III.3.2. Способности и задатки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В обыденном представлении с понятием «способности» связывается представление о врожденности. Многие люди ошибочно считают, что способности передаются от родителей к детям. Для доказательства наследования способности обычно говорят о семействах, в которых на протяжении нескольких поколений появились лица с выдающимися способностями. Прапрабабка Л. Н. Толстого  Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А. С. Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами. У пяти крупнейших представителей немецкой культуры— поэтов Шиллера и Гильдерлина, философов Гегеля и Шеллинга, физика  Планка общим предком был живший в XV в. Иоган Вакт. Умерший в 1719 г. житель Вены Симон Михель был прадедом К- Маркса и Г. Гейне*. В семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях предков насчитывалось 18 композиторов, из них 11 приходилось на родственников по нисходящей линии, причем всего 10 мужчин из этой семьи не обнаруживали музыкальных способностей **. В семье Моцарта насчитывалось пять талантливых музыкантов, у Иоганна Штрауса, автора всемирно известных венских вальсов, отец был известным композитором и т. д. Известны семейные династии артистов, врачей, юристов,

спортсменов и т. п.

Основываясь на этих данных, многие буржуазные ученые считают, что одни семьи обладают наследственными высокими способностями, а другие — нет и поэтому даже при благоприятных условиях развития не смогут сделать ничего выдающегося.

Ошибочность подобного вывода обусловлена тем, что он делается на основании тенденциозных исследований только семей выдающихся людей, без анализа родственных связей малоталантливых людей. Вместе с тем если детально проследить их родственные связи, то обнаружится, что у этих людей тоже есть выдающиеся родственники. Поэтому нелепы выводы буржуазных ученых о «чистой расе». Их исследования методически порочны. Кроме того, в них не учитывается так называемая социальная наследственность. Нет ничего удивительного, что дети известных спортсменов тоже занимаются спортом и добиваются заметных успехов: они с детства приобщены к спорту и полюбили его благодаря горячей увлеченности своих родителей.

Генетическая наследственность, конечно, играет определенную

* См.: Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978, с. 39. ** См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 641.

81

Зак. H6S


роль в развитии способностей человека, но они не являются^ функцией только одной этой наследственности. Во-первых, гене-! тическое и социально формируемое слитно в каждой способности; в неразрывное единство, так что только гипотетически можно! говорить о преобладании одного над другим. Во-вторых, наследуются не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.

Эти органические наследственно закрепленные предпосылки развития способностей называются задатками. Для двигательных способностей такими задатками являются особенности нервно-мышечного аппарата, для интеллектуальных — сила и подвижность нервных процессов, хорошее кровоснабжение мозга и т. п. Задатки служат предпосылками развития способностей, но совершенно не однозначны с ними и не определяют развития способностей автоматически. «Способности не заключены в задатках. В онтогенезе они не проявляются,, а формируются. Задаток — не потенциальная способность (а способность не задаток в развитии), так как анатомо-физиологическая особенность ни при каких условиях не может развиться в психическую особенность. Следует учитывать также, что природные предпосылки и сами по себе являются продуктом исторического развития. То, что запечатлевается в нервной системе и что передается от поколения к поколению в виде определенных задатков, является тоже результатом длительного филогенетического развития»*.

Задатки полифункциональны. Это означает, что на базе одних и тех же задатков могут быть сформированы самые различные способности. Какие — зависит от окружающей среды, условий воспитания и обучения, требований конкретной деятельности. Например, высокая подвижность нервных процессов может войти в структуру способностей к разным видам спорта, связанным с необходимостью реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, изменять темп и ритм (игровые виды спорта, бокс, фехтование, стендовая стрельба и т. п.).

Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от самого человека или выбранного им рода деятельности, но и от конкретных исторических условий и потребностей общества. По этому поводу К- Маркс и Ф. Энгельс писали: «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант — это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей» **. В качестве иллюстрации этого положения психолог Я. Л. Коломинский рассматривает следующую воображаемую ситуацию: «Где-то на одиноком и далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме одноголосого пения, и никакого другого музыкального

* К р у т е ц к и й В. А. Психология математических способностей школьников.— М.: Просвещение, 1968, с. 74.

** Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 392.

82


инструмента, кроме барабана. В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокой музыкальной культурой и попал там к хорошим

педагогам» *.

Таким образом, отвергая положение о врожденности способностей,, советские психологи ни в коей мере не отвергают того факта, что в основе их развития лежат задатки. Различие здесь примерно такое же, как между рудой и полученным из нее металлом. Руда, конечно, определяет в какой-то степени конечный продукт, но еще больше он зависит от потребностей общества в определенном типе сплавов, уровне технологии, способах обогащения руд и т. п.



