ВОСПИТАНИЕ И ВЫРАЩИВАНИЕ МОЛОДНЯКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Воспитание и выращивание молодняка имеют важнейшее значение при работе с породой. Развитие организма собаки происходит неравномерно, определенными стадиями, причем каждая из стадий имеет свои, только ей свойственные особенности и требует необходимых условий для своего развития.

 Если же эти условия в данный период не были созданы, то в последующем периоде организм не сможет восполнить упущенное, и собака так и останется неразвитой. Для пород, предназначенных для различного использования, требуются разные условия воспитания и выращивания. Поэтому воспитание и выращивание должно быть направленным. Для этой цели должны быть подобраны такие условия кормления, содержания и воспитания, которые в полной мере обеспечивали бы получение собак требуемого качества.

 Путем направленного воспитания и выращивания в ряде поколений можно изменить и наследственные качества собаки. Процесс роста и развития организма - самый благоприятный период для создания в породе новых наследственных свойств.

 Мысль о направленном воспитании была выдвинута и практически проведена в жизнь еще в 1878 г. русским академиком А. Ф. Миддендррфом. Путем регулирования кормления жеребых кобыл в разные стадии развития зародыша академик А. Ф. Миддендорф изменял тип телосложения лошади. Широкое применение в производственных условиях принципов воздействия на живой организм на разных стадиях его развития было применено в растениеводстве И. В. Мичуриным, а в животноводстве академиком М. Ф. Ивановым.

 В развитии щенка имеются две основные стадии: эмбриональная (внутриутробная) и постэмбриональная (послеутробная).

 В каждой из этих стадий есть свои периоды и фазы роста и развития.

 У животных разных видов соотношение их эмбриональной и постэмбриональной стадий различно.

 Щенки родятся на более ранней стадии развития, чем травоядные животные, а именно в тот период, когда рост зародыша в длину уже начинает спадать, а интенсивный рост в высоту только начинается. Поэтому щенки при рождении и в первые дни своей жизни бывают коротконогими и широкотелыми (рис. 25).

           

 

Рис. 25. Новорожденный щенок восточноевропейской овчарки

Периоды развития щенков

1. Период новорожденности. Основным кормам в этот период служит молоко матери. Другие корма, если и дают щенку, то в незначительном количестве, и они имеют второстепенное значение для роста и развития молодого организма. В этот период происходит развитие лакательного рефлекса, открываются глаза и слуховые проходы и появляются начальные двигательные реакции (ползание, позднее - бег, прыжки и т. д.).

 2. Молочный период (30-60 дней). Основным кормом щенка продолжает оставаться молоко матери. Другие корма вводят в рацион щенка в больших дозах для его роста и развития, а также для повышения способности организма усваивать эти корма в дальнейшем как основные. В этот период усиливается рост трубчатых костей, и прорезываются молочные зубы.

 3. Предполовой период (2-6 месяцев). В этот период происходит смена молочных зубов на постоянные, формирование основных черт поведения, конституции и экстерьера и возрастная линька. У щенка проявляется рефлекс первичной и естественной осторожности (робость), резкое проявление ориентировочной и начальной оборонительной реакций. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на воспитание щенка и на знакомство его с окружающей средой.

 4. Период полового созревания (6-12 месяцев) - характерен нарастанием индивидуальности в типе развития, формированием характера под воздействием целенаправленного воспитания и начальных приемов дрессировки, оформлением черт конституции и экстерьера.

 В этот период заканчивается развитие половых органов и проявляется половая реакция.

 5. Период физического развития (от 1 до 2 лет) - характерен зрелостью и расцветом функциональной деятельности-продуктивности собаки. Это наиболее благоприятный возраст для специальной дрессировки, в результате которой окончательно формируется тип поведения. Конституция и экстерьер к концу периода достигают окончательного формирования.

Важнейшим фактором при направленном выращивании является кормление. К сожалению, в собаководстве долго не оценивали его значения, надеясь больше на наследственные задатки «именитых» предков, чем на влияние условий правильного и полноценного кормления.

 В период внутриутробного развития щенков на рост и развитие зародышей можно влиять созданием благоприятных условий кормления и содержания суки.

