Принципы деятельности в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В самом широком смысле деятельность есть целенаправленное воздействие субъекта (человека) на объект. Вне отношений субъекта с объектом деятельности не существует.

Человек как субъект деятельности осуществляет действия, направленные на тот или иной объект живой или неживой природы. Так, рабочий трудится, изготовляя деталь из куска металла, изменяя его форму и свойства в соответствии с производственным заданием, он является субъектом трудовой деятельности. Для спортсмена объектом его деятельности на тренировках и соревнованиях является собственное тело, физические и личностные качества, от уровня развития которых зависит спортивный результат.

Отличительная черта человеческой деятельности — ее целенаправленность. Наличие цели деятельности порождает намерение и мотив действий. Цель является регулятором всех форм активности. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, — подчеркивал К- Маркс, — в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю»*.

Другой отличительной чертой деятельности является ее осознанность, позволяющая рассматривать деятельность в единстве с сознанием личности. Принцип единства сознания и деятельности был введен в психологию С. Л. Рубинштейном. В разных условиях и ситуациях степень и полнота отражения действий в сознании может быть различной •— от ясно осознаваемой до смутно осознаваемой. Однако единство сознания и деятельности имеет место при любых психических состояниях индивида. Цель деятельности всегда осознается достаточно хорошо. Без осознания цели деятельности нет и самой деятельности. Действия и движения становятся деятельностью только тогда, когда ставится намеренная цель их выполнения (например, ходьба в определенном темпе с оздоровительной целью). Если цель деятельности не осознается, то имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Принцип единства сознания и деятельности отражает неразрывное единство познания и воли, подчеркивает невозможность осуществления деятельности без взаимодействия интеллектуальных и волевых процессов личности.

Другим важнейшим принципом психологической теории деятельности является принцип деятельностного опосредствования, введенный в психологию академиком А. В. Петровским. Этот принцип означает, что содержание деятельности опосредует все психические процессы и состояния личности. Выражается это в особенностях взаимоотношений человека с другими людьми, в его поведении, поступках. Наиболее отчетливо действие этого принципа проявляется в групповой деятельности, особенно-


 


Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 18. 18


* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. т. 23, с. 189.

19


сти которой определяют формы и характер взаимоотношений чл< нов группы. Для коллективной деятельности советских людей? характерны классовая солидарность, взаимная поддержка, сшю-| ченность, трудовой энтузиазм.

Деятельность человека всегда осуществляется в определенной системе отношений с другими людьми, даже если он действует' обособленно. Следовательно, деятельность — категория социальная. Советская психология исходит из принципа единства деятельности и общения, рассматривая общение как особый вид человеческой деятельности, целью которого является взаимопонимание людей, взаимодействие, объединение усилий в коллективном труде. Органическая связь деятельности и общения позволили психологу А. А. Леонтьеву ввести принцип «деятельност-ного общения», позволяющий рассматривать все формы общения между людьми как специфический вид коммуникативной деятельности.





Активность и деятельность

Активность человека — это способность производить общественно значимые преобразования деятельности. Активность пред-; варяет и программирует деятельность, является ее непременным признаком, психологической формой выражения. В зависимости от видов проявления различают социально полезную активность людей (например, в труде, в совершенствовании социальных отношений, в достижении успехов в учении, в спорте и др.) и асоциальную активность (например, в случае правонарушений, при-3 чинения вреда людям и государству и пр.). В основе этого деле-| ния лежит направленность деятельности.

Активность различается по сфере формирования. Так, выделяется внутренняя, или внутриличностная, активность, направленная на преобразование самого субъекта, и внешняя, или межличностная, активность, направленная на преобразование окружающего мира и людей. Степень внешней активности во мно-гом определяется потребностями в общении и наличием общих^ целей деятельности.

По своему носителю (или источнику) активность делится на| общественную, коллективную (или групповую) и личную (или индивидуальную). Общественная активность включает^ в себя коллективную и личную активность и реализуется в обществ венной деятельности людей в рамках общественных организаций.'!

Различают также психическую и социальную активность лич-4 ности. Психическая активность личности проявляется в динамике^ и интенсивности поведения, мышления, эмоций, в волевой активности, работоспособности, состоянии психического и физического' здоровья человека. Психическая активность имеет и неосознавае-? мый уровень (например, активность реакций человека в зависимости от свойств его темперамента и нервной системы). Осознание подобной психической активности происходит лишь в случае внутреннего внимания к ней, иными словами, при мысленном сосредо-

20


точении на тех или иных психических процессах и состояниях. В этом человеку могут помочь научные знания в области психологии. Осознанная психическая активность становится психической деятельностью человека, который начинает видеть в ней определенную целесообразность.

Социальная активность личности — более высокий уровень активности— корректируется и направляется целями созидательной деятельности, прежде всего трудом. Социально активная личность строит свою деятельность, опираясь на знание своих прав и обязанностей как члена коллектива, она стремится соответствовать ожиданиям и требованиям коллектива, проявляет общественную сознательность, дисциплинированность. Социальная активность надстраивается над психической активностью и управляет ею. Превращение психической активности в социальную происходит по мере включения личности в коллективную деятельность, по мере принятия требований коллектива и общества. Большинство людей в нашем обществе проявляют высокую общественную сознательность, демонстрируя единство социальной и психической активности в труде, учении, общении, спорте и т. д. Однако бывает, что психически активная личность является социально пассивной, не участвует в общественной деятельности. Одна из задач коммунистического воспитания заключается в том, чтобы сформировать цельную личность, в которой психическая активность проявлялась бы в единстве с социальной активностью. Физическое воспитание, спорт—эффективные средства формирования гармонически развитой и активной личности, школа формирования социальной активности.

Социальная активность — высший вид активности — выражается в действиях субъекта как члена общественной организации, партии, государства. В спортивной деятельности социальная активность личности проявляется в отстаивании принципов коммунистической идеологии, в демонстрации преимуществ социалистического образа жизни и спортивного воспитания, в чувствах коллективизма и патриотизма.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.