III. 3.3. Виды способностей

В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие способности обусловливают успешность выполнения широкого круга видов деятельности, а специальные— только строго определенных видов деятельности. Так, ловкость, хорошая зрительно-моторная координация движений необходимы представителям фазных видов спорта, а устойчивость позы— преимущество специализирующимся в пулевой стрельбе.

К общим способностям, необходимым для успеха почти во всех видах деятельности, относят интеллект, креативность и психомоторные качества личности.

Интеллект. Попытки психологов измерить умственные способности привели к разработке понятия «интеллект». Оно было идентифицировано с коэффициентом интеллекта (КИ), получаемым с помощью тестов умственных способностей. Такие тесты по меньшей мере частично измеряют различные аспекты общих умственных способностей, важных для адаптации в той культурной среде, в которой эти тесты разрабатывались. По содержанию тесты умственных способностей представляют задачи, допускающие только один правильный ответ. Правильным считается тот ответ, который использует всю информацию, содержащуюся в

условии задачи.

Это положение хорошо иллюстрирует известная задача английского психолога Г. Айзенка **. Карлик живет на 20-м этаже небоскреба. Каждое утро, отправляясь на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на 1-й этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, поднимается на 10-й этаж, ас 10-го этажа до 20-го идет пешком. Почему он сразу не едет на 20-й этаж? Ответы: «тренируется», «сгоняет вес», «навещает знакомую на 10-м этаже» — вполне правдоподобны, но не верны. Правильный ответ: «Карлик  не может дотянуться до кнопки

* Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М.: Просвещение,

1980, с. 197—198.

** См. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М.: Мир, 1972, с. 15.

4*                    83


20-го этажа», так как только в этом ответе используется вся информация, содержащаяся в условии задачи. В остальных ответах не использована информация о росте.

Другой пример. Он построен по принципу «исключение лишнего». Даны названия семи городов: Бухарест, Варшава, Лондон, Магадан, Панама, Тбилиси, Торонто. Требуется исключить слово, которое не подходит к остальным шести. Каждое из перечисленных слов можно считать лишним по какой-либо причине. Можно выделить самый северный или самый южный, самый многолюдный или малонаселенный город. Можно исключить Торонто, потому что он единственный заканчивается буквой «о»„ или Тбилиси, потому что только он заканчивается на «и», и т. д. Критериев может быть много, и соответственно много решений. Но правильное ^решение одно: лишнее слово Бухарест, так как в этом слове три различных гласных буквы, а во всех остальных словах гласные буквы одинаковые. Однако все ответы, кроме одного, не учитывают этой информации и не выделяют общего для всех слов признака повторяемости гласных. Этот принцип нахождения одного единственно правильного решения, наиболее полна использующего информацию, содержащуюся в условии задачи, характеризует все тесты и испытания, направленные на измерение интеллекта. Поэтому интеллектуальные тесты называют также тестами конвергентного (сходящегося) мышления (Дж. Гилфорд). По правильности решения человеком стандартного набора кон-вергентных задач вычисляется коэффициент интеллекта (КИ). Для детей КИ вычисляется как отношение «умственного и «паспортного» возрастов:

_  умственный возраст W1nn

i\.rl ^=                      „                /\ 1UU.

паспортный возраст

Для взрослых такое вычисление КИ не имеет смысла. Для них КИ вычисляется путем сравнения индивидуальных оценок с распределением оценок в популяции. Результаты в статистической классификации людей по уровню интеллекта представлены в табл. 1.

Таблица 1. Классификация населения по уровню интеллекта

 

Оценка КИ в баллах Уровень интеллекта Процент лиц с данным КИ в популяции
130 и выше Очень высокий 2,2
120—129 Высокий 6,7
110—119 Хорошая норма 16,1
90—109 Средний 50,0
80—89 Низкая норма 16,1
70—79 Пограничная зона 6,7
69 и ниже Умственная отсталость 2,1

84


Нижний и верхний диапазоны распределения КИ составляют умственно отсталые и высоко талантливые индивиды. Поскольку распределение КИ непрерывно и нормально, то умственная отсталость и очень высокий интеллект встречаются одинаково редко, всего в 2% случаев. Определение КИ имеет в настоящее время большое значение и используется главным образом при профотборе, при диагностике социальной запущенности и умственной неполноценности. Однако отношение к содержанию и интерпретации значений КИ в настоящее время существенно изменилось по сравнению с некритическим отношением в 30-е годы. Появились многочисленные исследования, показывающие изменчивость КИ, чувствительность его к обстановке, а также зависимость от со-ццальных и культурных факторов. Впрочем, это не снижает важности измерения КИ для личностной диагностики как способа получения информации об интеллектуальных способностях индивида по сравнению со способностями других лиц и о текущем состоянии психического функционирования.