К моменту вязки сука должна быть совершенно здоровой и находиться в состоянии заводской кондиции, так как благоприятные условия для развития эмбрионов должны быть созданы еще до вязки. Рост эмбрионов у собаки относительно быстрый (продолжительность щенности 58-65 дней) и требует усиленного питания суки, которое следует начинать не со второй половины щенности, как ранее было принято в собаководстве, а со дня вязки.

Кормом щенку в первый период после рождения служит молоко матери, которое по своему качеству должно обладать всеми необходимыми элементами для нормального питания щенка. Поэтому в своем корме сука должна иметь достаточное количество витаминов, животных белков, жиров, углеводов и минеральных солей. Неполноценное кормление суки приводит к снижению молочности, сокращению срока лактации и неполноценному составу молока, что является очень часто результатом захудания или гибели щенков. Необходимо следить за правильным распределением молока между щенками. Часто слабые, малоактивные щенки питаются недостаточно, так как более сильные отталкивают их от сосков. Количество молока у сук бывает разное; с момента рождения щенков оно возрастает до 20-23 дня лактации, а затем постепенно снижается. Наибольшее выделение молока приходится на 19-25-й день лактации. Общее количество молока за лактацию колеблется от 26 до 33 л и по отдельным дням распределяется следующим образом (таблица 6):

Таблица 6

Количество молока и дни лактации

Дни лактации 5 10 15 20       25 30 35       40
Количество молока, г 585 614 730 995 938 828 623 302

 

Указанное количество молока не следует считать максимальным, так как оно во многом зависну от конституции, кондиции и условий кормления и содержания суки, а потому может быть значительно повышено хорошим уходом и содержанием.

Состав молока суки отличен от молока других животных главным образом за счет увеличения сухого вещества, в частности белков и жиров. Для сравнения приводим таблицу состава молока у разных животных (таблица 7).

 

Таблица 7

Состав молока у разных животных

Вид животного

Вода  

Состав молока в процентах (сухое вещество)

Всего

белок жир сахар мин. соли
Сука   77,00 9,72 9,26 3,11 0,91 23,00
Кобыла 90,00 2,00 1,20 5,70 0,40 9,30
Корова 87,27 3,39 3,68 4,94 0,72 12,73
Коза 86,88 3,76 4,07 4,44 0,85 13,12
Овца 83,57 3,15 6,18 4,17 0,93 16,43

 

Для увеличения роста и веса молодняка рекомендуется более ранняя подкормка, чем была принята раньше.

 При небольших пометах (4-6) щенков подкармливают с 12-14-го дня, при больших (8-12) - с пятого-шестого дня после рождения.

 В качестве подкормки применяют цельное коровье молоко, а с 10-12-го дня - сырой мясной фарш.                    

Кроме хорошего кормления, необходимого в направленном выращивании, большое значение имеет качественный состав корма, то есть смена и разнообразие кормов, а также способ их приготовления.

 Опыт кормления сельскохозяйственных животных (караваевское стадо и др.), а также опыт собаководов-заводчиков дает ясные доказательства, что качественное изменение корма повышает его усвояемость, а следовательно, и питательную ценность.

 Богатство рационов белками и витаминами способствует повышению обмена веществ и образованию крепкой и сухой конституции.

 Избыток углеводов и кормов, содержащих большое количество воды (корне-клубнеплоды), при отсутствии должного моциона для растущего щенка способствует развитию рыхлой и сырой конституции.   

Если эта задержка в развитии происходит в утробный период вследствие скудного питания матери в период щенности, это явление называется эмбрионализмом. У собак оно выражается в уменьшении веса при рождении, задержке роста туловища в ширину, высоту и длину при относительно пропорциональной длине тонких конечностей.

 Плохое питание щенка в постэмбриональный период приводит к другому виду недоразвитости - инфантилизму, выражающемуся различно в зависимости от того, в какой период плохо питали и содержали щенка. Если щенок плохо питался и формировался в первые четыре месяца после рождения, он вырастает низким, коротконогим, приземистым и широким. Плохое питание в более поздние периоды роста (6-7 месяцев) приводит к образованию длинноногой собаки, с узким черепом и острой мордой, плоской и недоразвитой грудной клеткой, узким крупом и коротким туловищем.

