять не только физическую потребность в движении, но и познавательную (познание возможностей своего организма). Девушки и юноши очень внимательны к особенностям своего тела и внешности, их чрезвычайно интересует, насколько они соответствуют стереотипному образцу мужчины и женщины. Если на уроках физической культуры удовлетворяется потребность в развитии силы, ловкости у юношей, женственности, гибкости у девушек, то отношение к урокам будет положительным.

В тех школах, где физическое воспитание проводится на высоком уровне, где большое место отводится умелой пропаганде и просветительной работе о значении физической культуры для сохранения здоровья, для гармонического развития человека, интерес к урокам физической культуры оказывается достаточно стойким и в старших классах.


YI.4.3. Развитие личности

Завершение формирования самосознания является главной особенностью юношеского возраста. Самосознание старшего-школьника отличается прежде всего потребностью оценить свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей.

154


В результате формируется целостное представление о самом себе — образ «Я». Это сложное психологическое явление предполагает особое отношение личности к себе и включает три взаимосвязанных компонента: познавательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение; поведенческий— практическое отношение к себе. Образ «Я» — это не просто осознание своих качеств, это прежде всего самоопределение личности: «Что я такое? Что я могу? На что я способен? Какая от меня польза?»

Развитие самосознания, образа «Я» в старшем школьном возрасте связано с высоким уровнем умственного развития. Благодаря этому совершенствуется возможность самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельности.

В старшем школьном возрасте повышается в целом адекватность самооценок, хотя процесс этот не однозначный, так как самооценка часто выполняет две различные функции: способствует успешному выполнению деятельности и выступает как средство психологической защиты (желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки).

Эту психологическую особенность юношеского возраста очень важно учитывать в работе со спортсменами. У юных спортсменов чаще, чем у не занимающихся спортом, формируется неадекватно завышенная самооценка. Она связана не с функцией психологической защиты, а с переоценкой своих возможностей в условиях быстрого роста результатов, рано пришедшего успеха. Как следствие развивается неоправданный оптимизм, зазнайство, высокомерие. Серьезное отношение к тренировкам может смениться в этом случае легкомысленным, что повлияет не только на успешность спортивной деятельности, но и на формирование личности в целом. В такой ситуации тренеру необходимо особенно требовательно относиться к спортсмену, тактично помогая ему сформировать правильное, объективное представление о себе, о собственной личности.

На основе самосознания у старших школьников развивается потребность в самовоспитании. В отличие от подросткового оно направлено не только на преодоление отдельных недостатков или развитие конкретных качеств, но и на формирование определенного, целостного морально-психологического облика. Как и у подростков, самовоспитание старшеклассников нуждается в руководстве со стороны взрослых.

Важнейшее значение в формировании личности старшеклассника имеет мировоззрение. Именно в этом возрасте созревают познавательные и личностные предпосылки. Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску, хотя, безусловно, мировоззрение включает и социальную ориентацию. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности— поиск смысла жизни. Важное значение на этом этапе имеет


155


правильное совмещение ближней и дальней перспектив. Понимание будущего как продукта собственной, совместной с другими людьми деятельности —установка активного члена общества. Представление, что 'будущее «само придет»,— установка иждивенца и потребителя. Производительный труд на всех ступенях школьного образования будет способствовать решению задач формирования у старшеклассников мировоззрения деятеля, борца.

Для формирования мировоззрения необходимо развитие нравственного сознания. В старшем школьном возрасте оно отличается усилением роли нравственных убеждений. Поведение старших школьников в большей степени, чем у подростков, определяется нравственными установками.

Спортивная деятельность — важное средство нравственного воспитания в юношеском возрасте. Занятия спортом воспитывают ценные нравственные качества: патриотизм, коллективизм, честность, ответственность, принципиальность, справедливость. Однако при плохой организации воспитательной работы спорт может формировать отрицательные нравственные качества: эгоизм, самовлюбленность, рвачество и др.

Формирование личности на всех ступенях развития происходит в процессе общения и деятельности в коллективе. Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Повышается социальный уровень целей, обогащается содержание совместной деятельности. Ядром коллектива является комсомольская организация. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью углубление общественно-политических знаний, участие в общественно полезной трудовой деятельности.

Для раннего юношеского возраста характерно эмоционально- w личностное отношение к коллективу. Из всех признаков коллектива на первое место ставится сплоченность и дружба между его членами. Особенно ценятся такие качества личности, которые проявляются в общении, во взаимоотношениях с товарищами.

Статус старшеклассника в коллективе оказывает самое сильное влияние на его поведение и самосознание. Неприятие коллективом класса нередко становится причиной преждевременного ухода из школы. По данным М. А. Алемаскина, девять десятых зарегистрированных несовершеннолетних правонарушителей были в классе изолированными. Поэтому большое значение имеет для старшеклассников принадлежность к другим, нешкольным коллективам, где они могут осуществлять самореализацию. В частности, коллектив спортивной секции ДЮСШ дает возможность многим юношам и девушкам, не нашедшим места в коллективе класса, проявить свои способности и наилучшие качества.

Важной психологической особенностью личности старшеклассников является остропереживаемая ими потребность в любви и дружбе. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений. Она предполагает большую степень интимности, чем дружба, как бы


включает в себя дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола в юношеском возрасте выражает потребность е любви, и прежде всего в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаются. Потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

Потребность в любви у юношей и девушек проявляется по-разному.

Разобщенность чувственно-эротического и душевного влечений особенно типична для мальчиков, бурный темп полового созревания опережает у многих из них развитие тонких коммуникативных и эмоциональных качеств. Влюбленность, ухаживание важны для них как признаки повзросления. Если чувство любви запаздывает, они стараются заменить его придуманным. Отсюда оглядка на мнение товарищей, хвастовство «победами», чаще мнимыми.

У девушек половое влечение протекает менее бурно. У них сначала появляется потребность в психологической близости с юношей и только потом в эротической чувственности. Они более склонны к тонким психологическим нюансам во взаимоотношениях, чаще скрывают свои увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.

Все эти особенности взаимоотношения полов приводят к некоторому психологическому обособлению девочек и мальчиков в старших классах, что может усложнять решение общеколлективных вопросов.

В своих взаимоотношениях юноши и девушки сталкиваются со многими моральными проблемами, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности. Старшеклассники остро нуждаются в помощи взрослых, которые, однако, не должны бесцеремонно и бестактно вторгаться в их интимный мир. Подготовка юношей и девушек к семейной жизни требует совершенствования системы морального воспитания и полового просвещения.

Психологические особенности старшеклассников должны быть в поле зрения тренера. Любовь может стимулировать юного спортсмена на интенсивную работу, высокие результаты, а может и дезорганизовывать его деятельность. Знание личных переживаний ■своих воспитанников и тактичная помощь — необходимый и важный аспект в многогранной деятельности тренера.


 






156



157


Глава VII ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания.


VIM. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

VII. 1.1. Сущность обучения

Обучение— это целенаправленно организованный, систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов (учителей, тренеров).

Обучение включает учение и преподавание. Учение —это деятельность ученика по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподавание — это педагогическая деятельность учителя, тренера по организации и управлению учебной деятельностью. Педагогическая деятельность характеризуется содержанием (чему обучать), методами (как обучать) и объектом педагогических воздействий (кого обучать).

Обучение — двусторонний процесс. Он предполагает активное
взаимодействие учителя и ученика. Только при этом условии мо
жет быть достигнута основная цель—усвоение знаний, приобрете
ние умений и навыков.                                                         /




Дата: 2019-04-23, просмотров: 208.