Креативность (творческие способности). Измерение КИ обычно производится для решения задач профотбора. Допустим, необходимый для какой-нибудь деятельности КИ равен 120. Это означает, что большинство квалифицированных специалистов в этой профессии имеют КИ, близкий к 120. Лица, имеющие КИ гораздо ниже 120, плохо справляются с данной работой. Возникает во-» прос: а что, если КИ будет значительно выше 120, например 160? Кажется, что человек с высоким КИ наверняка справится с данной работой. Однако в большинстве случаев такой вывод оказывается ошибочным/Значение величины КИ позволяет делать только негативные заключения; например, что лица с КИ ниже 120 не смогут справиться с данной работой. В отношении лиц, имеющих КИ выше 120, определенного вывода об успешности деятельности сделать нельзя.

Неудачи с использованием тестов для определения интеллекта побудили психологов к разработке концепции творческих способностей. С середины 50-х годов изменение творческих способностей стало одним из основных направлений психологического тестирования. Исследования убедительно показали, что творческие способности не сводятся к понятию «интеллект» и не могут быть измерены с помощью КИ. Понятие «интеллект» соответствует конвергентному мышлению, которое приводит к единственно правильному решению, вытекающему из всего множества имеющихся фактов. Понятие «креативность» соответствует дивергентному, или расходящемуся, типу мышления, т. е. идущему в разных направлениях, продуцирующему множество различных решений. Дивергентное мышление меньше ограничено заданными фактами и условиями задачи, допускает изменение путей решения проблемы, приводя к неожиданным выводам и результатам.

При оценке творческих способностей используются такие категории, как «легкость», «гибкость» и «оригинальность».

Легкость оценивается по скорости выполнения заданий. Гибкость измеряется количеством переключений с одного

85


класса объектов на другие. «Гибкость» и «легкость» — не совпадающие категории. Например, в задании, где требуется придумать разнообразные способы использования консервной банки, могут быть следующие ответы: чашка,, кастрюля, копилка... При оценке легкости это три разных ответа, а при оценке гибкости — только два, потому что кастрюля и чашка, — это посуда, т. е. предметы одного класса.

Оригинальность оценивается по частоте данного ответа в популяции. Если 15% (и более) испытуемых дают такие ответы, то он относится к категории тривиальных. Оригинальность выполнения заданий в общем согласуется с творческими способностями, но лишь тогда, когда она не превращается в вычурность. Люди, придумывающие решения, частота которых менее 0,5%, не принадлежат к числу особо одаренных *.

Как видно, оценка уровня творческих способностей менее формализована по сравнению с оценкой уровня интеллекта.

Психомоторные способности. Любой вид человеческой деятельности включает Движения и двигательные действия, которые во многом определяют ее особенности и успешность выполнения. Поэтому уже на ранних этапах развития прикладных психологических исследований была осознана необходимость выделения психомоторики как одной из сторон общих способностей человека. Вначале существовало представление о наличии «общей атлетической способности», «врожденного моторного навыка», «общей моторной одаренности» и т. д. Однако дальнейшие исследования показали, что в отличие от КИ не существует единого критерия психомоторных способностей. Скорее можно думать, что имеется комплекс слабо связанных между собой качеств. Условно их подразделяют на две группы: а) качества физического развития и б) собственно психомоторные качества**.

К качествам физического развития относятся следующие 9 основных качеств.

1. Статическая сила, которая определяется по максималь
ному кратковременному усилию (подъем тяжести, динамометри
ческие тесты и т. п.).

2. Динамическая сила, характеризующаяся выносливостью по
отношению к постоянным или равномерно повторяющимся мы
шечным усилиям («локальная работа», без значительной нагруз
ки на сердечно-сосудистую систему).

3. Взрывная сила — способность к мобилизации мышц для
выполнения быстрых, взрывных движений (например, прыжков).

4. Общая гибкость — максимально доступное растягивание
мышц туловища.

5. Динамическая гибкость-—способность к быстрым повторным
сгибаниям тела; она зависит от скорости восстановления эластич
ности мышц после растягивания.

6. Общая координация (ловкость) — способность к усвоению

* См. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978, с. 84. ** К у л а г и н Б. В. Основы профессиональной психодиагностики,— Л.: 1984, с. 101—124.