 Наряду с кормлением большое значение в направленном выращивании имеет режим содержания.

 На рост, развитие и образование крепкой конституции большое влияние оказывают солнце, температура, состав воздуха и другие факторы, которые в силу специфики условий разведения собак, в основном в крупных городах, недостаточно используются при выращивании молодняка.

 Без этих факторов, способствующих обмену веществ, при самом лучшем кормлении нельзя получить собаку крепкого типа конституции.

 Особо важным при направленном выращивании является моцион - функциональная гимнастика организма.

 Щенку необходимо как можно больше свободно двигаться на свежем воздухе, во всякую погоду. Лучше всего - это игры со щенками-сверстниками, вызывающие разнообразные положения тела: быстрый бег, борьбу, прыжки и т. д.; все это стимулирует обмен веществ, способствует развитию легких, укреплению мускулатуры, связок и скелета.

 У собак, имеющих достаточно свободного движения, всегда формируются правильные конечности.

 Массовое обследование лаек, кавказских и среднеазиатских овчарок, вырастающих на свободе, показало полное отсутствие у них таких недостатков конечностей, которые очень распространены у городских собак, как то: размет, сближенность скакательных суставов, мягкие и распущенные лапы.

 Кроме игр, щенятам должны быть предоставлены длительные прогулки, связанные с приучением к хождению на поводке и ознакомлением с новыми раздражителями.

 Во время игр и прогулок у щенков должны вырабатываться те навыки и реакции, которые будут необходимы им в дальнейшей дрессировке. Сюда входит: приучение к основным командам, преодоление препятствий, небоязнь выстрелов, недоверчивость к посторонним, развитие хватки, приучение к поноске и т. д.

 Температурные условия также имеют важное значение при выращивании щенков.

 Служебных собак применяют во всякое время года. Поэтому они направленным выращиванием должны быть с самого молодого возраста приспособлены к работе при низкой температуре.

 Однако большинство служебных собак выращивается и содержится любителями-собаководами в квартирах, что изнеживает и ослабляет животных. В результате изнеженности в ряде поколений отдельные собаки и даже целые породы могут применяться только ограниченно: в летнее время, в районах с теплым климатом. Они могут стать совсем непригодными для службы и использоваться только для охраны квартир своих владельцев.

 В то же время «холодное выращивание» имеет свои большие преимущества. Организм собаки с самого раннего возраста приспосабливается к тем условиям, в которых он должен будет жить.

 Содержание на холоде при хорошем, полноценном кормлении (при плохом питании содержание на холоде задерживает рост и развитие) способствует развитию сердца и легких, так как при повышенной теплопродукции для поддержания температуры тела усиливаются процессы дыхания и кровообращения. Таким образом, выращивание на холоде является не только средством закаливания, но способствует также укреплению конституции собаки.

 Тепличное выращивание при комнатной температуре, на мягких диванах изнеживает собаку, ослабляет обмен веществ и вызывает его нарушение, что проявляется в виде разных экзематозных заболеваний, ожирения, преждевременной дряхлости и т. д. Ослабление обмена веществ ведет к ослаблению конституции, снижению работоспособности.

 Избежать этих нежелательных последствий изнеживающего содержания можно регулярным и продолжительным пребыванием собаки на улице во всякую погоду, связывая это с прогулкой, дрессировкой и тренировкой.

 Все эти факторы, направляющие развитие растущего щенка в желательную сторону, должны сочетаться между собой и поддерживать друг друга.

 Для того чтобы вырастить полноценную племенную собаку с хорошими служебными качествами, необходимо сочетать правильное выращивание с правильным воспитанием.

 Под воспитанием щенка следует понимать воздействие определенными условиями внешней среды и приемами воспитания на его нервную систему для развития желательных нам качеств поведения.

 Нервная система щенка в процессе воспитания приобретает новые свойства, которые вместе с врожденными образуют то, что академик И. П. Павлов называл «сплавом нервной деятельности», т. е. особенности поведения, свойственные данной собаке.

