Понятие общения. Этапы процесса общения. Функции общения. Виды и уровни общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН

Понятие общения. Этапы процесса общения. Функции общения. Виды и уровни общения.

Средства общения.

Манера общения, взаимодействия с людьми.

Законы аргументации и убеждения

Технология проведения деловой беседы, дискуссии, структура и этапы.

Уровни общения

1. Макроуровень массовые контакты незнакомых людей в достаточно больших группах — в толпе, на митингах и ше­ствиях, на региональном, национальном вплоть до общече­ловеческого социума. Сюда же входят коммуникации через различные виды массовой информации.

2. На мезоуровне происходит общение, например, в учебных и трудовых коллективах между подразделениями.

3. Микроуровень общения — это общение межличностное, под­разумевающее известную психологическую близость парт­неров.


Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

 

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший инте­рес к нему и не скрывают этого.

 

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания лично­сти собеседника обходятся знанием его социальной роли. 

 

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но ин­тересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

 

5) Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

 

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

7) Светское общение. Суть светского общения в его бес­предметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение зак­рытое, потому что точки зрения людей на тот или иной воп­рос не имеют никакого значения и не определяют характе­ра коммуникаций.


Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт — «соблю­дай интересы другого»;

2) одобрение, согласие — «не пори­цай другого», «избегай возражений»;

3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной:

1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип ка­чества информации— «не ври»;

4) принцип целесообраз­ности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

 

Если один собеседник ориентируется на принцип веж­ливости, а другой — на принцип кооперативности, они мо­гут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласова­ны и соблюдаться обоими участниками.

 

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида дея­тельности, связанной с производством какого-либо продук­та или делового эффекта. При этом стороны делового об­щения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический харак­тер, оно проявляется на разных уровнях социальной систе­мы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоце­лью, а служит средством для достижения каких-либо дру­гих целей.

 

В деловом общении предметом общения является дело.

 

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

—общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

—основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.



Вопрос 2. Средства общения

 

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения друго­го человека, выполняющие выразительно-регулятивную фун­кцию в общении.

Врожденные.

Генетические.

Когда человек скрещивает руки на груди, скрещивает ли он правую руку над левой или наоборот? В одном случае он чувствует себя неудобно, а в другом удобно, то есть этот жест не может быть изменен.

Выход из контакта.

Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к действию, которое из­менит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или ус­тановит новые отношения между участниками беседы.

В мире бизнеса или политики деловые беседы представляют собой устный контакт между собеседниками, которые име­ют необходимые полномочия со стороны своих организа­ций или стран для их проведения и разрешения конкрет­ных проблем.

Деловые беседы направлены на реализацию следующих функций:

—поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;

—обмен информацией;

—контроль начатых мероприятий;

—взаимное общение работников из одной деловой среды;

—поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

—поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

Структура деловой беседы:

Подготовка к деловой беседе.

Аргументирование.

Принятие решения.

Фиксация договоренности.

Выход из контакта.

ПЛАН

Понятие общения. Этапы процесса общения. Функции общения. Виды и уровни общения.

Средства общения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.