86


и выполнению сложных по координации движений, быстрому переключению и предельно четким, целесообразным действиям при неожиданно возникающих двигательных задачах. Это качество зависит от степени развития не только моторных, но и высших психических функций, связанных с двигательной деятельностью.

7. Общая выносливость — способность совершать работу с
большой нагрузкой «а сердечно-сосудистую и дыхательную систе
мы («глобальную» работу) в течение максимально возможного
времени. Это качество является важным не только для лиц, вы
полняющих преимущественно физическую работу, но и для тех,
кто занят умственным трудом, особенно при его значительной
продолжительности.

8. Специальная выносливость — это устойчивость к утомлению,
связанному с определенным видом выполняемой работы.

9. Равновесие — способность к сохранению равновесия без по
мощи зрения. Она связана с взаимообусловленными чувствами
ориентации и координации движений в пространстве и является
важной характеристикой как общего уровня физического разви-
тиятия, так и качества сугубо профессиональных движений.

В результате анализа собственно психомоторики были выделены 10 основных качеств.

1. Тонкая регуляция движений — способность выполнять точ
ные   движения при участии в них больших мышечных групп
(движения руками или ногами). Задания для измерения данного
качества предусматривают точное и быстрое выполнение управ
ляющих движений с помощью рук и ног (рулевое и педальное
управление). Например, в одном из тестов испытуемый поме
щается в кабину имитатора самолета, положение которой непре
рывно изменяется. Он должен обеспечивать направленность
кабины на один из прицельных огней, корректируя ее положения
с помощью педалей.

2. Координация движений — способность выполнять движения
ногами, руками, требующие координации, и одновременные движе
ния руками и ногами. Например, в одном из заданий, испытуемый
должен поддерживать курсор самолета в определенном положе
нии, действуя согласованно руками и ногами.

3. Дифференциация реакций — способность быстро выбирать и
осуществлять определенные движения или действия, имеющие
различную пространственную ориентацию. Предъявляемые при
этом дифференцирующие сигналы просты, а требуемые действия
не отличаются высокой сложностью. Наиболее типичными явля
ются задания, в которых испытуемому предъявляются два
различных световых (зеленый и желтый) или звуковых (гудок и
звонок) сигнала, которым должны соответствовать различные
движения ручками управления и педалями.

4. Скорость реакции — способность, от которой зависит ско
рость простой реакции на слуховые и зрительные стимулы.

5. Скорость движения руки — способность совершать быстрые
дискретные движения рукой, не требующие высокой точности.
Например, в одном из заданий испытуемый должен как можно

87


быстрее поочередно постукивать по двум металлическим пластинкам, разделенным расстоянием в 15 см.

6. Скорость движений в лучезапястном суставе (теппинг) —■ способность, имеющая ограниченное значение и относящаяся только/ к движениям в лучезапястном суставе. Типичным является задание на постукивание, нанесение точек на бумагу ручкой или карандашом.

7./Слежение — способность выполнять антиципирующие движения в соответствии с изменением скорости и направления объекта/ слежения. Характерным заданием является совмещение курсору с двигающейся точкой на экране.

/8. Ловкость рук — способность выполнять быстрые и координированные движения кистью руки при манипулировании относительно большими объектами. Например, в Миннесотском тесте /испытуемому предъявляется доска с расположенными четырьмя / рядами углублений (по 15 углублений). В каждом углублении / вставлен диск, по размеру несколько больший обыкновенной шашки. Испытуемый должен как можно быстрее вынуть диск, / повернуть его и вставить в то же углубление.

9. Ловкость пальцев — способность совершать быстрые и точ
ные движения с малыми объектами. Типичными заданиями явля
ются тесты на сборку деталей конструктора и ловкость исполь
зования плоскогубцев.

Ловкость рук и ловкость пальцев исходно кажутся более или менее синонимичными свойствами. Однако в целом ряде исследований было показано, что это два относительно независимых свойства.

10. Устойчивость руки — способность выполнять точные уста
новочные движения, в которых роль силы и скорости сведена к
минимуму. Наиболее отчетливо это свойство проявляется в ча
стотных и амплитудных характеристиках тремора.

Приведенный перечень психомоторных свойств не является полным. Некоторые исследователи выделяют и другие свойства психомоторики, например функциональную асимметрию рук, скорость артикуляции и др. Выраженность психомоторных качеств позволяет оценить индивидуальный уровень развития основных действий, операций и функций, значимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. При этом, безусловно, необходимо принимать во внимание высокую специфичность психомоторных качеств и эволюцию внутренней структуры двигательных навыков в результате обучения и тренировки.
























































СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Социальную значимость и поведение человека определяют стержневые свойства личности и их устойчивые сочетания.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 199.