Понятия и формы налогового контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

Что такое налоговый контроль и что входит в налоговый контроль.

Мы с вами до этого говорили об имущественных взаимоотношениях налогоплательщика и государства, но они конечно же невозможны без надлежащего организационного обеспечения. Государство должно обеспечивать определенный контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками обязанности предусмотренных налоговым кодексом. Это те самые организационные отношения, которые обеспечивают надлежащее исполнение налоговой обязанности.

Понятие налогового контроля как разновидности государственного контроля в определённой сфере деятельности определяется в ст 82 НК (Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.). Рассмотрим основные элементы и признаки определения:

1. Это деятельность уполномоченных органов государственной власти- вот в данном случае ст 82 уточняет, что такими органами является система налоговых органов. Мы уже рассматривали правовой статус ФНС и определяли, что особенность этой службы является то, что это единая централизованная система органов контроля, которая уполномочена осуществлять контроль уплаты всех налогов. Но мы отмечали практическую проблему дублирования контрольных полномочий, которая на сегодняшний день стоит довольно остро. Хотя формально такой единственной системой контрольных органов налоговой сферы является ФНС, то фактически с учетом изменений в УПК на лицо дублирование этих функций со стороны налоговой службы и органов следствия, потому что органы следствия могут самостоятельно выявлять нарушение налогового законодательства и квалифицировать их как налоговые преступления, и никакого административного предиката, никакого предварительного условия для возбуждения дела как это было раньше в виде вступившего в силу решения налоговой инспекции не требуется уже. Органы дознания и органы следствия могут выявлять признаки налоговых преступлений, эти составы конечно не представляются достаточно четко определенными. Например, уклонение от уплаты налогов- чрезвычайно широкий круг действий и бездействий могут быть квалифицированы как уклонение от уплаты (это и сокрытие объектов налогообложения, и дробление бизнеса- пример с супермаркетом из 1 лекции).  Налоговая служба не является участником процесса возбуждения уголовного дела, собирания доказательств, она может быть только источником доказательств, но вывод о нарушении нз, о размере недоимки может быть сделан вообще параллельно с налоговой службой, совершенно независимо от нее. Вот то, что мы с вами говорим, что налоговая служба это единый и единственный орган, который следит за соблюдением налогового законодательства, это надо понимать вот с учетом этой поправки в упк. Конечно же механизмы налогового администрирования, налогового контроля они могут использоваться только налоговой службой. При возбуждении уголовного дела, при доведении его до предъявления обвинения, возникает следующая ситуация: перед обвиняемым стоит выбор. он может компенсировать бюджетной системе весь причинённый ущерб ( заплатить недоимку, пенни и штраф) и в этом случ уголовное преследование прекращается по не реабилитирующим основаниям, второй выбор это идти до конца и рассчитывать на справедливый в свою сторону приговор суда, не компенсировать этот ущерб. Но если приговор будет неблагоприятным, если установлен факт преступления, если вынесен приговор то виновное лицо становится ответчиком уже в рамках иска, предъявляемой налоговой службой или прокурором. Иск основанный на общем деликте, и виновное лицо должно будет компенсировать ущерб, но уже как ответчик по гражданскому иску.

2. Предмет контроля- соблюдение налогового законодательства. На самом деле налоговая служба осуществляет различные функции ( регистрирует юр лиц, ип, осуществляет функции агента налогового контроля, лицензирование некоторых видов деятельности). Налоговый кодекс не применяется вот к этим дополнительным функциям. Надо отметить, что поскольку предметом контроля является проверка соблюдения законодательства, то налоговая служба не должна осуществлять проверку целесообразности, экономической эффективности действий налогоплательщика. Об этом неоднократно указывал КС и ВС. Дело в том, что для налогоплательщика есть вариативность вне налоговых правоотношений, которые могут приводить к одной цели экономической, но к разным налоговым последствиям. Можно, например, заключить договор кп или договор лизинга, и конечный результат будет один, а налоговое последствия будут различные. И вот что дела налоговая служба иногда- они начинают проверять а правильный ли выбор делает налогоплательщик при осуществлении своей предпринимательской деятельности, является ли та или иная сделка экономически эффективной. На сегодняшний день помимо позиции КС, который указывал, что нельзя в рамках налогового контроля оценивать эффективность, потому что он хозяйствующий субъект, он предприниматель, это его решение, есть п. 3 ст 54.1 НК, которая говорит, что не может быть основанием для отказа налогоплательщику в тех или иных преимуществах только на том основании, что тот же хозяйственный результат мог быть достигнуть другим способом. Конечно налоговая инспекция может и имеет право проверять реальность расходов. Налоговая инспекция вправе доказывать, что та или иная сделка была совершена исключительно с налоговой целью, исключительно с целью налоговой минимизации (очень похоже на тему с дроблением бизнеса).