 Решающим в воспитании является среда, то есть условия, в которых растет и развивается щенок. Воспитание щенка не должно быть изолированным, «оранжерейным», а должно носить характер последовательного ознакомления молодой собаки с окружающей средой. Воспитывающийся в домашних условиях щенок, естественно, в процессе своей жизни знакомится с разными вещами и явлениями и не боится их. Однако в его воспитании всегда могут быть пробелы, вызывающие боязнь незнакомых ему предметов. Например, городской щенок, спокойно ездящий в автомобиле и не боящийся гудков поезда, боится коровы и лошади; выросшего за городом щенка пугает трамвай и т. д.

 Воспитание и ознакомление щенка с окружающей средой должно носить плановый, систематический характер при соблюдении последовательности введения раздражителей большей силы. Естественно, что невозможно ознакомить щенка со всеми явлениями, с которыми ему придется столкнуться в процессе жизни. Систематическое и последовательное ознакомление подготовит нервную систему щенка к восприятию более сложных раздражителей и сделает реакции щенка менее резкими и болезненными. К сожалению, очень часто еще встречаются трусливые, непригодные для дрессировки щенки, как у любителей собаководства, так и в питомниках, что является результатом неправильного воспитания.

 Воспитание нельзя ограничивать одним только последовательным ознакомлением с окружающей средой. В процессе воспитания у щенка, помимо заторможения всех вредных и ненужных рефлексов, должны быть развиты и закреплены те рефлексы и навыки, которые необходимы для последующей дрессировки и служебного использования.

 Практически разнообразные приемы воспитания, располагаясь по возрастным этапам, должны переходить к дрессировке, причем этот переход необходимо делать малозаметным и постепенным.

 В соответствии со стадиями развития щенка повышается требовательность и вводится воспитание более сложных навыков и реакций.

 Существовавшее ранее убеждение, что щенка необходимо подвергать дрессировке только с десяти месяцев, а до этого он может расти и воспитываться стихийно, без должного специального руководства и системы, совершенно неверно.

 Клубы служебного собаководства должны организовать воспитание щенков с самого раннего возраста. За этим важным делом необходимо постоянно наблюдать и систематически им руководить, постепенно подготовляя щенков к дрессировке.

 Воспитанный без правильного руководства щенок вырабатывает в себе ряд нежелательных навыков. Не привыкший подчиняться владельцу, попадая в дрессировку, такой щенок бурно реагирует на принуждения, плохо воспринимает и усваивает навыки, связанные с выдержкой, и вообще трудно поддается дрессировке. Курс дрессировки ломает уже сложившуюся нервную систему щенка, что часто приводит к нежелательным последствиям.

 Своевременная дрессировка органически связывает воспитание с выращиванием, способствуя физическому развитию щенка, укреплению его нервной системы.

В заключение следует остановиться еще на одном важнейшем факторе, без которого немыслимо служебное собаководство. Речь идет о любви к собаке.

 Собаки уже тысячелетия живут в непосредственной близости к человеку. Работа собак всегда была согласована с действиями человека (охрана стад, охота и др.). Поэтому собаки сильнее других животных привязаны к человеку, преданы ему и очень чувствительны как к ласке, так и к грубому обращению.

 Собака с древнейших времен олицетворяет преданность и верность. О преданности собаки человеку существует много легенд и правдивых рассказов. «Кто не любит собак - не любит верность», - говорит древняя пословица.

Понятно, что любовь к собаке не должна приводить к баловству, изнеживанию, попустительству, недисциплинированности, что влечет неподчинение, а иногда и покусы воспитателя собакой. Контрастный метод дрессировки, строгая требовательность и ласка, наряду с ровным и спокойным обращением - все это, сочетаясь между собой, должно лежать в основе воспитания и дрессировки собаки. Хороший контакт дрессировщика с собакой - это ключ успеха в дрессировке, способствующий появлению у собаки привязанности и подчинения дрессировщику, активной и заинтересованной работы.

                                                                      

Перевоспитание собак

Некоторые особенности поведения генетически предопределены и специфичны для каждого вида животных. Собаки ведут себя, как собаки, а не как коровы или овцы. И нам следует учитывать видоспецифичное поведение. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с ярко выраженным инстинктом охоты, агрессией, проявляющейся по отношению к людям во время игры, или иерархической агрессией по отношению к членам семьи. Обгрызание мебели, копрофагия, агрессивные отношения между кобелями, повышенная потребность в движении – все это особенности вполне нормального поведения собаки.

