Значение воображения в спортивной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воображение необходимо в любой деятельности человека, в том числе и в спортивной. Например, волевой акт, обязательный во всех без исключения видах спорта, требует хорошо развитого воображения — представления о цели, средствах и результатах предпринимаемого действия. Воображаемые ситуации, предметы, образы выполняют роль мотивов волевых действий.

Спортивная деятельность открывает широкий простор для проявления творчества и развития воображения.

Воображение необходимо спортивному педагогу, тренеру для успешного осуществления педагогической деятельности. Обучая и воспитывая своих учеников, тренер проектирует личность спортсмена, старается предвидеть процесс ее формирования, поступки (даже возможные проступки) спортсмена, его результаты. Воображение необходимо тренеру для успешного руководства спортивным коллективом в условиях соревнования. Уясняя задачу, оценивая обстановку, принимая решения, тренер пытается заглянуть мысленно вперед, представить возможные действия своих учеников и их противников. Развитое воображение дает возможность тренеру понять замысел противника, спланировать ход тактических действий своих спортсменов, принять обоснованные решения и реализовать их.

Спортсмен также должен обладать хорошо развитым воображением. Оно помогает ему лучше понять поставленную задачу и свою роль в ее выполнении, проявить инициативу. Воображение спортсмена играет особенно большую роль, когда приходится действовать в условиях дефицита времени, в сложных, а порой и опасных ситуациях.

Развитие воображения у спортсмена тесно связано с развитием его личности, обусловлено развитием его психики — мотивов деятельности, характера, способностей, знаний, умений, навыков, познавательных, мнемических, эмоциональных процессов, воли. Воображение, как активный творческий процесс, может развиваться только в активной; и творческой деятельности, по мере накопления опыта в ее осуществлении. Особую роль в развитии воображения у спортсмена играет спортивное соревнование.

58


Спортивная деятельность требует развитого оперативного мышления и воображения как основы предвосхищения. Предвидеть будущие свои действия, действия и поведение противника, прогнозировать и проектировать развитие тактических действий — едва ли не важнейшая задача во многих видах спорта, особенно в спортивных играх и единоборствах. За каждым действием партнеров и противников спортсмен должен «увидеть» своим воображением складывающуюся ситуацию, весь ход спортивной борьбы.

Воображение развивается по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на знания, практический опыт и на большой запас представлений. Развитие воображения должно носить целенаправленный характер в связи с потребностями той или иной практической деятельности, в частности спортивной. При этом необходимо иметь в виду формирование как общей способности воображения, так и специальной (в зависимости от вида спорта). Для развития воображения необходимо: а) всемерно расширять запас специальных знаний и представлений, б) воспитывать способность мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его «внутренним» зрением и слухом, предствлять его не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, добиваясь этого путем систематических активных тренировок.

Развитие и воспитание воображения является важным условием формирования личности.


РЕЧЬ

Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве. Речь, по словам К. Маркса, «есть непосредственная действительность мысли» *. Это единство возможно благодаря существованию языка.

Язык — это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. Язык — продукт общественно-исторического развития человеческого общества. С точки зрения исторического материализма язык возник с возникновением общества, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Глубокую оценку роли слова в психике человека дали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»**.

В мире существует более 5000 языков. Каждый имеет определенный словарный фонд и грамматический строй. В общении человек использует лишь незначительную часть языкового богатства.

* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 448. ** Там же, с. 29.

59


Речь — это практическое применение человеком языка в целя: общения с другими людьми.

Речевая деятельность человека и язык изучаются не толькс психологией, но и другими науками, прежде всего лингвистикой. В последнее время быстрыми темпами развивается пограничная дисциплина — психолингвистика.


Физиологические основы речи

Физиологический механизм человеческой речи раскрывается! в учении И. П. Павлова о второй сигнальной системе. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой, зрительной и двигательной. Соответственно в мозгу [развиты три речевые об-| ласти: слуховая, зрительная и двигательная. Речевые центры] возбуждаются не только в момент проговаривания, но и во внутренней речи, произносимой мысленно.

Функции и виды речи

Различают две основные функции речи, теснейшим образом] связанные между собой: коммуникативную, когда язык выступает как средство общения между людьми, и семантическую, или сигнификативную, когда язык является средством выражения мыслей, их образования и развития.