3. Формы контроля. Осуществляется только в тех формах, которые предусмотрены законом. Это общий подход публичного права. Например, нет такой формы как контрольная закупка- такого мероприятия налогового контроля не предусматривает налоговый кодекс. Надо отметить конституционный подход, что никакие доказательства, полученный с нарушением закона или вне процедур, которые для этого установлены не могут быть положены в основу решения в налоговой инспекции. Тут надо сделать такую оговорку, что закон допускает достаточно широкий обмен информацией и доказательствами между налоговыми органами, правоохранительными органами, таможенными органами. Проще говоря налоговая инспекция не всегда сама должна получить доказательства, быть первоисточником доказательств. Например, по уголовному делу за неуплату налогов был допрошен свидетель, конечно тут можно было бы сказать что если его показания имеют значение для налогового контроля , то пусть налоговый орган допросит его сам, тем более что такие полномочия есть, но с другой стороны сведения уже были получены законным способом.

Есть возможность получать информацию и от иностранных налоговых служб, если есть соглашение. Сейчас таких соглашений достаточно много

Лекция № 13

Ранее мы с вами говорили о налоговой проверке как основной форме контроля в налоговом праве.

Формы налоговых проверок: выездная и камеральная, что касается проверки ценообразования, это особая проверка предметно по вопросам соответствия цены сделки, это специальный вопрос.

Камеральная проверка – это текущий контроль. Камеральная проверка - это основная форма налоговых проверок. Что её отличает? Прежде всего, камеральная проверка проводится по каждой налоговой декларации. То есть она проводится на основании налоговой декларации, представленной налогоплательщиком и в силу самого факта представления налоговой декларации. Никакого специального решения о проведении камеральной налоговой проверки не требуется в отличие от выездной проверки. Почему так? Изначально была идея, что камеральная проверка – это счетная проверка, то есть налогоплательщик может ошибиться в заполнении декларации, надо ему помочь. Идея содействия налогоплательщику. Пример, если налоговый орган выявляет нарушение, то надо сначала уведомить об этом налогоплательщика, и тогда налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию после ее исправления, либо налогоплат может представить объяснения, если налогоплательщик считает, что он действует правильно. Это все делается для того, чтобы налогоплат мог своевременно отреагировать на выявленные нарушения, наказание здесь не является самоцелью, так задумывалось, но что мы имеем сейчас. Даже КС считает, что даже если налоговый орган не проинформировал налогоплательщика, это, само по себе, не мешает принять решение по результатам проверки. Вроде бы гарантия есть, а санкций нет. Практика исходит из того, что по результатам камер проверки могут применяться меры ответственности. СВ считает, что это не входило в намерение законодателя. Сейчас это углубленная проверка, а не счетная. По общему правилу доп документы в ходе камер проверки исследовать нельзя, по идее надо только на основе декларации и банка налоговой службы (АСК – большая база данных, система контроля рисков, содержит информацию обо всех ндс облагаемых информации, они выгружаются из электронных деклараций) Налоговая служба может отслеживать все цепочки взаимодействия, продавец заявил эту операцию, а покупатель нет, это служит основание для более глубокой проверки. По общему правилу нельзя в ходе камеральной проверки истребовать документы, но есть случаи, когда можно и перечень этих случаев постоянно расширяется. Если налоговый орган выявляет несоответствие налоговой декларации налогоплательщика сведениям, которые есть у налогового органа, в том числе и полученным от контрагентов из их деклараций, то налоговый орган вправе истребовать все первичные документы, касающиеся этих несоответствий и провести осмотр помещений и территорий. В обычной ситуации налоговый орган таких полномочий в рамках камеральной проверки лишён. В рамках проверки по НДС камеральной, налоговая инспекция может применить осмотр, допросить свидетелей и т.д. В итоге камеральная проверка стала массовой проверкой, а выездная экстраординарной.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 182.