Специфика поведения может определяться и породой. Например, если лайка не ведет себя, как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди добивались этого! Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку—компаньона.

Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению считается патологией. В этом случае говорят об отклоняющемся (девиантном) поведении.

Не забывайте и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. Суки часто после окончания течки переживают состояние ложной беременности, в связи с чем устраивают норы, «усыновляют игрушки» и т. п.

Очень часто причиной аномального поведения (т. е. не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода заболевания. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, – воспалением мочевого пузыря.

Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении, т. е. о таком, проявление которого нас не устраивает по каким—либо причинам. Это уже более широкий термин, который объединяет девиантное (аномальное) поведение и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к «плохому». Например, видоспецифическое поведение может быть чрезвычайно выражено с нашей точки зрения или по мнению людей, которые нас окружают. Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность. К нежелательным мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, т. е. асоциальное поведение или конфликтное, если оно приводит к конфликтной ситуации. Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека) поведение, например нанесение запаховых меток кобелями в помещении. Поведение, которое просто не нравится конкретному человеку, тоже можно назвать нежелательным.

 

Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться

Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность, а затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, т. е. удовлетворить пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, т. е. становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения голода. И если вы не очень тщательно убрали пищу, то собака непременно доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, с помощью которого собака достала пищу. Новый способ пищедобывания записывается в ее память и при необходимости будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и изжеванной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Стоит 2–3 раза не убрать обувь – и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и интересным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка – это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши родственники считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, щенок получает подкрепление своему попрошайничеству, и это поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя даже каждую третью попытку, – это называется вариабельным, или вероятностным, подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, погасить очень трудно по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения.

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что, кроме навыков, существуют еще и привычки. Приобретаются и закрепляются они так же, как и навыки, в результате многократных повторений, но если последние нужны для достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили одну, тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки (вспомните свои привычки и то, как вы раздражаетесь, когда вам мешают совершить привычное действие). Вот поэтому вам остается одно – начать формирование у своей собаки других привычек, что требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего, потому что, с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности и в связи с этим, а часто и по другим причинам вызывает положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях – одна из ведущих у живых организмов. В опытах со вживленными в «центр удовольствия» мозга электродами крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что в конце концов приводило их к гибели.

Собаке же чаще предлагаются, например, в классической дрессировке, навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, что, естественно, вызывает у нее желание самой формировать свое поведение.

Распространено мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. На самом деле это не так.

Как показали исследования, причинно-следственные (условные) рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что, когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. В качестве примера можно привести описание одного опыта.

У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, а затем в этих же условиях другой, но равнозначный, после чего ей предложили свободу выбора в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: оказалось, что первое запоминается лучше, чем последующее.

Другая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти, причем надолго.

И последнее. Когда формируется навык или привычка, в центральной нервной системе образуется некая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильнее и устойчивее становится соответствующая этому действию совокупность нейронов. И не существует в мире ластика, с помощью которого можно было бы стереть с лица земли эти нейроны.

Таким образом, перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быстрый успех.

Причины нежелательного поведения

Мы на самом деле очеловечиваем собак, а следовательно:

– воспринимаем их поведение не так, как надо;

– навязываем им неадекватные их природе формы поведения;

– общаемся на непонятном им языке;

– используя «человеческие» методы и способы воспитания и дрессировки, неэффективно или неправильно формируем их поведение.

Контрольные вопросы. 1. Сколько периодов развития щенков Вы знаете, охарактеризуйте их. 2. В какой период у суки максимальное количество молока? 3. В каком возрасте начитают прикорм щенков? 4. Какие последствия могут быть при недостаточном кормлении в постэмбриональный период? 5. Какие последствия для собаки возможны при квартирном выращивании? 6. Бывают ли щенки, которые не поддаются тренировке? 7. Что значит видоспецифичное поведение и стоит ли с ним бороться? 8. Какие из навыков: постоянные или вариабельные лучше закрепляются? 9. Что является причиной выработки отрицательного поведения у собак?

 

СОДЕРЖАНИЕ СОБАК

Дата: 2019-04-23, просмотров: 267.