Коммуникативная функция речи, в свою очередь, делится на информационную, выразительную и волеизъявление. Информационная функция проявляется в передаче различной информации знаний и тесно связана с процессами обобщения и обозначения; выразительная функция связана с передачей чувств,и отношения говорящего к предмету (по голосу можно определить, спокоен или взволнован человек, сердится или оптимистично настроен); волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя.

В психологии различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешней считается устная речь (диалогическая и монологическая) и письменная.

Диалогическая (или разговорная) речь возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда они испытывают потребность согласовывать совместные действия, обмениваться мнениями. Диалог — речь поддерживаемая. В ,ходе ее человек ставит уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым своим собеседником, Диалог ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия. Разговаривающие воздействуют друг на друга мимикой, жестами, интонацией, тембром и громкостью голоса. Диалог ситуативен. Тематически направленный диалог называется беседой.

Монологическая речь — это изложение мыслей, знаний

60


одним человеком. Примером монологической речи может быть доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь возможна также в ситуации общения, но тогда характер общения иной, чем в диалоге,— монолог непрерывен. По реакции слушателей говорящий судит о том, насколько его речь понятна и какое действие она оказывает.

Письменная речь появилась позже устной. Она обращена к широкому кругу читателей. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре: через десятилетия и столетия доходят до нас мысли Толстого, Пушкина, Сервантеса, Шекспира.

Внутренняя речь — это речь про себя. Она органически входит во все мыслительные процессы человека. Внутренняя речь формируется на основе внешней 1речи. Однако переход от внутренней речи к внешней часто сопровождается трудностями. Бывает так, что во внутренней речи мысль понятна человеку, а когда он пытается изложить ее другим, оказывается, что его не понимают. Эти трудности связаны с переходом от свернутых, сжатых, понятных для себя мыслей к (развернутым грамматическим и логическим формам, доступным пониманию других.


Основные свойства речи

Различают следующие основные свойства речи: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

Содержательность речи определяется объемом выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений, их значительностью и соответствием действительности. Речь будет содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или иной вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. И наоборот, поверхностные, пустые, органиченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Понятность речи обусловлена прежде всего знаниями слушателей в той области, к которой по своему содержанию относится речь, а также умением говорящего использовать краткие, синтаксически правильно построенные предложения, следить за логикой изложения, не злоупотреблять специальными терминами

и т. д.

Выразительность речи определяется ее эмоциональной насыщенностью (речь может быть яркой, энергичной и, наоборот,. тусклой, вялой), а также ясностью и отчетливостью произношения», правильным акцентированием и интонацией, использованием слов переносного и обратного значения, метафор, сравнений, эпитетов,

гипербол и т. п.

Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли,, чувства и волю других людей, их убеждения и поведение. Очень часто задачей речи становится не столько передача другому лицу тех или иных мыслей и сведений, сколько желание вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения» создать у него определенное отношение к тем или иным фактам,

61


событиям, людям. Наибольшее значение воздейственность реч1, имеет в педагогической (учебно-воспитательной), военной, агита-| ционной и пропагандистской работе.


ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это пережива-]
ние человеком своего личного отношения к тем или иным явлеИ
ниям окружающей действительности, а также субъективного со-|
стояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей!
средой и удовлетворения своих потребностей.                             ;

Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой. Если в ощущениях, восприятии, представлениях, мышлении; отражается объективный мир предметов, явлений, их различные качества и свойства, всевозможные связи, зависимости, закономерности, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга, досады, страдания и т. п.

Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).

Эмоции не существуют вне познания и деятельности. Они возникают в процессе деятельности и влияют на нее. Мир эмоций очень сложен и многообразен. Это и переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, сне; это и удовлетворенность (или неудовлетворенность) человека своим поведением, поступками, высказыванием, деятельностью и т. п. Эмоции человека исторически детерминированы; они видоизменялись под влиянием специального опыта, и это проявлялось в том, что их качественное содержание стало неизмеримо богаче и сложнее, чем у животных. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (моральными, интеллектуальными, эстетическими и др.). Подчеркивая общественную природу человека, К- Маркс писал, что его чувства тоже есть «общественный продукт»*. В эмоциях и чувствах особенно ярко проявляется активный характер психического отражения. Человек не только познает мир, но и воздействует на него, переделывает сообразно своим потребностям. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая это, В. И. Ленин говорил, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» **.

•Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. соч., т. 2, с. 385.

** Ленин В. И. Собр. соч., 4-е изд., т. 20, с. 237.,

62







Дата: 2019-04-23, просмотров: 339.